Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Анисимова Наталья Николаевна

Урок географии 5 класс, УМК "Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornye_porody_mineraly_5_klass.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект: Разработка урока по географии, дисциплина «Геология».

Класс: 5

        Предмет: география.

        Тема урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Тип урока: комбинированный.

                 Цели урока: создать условия для формирования  представления о минералах и горных породах, их                  

                 происхождении и практическом  использовании.

         Задачи урока:

                 - обучающая:  формировать знания обучающихся о   видах горных пород и минералов, их практическом  

                    применении;

                 - развивающие:  продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся, формировать навыки                                    

                   правильного  изложения информации, способствовать  развитию познавательной активности школьников

               - воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе,  бережно относиться к природе и красоте  

                 минерального  мира.

                 Оборудование: образцы горных пород, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Учебно-информационное обеспечение: География.5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Создание положительного настроя на урок  

Приветствует учащихся,

проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя.

Контролируют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

2.

3.

Повторение изученного материала.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

 (Устный опрос по изученной теме.)

Мотивация учебной деятельности.

Постановка проблемного вопроса.  

Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

Ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли.

Давайте вспомним:

- Что такое литосфера?

-Как происходит движение литосферных плит?

-Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами.

-Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.

Учитель предлагает ответить на  проблемный вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Ребята, скажите, что у меня в руках?

А почему все камни разные?

Учитель сообщает ребятам, что материалы, из которых состоят горные породы, называются минералами и на уроке пойдёт речь именно о них.

Учитель сообщает тему урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают свои предположения и приходят к тому, что это камни, горные породы.

Высказывают предположения, что камни разные потому, что они состоят из разных «материалов».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

4.

5.

Изучение нового материала

Работа с образцами горных пород.

Введение новых понятий и определений.

Закрепление изученного материала.

Практическая работа (мин)

Обсуждение и выставление оценок.

Домашнее задание.

Итог урока

Рефлексия

Теперь с помощью учебника давайте выясним, что называют горными породами и минералами.

Учитель обобщает: горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно свыше 2 тысяч видов горных пород. Они различаются по составу, свойствам, происхождению и хозяйственному использованию.

Раздаёт образцы горных пород.

 

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

          Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

          Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы?

-В чем же причина разнообразия горных пород?

Используя рис. 44 учебника, рассказывает особенности образования горных пород. Показывает образцы магматических, осадочных и метаморфических пород.

Рассказ учителя:

По происхождению горные породы можно разделить, прежде всего, на магматические и осадочные.

          Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору.  Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» - густая мазь).

           Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

          Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими.

! Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

         На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит, габбро..

        Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.

         Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода  имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы

          В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

          В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием, каких процессов  происходит разрушение магматических пород?

          В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород:

Первая – обломочные песок, глина, галька и др

Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

Третья – органические уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов.  Состоят они из останков растений и животных.

Метаморфические горные породы

          Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород. 

          Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

- Ребята, а как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности? Для того, чтобы ответить на этот вопрос

обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите  в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. (Вопросы выводятся на экран через проектор)

Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной  деятельности.

Добывая их человек должен помнить:

1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать);

 2. После добычи полезных ископаемых в природе все  нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры ит.д.)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам побыть  в роли геологов, которые открыли большие залежи горных пород и полезных ископаемых и их нужно исследовать.

Сейчас каждая группа получит по 3 образца горных пород и минералов и выполнит практическую работу.

Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы.

Учитель формулирует задания для учеников, корректирует их работу:

рассмотрите горные породы и минералы вашей группы

Заполните с помощью раздаточного материала таблицу:

Название

Происхождение

Свойства

Цвет

Блеск

Твёрдость

Особые свойства свойства

Применение

Выслушивает ребят

Учитель задает и комментирует домашнее задание:

Прочитать §21 стр.71-73.

Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.

Подводит итог урока:

Итак, ребята на сегодняшнем уроке мы познакомились с веществами, которые слагают земную кору – это горные породы, которые в свою очередь состоят из одного или нескольких минералов. Они различаются по составу, свойствам и происхождению. Под действием внутренних и внешних процессов горные породы со временем могут изменять свои свойства.  В земной коре залегает её самая важная  для человека часть богатств - полезные ископаемые.

На экран выводит предложения, которые нужно закончить.

Учитель предлагает закончить мысль:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен….

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…

Учитель благодарит ребят за урок.

Работают с текстом учебника на стр. 71, выясняют: что такое минералы и горные породы и озвучивают.

Ребята рассматривают горные породы и выясняют, что они различаются цветом, блеском, твердостью, прозрачностью.

Высказывают свои предположения и с помощью учителя приходят к выводу что,

Главная причина – это различие в условиях их образования и тех изменениях, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

Слушают,

рассматривают образцы пород,

записывают определения в тетрадь

Ребята отвечают на вопрос: изменение температур,  ветер, ледник, осадки

Учащиеся находят ответы на вопросы, используя  текст учебника на стр. 72 – 73,формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

        

Рассматривают, сравнивают горные

породы, предложенные для работы.

Выполняют практикум при помощи учебника и записей в тетрадях.

        Заполняют таблицу, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме

Обсуждают допущенные ошибки и выставляют  оценки за урок.

Ребята записывают домашнее задание в дневники.

Ребята выбирают по одному предложению и озвучивают на класс.

Список литературы:

1. А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций . – М. : Просвещение, 2014. – 128 с. – (Полярная звезда).

2. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География.5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций .– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

3. А. Гущин., М. Романовская , А. Стафеев , В. Талицкий Практическое руководство по общей геологии. под ред. Н.В. Короновского, М.: Изд. Центр «Академия», 2007, 160 с.

4. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций.- М. -  : Просвещение, 2012. – 160 с. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»

Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Разработка урока по географии 5 класс на тему:"Горные породы, минералы и полезные ископаемые"...

Урок по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

География.  5 класс Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.  Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных,   мет...

Урок по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

География.  5 класс Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.  Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных,   мет...

конспект урока " Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

- ввести понятия: магматические, осадочные, метаморфические горные породы;- продолжить развитие умения работать с текстом учебника;- способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы пр...

Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».

Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Урок комбинированный. Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, частично-поисковый, исследовательский, практические. Технологии обучения, на основе которых спроектирован ...