Интерактивная доска как средство внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения географии.
статья по географии

Зарипова Наталья Анатольевна
В статье обобщен опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий, в частности, применение интерактивной доски в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon id_kak._zaripova_n.a._litsey_no1.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная доска как средство внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения географии.

Н.А. Зарипова, учитель географии

 высшей квалификационной категории,

победитель Гранта ПНПО 2009

 МОУ «Лицей №1» г. Шадринска Курганской области.

Инновационным техническим средством современного  школьного обучения является интерактивная доска (ИД), представляющая собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру и мультимедиа проектору. Интерактивная доска  является тем инструментом, который способен выполнить главную задачу информатизации российского образования, а также соответствовать  условиям введения стандарта нового поколения: широко и эффективно внедрять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс.

Методика внедрения ИД направлена на решение следующих задач:

  • Формирование ключевых компетенций обучающихся путем вовлечения их в активное применение ИД на всех этапах урока и вне занятий
  • Развитие и повышение информационной культуры обучающихся
  • Овладение творческими приемами представления информации

Реализация методики применения ИД может осуществляться по следующим направлениям:

  • Разработка и проведение серии уроков с применением ИД
  • Создание методических рекомендаций по применению ИД в учебном процессе
  • Мастер-классы муниципального и регионального уровней
  • Творческие отчеты институционального, муниципального и регионального уровней
  • Руководство творческой группой учителей ОУ по внедрению интерактивной доски в учебный процесс

Так как интерактивная доска может быть применена в разных режимах: как большой экран (для мультимедийных презентаций, просмотра видеофрагментов, при тестировании и т.п.), как доска для надписей (в пакете программы StarBoard есть панель инструментов, папки с демонстрационными материалами по различным предметам ) и в своем  главнейшем предназначении на уроках географии: как интерактивная карта с возможными движениями, перемещениями, сопоставлениями и наложениями слоев карты, то этапами внедрения  интерактивной доски в работу можно считать следующие:

  1. Овладение умениями и навыками работы с компьютером и пакетом программ Microsoft Offis ,а также с программой StarBoard
  2. Использование ИД в роли экрана для мультимедийных презентаций
  3. Применение ИД в роли интерактивного экрана при работе с электронными учебниками и интерактивными картами, Интернет- ресурсами.

Видами заданий по использованию  ИД всеми участниками учебного процесса можно назвать следующие:

  • Создание учебных мультимедийных презентации по теме урока
  • Составление логических опорных конспектов в режиме интерактивной доски по изучению нового материала
  • Обозначение на интерактивной карте объектов
  • Узнавание географических объектов, используя гиперссылки интерактивной карты
  • Размещение объектов (орографических, гидрографических и др.), используя функцию перемещения.
  • Моделирование карты, используя функцию перемещения.

Таким образом, применение интерактивной доски в преподавании  географии обеспечивает  внедрение информационно-коммуникационных технологий и отражает современный характер образования, обеспечивая тем самым высокий уровень проведения урока и  повышение  качества знаний обучающихся.

Эффективное внедрение ИКТ в учебный процесс возможно при достаточном обеспеченностb средствами информационного обеспечения. Некоторые Средства информационного обеспечения отражены в следующей таблице

Технические

Учебные

Интерактивные

Компьютер

М\М проектор

Интерактивная доска

Акустические колонки

Электронные учебники 6-10 кл.

Локальная сеть лицея

Интерактивные диски

Видеофильмы

Электронная база данных

в кабинете географии

Электронные энциклопедии

Выход в Интернет

Библиотека наглядных пособий

Сайт лицея

М\М презентации

Электронная почта

Интерактивная модель Солнечной системы

Медиацентр лицея

3D атлас Земли

Природа России (интерактивная энциклопедия)

        

Применение        и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс должно происходить планомерно, дозированно (придерживаясь правил продолжительности применения технических средств на уроке в соответствие с требованиями СанПиН), с учетом всех рекомендаций, а также  возрастных особенностей обучающихся, исходя из сформированности у них  коммуникативно-информационных умений.

Мониторинг результативности внедрения ИКТ в образовательный   процесс может осуществляться через:

  • Частоту использования ИКТ в процессе обучения, которая отслеживается информационно-аналитическим центром ОУ

  • Эффективность проведенного урока с ИКТ (оценивает курирующий завуч), эффективность уроков должна составлять 67-90%, указывая на оптимальный   уровень.
  • Уровень сформированности у обучающихся учебно - информационных умений, навыков и способов деятельности должен составлять более 57% (оценивает психологическая служба ОУ).
  • Анкетирование обучающихся «Эффективность учебного занятия» (проводят психологи и методисты лицея) - показывает, что применение ИКТ на уроке способствует более прочному усвоению материала.
  • Работу творческой группы учителей, активно внедряющих ИКТ в процесс обучения

Необходимо отметить, что интерактивная доска, являясь средством внедрения ИКТ в процесс обучения играет не только обучающую роль, но и выполняет воспитательную функцию, которая достигается путем:

  • Создания условий для расширения кругозора обучающихся
  • Формирования мировоззренческих позиций
  • Совершенствования информационной культуры обучающихся
  • Создания условий для активной жизненной позиции

Предмет география обладает широкими возможностями удерживать познавательный интерес и усиливать мотивацию, а также преломлять географические  знания в действительность. Все это возможно при внедрении ИД на каждом уроке, кроме того,  реализуется один из принципов обучения географии: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

        Таким образом, для успешного внедрения ИД в процесс обучения необходимы

  • условия, созданные для работы учителя (наличие интерактивной доски, компьютера, мультимедиа проектора, выхода в Интернет, учебные и интерактивные средства), что позволит  эффективно, целенаправленно и грамотно заниматься внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
  • высокий уровень информационной культуры и профессиональной компетентности учителя;
  •  трансляция и обмен опытом на   разных уровнях, в том числе через ресурсы Интернет (участие в Интернет-сообществах, ассоциациях учителей, дистанционных курсах и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"

Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...

Игровые технологии в процессе обучения географии

Итоговый практико-значимый проект Игровые технологии в процессе обучения географии по курсу  «Современные педагогические технологии в обучении географии»...

Использование информационных технологий в процессе обучения географии

Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задач...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.

Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта....