Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"
методическая разработка по теме

Панфилова Елена Ильинична

Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических задач, стоящих перед обществом» [9; 35], чем, собственно и генерируется необходимость процесса модернизации системы российского образования. Сегодня новые социальные запросы определяют цели образования не столько как освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, но как развитие личности учащегося, способной к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

       Реализация развивающего потенциала общего среднего образования   является приоритетным направлением новых образовательных стандартов. Целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, умение учиться обеспечиваются совокупностью универсальных учебных действий (УУД), лежащих в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Именно УУД, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности.

       Таким образом, формирование УУД признается одной из важнейших задач современной системы образования: так, в ФГОС особое внимание уделяется необходимости усиления в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения такой междисциплинарной учебной программы как «Формирование универсальных учебных действий», в рамках реализации которой, по-нашему мнению, особое внимание необходимо уделить развитию познавательных универсальных учебных действий (познавательных УУД)  в силу признания нами того, что:

1) Благодаря развитию познавательных функций человек имеет возможность анализировать полученную информацию, проводить аналогии, делать предположения, в конечном итоге – мыслить, представляя в своем сознании полную картину, созданную из познанных образов, сгруппированных в должном порядке.

2) Учебная деятельность предполагает необходимость перевода одной знаково-символической системы в другую, в том числе перевода визуальных систем в вербальную и обратно, что представляет известную сложность в силу структурных различий систем, существенных различий по ряду признаков, вызывающих трудности их сопоставления.

       Вместе с тем, как отмечает О.Б.Епишева, «для организации педагогического процесса, отвечающего новой парадигме образования, недостаточно переосмысления и преобразования отдельных его звеньев; необходимо совершенствование всей методической системы обучения в целом» [5]. Опираясь лишь на вопрос о пересмотре содержания образования, невозможно решить все задачи, стоящие перед обществом: «в новых условиях нужны и новые инновационные технологии обучения» [10; 59], что на практике «актуализирует необходимость поиска внутренних ресурсов в совершенствовании образовательных технологий и  методик» [9; 35].

      Так, в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных в средней школе для достижения новых образовательных результатов. При этом подчеркивается, что содержание должно строиться на основе интерактивных мультимедийных технологий.

       Как видим, актуальность представляемого педагогического опыта обусловлена двояко: с одной стороны, социальным заказом общества, с другой – необходимостью внедрения инновационных методик в процесс обучения.

      Таким образом, стоящие перед образованием задачи, а именно:

  • обновление содержания образования;
  • усиление в предметном преподавании такой составляющей, как развитие познавательных  УУД;
  • совершенствование технологий обучения, контроля и оценивания

определяют выбор темы моего опыта «Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета «Иностранный язык».

         Анализ положения, сложившегося к настоящему времени, позволяет констатировать, что в теории и практике педагогических исследований накоплен определенный потенциал для выбора путей, способов, условий создания  и применения ИКТ, а именно:

1) теория и практика использования ИТ в образовании (А.ААндреев, Я.А.Ваграменко, В.В.Вержбицкий, С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун, А.Д.Иванников, В.П.Кашицин, В.Г.Кинелев, В.И.Овсянников, А.Я.Савельев, А.Н.Тихонов, А.В.Хуторской, С.А.Щенников и др.)

2) теоретические вопросы построения средств обучения с использованием компонентов учебного материала  в электронной форме (Ю.А.Винницкий, С.А.Жданов, Л.Х.Зайнутдиновой, О.В.Зимина, С.Д.Каракозов, А.И.Кириллов, А.А.Кузнецов, А.В.Осин, Е.С.Полат, И.В.Роберт, Н.Х.Розов, А.Л.Семенов, А.Ю.Уваров, М.В.Швецкой, Е.Н.Ястребцев и др.)  

       Кроме того, некоторые учебные заведения самостоятельно занимаются разработкой собственных электронных ресурсов различного назначения и применяют их в учебном процессе. Можно отметить результаты работ А.Г.Абросимова, В.П.Демкина, Ю.И.Капустина, М.П.Карпенко, Г.А.Красновой, С.Л.Лобачева, С.И.Макарова, М.И.Нежуриной, В.И.Солдаткина, В.П.Тихомирова и др.

       Созданием подобных продуктов для разных типов учебных заведений занимаются и специализированные организации.

       Вместе с тем, проведенный анализ существующей научной литературы, посвященной вопросам совершенствования обучения ИЯ, показал, что, все же обнаруживается дефицит в исследовании конкретных педагогических путей достижения качественно нового образовательного результата, а именно формирования и развития познавательных УУД.

        Ход нашего исследования направляется гипотезой о том, что планируемые результаты освоения междисциплинарной учебной программы «Формирование универсальных учебных действий» (в части развития познавательных УУД) могут быть достигнуты посредством применения ИКТ, если:

1) данные ИКТ будут нацелены на формирование познавательных УУД;

2) выбор «методического инструментария» в процессе обучения ИЯ с помощью ИКТ будет соответствовать задаче формирования познавательных УУД.

       Все это определило  ведущие задачи:

1) выделить познавательные УУД, которые можно формировать средствами  ИКТ  в процессе обучения по предмету «Иностранный язык»;

2) разработать содержательный комплекс, средствами которого можно формировать познавательные УУД;

3) разработать «методический инструментарий» для формирования познавательных УУД;

4) разработать задания для диагностики уровня сформированности некоторых познавательных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип представляемого образовательного учреждения:             муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение        «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Нефтеюганска    


  1. Содержание инновационного педагогического опыта

  1. Актуальность педагогического опыта

Соотнесенность инновационного опыта с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования

Востребованность инновационного опыта в реальной педагогической практике

       Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических задач, стоящих перед обществом» [9; 35], чем, собственно и генерируется необходимость процесса модернизации системы российского образования. Сегодня новые социальные запросы определяют цели образования не столько как освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, но как развитие личности учащегося, способной к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

       Реализация развивающего потенциала общего среднего образования   является приоритетным направлением новых образовательных стандартов. Целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, умение учиться обеспечиваются совокупностью универсальных учебных действий (УУД), лежащих в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Именно УУД, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности.

       Таким образом, формирование УУД признается одной из важнейших задач современной системы образования: так, в ФГОС особое внимание уделяется необходимости усиления в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения такой междисциплинарной учебной программы как «Формирование универсальных учебных действий», в рамках реализации которой, по-нашему мнению, особое внимание необходимо уделить развитию познавательных универсальных учебных действий (познавательных УУД)  в силу признания нами того, что:

1) Благодаря развитию познавательных функций человек имеет возможность анализировать полученную информацию, проводить аналогии, делать предположения, в конечном итоге – мыслить, представляя в своем сознании полную картину, созданную из познанных образов, сгруппированных в должном порядке.

2) Учебная деятельность предполагает необходимость перевода одной знаково-символической системы в другую, в том числе перевода визуальных систем в вербальную и обратно, что представляет известную сложность в силу структурных различий систем, существенных различий по ряду признаков, вызывающих трудности их сопоставления.

       Вместе с тем, как отмечает О.Б.Епишева, «для организации педагогического процесса, отвечающего новой парадигме образования, недостаточно переосмысления и преобразования отдельных его звеньев; необходимо совершенствование всей методической системы обучения в целом» [5]. Опираясь лишь на вопрос о пересмотре содержания образования, невозможно решить все задачи, стоящие перед обществом: «в новых условиях нужны и новые инновационные технологии обучения» [10; 59], что на практике «актуализирует необходимость поиска внутренних ресурсов в совершенствовании образовательных технологий и  методик» [9; 35].

      Так, в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных в средней школе для достижения новых образовательных результатов. При этом подчеркивается, что содержание должно строиться на основе интерактивных мультимедийных технологий.

       Как видим, актуальность представляемого педагогического опыта обусловлена двояко: с одной стороны, социальным заказом общества, с другой – необходимостью внедрения инновационных методик в процесс обучения.

      Таким образом, стоящие перед образованием задачи, а именно:

  1. обновление содержания образования;
  2. усиление в предметном преподавании такой составляющей, как развитие познавательных  УУД;
  3. совершенствование технологий обучения, контроля и оценивания

определяют выбор темы моего опыта «Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета «Иностранный язык».

         Анализ положения, сложившегося к настоящему времени, позволяет констатировать, что в теории и практике педагогических исследований накоплен определенный потенциал для выбора путей, способов, условий создания  и применения ИКТ, а именно:

1) теория и практика использования ИТ в образовании (А.ААндреев, Я.А.Ваграменко, В.В.Вержбицкий, С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун, А.Д.Иванников, В.П.Кашицин, В.Г.Кинелев, В.И.Овсянников, А.Я.Савельев, А.Н.Тихонов, А.В.Хуторской, С.А.Щенников и др.)

2) теоретические вопросы построения средств обучения с использованием компонентов учебного материала  в электронной форме (Ю.А.Винницкий, С.А.Жданов, Л.Х.Зайнутдиновой, О.В.Зимина, С.Д.Каракозов, А.И.Кириллов, А.А.Кузнецов, А.В.Осин, Е.С.Полат, И.В.Роберт, Н.Х.Розов, А.Л.Семенов, А.Ю.Уваров, М.В.Швецкой, Е.Н.Ястребцев и др.)  

       Кроме того, некоторые учебные заведения самостоятельно занимаются разработкой собственных электронных ресурсов различного назначения и применяют их в учебном процессе. Можно отметить результаты работ А.Г.Абросимова, В.П.Демкина, Ю.И.Капустина, М.П.Карпенко, Г.А.Красновой, С.Л.Лобачева, С.И.Макарова, М.И.Нежуриной, В.И.Солдаткина, В.П.Тихомирова и др.

       Созданием подобных продуктов для разных типов учебных заведений занимаются и специализированные организации.

       Вместе с тем, проведенный анализ существующей научной литературы, посвященной вопросам совершенствования обучения ИЯ, показал, что, все же обнаруживается дефицит в исследовании конкретных педагогических путей достижения качественно нового образовательного результата, а именно формирования и развития познавательных УУД.

        Ход нашего исследования направляется гипотезой о том, что планируемые результаты освоения междисциплинарной учебной программы «Формирование универсальных учебных действий» (в части развития познавательных УУД) могут быть достигнуты посредством применения ИКТ, если:

1) данные ИКТ будут нацелены на формирование познавательных УУД;

2) выбор «методического инструментария» в процессе обучения ИЯ с помощью ИКТ будет соответствовать задаче формирования познавательных УУД.

       Все это определило  ведущие задачи:

1) выделить познавательные УУД, которые можно формировать средствами  ИКТ  в процессе обучения по предмету «Иностранный язык»;

2) разработать содержательный комплекс, средствами которого можно формировать познавательные УУД;

3) разработать «методический инструментарий» для формирования познавательных УУД;

4) разработать задания для диагностики уровня сформированности некоторых познавательных УУД.

  1. Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, технология, методика)

Целесообразность существования инновационного педагогического опыта. Соответствие инновационного педагогического опыта общепедагогическим требованиям

        Данный инновационный опыт даёт пример системы работы по формированию познавательных УУД средствами ИКТ на уроке иностранного языка в 6 классе.

        Данный опыт построен в соответствии с научными подходами  к практике преподавания ИЯ, а именно с учетом схемы освоения иноязычного материала, предложенной Е.И.Пассовым, согласно которой необходимо соблюдать следующие этапы: формирование грамматических навыков, формирование лексических  навыков,  совершенствование речевых навыков (на основе текста), развитие монологической и диалогической речи.

         На каждом этапе освоения иноязычного материала с учетом формируемых познавательных УУД используются определенные  ИКТ, что отражено в  Приложении № 1.  

         В целом, целесообразность существования  моего опыта в том, что использование ИКТ в процессе обучения ИЯ обеспечивает:

- возможность поддержания интереса и мотивации учащихся;

- интерактивность обучения;

- вариативность объема учебного материала и уровней его подачи;  

- возможность работы в разноуровневом классе, организацию  дифференцированного обучения с учетом различных индивидуальных типов мышления и учебных стилей учащихся.

         

  1. Инновационная направленность педагогического опыта

  1. Новизна педагогического опыта в теоретическом плане

     Теоретическая значимость заключается в том, что разработаны некоторые требования к технологическим процедурам обучения ИЯ с помощью различных ИКТ как средства развития познавательныхУУД, а именно:

1) описано  содержание познавательных УУД, формируемых средствами ИКТ в процессе обучения по предмету «Иностранный язык», что соответствует требованиям новых ФГОС;

2) определен методический инструментарий формирования познавательных УУД средствами ИКТ;

3) разработаны задания для диагностики уровня сформированности познавательных УУД  обучающихся 6 класса.

  1. Новизна педагогического опыта в практическом плане

      Практическая значимость исследования заключается в том, что опыт использования ИКТ в формировании познавательных УУД может  быть использован:

1) учителями иностранного языка:

- на уроках;

- в качестве базовой методики при разработке других уроков и разделов;

-при создании авторских учебных курсов, программ и учебных пособий по ИЯ.

2) учителями при проектировании методических  систем обучения другим дисциплинам в различных типах образовательных учреждений;

3) исследователями, занимающимися как вопросами внедрения ИКТ  в процесс обучения, так проблемой развития познавательных УУД;

4) учащимися:  при обучение на дому; при самостоятельной подготовке к олимпиадам и конкурсам.

1.4.Методологическая база педагогического опыта

1.4.1.Система принципов и подходов, целесообразность их использования

     Методологическую  основу опыта составляют:

- государственная концепция и стратегия модернизации образования (В.А.Болотов, В.Ю.Кричевский и др.);

- психологическая теория деятельности (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин и др.);

- психологическая концепция учебной деятельности (В.В.Давыдов, Е.Н.Кабанова-Меллер, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин, и др.);

- психологические концепции усвоения знаний и способов деятельности (П.Я.Гальперин, Е.Н.Кабанова-Меллер, АН.Леонтьев, Н.А.Менчинская, З.А.Решетова, С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин, Н.Ф.Талызина, В.Д.Шадриков);

- концепция деятельностиого подхода к обучению (Е.Д.Божович, Е.Н.Кабанова-Меллер, А.К.Маркова, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина, Г.И. Щукина, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская, Ю.К.Бабанский, А.К.Громцева, М.Н. Скаткин и др.);

- концепция информационного подхода к обучению (В.П.Беспалько, А.П.Ершов, Т.А.Ильина, Л.Н.Ланда, М.П.Лапчик, Е.И.Машбиц, В.М.Монахов, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман и др.);

- концепция технологического подхода к обучению (В.П.Беспалько, Б.С. Блум, А.А.Вербицкий, В.В.Гузеев, В.И.Журавлев, A.M.Кушнир, Г.И.Морева, В.М.Монахов, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, П.И.Третьяков, В.В. Фирсов, М.А.Чошанов, Т.И.Шамова, И.С.Якиманская и др.).

1.4.2. Понятийно-терминологический аппарат инновационного педагогического опыта

ИКТ -  информационные-коммуникационные  технологии

Методический инструментарий по выражению академика В.М.Монахова [8] – методы и средства реализации педагогических технологий  (методы активизации и интенсификации процесса обучения, основы педагогической техники и педагогического мастерства, индивидуализация процесса обучения, модульное обучение, инновационные педагогические процессы, основы научной организации педагогического труда,

Современные средства обучения (компьютер, Интернет, компьютерные программы и др.), которые в работах  Э.И.Кузнецова, И.В.Роберт и др. названы «педагогическими программными средствами» [3;115].

УУД -  универсальные  учебные  действия

1.4.3. Теоретическая оснащенность педагогического опыта

        Теоретическую концепцию педагогического опыта составляют положения, которые продуцируются новой образовательной парадигмой  и достижениями психолого-педагогической науки, а именно:

1) В учебном процессе основным «рабочим полем» является поле деятельности ученика (различные взаимодействующие виды самостоятельной учебной деятельности учащихся) в силу признания положения Л.С.Выготского, согласно которому, развитие детей и подростков в обучении основано на языке действий, «встроенных» в ту или иную культуру. При этом, Л.С.Выготский писал: «…основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т. е. создание и употребление знаков» [7].

2) Одним из эффективных путей обучения учащихся деятельности в учебном процессе является формирование приемов учебной деятельности, владение которыми: 1) вырабатывает и совершенствует умение самостоятельно учиться; 2) повышает уровень решения учебных и языковых задач, тем самым влияя на качество знаний по предмету; 3) дает возможность для решения таких задач, как осуществление межпредметных связей на уровне видов деятельности, для активизации, интенсификации и уровневой дифференциации учебной деятельности; 4) изменяет общий стиль умственной деятельности учащихся.

       Исходя из вышеизложенных допущений, мы, вслед за О.Б.Епишевой, делаем вывод, что необходимыми условиями совершенствования методической системы обучения по предмету «иностранный язык» являются:

1) Деятельностный подход («от ученика») во всех его компонентах [5]: а) проектирование учителем идеальной траектории деятельности ученика в учебном процессе с помощью перевода заданных извне целей образования, содержания обучения, процессов овладения учащимися самостоятельной учебной деятельностью и процессами саморазвития на язык действий учащихся; б) деятельность учителя в учебном процессе требует совмещения поля деятельности учителя с полем учебной деятельности учащихся так, чтобы каждый ее элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвитию ученика в учебной деятельности (эта замкнутость двух пространств деятельности - суть проектирования технологии обучения); 2) Формирование приемов учебной деятельности.

       

1.5.Педагогическая целесообразность педагогического опыта

1.5.1.Целевой компонент

        Внедрение педагогического опыта направлено на совершенствование и оптимизацию учебного процесса за счет:

1) обогащения арсенала методических средств и приемов при обучении иностранному языку для развития познавательных УУД;

2) повышения мотивации к изучению предмета «Английский язык» за счет более легкого усвоения учебного материала в мультимедийной форме (при подкреплении конкретными фактами, наглядными примерами, образцами и другими видеоизображениями).

1.5.2.Содержательный компонент

      Данный комплект внедряемых ИКТ включает в себя:

1) Программное обеспечение «Nord», предоставляющее широкий спектр режимов работы на ПК для взаимодействия учащихся между собой и с преподавателем;

2) Разработанный автором данного опыта Электронный Образовательный Ресурс (ЭОР) по предмету «Английский язык» для уч-ся 6 класса, направленный на формирование познавательных УУД и являющийся дополнением к УМК «Happy English.ru»;

3) Комлект материалов для интерактивной доски (карточки для изучения правила чтения, схемы грамматических явлений, таблицы, опорные схемы для пересказов);

4) Копилку дидактических материалов, выполненных в Power Point.

5) Комлект аудио-видео-материалов.

6) методические рекомендации по использованию внедряемых средств ИКТ, методический комплект с поуровневыми  заданиями.

        Особенностью  использования данного комплекта ИКТ является то, что они включают в себя электронные учебные модули трёх типов:

- информационные (предоставление учебной информации; иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий; организация самостоятельной работы);

-  практические (закрепление знаний и применение их в практической деятельности);

- контрольные (повторение и закрепление пройденного материала).

         В различных дидактических моделях проведения уроков возможно использование всех типов ИКТ.

1.5.3.Процессуальный компонент (формы, методы, средства)

         Выбор методов и средств обучения определяется, с одной стороны, их возможностями в создании в учебном процессе обучения учебно-познавательных ситуаций [2, 4], с другой, - их инструментальностью и воспроизводимостью, возможностями организации и активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся [3; 156].

         В.И.Боголюбов отмечает, что методы, входящие в методический инструментарий, имеют три отличительных признака: объявленную цель, способ усвоения учебного материала и формы взаимодействия субъектов учебного процесса [1; 18]

         Основные направления и обобщенные критерии выбора методов и средств ИКТ в зависимости от типа и целей урока отражены в Приложении № 2.

1.6.Психологическая целесообразность педагогического опыта

1.6.1.Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Образовательный процесс обучения ИЯ с помощью ИКТ  с учетом возрастных особенностей обучающихся способствует:

1) овладеванию уч-ся учебной деятельностью (в т.ч. самостоятельной) в единстве мотивационно-смыслового и  содержательно-операционного (система ведущих знаний и способов учебно-познавательной деятельности) и волевого (готовность к преодолению познавательных затруднений)  компонентов;  

2) формированию новой внутренней позиции обучающихся: направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

3) формированию научного типа мышления.

        Построение учебной деятельности в соответствии с индивидуальной траекторией обучения учащихся с учетом различного уровня их подготовки и учебных стилей является одной из главных задач курса.

         Подача материала с использованием ИКТ способствует построению индивидуальной траектории каждого уч-ся за счет:

- совершенствования организации обучения в соответствии с принципом ориентированности на учащегося и развития ученической автономии;  гибкого планирования учебной деятельности в соответствии с потребностями уч-ся и их индивидуальными особенностями («многократное к ним обращение  в свойственном ученику режиме и темпе» [3; 122];

- использования разноуровневых заданий для учащихся с разным уровнем подготовки при обучении всем видам деятельности (аудированию, чтению, письму, говорению);   

- разноуровневой системы контроля/оценивания и самоконтроля  учащихся;

- проведения  автоматизированного тестирования;

- - обеспечения дополнительными информационными ресурсами (текстовыми материалами, справочными источниками и др.), в т.ч. посредством Интернет).

1.6.2. Эффективность взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта

        Взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта отражены в Приложении № 2.

1.7.Социальная направленность

7.1.Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся

        Построение образовательного процесса обучения иностранному языку с помощью  данного ЭОР  способствует:

- организации нескольких  видов учебной деятельности;

- использованию различных видов преподавания;

- использованию методов работы, способствующих активизации инициативы и самовыражения учащихся;

- стимуляции мотивации учащихся.

7.2.Возможность профессиональной самореализации педагога, участвующего в реализации данного опыта

      Автор опыта солидарен с выводами И.Б.Сенновского о том, если сравнительно недавно основная функция учителя сводилась к передаче обобщенного  социального опыта  некоему усредненному ученику, то сегодня учитель должен выполнять функцию конструирования траектории и осуществления индивидуального развития каждого школьника … такая деятельность учителя предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности  … . [12]. Сегодня, как говорит Е.Е.Волкова [3; 209], «на рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого – доскональное знание педагогических технологий».

       С этих позиций так очевидны тезисы В.Э.Штейнберга о том, что учитель «нуждается в специальной подготовке по формированию инновационно-технологической компетентности» [13; 15] и Н.Н.Паранчерна о том, что моделирование авторской педагогической технологии составляет новый этап в профессиональном росте учителя, путь к его творческому саморазвитию [11; 81-82]

       Опираясь на классификацию основных педагогических компетенций Е.Е.Волковой [3; 207], считаем, что участие в реализации данного опыта дает педагогу возможность формировать такие важные  профессиональные компетентности как:

1) методическая (знания и умения конкретизировать общедидактические закономерности обучения и воспитания средствами учебных дисциплин для данной дисциплины и данного контингента уч-ся; методы методические приемы  и средства обучения данной дисциплине для конкретного содержания и этапа учебного процесса и др.);

2) технологическая (знания и умения проектировочной деятельности, обеспечивающей технологическое видение содержания обучения, учебного процесса и его результатов, а также изменения, которые должны произойти в личности ученика в образовательном процессе)

1.8.Воспроизводимость педагогического опыта

8.1.1. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта

       Данный опыт может быть возпроизведен в любом ОУ, однако, важнейшим условием воспроизведения данного считаю продуманное планирование учебного процесса с учетом воспитательных и дидактических задач.

       Данный опыт работы может быть воспроизведен, так как его содержательный компонент  включает не только перечисленные в п.1.5.2. модули, но разработанную с учетом представляемого опыта  рабочую программу по предмету «английский язык» для 6 класса, методические рекомендации по ее использованию, методический комплект с поуровневыми  заданиями.

8.1.2. Ареал воспроизведения педагогического опыта

      Данный опыт представлен мной на заседании МО учителей ИЯ (16.01.12), педагогическом совете в МБОУ СОШ № 6 (20.02.12), на заседании экспертного совета по защите инновационного опыта в г.Нефтеюганске (14.02.12). Основные выводы по внедрению ИКТ в процессе обучения иностранному языку нашли отражение в работах автора (см. Приложение № 3).

1.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Требования к учебно-методическому обеспечению

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023976-9

Рабочая программа по предмету «Английский язык» к УМК «Счастливый английский. ру / Happy English. ru» для 6 класса (авторы К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман).

Журнал «Иностранные языки в школе».

Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам.

Иванова Е.О., Осмоловская И.М.Теория обучения в информационном обществе.

Требования к материально-техническому оснащению

ПК, проектор, интерактивная доска с комплектом дидактических материалов

Требования к кадровому составу: учитель, готовый к профессиональному росту, а также готовый развивать свою инновационно-технологическую компетентность.

  1. Результаты инновационного опыта

10.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

10.1.1. Оценка эффективности педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся предметных результатов

    В результате применения ИКТ в процессе обучения по предмету «Иностранный язык»  учащимися будут достигнуты  следующие предметные результаты:

    1)в коммуникативной сфере:

- в говорении (сообщать краткие сведения, вести диалог в пределах изученных тем);

- в аудировании (воспринимать на слух краткие  несложные аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию);

- в чтении (читать тексты с пониманием основного содержания, уметь оценивать полученную информацию).

    В плане обогащения арсенала методических средств и приемов при обучении иностранному языку основные свойства ИКТ:

1. охватят все этапы образовательного процесса: получение информации, практические занятия, мониторинг учебных достижений;

2. обеспечат расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучении.

10.1.2. Наличие и рейтинг успешности участников олимпиад, научных конференций как подтверждение сформированности предметных результатов

В 2011-2012 учебном году учащиеся Печков Никита (5 класс) и Маланицева Маргарита (6 класс) стали победителями городского этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку.

Носкова Маша и Печков Никита (5 класс) стали победителями школьного этапа Всероссийского игрового конкурса по английскому языку «Британский бульдог», Маланицева Маргарита и Чачило Максим (6 класс) – призерами.

В 2012-2013 учащиеся Печков Никита (6 класс) и Сидоров Александр (8 класс) стали призерами городского этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку.

10.2.1. Оценка эффективности педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся метапредметных результатов

    В результате применения ИКТ в процессе обучения по предмету «Иностранный язык»  учащимися будут достигнуты  следующие метапредметные результаты:

1) в области развития стратегий смыслового чтения и работы с информацией: умение работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию:

- умение структурировать текст (выделять главное и второстепенное; представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;

2) в области освоения методов познания (умение использовать логические действия и операции, такие как сравнение; анализ, синтез; обобщение; конкретизация; классификация; сериация)

10.3.1. Оценка эффективности педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся личностных результатов

         В результате применения ИКТ в процессе обучения по предмету «Иностранный язык»  учащимися будут достигнуты  следующие личностные результаты (повышение мотивации к изучению ИЯ и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»).

1032.2. Наличие и рейтинг успешности участников олимпиад, научных конференций как подтверждение сформированности личностных результатов

2011 год

Учащаяся Сагура Ксения (4 класс) приняла участие во Всероссийском  дистанционном конкурсе « My Toy Story» и заняла 4 место.

Учащиеся Никонова Ирина, Галаева Виктория, Ширшов Максим (6 класс) приняли участие во Всероссийском конкурсе «Наша страна – наша наследие!» («Интерактивная карта легендарных и необычных мест России).

2012 год

Учащийся 7 класса Ширшов Максим стал победителем XII городской научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в секции «Языкознание», представив работу «Англицизмы в профессиональной лексике в сфере биатлона: оправданная необходимость или неоправданное употребление»

10.4. Направленность инновационного педагогического опыта на улучшение существующей образовательной ситуации

       Считаю, что мой опыт направлен на улучшение образовательной ситуации в силу того, что:

1. Формирование познавательных УУД в контексте усвоения предмета «Иностранный язык» с применением данного комлекта ИКТ является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметную область  «иностранный язык».

2.  Заданные новым стандартом и выделенные познавательные УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

3.  Способы учета уровня сформированности познавательных УУД отражены    в требованиях к результатам освоения учебной программы по предмету.

11. Распространение педагогического опыта педагогического опыта

11.1. Обобщение и распространение в рамках профессионального сообщества

       Данный педагогический опыт был представлен мной в рамках конференций разного уровня (см. Приложение № 3)

12. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта

        По данной системе работаю  первый год, однако  по итогам диагностики  уровня сформированности у  35 уч-ся 6 классов познавательных УУД (в частности, умений работы с информацией: 1) умение выделять главную информацию, 2) умение представлять информацию в виде схемы, таблицы, 3) умение дополнять таблицу, 4) умение интерпретировать содержание информации), можно отметить положительную динамику (см. Приложение № 4)

13. Публикация педагогического опыта в печати

       Мой инновационный педагогический опыт  отражен  в материалах научно-практических конференциях как регионального, так и международного уровней (см. Приложение № 3).

Приложение № 3

Публикации автора, отражающие педагогический опыт

1) Панфилова Е.И., О создании электронных образовательных ресурсов / Инновации в современном мире: проблемы и перспективы [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 18 сентября 2009. – М.: ООО «Глобус», 2009. – 292 с. – 18, 25 п.л. – Библиогр.: с.192-193. – 200 экз. – ISBN 978-5-9928-0105-7.

2) Панфилова Е.И., О приоритетном направлении в обучении иностранному языку в условиях многоуровневого образования / Переход к многоуровнему высшему образованию: проблемы и перспективы [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 25-26 сентября 2009. – Под ред. Л.С.Колмогоровой. – Барнаул: АлтГПА, 2009. – 129 с. – 8 п.л. – Библиогр.: с.58-59. – 100 экз. – ISBN 978-5-88210-502-9.

3) Панфилова Е.И., Современные проблемы языкознания в контексте синтеза наук / Знаменские чтения: филология в пространстве культуры [Текст]: материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Тобольск, 22-23 октября 2009. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2009. – 212 с. – 30 п.л. – Библиогр.: с.141. – 500 экз. – ISBN 978-5-85944-219-5.

4) Панфилова Е.И., Проблема понимания в современных исследованиях языка / Актуальные проблемы современного языкознания: основные тенденции и перспективы развития [Текст]: материалы международной научной конференции, Караганда, 2 ноября 2009. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2009. – Т.2. – 162 с. – 10, 01 п.л. – Библиогр.: с.30-32. – 100 экз. – ISBN 978-601-80035-9-2 Т.2.

5) Панфилова Е.И., Роль практического компонента в обучении иностранному языку на интегративной основе / Инновационная активность ВУЗов: состояние, проблемы, перспективы [Текст]: материалы региональной научно-методической конференции, Владивосток, 12-13 ноября 2009. – в 2-х частях. – ч.2. / Под общ.ред Т.И.Елисеевой – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2009. – 284 с. – 16, 51 п.л. –  Библиогр.: с.265-270. – 80 экз. – УДК 378+338: 001. 895.

6) Панфилова Е.И., Электронный образовательный ресурс как новый педагогический инструмент в условиях развития межпредметных связей / Педагогическое образование: проблемы и перспективы [Текст]: материалы региональной научно-практической конференции (с международным участием), Владикавказ, 27 ноября 2009 г. – Под ре.докт.пед.наук, проф. ВВ.Кочисова. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2010. – 583 с. – 39,5 п.л. – Библиогр.: с. 373-376. – 100 экз. – ISBN 978-5-8336-0631-5.

7) Панфилова Е.И., Электронный образовательный ресурс как инновационная форма организации педагогического процесса / Информационные технологии в образовании [Текст]: материалы всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи, Москва, 12 ноября 2010. – режим доступа: http://www.rosnou.ru/scientific/conference/konf_info-tex-edu/

8) Панфилова Е.И.,  Выбор средств ИКТ при проектировании результатов достижения познавательных УУД в процессе обучения иностранному языку / Актуальные вопросы педагогики и психологии образования [Текст]: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Алтай, 11-12 апреля 2012 г. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – 381 с. – 47,6 п.л. – Библиогр.: 374-377. –100 экз. –  ISBN 978-5-88210-635-4

9) Панфилова Е.И.,  Процессуальный компонент ИТ в контексте проектирования достижения познавательных УУД в процессе обучения иностранному языку / Проблемы и перспективы образования в России [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, Саратов, 15 мая 2012 г. – Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2012. – 126 с. – 7,87 п.л. – Библиогр.: 58-63. – 200 экз. – ISBN978-5-905147-38-8

Приложение № 4

Диагностика сформированности уровня  познавательных УУД: умений работы с текстом (в диагностике принимало участие 30 уч-ся 6 классов)

Приложение  № 5

Библиография

1. Боголюбов В.И. Методы и средства реализации педагогических технологий // Школьные технологии,  № 5, 2004. –  С.18-31

2. Бродский И.С., Видус А.М.., Коротаев А.Б., Сб.текстовых задач по математике для профильных классов / Под ред. И.С.Бродского. – М.: АРКТИ, 2004. – 140 с.

3.Волкова Е.Е. Компетентностный подход к обечению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Волкова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 248с., 15,5 п.л. – Библиогр.: с.5. – 500 экз. – ISBN 978-5-9961-01-63-4.

4. Гершунский Б.С., Философия образования для 21 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: Совершенство, 1998. – 68 с.

5. Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02: Москва, 1999. – 460 c. РГБ ОД, 71:00-13/228-5.

6. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2012. – 190 с. – (Работаем по новым стандратам). –ISBN 978-5-09- 022055-2.

7. Митюхина, Н.П. / Развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся юношеского возраста посредством знаково-символической деятельности // Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт аналитической психологии и психоанализа» (МИАПП)  - Электронный ресурс – режим доступа: http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1687-.html

8. Монахов В.М., Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995. – 200 с.

9. Панфилова, Е.И. / Прагматика профессионального образования в контексте решения социально-экономических задач / Е.И.Панфилова // Мировая экономика и социум: от кризиса до кризиса [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, Саратов, 15 сентября 2009. – в 3-х частях. – ч.3. / Отв. ред. Л.А.Тягунова. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – 327 с., 20, 43 п.л. – Библиогр.: с. 35-36. – 200 экз. – ISBN 978-5-9999-0072-2.

10. Панфилова, Е.И / О приоритетном напрвлении в обучении иностранному языку в условиях многоуровневого образования / Е.И.Панфилова // Переход к многоуровневому высшему образованию: проблемы и перспективы [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 25-26 сентября 2009г. – Под ред. Л.С.Колмогоровой. – Барнаул: АлтГПА, 2009. – 129с. – 8 п.л. –  Библиогр.: с.58-59. – 100 экз. – ISBN 978-5-88210-502-9.

11. Паранчерн Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии – путь к творческому развитию педагога // Школьные технологии, № 3, 2003. – С.76-85.

12. Сенновский И.Б.Профессиональная компетентность учителя и управление образовательной деятельностью ученика // Школьные технологии, № 1, 2006. – С.78-83.

13. Штейнберг В.Э. Образование: технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии, № 1, 2000. – С.15-36.

14. Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с. – (Учебное пособие для вузов). – ISBN  978-5-09-018296-6.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Формирование познавательных УУД   на этапах освоения учебного иноязычного материала с помощью ИКТ

Этап освоения учебного иноязычного материала

Формируемые познавательные  УУД

Средство ИКТ

Возможности выбранного средства

1. Формирование грамматических навыков \ Активизация грамматического  материала

Умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, конкретизировать

ПО «Nord» (режим «Трансляция экранного вида»)

 

Преподаватель может транслировать изображение своего экрана на мониторы учеников (можно включать для прослушивания звуковые файлы своего компьютера;
включать режим рисования (преподаватель может рисовать, делать пометки на своем мониторе, ученики видят все, что делает преподаватель)

Комплект материалов для интерактивной доски (карточки для изучения правил, схемы грамматических явлений, таблицы)

Предоставление учебной информации; иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий

ПО «Nord»

(Режим «Экзаменационный модуль»)

Возможность создавать различные тесты с простыми вопросами, на которые требуются однозначные ответы и со сложными вопросами, требующими развернутых ответов. Вопросы и ответы могут содержать как текст, так и аудио запись. Один блок вопросов может содержать вопросы различных типов. Правильность ответов оценивается автоматически либо преподаватель это делает вручную

Разработанный автором данного опыта ЭОР по предмету «Английский язык» для уч-ся 6 кл.

Предоставление учебной информации; иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;

более легкое усвоение учебного материала

2. Формирование лексических  навыков \ Активизация лексического материала

Умение заполнять таблицы, представлять информацию в  виде таблицы

Разработанный автором данного опыта ЭОР по предмету «Английский язык» для уч-ся 6 кл.

Предоставление учебной информации; иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;

более легкое усвоение учебного материала

3. Совершенствование речевых навыков

 (на основе текста)

Умение выделять главную и избыточную информацию

Умение передать информацию в устной форме, интерпретировать ее  и др.

Разработанный автором данного опыта ЭОР по предмету «Английский язык» для уч-ся 6 кл.

Предоставление учебной информации; иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;

более легкое усвоение учебного материала

Чтение

ПО «Nord»

(Режим «Скрипты»)

Преподаватель может создавать специальные скрипты, позволяютщие связать текст с аудио записью для визуального (текстового) отображения на экране воспроизводимой речи.

Аудирование

ПО «Nord»

(режим «Источники программ»)

Преподаватель выбирает источники программ, которые он предполагает использовать в текущем занятии. ПО "НОРД" поддерживает одновременное вещание 2-х внешних аудио источников (кассета, CD и др.); 3-х аудио или видео файлов, 1-го внешнего видео источника (DVD, видео магнитофон и т.п)

ПО «Nord»

(Режим «Виртуальный магнитофон»)

Возможность одновременно прослушивать/просматривать аудио или видео файлы и производить запись. преподаватель может готовить программы для работы, внося свои комментарии к уже существующей записи; прослушивать записи выбранного ученика, устанавливать  метки с текстовыми комментариями, замедления или ускорения аудио записей без потери качества звучания.

Письмо

ПО «Nord»

(Режим «Обмен сообщениями»)

Возможность организовать чат в каждой отдельной группе для текстового общения.

Копилка дидактических материалов, выполненных в Power Point

Предоставление учебной информации; иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;

более легкое усвоение учебного материала

Говорение

Комплект материалов для интерактивной доски (опорные схемы для пересказов)

Предоставление учебной информации; иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;

более легкое усвоение учебного материала

4. Развитие монологической и диалогической речи

ПО «Nord»

(режим «Разбиение на группы»)  

Преподаватель произвольно распределяет занимающихся на группы для работы в парах или мини-группах

ПО «Nord»

(Режим «Работа в группах»)

Преподаватель имеет возможность: «раздать» для прослушивания (просматривания) материал каждой сформированной группе; автоматически распределить занимающихся в группы для диалога (пары, тройки, четверки); преподаватель может одним нажатием кнопки, сбросить все задания в выбранной группе.



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Направления и критерии выбора методов и средств ИКТ  в зависимости от типа и целей  урока

Тип урока

Цель на уроке

Способ усвоения

Основные типы задач, упражнений

Формы взаимодействия субъектов учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся, детерминированная используемым средством ИКТ

Основные методы и формы обучения

Основные приемы

Урок ознакомленияс новым материалом, его осмысления

Создать мотивы изучения нового и готовности к его восприятию

Выделить существенные признаки понятий (явлений)

Задачи занимательного характера

Задачи на развитие интеллектуально познавательных умений; на отыскание ошибок, на смекалку, типовые упражнения

Словесный метод

 Наглядный метод

Видеометод

Аудиометод

Изложение нового материала в процессе объяснения, беседы

Работа с терминами

Использование наглядности

Использование абстрактной наглядности (таблиц, формул, структурно-логических схем)

Комлект материалов для интерактивной доски, Копилка дидактических материалов, выполненных в Power Point: наблюдает, анализирует, отвечает на вопросы

Комлект материалов для интерактивной доски: составляет схемы, знаковые модели, таблицы)

ПО «Nord» (режим «Трансляция экранного вида»):
в режиме рисования уч-ся может рисовать, делать пометки на своем мониторе)

ПО «Nord»

(Режим «Виртуальный магнитофон»):

Прослушивает, решая поставленную учителем задачу

Урок  повторения  и закрепления изученного грамматического  и лексического материала

Формировать языковые умения

Стандартные задачи

Репродуктивный метод

Практический метод

Краткое повторение нового материала:

Анализ и составление структурно-логических схем

Заполнение таблиц

Комлект материалов для интерактивной доски: составляет  схемы, знаковые модели, таблицы)

Копилка дидактических материалов, выполненных в Power Point:

Выписывает тезисы

Составляет план

Урок комплексного применения знаний и умений

Формировать практические умения использовать полученные знания

Задачи на формирование умений и навыков в разных видах деятельности

Практический метод

Решение практических задач

Разработанный автором данного опыта ЭОР по предмету «Английский язык» для уч-ся 6 кл.:

Выполняет разного рода упражнения,

Составляет таблицы (схемы) для систематизации учебного материала

Самостоятельная работа учащихся

Формировать навыки самостоятельной работы

Частично-поисковый метод Исследовательский метод

Взаимообучение

Чтение, текста (первоисточника, дополнительной литературы)

Прослушивание текстов

ПО «Nord»

(Режим «Скрипты»),

Разработанный автором данного опыта ЭОР по предмету «Английский язык» для уч-ся 6 кл.:

  составляет план текста, собирает требуемую информацию

ПО «Nord»

(Режим «Виртуальный магнитофон»):

аудирование в индивидуальном режиме (с замедлением или ускорением аудио записей), например,

 для  сбора новых фактов

работа в парах, малых группах

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщить и систематизировать знания и способы деятельности

Упражнения на повторение, нестандартные задачи

Проблемно-поисковый метод (проблемная ситуация, обобщение)

Объяснительно-иллюстративный метод

Групповая

Работа

Составление кроссвордов

ПО «Nord»

(Режим «Скрипты»),

Разработанный автором данного опыта ЭОР по предмету «Английский язык» для уч-ся 6 кл.:

Составляет таблицы для систематизации учебного материала

Копилка дидактических материалов, выполненных в Power Point,  Комлект материалов для интерактивной доски:

составление кроссвордов в группе

Контроль знаний и умений

Мониторинг результатов обучения

Тестовые задания, составление монологических и диалогических высказываний

тестирование

Устный индивидуальный опрос

Ответы с опорой на план (наглядность, схемы и т.д.)

ПО «Nord»

(Режим «Экзаменационный модуль»):

Выполняет в интерактивном режиме тесты,

правильность выполнения которых оценивается автоматически либо преподавателем (например, по эл. почте)



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Примеры учебных задач, направленных на формирование умений выполнять логические действия и операции с помощью ЭОР

1)Трансляция экранного вида: предоставление учебной информации; иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий, схем грамматических явлений, таблицы

2)различные интерактивные тесты с простыми вопросами, на которые требуются однозначные ответы и со сложными вопросами, требующими развернутых ответов. Вопросы и ответы могут содержать как текст, так и аудио запись. Один блок вопросов может содержать вопросы различных типов. Правильность ответов оценивается автоматически

Операционное действие

Выполнение действия уч-ся

Учебная задача

Пример

Сравнение

(установление сходства и различия объектов по каким-либо признакам)

1-й уровень

Выделяет общие и различные, существенные и несущественные свойства объекта

Сравнить примеры и найти закономерность

1)В данных предложениях подчеркнутые слова   переводятся как «тоже». Поясни разницу.

a) I like pizza. She likes too.

b) I don’t like pizza.

She doesn’t either.

2)Установить соответствие между выражениями и символами, выражающими их значение (переводом)

(выражение «много» с исчисляемыми существительными)

3) Исключи лишнее

4) Дополни ряд

2-й уровень

Устанавливает сходство и различие объектов по данному основанию

1)Установить соответствие между выражениями и символами, выражающими их значение

(выражение понятий «много»-«мало»

с исчисляемыми и неисчисляемыми

существительными)

2) Всегда ли слово «тоже» переводится на английский «too». Приведи пример

3) Восстанови ряд

4) Приведи примеры, аналогичных  (противоположных) данному примеру.

Сравнить, выделить общий признак

1) Построение вопросительного предложения с

Глаголами «to be», «can», «must»

2)  использование some, any в разных типах предложений (в значении «сколько-нибудь)

Анализ

(разделение изучаемого объекта на составляющие его части, выделение признаков (существенных, несущественных)

1-й

Разбивает материал на части, выделяет связи между ними

Выполнить анализ содержания задачи, составить план ее решения (выбрать прием (алгоритм) решения задач такого типа

Разделить данную задачу на подзадачи 

1) данный перечень «символов» расположите в таком порядке, чтобы получился алгоритм построения вопросительного предложения

2) Запиши алгоритм перевода на английский язык данного предложения (разделительного вопроса,

специального вопроса,

предложения с too, either)

3) из данных предложений выбери то, которое обозначает…

4) Определи, что произойдет с глаголом, если изменить подлежащее

(спряжение глагола «to be», спряжение глагола в 3л.ед.ч в наст. простом времени)

2-й

Осознает структуру изучаемого материала

1) Составь из набора слов и словосочетаний предложение

2)Привести пример грамматического явления, описанного данной схемой

3) Найди ошибку в данном предложении и исправь

4) Изменить структуру данного объекта так, чтобы получился новый объект с заданными свойствами (замена подлежащего)

Синтез

(соединение в единое целое частей объектов в т. ч. самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов)

1-й

Комбинирует элементы для получения целого (схемы, формулировки)

1) вставить пропущенные слова (символы) в данное предложение (схему) так, чтобы оно означало (определенное грамматическое явление)

2) составь пары, чтобы предложение было грамматически верным

1.        а)

2.        б)

2-й

Составляет план ответа

1) Прочти текст, составь план ответа

2) По содержанию предложения определи, какой теоретический материал необходим для его перевода

3) Предоставь словесную информацию в виде таблицы (символической записи, опорного конспекта)

4) Прочитай графическую информацию

Обобщение

(объединение объектов в одну общность по основным признакам)

1-й

Эмпирически отличает общие и существенные свойства объекта от несущественных)

Представить основные результаты изучения данной темы, в т.ч. в виде схемы

1) выбери из множества слов лишнее

2) Выбери из данного  множества схему перевода предложения «------«

3) Раскрой схематически тему «вопросительное предложение в английском языке»

2-й

Объединяет объекты с общими существенными свойствами в одно множество, используя конкретные свойства

1) Распредели в две колонки

(по заданному признаку)

2) Выбрать из предложенного множества выражения, которые можно перевести с использованием материала данного урока (юнита)

3) Выбери из предложенных, какой метод является наиболее рациональным для решения данной задачи (схематичная трансформация повествовательного предложения с глаголом

«to be»в отрицательное или  полный перевод,)

4) Ответь на вопрос в нестандартной форме (рисунок, схема)

5) Обобщи и систематизируй материал изученной темы в таблице (схеме)

Сериация по  

Ж. Пиаже (последовательное упорядочивание объектов по какому-либо качественному параметру)

1-й

Воспроизводит изученную классификацию объекта

Расположить заданные объекты в последовательности, определяемой заданным критерием

Восстанови ряд от большего с меньшему

(some, any, a few, a little, few, a lot of)

2-й

Относит единичные объекты и их св-ва к соответствующему классу на основе их св-в

Дополни подпись, указав кол-во сахара на столах

Сериация (выстраивание направленной последовательности от большего к меньшему, от простого к сложному, от начала рассказа к концу)

1-й

Расположить

картинки,  предъявляемые в произвольной последовательности так, чтобы получился целый рассказ

Различия в  содержании картинок  явно заметны, происходящие изменения носят явный характер

2-й

Различия в  содержании картинок менее заметны, происходящие изменения носят не столь явный характер

Моделирование

1-й

выстраивает последовательность схематических изображений, отображающих протекание каких-либо процессов, событий или действий

2-й

Составляет и придумывает рассказ по определенным знаково-символическим схемам или изображениям



 

Комментарии

Панфилова Елена Ильинична

Данная разработка может быть адресован учителям иностранных языков, а также всем, кто интересуется проблемами современной педагогики

Панфилова Елена Ильинична

Представляемый опыт может оказаться полезным не только преподавателям иностранного языка, но и всем тем, кто интересуется проблемами современной педагогики