Рабочая программа по географии 9 класс на 2020-2021 уч.год
рабочая программа по географии (9 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программой образовательного учреждения.
Общая характеристика предмета:
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ N1 с.Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программой образовательного учреждения.
Общая характеристика предмета:
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ N1 с.Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.
Цели географического образования в основной школе формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровнях требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Помимо этого глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителей её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки. Кроме того, географическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
Цели и задачи курса:
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Рабочая программа по географии строится с учётом следующих содержательных линий:
• многообразие природы и хозяйственной деятельности человека; • социальная сущность человека;
• уровневая организация природы, населения и хозяйства.
Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России». В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Задачи обучения
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- формирование географическую культуру личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, происходящих на территории своей местности.
В ходе освоения программного содержания обеспечиваются условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Планируемые личностным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
- Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития);
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и в акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Всего практических работ - 22, из них оценочных – 22.
Планируемые предметные результаты учащихся на базовом уровне:
Население России Выпускник научится:
• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
Хозяйство России Выпускник научится:
• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России Выпускник научится:
• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России. Россия в современном мире
Выпускник научится:
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Для реализации программного содержания используются ИКТ и здоровьесберегающие технологии обучения, используются практические методы обучения.
На изучение курса "География" в 9 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (68 учебных недель).
Формы организации учебной деятельности: диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Способы и формы контроля и оценки:
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные: тест, самостоятельная работа, практическая работа, устный опрос, устный ответ, творческая работа
Содержание программы
Название раздела | Общее количество часов |
Ведение | 1 |
Тема 1. Россия на карте | 7 |
Тема 2. Природа и человек | 5 |
Тема 3. Население России | 9 |
Тема 4. Отрасли хозяйства России | 20 |
Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика | 24 |
Заключение | 2 |
Итого: | 68 |
Учебно – методические и материально - техническое обеспечение учебного процесса:
Реализация программы обеспечивается следующим учебно – методическим комплектом:
1. Е.М. Домогацких. География. население и хозяйство России: учебник для 9класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 5-е изда. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 г. – 344 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
2. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по курсу «География. 9 класс», 2018 г.
3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас по географии 8-9 класс, 2018 г.
4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География.. 9 класс, 2018 г.
Календарно – тематическое планирование уроков географии 9 класс
(2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающегося ( на уровне учебных действий) | Дата | ||
план | факт | ||||||
Введение (1 час) | |||||||
1. | Экономическая и социальная география | 1 | Лекция с элементами беседы | Находить достоверные сведения в источниках географической информации. Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы Определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; находить закономерности по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации; классифицировать и сравнивать объекты и явления. | |||
Тема 1. Россия на карте (7 часов) | |||||||
2. | Экономико-географическое положение России. | 1 | Урок актуализация знаний и умений | Понимание особенностей ЭГП России; использование знаний о ЭГП России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | |||
3. | Политико-географическое положение России. | 1 | Урок актуализация знаний и умений | Понимание особенностей ПГП России; использование знаний о ПГП России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | |||
4. | Формирование территории России. | 1 | Изучение нового материала | Использование знаний о формировании территории России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознание, адекватное выражение и контроль своих эмоций; понимание эмоционального состояния других людей; осознание черт своего характера, интересов, целей, позиций, своего мировоззренческого выбора; осознание и проявление себя гражданином России | |||
5. | Административно - территориальное устройство России. Субъекты Федерации. | 1 | Комбинированный | Использование знаний об административном составе России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознание, адекватное выражение и контроль своих эмоций; понимание эмоционального состояния других людей; осознание черт своего характера, интересов, целей, позиций, своего мировоззренческого выбора; осознание и проявление себя гражданином России | |||
6. | Административно - территориальное устройство России. Федеральные округа. | 1 | Комбинированный | Понимание особенностей административного состава России; использование знаний об административном составе России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознание, адекватное выражение и контроль своих эмоций; понимание эмоционального состояния других людей; осознание черт своего характера, интересов, целей, позиций, своего мировоззренческого выбора; осознание и проявление себя гражданином России | |||
7. | Районирование территории России. | 1 | Изучение нового материала | Понимание особенностей районирования территории России; использование знаний о районировании территории России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы; аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; | |||
8 | Урок обобщения и повторения по теме "Россия на карте" | 1 | Повторение | Личностные результаты по теме "Россия на карте" | |||
Тема 2. Природа и человек (5 часов) | |||||||
9. | Природные условия России. | 1 | Практикум | Понимание особенностей при- родных условий России; использование знаний о природных условиях России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
10 | Природные ресурсы России | 1 | Семинар-практикум | Понимание особенностей природных ресурсов России; использование знаний о природных ресурсах России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
11 | Практическая работа «Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных, земельных и т.д.)». | 1 | Повторение | Понимание особенностей природных ресурсов России; использование знаний о природных ресурсах России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
12 | Хозяйственная деятельность и изменение природной среды. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Понимание особенностей видов хозяйственной деятельности и их влияния на природную среду; использование знаний о влиянии хозяйственной деятельности в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
13 | Урок обобщения и повторения по теме "Природа и человек" | 1 | Повторение | Личностные результаты по теме "Природа и человек" | |||
Тема 3. Население России (9 часов) | |||||||
14 | Численность населения России. | 1 | Изучение нового материала | Понимание особенностей динамики численности населения; использование знаний о численности населения в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
15 | Практическая работа «Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, смертности, рождаемости». | 1 | Повторение | Понимание особенностей динамики численности населения; использование знаний о численности населения в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
16 | Размещение населения России. | 1 | Практикум | Понимание особенностей размещения населения; использование знаний о размещении населения в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
17 | Миграции населения. | 1 | Изучение нового материала | Понимание особенностей миграций населения; использование знаний о миграциях населения в по- вседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
18 | Сельская форма расселения. | 1 | Освоение новых знаний | Понимание особенностей сельского расселения; использование знаний о сельском расселении в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
19 | Городская форма расселения | 1 | Освоение новых знаний | Понимание особенностей городского расселения; использование знаний о городском расселении в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
20 | Этнический и религиозный состав населения России. | 1 | Освоение новых знаний | Понимание особенностей этнического и религиозного состава населения; использование знаний об этническом и религиозном составе населения в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
21 | Трудовые ресурсы и рынок труда. | 1 | Освоение новых знаний | Понимание особенностей трудовых ресурсов и рынка труда в России; использование знаний о трудовых ресурсах и рынке труда в России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
22 | Урок обобщения и контроля знаний по теме «Население России» | 1 | Повторение | Личностные результаты по теме "Население России" | |||
Тема 4. Отрасли хозяйства России (20 часов) | |||||||
23 | Национальная экономика | 1 | Изучение нового материала | Понимание особенностей национальной экономики России; использование знаний о национальной экономике России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
24 | Отраслевая структура экономики | 1 | Освоение новых знаний | Понимание особенностей национальной экономики России; использование знаний о национальной экономике России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
25 | Факторы размещения производства. | 1 | Комбинированный | Понимание особенностей факторов размещения производства; использование знаний о факторах размещения производства в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
26 | Топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность. | 1 | Изучение нового материала | Понимание особенностей ТЭК; использование знаний о ТЭК в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
27 | ТЭК. Угольная промышленность. | 1 | Практикум | Понимание особенностей ТЭК; использование знаний о ТЭК в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
28 | ТЭК. Электроэнергетика. | 1 | Комбинированный | Понимание особенностей ТЭК; использование знаний о ТЭК в повседневной жизни для сохра- нения жизни и здоровья | |||
29 | Металлургический комплекс. Черная металлургия. | 1 | Практикум | Понимание особенностей металлургического комплекса; использование знаний о металлургическом комплексе в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
30 | Металлургический комплекс. Цветная металлургия. | 1 | Комбинированный с элементами практикума | Понимание особенностей металлургического комплекса; использование знаний о металлургическом комплексе в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
31 | Машиностроительный комплекс. | 1 | Освоение новых знаний | Понимание особенностей машиностроительного комплекса; использование знаний о машиностроительном комплексе в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
32 | Машиностроительный комплекс | 1 | Освоение новых знаний | Понимание особенностей машиностроительного комплекса; использование знаний о машиностроительном комплексе в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
33 | Химическая промышленность. | 1 | Комбинированный | Понимание особенностей химической промышленности; использование знаний о химической промышленности в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
34 | Лесная промышленность | 1 | Практикум | Понимание особенностей лесной промышленности; использование знаний о лесной промышленности в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
35 | Агропромышленный комплекс. Растениеводство | 1 | Освоение новых знаний | Понимание особенностей АПК; использование знаний об АПК в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
36 | Агропромышленный комплекс. Животноводство. | 1 | Освоение новых знаний | Понимание особенностей АПК; использование знаний об АПК в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
37 | Зональная специализация сельского хозяйства. | 1 | Освоение новых знаний | Понимание особенностей зональной специализации сельского хозяйства; использование знаний о зональной специализации сельского хозяйства в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; | |||
38 | Практическая работа «Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства». | 1 | Урок практикум | Понимание особенностей зональной специализации сельского хозяйства; использование знаний о зональной специализации сельского хозяйства в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
39 | Пищевая и легкая промышленность. | 1 | Актуализация опорных знаний | Понимание особенностей пищевой и лёгкой промышленности; использование знаний о пищевой и лёгкой промышленности в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
40 | Транспортный комплекс. | 1 | Комбинированный | Понимание особенностей транспортного комплекса; использование знаний о транспортном комплексе в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
41 | Нематериальная сфера хозяйства. | 1 | Лекция с элементами беседы | Понимание особенностей нематериальной сферы; использование знаний о нематериальной сфере в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
42 | Урок обобщения и контроля знаний по теме "Отрасли хозяйства России" | 1 | Обобщение и контроль знаний | Личностные результаты по теме "Отрасли хозяйства России" | |||
Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика (24 часа) | |||||||
43 | Европейский Север. Общие сведения. | 1 | Вводная беседа с элементами практикума | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Севера; использование знаний о специфике Европейского Севера в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
44 | Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | Актуализация опорных знаний | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Севера; использование знаний о специфике Европейского Севера в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
45 | Практическая работа «Составление комплексного описания района по типовому плану». | 1 | Урок практикум | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Севера; использование знаний о специфике Европейского Севера в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
46 | Европейский Северо-Запад. Общие сведения. | 1 | Комбинированный | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Северо-Запада; использование знаний о специфике Европейского Северо-Запада в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
47 | Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | Повторение | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Северо-Запада; использование знаний о специфике Европейского Северо-Запада в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
48 | Центральная Россия. Общие сведения. | 1 | Практикум | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Центральной России; использование знаний о специфике Центральной России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
49 | Центральная Россия. Население и природные ресурсы. | 1 | Лекция с элементами беседы | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Центральной России; использование знаний о специфике Центральной России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
50 | Центральная Россия. Хозяйство. | 1 | Лекция с элементами практикума | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Центральной России; использование знаний о специфике Центральной России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
51 | Европейский Юг. Общие сведения. | 1 | Лекция с элементами практикума | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Юга; использование знаний о специфике Европейского Юга в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
52 | Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | Изучение нового материала | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Юга; использование знаний о специфике Европейского Юга в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
53 | Практическая работа «Сравнительная характеристика географического положения природно- хозяйственных регионов (Европейского Севера и европейского Юга)». | 1 | Повторение | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Европейского Юга и Европейского Севера; использование знаний о специфике Европейского Юга и Европейского Севера в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
54 | Поволжье. Общие сведения. | 1 | Актуализация опорных знаний и умений | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Поволжья; использование знаний о специфике Поволжья в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
55 | Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | Практикум | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Поволжья; использование знаний о специфике Поволжья в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
56 | Урал. Общие сведения. | 1 | Урок приобретения новых знаний | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Урала; использование знаний о специфике Урала в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
57 | Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | Изучение нового материала | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Урала; использование знаний о специфике Урала в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
58 | Западная Сибирь. Общие сведения. | 1 | Урок приобретения новых знаний | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Западной Сибири; использование знаний о специфике Западной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
59 | Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | Урок приобретения новых знаний | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Западной Сибири; использование знаний о специфике Западной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья | |||
60 | Практическая работа «Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона». | 1 | Повторение | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Западной Сибири; использование знаний о специфике Западной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
61 | Восточная Сибирь. Общие сведения. | 1 | Актуализация опорных знаний и умений | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Восточной Сибири; использование знаний о специфике Восточной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
62 | Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | Практикум | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Восточной Сибири; использование знаний о специфике Восточной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
63 | Практическая работа «Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории природно-хозяйственного региона». | 1 | Практикум | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Восточной Сибири; использование знаний о специфике Восточной Сибири в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
64 | Дальний Восток. Общие сведения | 1 | Урок приобретения новых знаний | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Дальнего Востока; использование знаний о специфике Дальнего Востока в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
65 | Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | Повторение | Понимание особенностей административного состава, истории хозяйственного освоения, географического положения, природы Дальнего Востока; использование знаний о специфике Дальнего Востока в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
66 | Урок обобщения и контроля знаний по теме «Природно-хозяйственная характеристика России». | 1 | Повторение | Личностные результаты по теме "Природно-хозяйственная характеристика" | |||
Заключение (2 часа) | |||||||
67 | Место России в мировой экономике Практическая работа «Определение по статистическим показателям место и роль России в мире». | 1 | Лекция с элементами практикума | Понимание особенностей истории развития хозяйства России и её современного состояния; использование знаний о истории развития хозяйства России и её современном состоянии в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
68 | Итоговое тестирование по курсу географии 9 класса | 1 | Повторение | Понимание особенностей истории развития хозяйства России и её современного состояния; использование знаний о истории развития хозяйства России и её современном состоянии в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/19/picture-1256553-1592576855.jpg)
Методические разработки к рабочей программе 10 по русскому языку 2020-2021 (углуб) ФГОС
УМК И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2018г....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-1287710-1604933979.jpg)
Рабочие программы по истории и обществознанию 2020 -2021 учебный год
В рабочих программах по истории и обществознанию описаны планируемые результаты обучающихся ,содержание программы и дано календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год
Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1282048-1603610962.jpg)
"Рабочая программа по воспитательной работе на 2020-2021 год"
Рабочая программа по внеклассной работе разработана в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, 2013 год, сборника N1. А...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-1310142-1611981311.jpg)
Рабочая программа коррекционных занятий по математике 2020-2021 учебный год (6 класс)
Рабочая программа коррекционных занятий по математике 2020-2021 учебный год (6 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/20/picture-798643-1466426659.jpg)
Рабочая программа по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс
Рабочая программа по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/20/picture-798643-1466426659.jpg)
Рабочая программа по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 А класс
Рабочая программа по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 А класс...