Формирование навыков критического мышления на уроках английского языка
статья по английскому языку

Кузнецова Ольга Геннадьевна

Для успешной интеграции в современное общество ученикам необходимо умение критически осмысливать жизненные обстоятельства и принимать взвешенные решения на основе анализа соответствующей информации. Если человек способен мыслить критически, то им сложно манипулировать. Сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов.

На уроках английского языка я уже много лет использую песни для формирования критического мышления учеников. Эти занятия им очень нравятся и проходят с успехом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков критического мышления на уроках английского языка

Автор: О.Г.Кузнецова

Учитель английского языка

  1. Вступление

Для успешной интеграции в современное общество ученикам необходимо умение критически осмысливать жизненные обстоятельства и принимать взвешенные решения на основе анализа соответствующей информации. Если человек способен мыслить критически, то им сложно манипулировать. Сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов.

Основной целью современного российского образования является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. На это нацелены ФГОС второго поколения, которые включают в себя не только освоение учащимися базовых национальных ценностей, основных понятий, относящихся к области знаний, но и формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться в возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов.

  1. Актуальность формирования критического мышления на уроках английского языка

Актуальность формирования критического мышления на уроках английского языка в том, что он наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности.

Для формирования универсальных учебных действий у учащихся наиболее эффективной, как мне кажется, является технология развития критического мышления, которую я использую на уроках английского языка.

Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Многие современные авторы учебных пособий расширили традиционное представление о роли учебника в изучении английского языка. Предлагалось развить познавательную деятельность в работе с учебным материалом при помощи картинных, тезисных, смысловых и стереотипных планов. Это помогало поднять познавательную деятельность учащихся на преобразующий и творческий уровни. В то же время не ставилась задача принципиальным образом изменить привычный статус учебной книги как основного источника знаний и средства развития логических умений, не подвергалась сомнению изложенная в учебнике информация, не было стремления научить учеников критическому мышлению при работе с авторским текстом учебника.

Между тем в условиях современного образования, в условиях внедрения стандартов второго поколения, которые предполагают различные источники информации, вариативные образовательные программы и учебники, открытый и противоречивый поток сведений, необходимо развивать критическое мышление личности. Это на сегодняшний день выступает на первый план как результат и цель образования личности.

Критическое мышление - это вовсе не критика текста как целенаправленный поиск недостатков в предмете исследования. Критическое мышление – это один из способов интеллектуальной деятельности человека, характеризующий следующими умениями:

  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от личного мнения или предположения;
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи;
  • определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;
  • отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;
  • понимать, что простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов;
  • находить наличие пропагандистских слов в любом предложении или высказывании;
  • уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек.
  1. Песни на английском языке как способ формирования критического мышления на уроках английского языка

На уроках английского языка я уже много лет использую песни для формирования критического мышления учеников. Эти занятия им очень нравятся и проходят с успехом.

Представляю вашему вниманию план-конспект  урока «Основные мировые религии»

Конспект  урока по английскому языку "Основные мировые религии"

Цель:

Обобщить и систематизировать знания по теме "Основные мировые религии".

Ход урока.

1. Организационный момент.(1 мин)

Цель: Создание мотивационной готовности.

Метод: Фронтальная беседа.

(Учитель приветствует обучающихся, создает эмоциональный и деловой настрой для работы.)

   T: Good morning, boys and girls! I’m very glad to see you at our lesson. How are you today? Are you in a good mood?

 S:(Ответы обучающихся)

T: I’m glad to hear it. So, let’s begin.

2. Целеполагание. (2 мин)

Цель: Постановка практической частной познавательной задачи.

Метод: Создание проблемной ситуации.

T: All people believe in one thing or another. Some of them believe in the supernatural. Others say that they believe only in those things that can be proved. Look at the board, please, and tell me what the topic of our lesson is.

 S :(Ответы обучающихся)

T: The topic of the lesson is “The World’s Religions”. How do you think, what is the main aim of our lesson?

S: (Ответы обучающихся)

T:The aim is to summarize and to systematize all your knowledge on the topic “The World’s Religions”. And what must we do to reach our aim?

S: (Ответы обучающихся)

T: The tasks of the lesson are:

To activate the familiar vocabulary

To develop information literacy on the topic of the lesson

To improve listening, speaking and reading skills.

3. Обобщение изученного ранее материала. (22 мин)

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие критического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению.

Метод: мозговой штурм, фронтальный опрос, работа в группах.

T: Today we are going to listen to a song which is called “All the World’s Religions”. How do you think what this song is about? Discuss it in your groups for a half of minute and share your ideas.

 S:(Ответы обучающихся)

T: OK, let it be. Let’s listen to the song and find out who is right. You have white sheets of paper. Take them and while listening write down all the words you hear. It will help you to work out the theme of the song.

(Students are listening to the song)

T: Let’s write down the words you’ve heard on the board.

S: (doing the task)

T: Look at the words you wrote and tell me what this song is about.

S: (Ответы обучающихся)

T: Well done. (Giving the lyrics of the song) Let’s listen to the song with its lyrics one more time. While listening try to find a sentence or a phrase which shows us the main point of the song.

(Leading questions:

  1. What does the singer think about the world’s religions?
  2. Does she believe in anything?)

S: (Ответы обучающихся)

T: The main point is that this young lady thinks the world’s religions can’t keep people living together. Thus, she doesn’t know what religion to confess. She realizes that God is bigger than all this. Do you agree or disagree with her?

S: (Ответы обучающихся)

T: There are spiritual values in every religion. Please, choose one of them. Your task now is to write down spiritual values from the list for the religion you’ve just chosen. Use these stickers to create a so called “tree of spiritual values”.

S: (doing the task)

T: As you see all the world’s religions have common spiritual values. Why don’t they unite people?

S: (Ответы обучающихся)

T: It’s not the very religions that cannot keep us living in peace but people who use religion in their own goals. What should we do to live in peace? Use these stickers to write down your ideas.

4. Рефлексия. (5 мин)

Цель: подвести итоги урока.

Метод: самоконтроль.

T: Take the picture of the red rose on your desks, a symbol of love, revelation and revival, and write down what you like most of all in our lesson. On the pictures with the white mask, the symbol of sorrow, pain and loneliness, write down what you dislike in our lesson. Also you have feedback forms. Please, fill in them.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.

Привычные приемы обучения, направленные на передачу знаний, вытесняются иными, позволяющими самостоятельно овладевать нужной информацией, личностными и интеллекторазвивающими. Этому и служит развивающ...

Особенности формирования навыка чтения на основе технологии критического мышления на уроках английского языка

Исследования международных экспертов учащихся PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к ос...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции

Статья выступления на  методическом объединении " Технологии критического развития на урокаханглийского языка". Использование технологии развития критического мышления на уроках английского...

Формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который...

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка...