Статья "Формирование навыков аналитического мышления на уроках географии"
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Голованова Ольга Андреевна

В статье приведены примеры заданий, направленных на формирование предметных и метапредметных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голованова Ольга Андреевна

к.г.н., учитель географии ГБОУ СОШ №591

Невского района Санкт-Петербурга

Формирование навыков аналитического мышления

на уроках географии

Аналитическое мышление - способность человека к использованию логики при анализе информации и принятии решений. С практической точки зрения аналитическое мышление - это:

  • разделение информации на составные части;
  • всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом;
  • получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации, например, дано предложение: «Солнце ярко светит и озаряет изумрудную листву берез». Какие выводы можно сделать, получив эту информацию? Человек, обладающий аналитическим складом ума, предположит примерно следующее: самый очевидный вывод - событие происходит в светлое время суток (ночью солнца нет); вероятно, на улице довольно неплохая погода (так как в предложении говорится, что солнце светит ярко); данное событие происходит не ранней весной, не поздней осенью и уж точно не зимой (вероятнее всего летом), потому что листва у деревьев есть и имеет ярко зеленый (изумрудный) цвет; речь идет о месте, где имеется несколько берез (это может быть смешанный лес - слово «береза» употреблено во множественном числе); описываемая ситуация происходит в умеренной или холодной части Евразии, либо Северной Америки (в других широтах березы не распространены). Все эти выводы сделаны на основе всего нескольких слов благодаря аналитическому мышлению!
  • выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько).

Формирование аналитического мышления — одна из сопутствующих задач, решаемых на уроках географии, для формирования целостной картины мира и ее восприятия. Поставленная задача может быть реализована у школьников, начиная с 5 класса — в условиях реализации ФГОС нового поколения, и закончена в 11 классе. Приемы, применяемые учителем, являются частью общего подхода, определяемого как «обучение умению думать».

        Для формирования основ аналитического мышления на уроках географии можно применять различные виды деятельности. Расскажу про 2 из них. Первое задание – «снежный ком» (проанализировать информацию по пройденному разделу, выделить главное, сформулировать мысль в виде одного предложения). Второе задание – составление тематических карт (получив знания составить тематическую карту, например, «Эндемики мира»).

Несомненно, способность мыслить аналитически полезна каждому, особенно тем, кто хочет стать успешным в своем деле. Преимущества человека, обладающего аналитическим складом ума безграничны: эффективное и быстрое решение сложных задач (жизненных, профессиональных); умение взглянуть на проблему с разных точек зрения и, как следствие, подобрать оптимальный вариант ее решения; построение логически обоснованных выводов даже в случае недостатка сведений.

Таким образом, ряд заданий творческой направленности в каждой из школьных параллелей может способствовать развитию у обучающихся аналитического мышления, необходимого для полного представления об особенностях организации окружающего их мира (с одновременным умением составлять причинно-следственные связи).

Методические рекомендации по проведению упражнений для закрепления знаний и развития аналитического мышления

  • «Снежный ком» проводится после изучения разделов в курсе географии 5-11 классов для обобщения знаний перед написанием проверочной работы по конкретному разделу

1. В начале урока ученики в течение 5-7 мин. повторяют изученный материал по конкретному разделу (например, темы в разделе «Атмосфера» в курсе географии 6 класса). Затем закрывают учебники и тетради.

2. Жеребьевкой определить очередность ответов – ученики какой колонки начинают отвечать, какой – заканчивают.

3. Ученики по очереди проговаривают одно предложение, содержащее законченную мысль в рамках пройденных тем.

4. Задачи учеников – слушать и не повторять того, что было сказано; кратко формулировать и высказывать мысль, когда подходит очередь его ответа.

Например (по тематике раздела «Атмосфера» в курсе географии 6 класса):

        Ученик 1. Ветер дует из области высокого давления в область низкого.

        Ученик 2. Температура воздуха понижается на 0,60 на каждые 100 м высоты.

        Ученик 3. Давление воздуха измеряется в мм рт ст.

5. В 9-11 классах задание можно усложнить: в пределах одной колонки каждый ученик в правильной последовательности повторяет все, что было сказано до него и добавляет свое предложение. Остальные колонки не повторяют сказанное, но и не повторяются.

Например (по тематике раздела «Северо-Западный экономический район» в курсе географии 9 класса):

        Ученик 1. Северо-Западный район – самый маленький экономический район в РФ по площади.

        Ученик 2. Северо-Западный район – самый маленький экономический район в РФ по площади. В состав СЗ ЭР входит 5 субъектов РФ.

        Ученик 3. Северо-Западный район – самый маленький экономический район в РФ по площади. В состав СЗ ЭР входит 5 субъектов РФ. На территории СЗ ЭР есть один город-миллионер.

  • Составление тематических карт проводится после изучения раздела «Биосфера» в курсе географии 6 класса;  для обобщения знаний после изучения курса географии 7 класса; в рамках предметных недель.

Задание носит творческий характер. Ученикам предлагается на чистом листе любого формата (от А4 до А1) составить авторскую карту. На карту обязательно нанести контуры материка (-ов) / страны, подписать океаны (моря). И далее информацию в рамках темы задания. Так, были составлены карты природных и архитектурных достопримечательностей, национальных блюд и костюмов, биосферных заповедников России.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание навыков творческого мышления на уроках литературы."

Методы творческого обучения на уроках литературы....

Критическое мышление на уроках географии

В данном материале есть полный теоретический материал по данной теме, примерная разработка урока. Показаны как правильно составлять сенквейн, кластер и т.д....

Презентация по теме "Формирование навыков аналитического мышления"

Презентация по теме "Формирование навыков аналитического мышления"...

Формирование навыков критического мышления на уроках английского языка

Для успешной интеграции в современное общество ученикам необходимо умение критически осмысливать жизненные обстоятельства и принимать взвешенные решения на основе анализа соответствующей информации. Е...

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка...