Рабочая программа по географии 9 класс на 2020-2021 уч.год
рабочая программа по географии (9 класс)

Монгуш Чойганмаа Адай-ооловна

Пояснительная записка

          Рабочая программа по географии для 9 класса составлена   на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программой образовательного учреждения.

Общая характеристика предмета:

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

      Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ N1 с.Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl_gotovo.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по географии для 9 класса составлена   на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программой образовательного учреждения.

Общая характеристика предмета:

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

        Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ N1 с.Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна.

        В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.

        Цели географического образования в основной школе формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровнях требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Помимо этого глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителей её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки. Кроме того, географическое образование призвано обеспечить:

 • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

 • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.

        Цели и задачи курса:

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  •  познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  •  глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

 Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Рабочая программа по географии строится с учётом следующих содержательных линий:

• многообразие природы и хозяйственной деятельности человека; • социальная сущность человека;

• уровневая организация природы, населения и хозяйства.

Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России». В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности        

        Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

        Задачи обучения

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе  работы с различными источниками информации;
  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • формирование географическую культуру личности и обучение географическому языку;
  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
  • применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, происходящих на территории своей местности.

        В ходе освоения программного содержания обеспечиваются условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Планируемые личностным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

        Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
  • Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

        Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития);

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и в акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

•        гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

 Всего практических работ - 22, из них оценочных – 22.

Планируемые предметные результаты учащихся на базовом уровне:

Население России Выпускник научится:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

 Хозяйство России Выпускник научится:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.         Россия в современном мире

Выпускник научится:

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Для реализации программного содержания используются ИКТ и здоровьесберегающие технологии обучения, используются практические методы обучения.

На изучение курса "География" в 9 классе отводится 2 часа  в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (68 учебных недель).

Формы организации учебной деятельности: диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Способы и формы контроля и оценки:

        Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

        Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

        Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

        Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

        Предметные: тест, самостоятельная работа, практическая работа, устный опрос, устный ответ, творческая работа

Содержание программы

Название раздела

Общее количество часов

Ведение

1

Тема 1. Россия на карте

7

Тема 2. Природа и человек

5

Тема 3. Население России

9

Тема 4. Отрасли хозяйства России

20

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика

24

Заключение

2

Итого:

68

Учебно – методические и материально - техническое обеспечение учебного процесса:

        Реализация программы обеспечивается следующим учебно – методическим комплектом:

        1. Е.М. Домогацких. География. население и хозяйство России: учебник для  9класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 5-е изда. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 г. – 344 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

        2. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по курсу «География. 9 класс», 2018 г.

        3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас по географии 8-9 класс, 2018 г.

        4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География.. 9 класс, 2018 г.

        

         Календарно – тематическое планирование уроков географии 9 класс

       (2 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол.

часов

Тип урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающегося

( на уровне учебных действий)

Дата

план

        факт

Введение (1 час)

1.

Экономическая и социальная география

1

Лекция с элементами беседы

Находить достоверные сведения в источниках географической информации.

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы

Определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; классифицировать и сравнивать объекты и явления.

Тема 1. Россия на карте (7 часов)

2.

Экономико-географическое положение России.

1

Урок актуализация знаний и умений

Понимание особенностей ЭГП России; использование знаний о ЭГП России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

3.

Политико-географическое положение России.

1

Урок актуализация знаний и умений

Понимание особенностей ПГП России; использование знаний о ПГП России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

4.

Формирование территории России.

1

Изучение нового материала

Использование знаний о формировании территории России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознание, адекватное выражение и контроль своих эмоций; понимание эмоционального состояния других людей; осознание черт своего характера, интересов, целей, позиций, своего мировоззренческого выбора; осознание и проявление себя гражданином России

5.

Административно - территориальное устройство России. Субъекты Федерации.

1

Комбинированный

Использование знаний об административном составе России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознание, адекватное выражение и контроль своих эмоций; понимание эмоционального состояния других людей; осознание черт своего характера, интересов, целей, позиций, своего мировоззренческого выбора; осознание и проявление себя гражданином России

6.

Административно - территориальное устройство России. Федеральные округа.

1

Комбинированный

Понимание особенностей административного состава России; использование знаний об административном составе России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознание, адекватное выражение и контроль своих эмоций; понимание эмоционального состояния других людей; осознание черт своего характера, интересов, целей, позиций, своего мировоззренческого выбора; осознание и проявление себя гражданином России

7.

Районирование территории России.

1

Изучение нового материала

Понимание особенностей районирования территории России; использование знаний о районировании территории России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

8

Урок обобщения и повторения по теме  "Россия на карте"

1

Повторение

Личностные результаты по теме "Россия на карте"

Тема 2.  Природа и человек (5 часов)

9.

Природные условия России.

1

Практикум

Понимание особенностей при- родных условий России; использование знаний о природных условиях России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

10

Природные ресурсы России

1

Семинар-практикум

Понимание особенностей природных ресурсов России; использование знаний о природных ресурсах России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

11

Практическая работа  «Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных, земельных и т.д.)».

1

Повторение

Понимание особенностей природных ресурсов России; использование знаний о природных ресурсах России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

12

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.

1

Урок актуализации знаний и умений

Понимание особенностей видов хозяйственной деятельности и их влияния на природную среду; использование знаний о влиянии хозяйственной деятельности в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

13

Урок обобщения и повторения по теме "Природа и человек"

1

Повторение

Личностные результаты по теме "Природа и человек"

Тема 3.  Население России (9 часов)

14

Численность населения России.

1

Изучение нового материала

Понимание особенностей динамики численности населения; использование знаний о численности населения в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

15

Практическая работа  «Расчёт параметров естественного движения населения:

естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, смертности, рождаемости».

1

Повторение

Понимание особенностей динамики численности населения; использование знаний о численности населения в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

16

Размещение населения России.

1

Практикум

Понимание особенностей размещения населения; использование знаний о размещении населения в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

17

Миграции населения.

1

Изучение нового материала

Понимание особенностей миграций населения; использование знаний о миграциях населения в по- вседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

18

Сельская форма расселения.

1

Освоение новых знаний

Понимание особенностей сельского расселения; использование знаний о сельском расселении в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

19

Городская форма расселения

1

Освоение новых знаний

Понимание особенностей городского расселения; использование знаний о городском расселении в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

20

Этнический и религиозный состав населения России.

1

Освоение новых знаний

Понимание особенностей этнического и религиозного состава населения; использование знаний об этническом и религиозном составе населения в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

21

Трудовые ресурсы и рынок труда.

1

Освоение новых знаний

Понимание особенностей трудовых ресурсов и рынка труда в России; использование знаний о трудовых ресурсах и рынке труда в России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

22

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Население России»

1

Повторение

Личностные результаты по теме "Население России"

         Тема 4. Отрасли хозяйства России (20 часов)

23

Национальная экономика

1

Изучение нового материала

Понимание особенностей национальной экономики России; использование знаний о национальной экономике России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

24

Отраслевая структура экономики

1

Освоение новых знаний

Понимание особенностей национальной экономики России; использование знаний о национальной экономике России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

25

Факторы размещения производства.

1

Комбинированный

Понимание особенностей факторов размещения производства; использование знаний о факторах размещения производства в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

26

Топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность.

1

Изучение нового материала

Понимание особенностей ТЭК; использование знаний о ТЭК в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

27

ТЭК. Угольная промышленность.

1

Практикум

Понимание особенностей ТЭК; использование знаний о ТЭК в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

28

ТЭК. Электроэнергетика.

1

Комбинированный

Понимание особенностей ТЭК; использование знаний о ТЭК в повседневной жизни для сохра- нения жизни и здоровья

29

Металлургический комплекс. Черная металлургия.

1

Практикум

Понимание особенностей металлургического комплекса; использование знаний о металлургическом комплексе в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

30

Металлургический комплекс. Цветная металлургия.

1

Комбинированный с элементами практикума  

Понимание особенностей металлургического комплекса; использование знаний о металлургическом комплексе в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

31

Машиностроительный комплекс.

1

Освоение новых знаний

Понимание особенностей машиностроительного комплекса; использование знаний о машиностроительном комплексе в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

32

Машиностроительный комплекс

1

Освоение новых знаний

Понимание особенностей машиностроительного комплекса; использование знаний о машиностроительном комплексе в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

33

Химическая промышленность.

1

Комбинированный

Понимание особенностей химической промышленности; использование знаний о химической промышленности в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

34

Лесная промышленность

1

Практикум

Понимание особенностей лесной промышленности; использование знаний о лесной промышленности в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

35

Агропромышленный комплекс. Растениеводство

1

Освоение новых знаний

Понимание особенностей АПК; использование знаний об АПК в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

36

Агропромышленный комплекс. Животноводство.

1

Освоение новых знаний

Понимание особенностей АПК; использование знаний об АПК в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

37

Зональная специализация сельского хозяйства.

1

Освоение новых знаний

Понимание особенностей зональной специализации сельского хозяйства; использование знаний о зональной специализации сельского хозяйства в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;

38

Практическая работа «Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства».

1

Урок практикум  

Понимание особенностей зональной специализации сельского хозяйства; использование знаний о зональной специализации сельского хозяйства в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

39

Пищевая и легкая промышленность.

1

Актуализация опорных знаний

Понимание особенностей пищевой и лёгкой промышленности; использование знаний о пищевой и лёгкой промышленности в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

40

Транспортный комплекс.

1

Комбинированный

Понимание особенностей транспортного комплекса; использование знаний о транспортном комплексе в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

41

Нематериальная сфера хозяйства.

1

Лекция с элементами беседы

Понимание особенностей нематериальной сферы; использование знаний о нематериальной сфере в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

42

Урок обобщения и контроля знаний по теме "Отрасли хозяйства России"

1

Обобщение и контроль знаний

Личностные результаты по теме "Отрасли хозяйства России"

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика  (24 часа)

43

Европейский Север. Общие сведения.

1

Вводная беседа с элементами практикума

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Севера; использование знаний о специфике Европейского Севера в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

44

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

Актуализация опорных знаний

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Севера; использование знаний о специфике Европейского Севера в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

45

Практическая работа «Составление комплексного описания района по типовому плану».

1

Урок практикум

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Севера; использование знаний о специфике Европейского Севера в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

46

Европейский Северо-Запад. Общие сведения.

1

Комбинированный

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Северо-Запада; использование знаний о специфике Европейского Северо-Запада в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

47

Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

Повторение

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Северо-Запада; использование знаний о специфике Европейского Северо-Запада в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

48

Центральная Россия. Общие сведения.

1

Практикум

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Центральной России; использование знаний о специфике Центральной России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

49

Центральная Россия. Население и природные ресурсы.

1

Лекция с элементами беседы

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Центральной России; использование знаний о специфике Центральной России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

50

Центральная Россия. Хозяйство.

1

Лекция с элементами практикума

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Центральной России; использование знаний о специфике Центральной России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

51

Европейский Юг. Общие сведения.

1

Лекция с элементами практикума

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Юга; использование знаний о специфике Европейского Юга в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

52

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

Изучение нового материала

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Юга; использование знаний о специфике Европейского Юга в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

53

Практическая работа «Сравнительная характеристика географического положения природно- хозяйственных  регионов (Европейского Севера и европейского Юга)».

1

Повторение

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Юга и Европейского Севера; использование знаний о специфике Европейского Юга и Европейского Севера в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья понимание и принятие правил проведения практической работы

54

Поволжье. Общие сведения.

1

Актуализация опорных знаний и умений

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Поволжья; использование знаний о специфике Поволжья в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

55

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

Практикум

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Поволжья; использование знаний о специфике Поволжья в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

56

Урал. Общие сведения.

1

Урок приобретения новых знаний

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Урала; использование знаний о специфике Урала в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

57

Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

Изучение нового материала

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Урала; использование знаний о специфике Урала в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

58

Западная Сибирь. Общие сведения.

1

Урок приобретения новых знаний

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Западной Сибири; использование знаний о специфике Западной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

59

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

Урок приобретения новых знаний

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Западной Сибири; использование знаний о специфике Западной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

60

Практическая работа «Определение факторов,  влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона».

1

Повторение

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Западной Сибири; использование знаний о специфике Западной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы

61

Восточная Сибирь. Общие сведения.  

1

Актуализация опорных знаний и умений

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Восточной Сибири; использование знаний о специфике Восточной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы

62

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

Практикум

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Восточной Сибири; использование знаний о специфике Восточной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы

63

Практическая работа  «Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории природно-хозяйственного региона».

1

Практикум

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Восточной Сибири; использование знаний о специфике Восточной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы

64

Дальний Восток. Общие сведения

1

Урок приобретения новых знаний

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Дальнего Востока; использование знаний о специфике Дальнего Востока в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы

65

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

Повторение

Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Дальнего Востока; использование знаний о специфике Дальнего Востока в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы

66

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Природно-хозяйственная характеристика России».

1

Повторение

Личностные результаты по теме "Природно-хозяйственная характеристика"

Заключение (2 часа)

67

Место России в мировой экономике

Практическая работа  «Определение по статистическим показателям место и роль России в мире».

1

Лекция с элементами практикума  

Понимание особенностей истории развития хозяйства России и её современного состояния; использование знаний о истории развития хозяйства России и её современном состоянии в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы

68

Итоговое тестирование по курсу географии 9 класса

1

Повторение

Понимание особенностей истории развития хозяйства России и её современного состояния; использование знаний о истории развития хозяйства России и её современном состоянии в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к рабочей программе 10 по русскому языку 2020-2021 (углуб) ФГОС

УМК И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2018г....

Рабочие программы по истории и обществознанию 2020 -2021 учебный год

В рабочих программах по истории и обществознанию описаны  планируемые  результаты обучающихся ,содержание программы и дано календарно-тематическое  планирование....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год...

"Рабочая программа по воспитательной работе на 2020-2021 год"

Рабочая программа по внеклассной работе разработана в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, 2013 год, сборника N1. А...

Рабочая программа коррекционных занятий по математике 2020-2021 учебный год (6 класс)

Рабочая программа коррекционных занятий по математике 2020-2021 учебный год (6 класс)...

Рабочая программа по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа  по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

Рабочая программа по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа  по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 А класс...