Интегрированный урок по истории и географии «Победы А.В. Суворова в истории и на карте»
план-конспект урока по географии (8 класс)

Ивлева Юлия Анатольевна

Интегрированный урок истории и географии для  8 класса адаптивной школы.     

Урок составлен с учётом психофизических особенностей учащихся со слуховой депривацией. Урок сопровождается тематической презентацией с адаптированным для восприятия слабослышащими учащимися текстом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок по истории и географии «Победы А.В. Суворова в истории и на карте» КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат №15» Составители: учитель географии Ивлева Ю.А. учитель истории Федорова Т.И. Омск 2021

Слайд 2

Знаменитый полководец Александр Суворов (1730 – 1800) Князь Александр Васильевич Италийский, граф Суворов-Рымникский дал больше 60 сражений и не проиграл ни одного.

Слайд 3

Родился 13 ноября 1730 года в семье военного. Его отец, Василий Иванович Суворов — генерал-аншеф и сенатор . Мать — Авдотья Федосеевна Суворова, в девичестве Манукова . По родословной легенде Суворовы происходят от древней шведской благородной фамилии. Предок их, Сувор , выехал в Россию в 1622 году при царе Михаиле Фёдоровиче и принял российское подданство. Назван Александром в честь Александра Невского. Детство провёл в отцовском имении в деревне. Суворов рос слабым, часто болел. Отец готовил его на гражданскую службу.

Слайд 4

1748г. – капрал; 1754г. – поручик; 1759г. – участие в Кунерсдорфском сражении; 1760г. – участие во взятии Берлина; 1762г. – полковник; 1768г. – бригадир; 1770г. – генерал-майор; 1768 – 1772гг. – участие в военных действиях против Барской конфедерации; 1773г. – взятие Туртукая; 1774г. - битва при Козлудже;

Слайд 5

1774г. – участие в подавлении Пугачёвского восстания; 1776 – 1779гг. – командование армией в Крыму и на Кубани; 1786г. – генерал-аншеф; 1787г. – битва под Кинбурном; 1788г. – участие в осаде Очакова; 1789г. – битва при Рымнике; титул графа Рымникского; фельдмаршал; 1790г. – взятие Измаила; 1794 – 1795гг. – командование войсками в Польше;

Слайд 6

Битва при Рымнике

Слайд 7

1790г. – взятие Измаила; 1794 – 1795гг. – командование войсками в Польше; 1784 – 1796гг. – написание «Науки побеждать»; 1797 – 1798гг. – ссылка в Кончанское Павлом I ; 1799г. – Итальянский поход; Швейцарский поход; князь Италийский; генералиссимус

Слайд 8

Пособие для солдат «Полковое учреждение», составленное из предложений, напоминающие поговорки. Впоследствии это пособие легло в основу военного учебника «Наука побеждать».

Слайд 9

Суворов любил и общался с простыми солдатами: ходил в караулы, ел солдатскую пищу .

Слайд 10

Взятие Измаила

Слайд 11

Штурм русскими войсками турецкой крепости Измаил

Слайд 13

Поход русских войск под командованием А.В.Суворова в Италию и Швейцарию был предпринят в 1799году. За три с половиной месяца войска Суворова освободили от неприятеля всю Северную Италию и совершили необыкновенный по трудности переход через горы Альпы .

Слайд 14

Карта Итальянского и Швейцарского похода А.В. Суворова 1799г .

Слайд 15

10 сентября главные силы Суворова двинули из Таверно к Беллинцоне. Впереди преграждал дорогу центральный горный массив Сен-Готард.

Слайд 16

Переправа через Чёртов Мост

Слайд 17

31 августа 1799года армия Суворова выступила в поход, за шесть суток она прошла более 150км и достигла г. Таверно.

Слайд 18

Карта всех походов Суворова

Слайд 19

13 сентября подоспел на помощь Багратион, и Сен-Готард был взят! Осваивайте науку побеждать!

Слайд 20

Памятники Суворову в Швейцарии

Слайд 21

Памятник А.В. Суворову в Тирасполе

Слайд 22

Цитаты Суворова (крылатые выражения) Сам погибай — товарища выручай. Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте. Ученье свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится. Кто храбр — тот жив. Кто смел — тот цел.

Слайд 23

«Больше пота в учении - меньше крови в сражении» А.В.Суворов



Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат №15»

Интегрированный урок по истории и географии

«Победы А.В. Суворова в истории и на карте»

                                                                              Учитель истории Федорова Т.И.

                                                                      Учитель географии Ивлева Ю.А.

                                             

Пояснительная записка

Интегрированный урок истории и географии для  8 класса адаптивной школы.             Урок составлен с учётом психофизических особенностей учащихся со слуховой депривацией. Урок сопровождается тематической презентацией с адаптированным для восприятия слабослышащими учащимися текстом.

Тема: «Победы А.В. Суворова в истории и на карте»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Продолжительность: 40 минут.

Класс:  8  (I отделение)

Особенности класса: учащиеся имеют нарушения слуховой функции.

Форма организации: урок – лекция с элементами беседы проводится учителем географии и учителем истории.

Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.

Основные методы, применяемые на уроке: 

  • словесные (рассказ и объяснение учителя, беседа, работа с  картой,  учебным текстом);
  • практические (составления цитат);
  • наглядные (работа с наглядностью, картами, презентацией, видеосюжетом);
  • методы устного контроля (вопросы, фронтальная беседа).

Оборудование: учебник, атласы по истории,  географическая карта Европы, интерактивный комплекс Smart, печатные листы с заданием, листы самооценки. Тематическая Презентация «Победы А.В. Суворова».

Цель: 

- познакомить учащихся с личностью и деятельностью великого полководца; показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А. В.Суворова. пробудить интерес к жизни великих людей и стремление подражать им; закрепить умения работать с географической картой.

Задачи:

Образовательные:

-  закрепить знания обучающихся о русско-турецких войнах;

-  познакомить обучающихся с биографией А. В. Суворова;

-  на примерах показать выдающийся талант полководца;

-  дать знания о наставлениях Суворова солдатам;

- закрепить умения работать с географической картой Европы.

Развивающие:

-  обогатить словарный запас обучающихся новыми терминами;

- продолжить формирование  умения критически относиться к тексту документа;

- развивать умение  анализировать исторические и географические источники,  формировать умения выявлять причинно–следственные связи; умение слушать,  сравнивать и делать выводы;

- совершенствование умений применять теоретические знания для приобретения новых знаний;

- продолжить формирование умений работать с картой.  

Воспитательные:

-  на примере А. В. Суворова воспитывать силу воли, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к знаниям;

- воспитание чувства интереса к освоению новых знаний по предмету.

 Коррекционные:

 - корригировать произносительные навыки, расширять активный тематический словарь;

- создавать комфортные условия на уроке, применяя активные формы изучения учебного материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Словарь: фельдмаршал, сражение, генералиссимус, ссылка, Швейцарский поход, Альпийский поход.

Ход урока

I. Организация начала урока (Работа за экраном)

– Здравствуйте, ребята, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начинается урок! Урок не простой, а исторически-географический.

(Класс садиться)

Учитель географии:

– Проверим готовность к уроку

 Какой сейчас урок?

 Кто дежурный?

 Кого нет в классе?

 Как работают ваши аппараты? Ты меня хорошо слышишь? У тебя работает аппарат?

 Ты готов к уроку? Что ты приготовил к уроку?

- Хорошо, к уроку готовы. Аппараты работают. Говорите правильно, отвечаете полными ответами.  Следите за произношением. Слушайте внимательно своих товарищей.

- Работа со словарем. ( учащиеся проговаривают словарь, следят за произношением) 

Работа по теме урока.

- Вступительное слово учителя истории

        Ребят, мы познакомимся с жизнью и делами великого русского полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Этот одарённый человек с сильной волей и незаурядными способностями  за полвека своей военной карьеры не знал ни одного поражения на поле боя. О Суворове написаны тома биографии. Он вызывал восхищение и зависть многих. Давайте же и мы сегодня приобщимся к славе этого великого человека.

- Актуализация опорных знаний – краткая беседа с учащимися об известных им сведениях о Суворове.

              Учитель

Великий полководец воспитывал в солдатах смекалку, знание своего дела, умение быстро ориентироваться в обстановке, преследовал тупое зазубривание букв устава. Суворов высоко ценил в солдате стремление узнать, понять, постичь и поощрял находчивых и сообразительных. Ответы солдат подобные «не могу знать» приводили его в ярость. В его бумагах есть запись: «проклятая немогузнайка», лживка, лукавка, двуличка…» Он боролся с «немогузнайством» в армии, задавал всевозможные вопросы подчинённым и всегда был рад, если неожиданный вопрос заставал солдата врасплох, но не ставил его в тупик.

- Так будем же и мы стремиться не быть «немогузнайками».

   Сегодня мы расширим наши знания о великом полководце.

- Какая тема и цель нашего урока? Учащиеся предлагают варианты темы  и цели урока.

II. Изучение нового материала.  (демонстрация  с презентации, демонстрация видеосюжета «Суворов. Наука побеждать»)

Демонстрация портрета А. В. Суворова.

Работа над материалом по плану. (презентация и сообщения обучающихся)

1.  Биографические сведения.

а)  Внешняя характеристика.

б)  Образование.

в) Черты характера.

2. Суворов – великий полководец. Победы Суворова:

а) Семилетняя война.

б) Штурм и взятие Измаила.

в) Швейцарский поход.

Сообщение учащихся

        Отец Суворова, генерал армии, будучи человеком строгого нрава, тщательно следил за воспитанием сына. Суворов закончил военное училище. Больше всего он любил историю, знал семь иностранных языков. В детстве имел слабое здоровье, но постоянно закалялся и укреплял его. По достижении определённого возраста был зачислен  в Семёновский полк лейб-гвардии.

-Учитель

Боевую карьеру полководец начал в Семилетнюю войну, где показал себя не только отважным офицером и партизаном, но и талантливым руководителем. За отвагу, доблесть и выдержку он получил чин полковника.

Сообщения учащихся по темам: Становление карьеры. Годы царствования Екатерины II.

 Во время командования Суздальским пехотным полком Суворов написал свой первый труд «Полковое учреждение», где подробно описывались правила воспитания и подготовки солдат. За время похода в Польшу результаты этого труда были очевидны. За многочисленные победы он получил звание генерал-майора. (слайды презентации)

-Учитель (беседа с работой по карте Европы)

Зачислить Суворова в великие полководцы можно уже за его действия во время двух войн с турками.

 Самые известные операции – захват крепости Туртукай и сражение у города Козлуджи, где его усилиями была разгромлена 40-тысячная турецкая армия. Город с тех пор называется в его честь Суворово (34 км от Варны).

Но полностью гениальность Александра Васильевича раскрылась во время второй войны с турками. Прежде всего это знаменитое сражение у Фокшан, когда Суворов с семитысячным отрядом поспешил на помощь австрийскому корпусу ( на тот момент Австрия была союзником России) и разгромил османское войско, в четыре раза превосходящее его численностью. И блистательная победа на реке Рымник: Суворов за три дня прошёл 100 километров, проявляя чудеса маневренности и с отрядом в 7 тысяч человек (!) разгромил турецкую армию, состоящую из 100 (!) тысяч солдат. Именно после этого сражения  за ним закрепилась слава непревзойдённого военачальника. Суворову был пожалован титул графа.          

       Сообщение учащихся.    Измаил – мощнейшая неприступная крепость. Попытки осуществить её осаду заканчивались неудачей. Но вот поручили это Суворову. Александр Васильевич неделю занимался подготовкой солдат, выстроив тренировочный лагерь, имитирующий ров и валы крепости. Измаил был взят штурмом за 11 часов! Турецкие потери составили 29 тысяч убитыми. Потери русской армии – 4 тысячи. Были захвачены все орудия, 400 знамён, огромные запасы провианта и драгоценностей на 100 миллионов пиастров. Это сражение предопределило ход войны и признано истинным подвигом Александра Суворова.  

 Сообщение  учащихся.  «Тебе спасать царей»

После русско-турецких войн Суворов участвовал во многих сражениях, подтверждая свою славу. Но пришедший к власти Павел 1 отправил Суворова в отставку, так как тот был против введения прусских традиций  в русскую армию: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак: я не немец, а природный русак». Это одно из многочисленнейших известных высказываний Суворова.

Россия к тому времени вошла в антифранцузскую коалицию. Англия и Австрия настояли на возвращении Суворова. Павел1 с извинениями и наградами вернул великого полководца: «Тебе спасать царей».

Демонстрация на карте географических объектов (прикрепление стикеров)

Сообщение «Итальянский и швейцарский походы»    

Итальянский поход Суворова- это общее наименование военных действий русских и австрийских армий против французов. Стремительным маршем пройдя за двое суток 85 вёрст, Суворов полностью разбил французскую армию. Этот маневр воинского искусства навсегда вошёл в историю. Александру Суворову присвоено звание генералиссимуса. Царь потребовал, чтобы Суворову отдавались  такие же почести, как и монаршей особе.        

Сообщение  «Альпы».

      Австрийцы опасались успехов русских полководцев, и после того, как армия Суворова освободила все территории, австрийцы потребовали, чтобы русские войска вместо того, чтобы отправляться дальше во Францию, держали путь в Швейцарию.

Так начался знаменитый путь через Альпийские вершины, штурм Чёртова моста и труднейшие переходы по горным хребтам. В этот раз Суворов победил не только неприятельские войска, но и мощь самой природы. В этих боях полководец и его солдаты проявили подлинные чудеса героизма и отваги.  

- Учитель

Итак, Суворов – это человек, в котором уживались аскетизм и отречение от всеобщих благ и богатств с яростью и страстью к любимому делу. Удивительный человек по своим нечеловеческим способностям и силе воли. Гений. Про него нельзя сказать, что это история выдвинула его в своё время и на своё место. Нет. Это он творил историю.    

III. Практическая работа (групповая деятельность)          

         Существует множество афоризмов (крылатых выражений), приписываемых Суворову. Ознакомьтесь с некоторыми из них и запишите в тетрадь 4-5 наиболее понравившихся:

- Без добродетели нет ни славы, ни чести.

- Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый меч.

- Вежлив бывает и палач.

- Время драгоценнее всего.

- Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

- Где меньше войска, там больше храбрых.

- Голова хвоста не ждёт.

- Геройство побеждает храбрость, терпение – скорость, рассудок ум, труд –  

  лень, история – газеты…

- Добро делать спешить должно.

- Знаешь ли ты трёх сестёр? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог.

- Кто удивил – тот победил.

 - Нет ничего страшнее отчаянных.

 - С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

 - Скорость нужна, а поспешность вредна.

 - Служба и дружба – две параллельные линии – не сходятся.

 - Воевать не числом, а уменьем.

 - Дисциплина - мать победы.

 - За учёного трёх неучёных дают.

 - Знай, в чём сила и слабость врага.

 - Пуля дура, штык молодец.

 - Сам погибай, а товарища выручай.

 - Великодушие прилично победителю

Практическое задание . «Собери крылатое выражение Суворова»

Работа в парах. Ребята собирают части поговорок и зачитывают классу.

IV.  Подведение итогов

Оценивание. Подведение итогов. Общая рефлексия. Домашнее задание. Выяснение возникших вопросов, неясностей; общее впечатления от урока.