обобщающий урок по теме Атмосфера
план-конспект урока по географии (6 класс)

Барина Надежда Александровна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока77.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урокаОбобщение знаний по теме «Атмосфера»

Цель урока: .Обобщение и систематизация знаний учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней.

Задачи:

  1. Образовательные: повторить изученный материал, обобщить знания об атмосфере; выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями.
  2. Развивающие: развивать пространственное мышление, внимание, память, мыслительные операции.
  3. Воспитательные: воспитывать географическую и экологическую культуру, мотивацию к обучению; повышать интерес к предмету.

Тип урока:

Обобщение, систематизация и проверка знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Оборудование

мультимедиа проектор, компьютер, мультимедийная презентация; раздаточный материал (текст, основы для графика, кроссворды, карточки с заданиями), листы рефлексии.

Планируемые результаты

Предметные:

- определять уровень знаний основных понятий и терминов по теме;

- определять уровень знаний основных элементов погоды и климата, приборов и способов изучения атмосферы.

Метапредметные:

Регулятивные – работать по плану, осуществлять самооценку, самоконтроль, коррекцию.

Коммуникативные – планировать учебное сотрудничество, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; слушать и понимать речь других.

Познавательные  самостоятельно выделять и формулировать цель; формулировать проблему; выбирать наиболее эффективный способ решения; создавать алгоритм деятельности.

Личностные:

овладение географическими знаниями и умениями их применять в различных жизненных ситуациях; личностное, профессиональное самоопределение;

- осознание значимости географической культуры.

Ход урока.

I.Мотивационный этап. 

- Здравствуйте, ребята. Я вижу, что вы все готовы к уроку.

- Есть два разряда путешествий: одно – пускаться с места вдаль,

Другое – хоть сидеть на месте, но много нового познать.

Сегодня на уроке вы будете путешественниками. А где будет происходить путешествие вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка. Я всю землю обнимаю и от Солнца защищаю.

Ответ: Атмосфера

- Итак, наше путешествие пройдет по воздушному океану – атмосфере. А на чем мы будем совершать путешествие, вы узнаете, отгадав ребус (см. Приложение). 

II. Целеполагание.

- Так какая же  тема нашего урока?

Сформулируйте цель нашего урока?

 - Хорошо, цель поставили можно отправляться в путь, и конечно, как всех путешественников, нас ждут испытания

Но сначала, давайте посмотрим  маршрут путешествия:

Испытание №1 « Найди лишнее», Испытание №2 «Воздушное», Остановка «Динамическая», Испытание №3 «Ветреное», Испытание №4 «Найдите пару» , Испытание №5 «Кроссвордное».

-За каждое правильно выполненное испытание вы будете получать жетон, в конце урока подчитаем количество жетонов и переведем в оценку за урок.

III.Основной этап:

Актуализация знаний: - Но прежде, чем отправиться в путь, нужно получить пропуск на воздушный шар. Давайте вспомним основные элементы погоды, их взаимосвязь.

Работают индивидуально, проверяем все вместе. На работу 1 минута.

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Состояние нижнего слоя атмосферы — тропосферы — в данное время в данном месте называют погодой. (2)Погода складывается из температуры воздуха, атмосферного давления, ветра, облачности, влажности воздуха и атмосферных осадков. (3)От температуры воздуха зависят влажность и атмосферное давление, а различия в атмосферном давлении определяют направление и силу ветра. (4)Образование облаков и выпадение осадков зависят от влажности воздуха. (5)За погодой наблюдают на метеорологических станциях. (6)По данным метеонаблюдений составляются синоптические карты и прогнозы погоды.

 

По каким предложениям можно сделать вывод об основных элементах погоды? Запишите номера предложений.(2,3,4)

Фронтально. «Загадки»

-Часть учеников получила пропуск, поможем другим тоже его получить

- Я вам буду загадывать загадки,   задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать.

1. .Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет. 

( воздух)

2. Голубой шатер, всю землю покрыл. (небо)

3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (Ветер)

4. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)

5. Вид осадков, образовавшийся в результате охлаждения воздуха у поверхности Земли. (роса)

6. Ветер, меняющий направление два раза в год. (муссон)

7. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

8. В каком направлении дуют юго-западные ветры? (северо-восточном)

9. Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град).

10. Количество водяного пара, содержащееся в 1м3 воздуха это ….( абсолютная влажность)

-Молодцы.

-Все получили пропуск  на воздушный шар. Начинаем наше путешествие и перед нами первое испытание.

Работа в паре.

Перед вами карточки с заданиями. Нужно в каждой строке исключить лишнее слово. При проверке ответов объяснить почему вы выбрали именно это слово. Время выполнения 2 мин. 

 - Проверим ваши ответы.

 Испытание №1 «Исключи лишнее слово» (ответы) За правильно выполненное задание получаете жетон.

1. Дождь, град, бриз, иней, снег

2. Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр

3. Бриз, дождь, муссон, ветер

4. Роса, иней, дождь, туман

- С первым испытанием справились успешно, путешествие продолжается. Нас ждёт второе испытание. Работают в группах.

Слайд № 2. Испытание №2 «Воздушное». За  каждую правильно  решённую задачу каждый участник получает жетон.

Решите задачи (5 мин.) За каждую правильно  решенную задачу получаете жетон.

1) Определите температуру воздуха за бортом нашего воздушного шара, если мы летим на высоте 2000 м, а температура воздуха на уровне моря равна

+ 16 ° С? (на каждые 1000м подъема t падает на 6 ˚ С.)

2) Определите атмосферное давление на высоте 2000 м., если у поверхности земли оно составляет 758 мм.? (при подъеме на каждые 10,5 м. давление понижается на 1 мм. ртутного столба)

Слайд № 3. (ответы)

1)2000:1000=2р.             1)2000:10,5=19

2)6 * 2=12˚ С                2)758-19 =739 мм на высоте

3)16 – 12 = 4 ˚ С на высоте

-Молодцы. Наше путешествие продолжается. Устали? Давайте немного отдохнём.

Остановка «Динамическая» (физминутка )

- А сейчас пришло время передохнуть. Встаём возле парт, будем выполнять роль флюгеров. По команде учителя учащиеся поворачиваются в ту сторону, куда дует ветер, т.е. исполняют роль стрелки флюгера.  

Задание: ветер дует с севера, ребята поворачиваются лицом к югу, ветер дует с запада, ребята поворачиваются лицом на восток,  с востока, ребята поворачиваются лицом на запад, с севера, ребята поворачиваются лицом к югу,    с запада, ребята поворачиваются лицом на восток.

- Молодцы, отдохнули, продолжаем наше путешествие.

- Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе. А.С. Пушкин

- Что такое ветер? (Движение воздуха в горизонтальном направлении)

- Назовите главную причину образования ветра (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже)

-Переходим к 3 испытанию. Индивидуальная работа.

Слайд № 4. Испытание №3 «Ветреное». На работу   7 минут

За правильно выполненное задание получаете жетон. (Взаимопроверка)

Задание:

1) Нужно построить розу ветров. Перед вами лежат основы для графика, а данные за месяц по Сарагашу на слайде.

С – 2 д. СВ – 2д. В – 2д. ЮВ – 1 д. Ю – 4 д . ЮЗ – 8 д.

З – 5 д. СЗ – 3 д.

2)Определите, в каком направлении будет дуть ветер и в каком случае он будет сильнее?

а) 741 мм.А – Б 750 мм; б) 763 мм А – Б 758 мм;

в) 754 мм А – Б 752 мм; г) 755 мм А – Б 762 мм.

Слайд № 5. (ответы)

1) hello_html_m11ec5c96.png

2) а) А ← Б; б) А → Б; в) А → Б; г) А ← Б. Наиболее сильный ветер в случае а).

- Итак, проверим.

Работа в паре.

Для того чтобы проводить наблюдения за различными  показателями  погоды, нам нужны приборы. Следующее испытание: Нужно установить соответствие между прибором и тем, что он измеряет. Время выполнения 2 мин.

 Испытание № 4«Найдите пару» (ответ) За правильно выполненное задание получаете жетон.

1) Термометр _______________ А) Температура воздуха

2) Барометр _______________ Б) Атмосферное давление

3) Гигрометр ______________ В) Влажность воздуха

4) Осадкомер _______________ Г) Количество осадков

5) Флюгер ________________ Д) Направление и сила ветра

Мы заканчиваем наше путешествие, и нас ждет последнее испытание.

Испытание №5 «Кроссвордное» Индивидуальная работа . (взаимопроверка)(ответы на кроссворд)

Кроссворд.

  1. Разность между наименьшими и наибольшими значениями температур. (амплитуда)
  2. Прибор для измерения атмосферного давления (барометр)
  3. Движение воздуха в горизонтальном направлении (ветер)
  4. Ветра, меняющие направление дважды в сутки. ( бриз)
  5. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности (климат)
  6. Нижний слой воздуха в атмосфере, толщиной от 8 до 18 км.( тропосфера)
  7. Состояние тропосферы в определенный момент  в данной местности(погода)
  8.  Климат, характерный для побережий ( морской)
  9. На сколько градусов изменяется температура при поднятии на каждый километр (шесть)
  10. Туман, образовавшийся на высоте от земной поверхности.(облако)

- Итак, проверим.

- Наше путешествие подошло к концу.

Рефлексия. Подведение итогов.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы их? Все ли нам удалось?

- Какие затруднения испытали?

- Что помогло нам их преодолеть?

РЕФЛЕКСИЯ "КТО Я" ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ 

Выбери, кем ты  был на уроке

Пчелка - хорошо потрудился на уроке,
Ленивец - весь урок ленился, но иногда работал
Попугай - весь урок болтал, больше не по теме урока
Медведь - весь урок спал.

Давайте подведем итог нашего путешествия. Посмотрим, сколько баллов набрал каждый в команде, в паре и индивидуально (16 - 14 баллов – «5», 13 – 11 баллов – «4», 10 – 8 баллов – «3»)

Приложение

Отгадай ребус.

hello_html_m3f08d22.jpg

Задание 1: в каждой строке вычеркни лишнее слово.

1. Дождь., град, бриз, иней, снег

2. Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр

3. Бриз, дождь, муссон, ветер

4. Роса, иней., дождь, туман

Задание 2: построй розу ветров. 1)С – 4 д. СВ – 2д. В – 2д. Ю – 4 д . ЮЗ – 8 д. З – 5 д. СЗ – 3 д.

2)Определите, в каком направлении будет дуть ветер и в каком случае он будет сильнее?

а) 741 мм А – Б 750 мм; б) 763 мм А – Б 758 мм;

в) 754 мм А – Б 752 мм; г) 755 мм А – Б 762 мм.

hello_html_m20328409.png

                                                                                 

 

10.

О

Б

Л

А

К

3

2.Б

1

Р

О

М

Е

Т

Р

М

Т

П

Е

Л

4

Р

И

З

5

Л

И

М

А

Т

7

Т

О

У

8. М

Г

9

Д

6

Р

О

П

О

С

Ф

Е

р

А

р

Д

С

С

А

Т

К

Ь

И

е

Рабочий лист .

1.Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Состояние нижнего слоя атмосферы — тропосферы — в данное время в данном месте называют погодой. (2)Погода складывается из температуры воздуха, атмосферного давления, ветра, облачности, влажности воздуха и атмосферных осадков. (3)От температуры воздуха зависят влажность и атмосферное давление, а различия в атмосферном давлении определяют направление и силу ветра. (4)Образование облаков и выпадение осадков зависят от влажности воздуха. (5)За погодой наблюдают на метеорологических станциях. (6)По данным метеонаблюдений составляются синоптические карты и прогнозы погоды.

 

По каким предложениям можно сделать вывод об основных элементах погоды? Запишите номера предложений.

2. Задание 1: в каждой строке вычеркни лишнее слово.

1. Дождь., град, бриз, иней, снег

2. Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр

3. Бриз, дождь, муссон, ветер

4. Роса, иней., дождь, туман

3.Задание 2 «Воздушное». Решите задачи

1) Определите температуру воздуха за бортом нашего воздушного шара, если мы летим на высоте 2000 м, а температура воздуха на уровне моря равна

+ 16 ° С? 

2) Определите атмосферное давление на высоте 2000 м., если у поверхности земли оно составляет 758 мм.? 

4.Задание 3. «Ветреное».

1) Нужно построить розу ветров. Перед вами лежат основы для графика и  данные за месяц.

Ветер

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Дни

2

2

2

1

4

8

5

3

2)Определите, в каком направлении будет дуть ветер и в каком случае он будет сильнее?

а) 741 мм.А – Б 750 мм;                     б) 763 мм А – Б 758 мм;

в) 754 мм А – Б 752 мм;                      г) 755 мм А – Б 762 мм.

География. 6 класс. Практикум. Роза ветров

5. Задание 4«Найдите пару» 

1) Термометр _______________ А) Температура воздуха

2) Барометр _______________ Б) Атмосферное давление

3) Гигрометр ______________ В) Влажность воздуха

4) Осадкомер _______________ Г) Количество осадков

5) Флюгер ________________ Д) Направление и сила ветра

6.Задание «Кроссворд»

10.

3.

2.

1.

 

 

 

 

 

4.

 

 

5.

 

7.

8.

9.

6.

 

 

Вопросы.

  1. Разность между наименьшими и наибольшими значениями температур. (амплитуда)
  2. Прибор для измерения атмосферного давления
  3. Движение воздуха в горизонтальном направлении
  4. Ветра, меняющие направление дважды в сутки.
  5. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности
  6. Нижний слой воздуха в атмосфере, толщиной от 8 до 18 км.
  7. Состояние тропосферы в определенный момент  в данной местности
  8. Воздушные массы, сформировавшиеся над водной поверхностью.
  9. На сколько градусов изменяется температура при поднятии на каждый километр
  10. Туман, образовавшийся на высоте от земной поверхности. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К обобщающему уроку по теме "Атмосфера"

Задания для трех команд, в каждой команде по три группы: литераторы, математики и теоретики. На группы команды разбиваются сами....

Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс

Урок обобщает  знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с  текстом, сравн...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс

Урок обобщает  знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с  текстом, сравн...

Презентация к обобщающему уроку по теме "АТМОСФЕРА" 6 класс

Материал для обобщающего повторения по теме "Атмосфера" для 6 класса. В презентации представлены вопросы разной степени сложности, на каждом слайде видно время, которое дается на обдумывание и ответ. ...

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)

Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....

Обобщающий урок по теме "Атмосфера" 6класс

Обобщающий урок "Атмосфера"...