"Катастрофические природные явления в земной коре", 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс)

Варест Ольга Сергеевна

Технологическая карта конструирования урока по теме "Катастрофичесие природные явления в земной коре", 5 класс. На уроке разбираем понятие "катастрофа", узнаем новый материал о сейсмографе, изучаем таблицу землетрясений по шкале Рихтера. Учитель рассказывает о самых катастрофических землетрясениях в истории Земли. Также изучаются вулканы: шкала извержений, примеры самых мощных извержений в истории Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologieskaya_karta_uroka.docx57.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - география

Класс  -    5

Варест Ольга Сергеевна

Тема урока -   Катастрофические природные явления земной коры

Цель урока:  систематизировать и расширить  представления учащихся о катастрофических природных явлений земной коры.

Задачи:

- образовательные:  расширить представления о разрушительных действиях землетрясений и извержений вулканов; дать понятие о катастрофе, сейсмографе, шкале Рихтера;  узнать о влиянии вулканов на изменение климата на планете;

- развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, расширять кругозор;

- воспитательные: формировать умение работать самостоятельно, повышать интерес к предмету.

Тип урока: урок систематизации знаний

Форма работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная

Методы: наглядный, практический

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий «катастрофа», «сейсмограф», «шкала Рихтера», понимание  влияния извержения вулканов на  изменение климата планеты.

Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,  работа с текстом, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира, формирование коммуникативных компетенций, уважительное отношение к чужому мнению, ответственное отношение к учебе.

Словарь урока:  катастрофа, землетрясение, вулканизм, цунами, лавина, обвалы,  оползни, сейсмические пояса Земли, сейсмограф

  1. Ресурсы урока: Учебник: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012 г.,  атлас в конце учебника, компьютер, проектор,   презентация, физическая карта мира.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент(1 мин)

Приветствие учащихся, организация рабочего места.

Приветствуют учителя и садятся на свои места

II.Самоопределение

 

(2 мин)

- Дороге ребята! Изучая тему «литосфера» мы так много узнали о нашей планете! Например, на Кольском полуострове пробурена сверхглубокая скважина для научных целей. Бурение шло 21 год и глубина скважины составляет 12 км, Температура на глубине скважины составляет 220⸰С.

Движение материков не прекращается  до сих пор. По мнению ученых через 300 млн. лет они снова объединятся в один суперконтинент. Сколько всего интересного мы еще узнаем на уроках географии. И сегодня мы начинаем заключительное путешествие по теме «Литосфера». Готовы?

Ученики слушают учителя и готовятся к работе на уроке

.

III.Актуализация знаний и фиксирование затруднений

 3 мин

Что лишнее?

  1. Ядро, земная кора, равнина, мантия.
  2. Гора, возвышенность, равнина, землетрясение.
  3. Магнитуда, шкала, материк, энергия.

Выявляют лишний предмет и объясняют свою точку зрения.

IV. Постановка учебной задачи, целей урока (8 мин)

Загадка

1.Где плиты столкнутся,

Дрожь земли наблюдается,

Явление страшное,

Как называется?

2.Я могу стоять веками, я - могучая гора.
Но однако отличаюсь от других вершин всегда.
У меня внутри не камень, у меня внутри огонь.
Вы, конечно, догадались, ведь ответ совсем простой.

- Молодцы!

- По иллюстрациям определите тему урока.

- Поставьте цель урока, чего мы должны достичь?

(Учитель выводит тему урока на доске)

Все слова вам понятны в тексте? Как вы понимаете слово «катастрофа»,  «явление», «земная кора»? (учитель выводит на экран словарь с терминами)

Катастрофа – происшествие возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации повлекшее за собой гибель людей или какие – либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта.

Явление – всё, что чувственно можно воспринимать; особенно бросающееся в глаза.

Земная кора-  1. верхняя твердая оболочка Земли; 2. верхний твёрдый слой Земли, состоящий из горных пород и минералов.

Стихийные бедствия – опасные природные явления, вызывающие ЧС

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

1.Землетрясение

2.Вулкан

Записывают тему урока в тетрадь.

Ученики предлагают свои версии ответов по терминам, а потом сверяют свои знания со словарём.

V.Составление плана стратегии по разрешению затруднения (10 минут)

Прочитайте текст и ответьте на вопрос после текста.

Этна – самый крупный действующий вулкан в Европе. За активностью Этны внимательно наблюдают геофизики, вулканологи. Этна просыпается едва ли не каждый год, но крупные извержения случаются на острове Сицилия раз в 150 лет, и каждый раз огненная лава накрывает одну из деревень на склоне. Несмотря на опасность, люди продолжают селиться рядом с Этной.

Вопрос: какая особенность природных условий заставляют людей, несмотря на опасность, селиться рядом с Этной и заниматься земледелием?

15 января 1934 года в Непале произошло землетрясение магнитудой 8.2,  приведшее к крупным разрушениям в стране и в соседней Индии. Эпицентр располагался в 10 км к югу от горы Эверест на глубине 33 км. Погибли в общей сложности, от 18 до 20 тыс. человек. Только в Непале полностью были разрушены 81 тыс. построек. Стоит отметить, что землетрясения на территории страны происходят регулярно, что свидетельствует о том, что процессы горообразования здесь еще не завершены.

Вопрос: почему в Непале часто происходят землетрясения?

Цель— научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять,

почему именно это упражнение вызвали затруднения.

  1. Какое задание я выполнял?
  2. Какие знание я использовал?
  3. Что делал сначала? Потом?        
  4. Где возникло затруднение?
  5. Почему? Чего мне хватает для правильного решения?

Обращаю ваше внимание, что эти задания я взяла из ОГЭ 9 класса.

На данном этапе мы учимся с вами работать с текстом и картой.

Читают, выделяют в тексте главное, предполагают и дают ответы

На склонах вулканов земля плодородная

Страна Непал расположена  в области сейсмического пояса, где процесс горообразования еще не завершены.

Отвечают на вопросы

Ученик на физической карте мира показывает сейсмические пояса, при этом называет известные вулканы.

VI. Реализация выбранного проекта (10 минут)

Показ иллюстрации первого сейсмографа.

Вопрос: что это такое? Для чего создано?

-Да, верно. Это сейсмограф.

Рассказ о первом сейсмографе, созданном в Китае Чжан Хэн.

Рассказ о сейсмографе  Б. Б. Голицына.

Шкала Чарльза Фрэнсиса Рихтера, американского сейсмографа.

Анализ таблицы магнитудной шкалы Рихтера.

C:\Users\Ольга\Desktop\i_007.png

2 - самые слабые ощущаемые толчки;

4,5 - самые слабые толчки, приводящие к небольшим разрушениям;

6 - умеренные разрушения;

8,5 - самые сильные из известных землетрясений.

Учитель приводит примеры самых разрушительных землетрясений в мире. На карту мира

Прикрепляют кружки красного цвета, обозначающие землетрясения, о которых

идет речь на уроке.

Физкультурная пауза:

Географию учить – не сидеть на печи,

А взвалив рюкзак на плечи,

По планете прошагать,

Дружно песню напевать.

Вместе весело шагать по просторам,

по просторам, по просторам

И, конечно, подпевать лучше хором,

лучше хором, лучше, хором.

Стой на месте – раз, два, три.
Ты на запад посмотри,
На восток ты посмотри.
Над горою дым и пепел –
Это грозное явление,
то ….

Всё дрожит – земля и дом,
Стены ходят ходуном!
Это страшное явленье
Мы зовем…

Очень грозное явленье
С шансом малым на спасенье -
Всё гигантскими волнами

(Покажи ее руками)
На пути крушит …!

За столы скорей садитесь,

И за атласы беритесь.

Где явленья эти – были иль бывают,

Знаками условными на карте отмечают.

Одни из самых опасных извержений вулканов в истории Земли:

  • Извержение Йеллоустонского вулкана около 2,1 млн лет назад имело силу

8 баллов; 2450 км³ пепла было выброшено в атмосферу.

  • 69—77 тыс. лет назад произошло извержение вулкана Тоба (о. Суматра,

Индонезия). В результате на Земле в течение 6—10 лет шли сернистые дожди,

была вулканическая зима. Это же послужило причиной последующего тысяче

летнего похолодания. По мнению некоторых ученых, численность предков

человека сократилась тогда до 2—10 тысяч

  • 1883 год — «целиком» взорвался вулкан Кракатау; объём выброса  

составил 18 км³. Взрывная волна не менее 7 раз обошла земной шар. Мощность

 взрыва оценивается в 3,4 раз больше самой мощной советской водородной бомбы.

  • 1991 год — извержение вулкана Пинатубо на филиппинском острове

 Лусон силой 6 баллов, вызвавшее временное падение температуры на 0,5 °C.

Предположения учеников

Рассказ ученика о первом сейсмографе, его принцип действия.

Рассказ ученика о сейсмографе Б.Б. Голицина

Анализируют таблицу вклеивают ее в тетрадь.

Ученики записывают примеры в тетрадь.

Выполняют физминутку.

вулкана извержение

землетрясение

цунами

Ученики подходят к физической карте и  крепят по очереди черные кружки, означающие мегаколоссальные извержения вулканов, приведшие к вулканической зиме.

Объясняют влияние вулканов на изменение климата планеты

VII.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

5 мин

Самостоятельная работа

  1. Как называется прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшее сотрясение земной коры?
  2. В какой стране изобрели первый сейсмограф?
  3. Землетрясения какой магнитуды не ощущается человеком?
  4. К чему могут привести извержения вулканов с показателем 6 баллов и более?
  5. Самые крупные сейсмические пояса?

 Выполняют с/м работу, меняются тетрадями и проверяют друг друга

Ответы:

  1. Сейсмограф
  2. Китай
  3. Магнитуда 1 - 2
  4. Эффект вулканической зимы – похолодание в планетарном масштабе.
  5. Побережье Тихого океана и пояс высоких гор от Альп до Гималаев.

VIII. Этап рефлексии деятельности

6 мин

Синквейн

Правила

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Спасибо за внимание. Урок окончен.

Составляют синквейн и читают свои версии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение земной коры", 6 класс

Развёрнутый план-конспект  урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям....

Строение земной коры на территории России. 8 класс.

Цели и задачи: Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы: сформировать у учеников представления об особенностях строения земной коры на территории России....

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

География, 5 класс, раздел "Земная кора"...

Урок географии "Природные ресурсы земной коры "

Урок географии в 7 классе по теме "Природные ресурсы земной коры"...