Урок на тему «Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы»
план-конспект урока по географии (8 класс)

Шуринова Людмила Владимировна

Класс: 8

Предмет: география

Тема урока «Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы» 

Цели урока

Предметные

Учащиеся должны знать:

- значение климата в природе и хозяйственной деятельности людей.

- климатообразующие факторы

- понятие "солнечная радиация".  

- виды солнечной радиации - суммарной, поглощенной и отраженной.

- закономерности распределения суммарной солнечной радиации по территории страны.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

                Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

                 Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Оборудование: атласы, физическая карта России

Ход урока

Организация учащихся на работу

Актуализация знаний

Тестирование по теме « Рельеф России» (карточки)

1.  Крупнейшими равнинами России являются

А) Восточно-Европейская

Б) Прикаспийская

В) Колымская

Г) Западно-Сибирская

2. Наука о вымерших организмах называется

А) минералогия

Б) петрография

В) палеонтология

Г) геология

3 Молодыми складчатыми горами являются

А) Алтай

Б) Кавказ

В) Урал

Г) Хибины

4. Крупнейшие месторождения нефти залегают

А) Курильские острова

Б) Западная Сибирь

В) Поволжье

Г) Кавказ

5. Самый сейсмоактивный район России

А) Урал

Б) Курильские острова

В) Алтай

Г) Камчатка

6. Золото и алмазы добывают

А) Карелия

Б) Чувашия

В) Якутия

Г) Бурятия

Сообщение темы урока

 Познавательная задача: что такое солнечная радиация? Можете ли вы ответить на данный вопрос? Какие цели нам надо реализовать, чтобы решить нам поставленную задачу?

 Изучение нового материала

  1. Факторы, определяющие климат.( запись схемы, выполнения задания)

Задание №1: прочитайте материал учебника и составьте схему «Климатообразующие факторы»

Предполагаемый ответ:

 

ВСПОМНИМ!!!!!

Что такое климат?  Какие климатические показатели вы знаете?

Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.

Основные климатические показатели:

1. температура

2. осадки

3. давление

4. ветер

5. влажность воздуха

Разберем отдельные климатообразующие факторы:

2.Солнечная радиация – энергия Солнца, излучаемая в виде тепла и света (выполнение задания № 2, работа с материалом учебника)

Задание №2: прочитайте материал учебника и составьте схему- рисунок «Солнечная радиация»; выпишите основные понятия( солнечная радиация, прямая , рассеянная); выясните формулу суммарной радиации.

   

                       

                                  Прямая                                    рассеянная

отраженная

поглощенная

Солнечная радиация, проходящая через атмосферу, делится на прямую, рассеянную, поглощенную и отраженную

Прямая радиация – это солнечная радиация, достигшая поверхности Земли.

Рассеянная радиация – это солнечная радиация частично рассеивается в атмосфере облаками, каплями воды, частицами пыли,  и остальная  часть ее доходит до  поверхности  Земли

Суммарная солнечная радиация – вся солнечная радиация, достигшая поверхности Земли (прямая + рассеянная).

Измеряется в ккал/см2

Отраженная радиация –это часть радиации отражается от поверхности Земли .

Поглощенная радиация -  это радиация, которая нагревает Земную поверхность.

Задание №3: установите, от чего зависит распределение и  количество солнечной радиации, которое получает территория, используя материал учебника.

Предполагаемый ответ:

1. Географическая широта, т.е. угол падения солнечных лучей.

2. Состояние атмосферы (наличие облаков, влажность воздуха).

          3. Характер подстилающей поверхности. Снег отражает до 80 % солнечной радиации.             Чернозем поглощает больше радиации, чем песок

I  - прямая радиация

S -  рассеянная радиация

Q  - суммарная  радиация

  1. Радиационный баланс (выполнение задания №3)

Задание №3: используя материал учебника, выпишите определение радиационного баланса и формулу определения радиационного баланса

Предполагаемый ответ

Радиационный баланс - разница между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение

Радиационный баланс деятельной поверхности, на которой происходит преобразование потока солнечной энергии, или радиационный баланс элементарной  рассчитывается по формуле:

R – радиационный баланс

 I – прямая радиация

S - рассеянная радиация

 А – альбедо

Еэф – эффективного длинноволновое излучение.

Прямая и рассеянная радиация (I + S) образуют суммарную радиацию (Q). Поэтому радиационный баланс можно записать так:

Задание №4: используя карты атласа, установите районы России, имеющие разные показатели радиационного баланса и суммарной солнечной радиации и данные занесите в таблицу

Субъект РФ

Показатель радиационного баланса

Показатель суммарной солнечной радиации

Выставление оценок  

Домашнее задание  п.21, вопросы №1-6

Рефлексия

Я узнал… Мне интересно….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения по теме "Климат России"

На уроке проверяется умение работать с климатическими картами и климатическими диаграммами...

план-конспект урока по географии в 8 классе по теме: "Климатообразующие факторы России"

Разработка содержит ссылку на ЭОР из Единой коллекции ЦОР...

Итоговые уроки и тесты по теме Климат России география 8 класс

Набор тестов к повторению темы Климат России...

Интегрированный урок (физика, география)"Атмосферное давление как один из климатообразующих факторов"

Нестандартный интегрированный урок ( физика, география) для 7 класса....

Технологическая карта открытого урока по географии 8 класс Тема: Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы

Основные понятия: Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, ветры западного переноса, муссоныОбразовательные ресурсы: Учебник: Алексеев А.И. и др...