Использование техники графического уплотнения учебной информации на уроках географии.
учебно-методический материал по географии (8 класс)

Гармаева Соелма Лопсоновна

На примере темы « Растительный и животный мир России» 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_ostapenko.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование техники графического уплотнения учебной информации Остапенко на уроках географии. (На примере темы « Растительный и животный мир России»

 8 класс.)

Современная школа основой своей деятельности избирает сферу знания: почти все время, которое ребенок находится в школе, у него уходит на упражнения по развитию мышления, разума. Гораздо меньше времени уделено воспитанию чувств, эстетическому воспитанию. Гармоничное развитие всех трех составляющих сущность социального и духовно – культурного организма человека – залог того, что внутреннее движущее начало этого организма придет в действие, и тогда главной педагогической заботой учителя станет создание условий самостоятельного роста этого организма. Нашей школе грех жаловаться на отсутствие эстетического воспитания(ансамбль «Наран», школа искусств), но стоит проблема, как упорядочить два таких разных направления, как учеба и школа искусств. Именно поэтому технология, о которой речь пойдет ниже, как нельзя лучше подходит нашему учебному заведению.

В нашей школе на базе 8 класса начался эксперимент по внедрению технологии концентрированного обучения, автором которой является Андрей Александрович Остапенко. Он кандидат педагогических наук, заместитель директора Азовского государственного педагогического лицея по науке, заслуженный учитель Кубани. Автор книг «Концентрированное обучение: модели образовательных технологий», « Непрерывность образования». В основе технологии – природосообразная педагогика. Под понятием концентрированного обучения понимается специально организованный процесс обучения, предпологающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет большей ее систематизации и иного временного режима занятий.

Основной единицей учебного процесса перестает быть урок, а становится блок уроков по теме. Основным фактором повышения эффективности обучения становится увеличение продолжительности единицы учебного процесса. Она не может ограничиваться 35 – 45 минутами, границы расширяются от 1,5 - 2 часов до нескольких недель. Под погружением понимается один из методов интенсивного обучения. Он опирается на 3 принципа: удовлетворение и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения. Остапенко обосновал  необходимость чередования «контрастных» уроков, позволяющим сделать равномерной нагрузку на оба полушария головного мозга ( словесно – знаковые предметы и чувственно – эмоциональные).

Так в РБНЛ-и №1 для 8 класса составлено отдельное расписание. Все уроки спаренные, учатся ребята по неделям. Так уроки географии в 1 неделю составляют 3 часа (2ч + 1 ч), в следующую неделю уроков нет. В идеале уроки алгебры должны чередоваться с такими предметами как физкультура или музыка. Сейчас мы находимся в режиме эксперимента, поэтому о результатах говорить пока рано. Я, как учитель географии так же участвую в эксперимент и хочу поделиться своим опытом.

Сегодня в педагогике четко обозначилась проблема несоответствия растущего объема информации количеству учебного времени. География это одна из учебных дисциплин, которая определяет общий культурный и познавательный уровень современного человека. К сожалению, количество часов на изучение предмета неуклонно падает. В этих условиях  задача педагога – необходимый объем информации дать за меньший промежуток времени.

 Такую возможность дает техника графического уплотнения учебной информации, разработанная Андрей Александровичем Остапенко.  В  работе «Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии» он подробно описывает  данную технику. В современное время многие учителя используют блочно – модульную технологию, в отличии от них здесь четко выделены этапы-уровни техники, а в каждом уровне – приемы этой техники. Таким образом, выделяются: 1этап-кодирование знаний, 2-ой этап-укрупнение, 3-ий структурирования знаний. Под кодированием учебной информации понимается процесс сокращенной записи отдельных понятий, определений, фактов, явлений, величин и т. д. при помощи знаковых кодов. Как я применяю технику графического уплотнения материала, хочу представить на примере темы 8 класса « Растительный и животный мир России». Изучение учебного материала я распланировала следующим образом:

1

« Растительный и животный мир России».

Лекция с элементами беседы

Кодирование информации

40 мин

2

Взаимосвязи растительного и животного мира в природном сообществе

Самостоятельная работа в группах

 укрупнение раннее закодированного

45 мин

3

Ресурсы растительного и животного мира.

Творческая работа

структурирование информации

45 мин

М 1. Растительный и животный мир России.

Оборудование : интерактивное наглядное пособие « Природные зоны и биологические ресурсы России», атлас 8 класса.

Общая цель урока:

  1. Рассмотреть закономерности размещения растительного и животного мира России.
  2. Повторить понятия «растительное сообщество» (курс биологии), углубить характеристики природных зон (природоведение), выявить взаимозависимость компонентов природы.
  3. Развивать умения « читать карту», анализировать ее данные.
  4. Воспитание любви к природе своей Родины.

Ход урока.

Целевая установка: по ходу лекции вы узнаете  главные закономерности размещения растительного и животного мира. Главное необходимо фиксировать в тетради в виде таблицы.

Растительное сообщество

Особенности произрастания

Природные условия

Животные

Прежде чем прослушать лекцию необходимо внимательно ознакомиться с условными знаками карты «Природные зоны».

УЭ1.

План лекции.

  1. Размещение растительности на территории России.
  2. Основные типы растительности.
  3. Животный мир и его размещение.
  4. Охрана и восстановление растительного и животного мира.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какое значение имеет растительность? Что произойдет, если растения вдруг исчезнут с лица Земли?

 О роли и значении растений для Земли можно судить по некоторым цифрам. Общая масса всех растений в биосфере достигает1850 млрд. т. Ежегодно они создают 170 млрд.т. органического вещества (в 25 раз больше ежегодной добычи угля и нефти во всех странах), а для этого накапливают солнечной энергии в тысячу раз больше, чем вырабатывают все электростанции мира.

Растения существуют не изолировано, а в виде закономерных сочетаний многих растений – растительных сообществ. На размещение растительности влияет:

Основные типы растительности.

Учитель выделяет на интерактивной карте растительные сообщества тундры, лесов, лесостепей, степей, полупустынь России. Дает краткую характеристику и показывает слайды предусмотренные картой. (изображения появляются при щелчке на условные знаки)

Животный мир и его размещение. Каждый вид приспособился к определенным условиям существования, поэтому распространение животных зависит от климатических условий, растительности и характера почв.

Учитель показывает на карте слайды и характеризует некоторые виды животных.

Охрана и восстановление растительного и животного мира.

В процессе хозяйственной деятельности человек очень сильно изменяет естественную растительность и животный мир. Расширение площади пахотных земель ведет к замене естественной растительности сельскохозяйственными культурами. На пастбищах в результате неумеренного выпаса скота сильно меняется состав травостоя, резко возрастает доля плохо поедаемых скотом и ядовитых растений. Человек оказал непосредственное воздействие на животный мир: видовой и численный состав. Наиболее ценные виды оказались почти истреблены. На карте они обозначены символами красным и черным цветом.

Отдельные виды животных и растений находятся под угрозой полного исчезновения. Все это заставляет принимать специальные меры. Заповедники – участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного использования, на которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

Останутся без пищи животные и человек. Не будет привычной одежды, ведь большая часть тканей сделана из растительного волокна. Лишатся отопления многие дома, потому что важнейшие виды топлива – уголь и торф – не что иное, как остатки доисторических лесов. Главное - все живущие на планете задохнуться. Для дыхания нужен свободный кислород, а он появляется в атмосфере Земли только как результат фотосинтеза

Зарисовывают схему в тетрадь.

Р – рельеф

В – воды

П – почвы

Ж – животные

К – климат

Заполняют таблицу.

Заполняют таблицу и следят по карте

Называют  ценных и редких животных.

По интерактивной карте знакомятся

 с заповедниками России.


М 2 Взаимосвязи животного и растительного мира.

Оборудование:

Карточки с заданием, атлас 8 класса, фото природных сообществ.

УЭ 2. Цель: Выявить взаимодействие растительного мира с другими компонентами природы.

Задания:

1Объясните, почему корни тундровых растений не идут в глубину, а разрастаются в горизонтальном направлении. Почему многие растения имеют мелкие листочки, восковой налет?

2. По карте «Растительный мир» определите, какие породы выходят к северному пределу распространения древесной растительности. Лиственные или хвойные породы образуют границу леса в районах с наименее суровым климатом?

3. Определите географическое положение хвойных лесов. Где преобладают темнохвойные леса? Какие древесные породы относятся к темнохвойным? Какие – к светлохвойным? Где распространены светлохвойные леса? Где преобладают мелколиственные леса?

4. Вспомните, как растения приспосабливаются к условиям засушливого климата. Какие у них корни? Какие листья?

5. Где распространены пустыни? Почему они находятся во внутриконтинентальных частях?

6. Сделайте вывод в соответствии с целью работы.

УЭ 3. Цель: Выявить отличительные особенности животных лесных зон по сравнению с безлесными зонами – тундрой и степью.

Задания:

  1. Определите растительноядных животных тундры.(рис 69 учебника)Какие из них обитают здесь круглый год? Как они приспособлены к среде обитания? Отличается ли он видовым многообразием, изменяется ли по сезонам года? Почему?
  2. По рисунку 70 определите, какие животные распространены в тайге. Какие в смешанных и широколиственных лесах? Какие встречаются в обеих зонах?
  3. Почему черепаха и желтый суслик летом впадают в спячку? Как животные пустынь спасаются от прямых солнечных лучей? Какое значение в жизни животных пустынь имеют норы? Как вы думаете, почему в пустыне почти нет бабочек? Почему в почве пустынь не могут жить дождевые черви?
  4. Сделайте вывод.

Домашнее задание: подготовить творческую работу «Ресурсы растительного и животного мира Бурятии». Срок д/з 1 неделя.

М 3.   Ресурсы растительного и животного мира.

Цель:

УЭ 4.Цель:Изучить ресурсы растительности и животного мира России и Бурятии.

Форма работы: групповая.

Предварительный этап:

1.Учащиеся делятся на группы и выбирают тему своей творческой работы, которую должны представить в виде презентации.

2. Индивидуальные и групповые консультации.

Предлагаемые темы: «Баргузинский заповедник», «Уникальные растения и животные степей Бурятии», « Лесные ресурсы Бурятии и проблема их рационального использования», «Эндемики Бурятии»

Главный этап:

Защита творческих работ.

Подведение итогов учителем, постановка целей следующей темы: «Природный комплекс»

Одним из наглядных примеров крупноблочных дидактических средств является карта. Известный русский путешественник Семенов Тян-Шанский так сказал по этому поводу: «Карта важнее текста, так как говорит нередко гораздо ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста». Карта это графическое описание местности, Подобно тому как из отдельных букв слагаются слова, а группы слов выражают мысли, так и из отдельных топографических знаков, расставленных в определенном порядке, создается карта местности. Условные знаки - это и есть настоящая азбука карты. Без знания условных знаков нельзя прочитать карту, также нельзя прочитать книгу, не зная букв. Задача любого учителя географии научить ребенка понимать карту, уметь пользоваться ей в любых ситуациях. При обычном уроке мало уделяется внимания изучению условных знаков, расшифровке их сочетаний и т. д. Таким образом, я думаю, что все основное внимание необходимо сосредоточить на изучение языка карты, т.е. этапу укрупнения и структурирования знаний.

В помощь учителю в современное время пришли интерактивные карты. Такая карта отображает больше информации о представленных в условных знаках объектах. Она позволяет убирать основные элементы карты как градусная сеть, важнейшие заповедники, места обитания редких и ценных животных, промысловых животных, надписи и рисунки. На территории России 40% занимают леса. На слух эта цифра может ничего не значить, а когда одним щелчком мыши, включается зона лесов наглядно видно, какая это большая территория. Учитель может сделать пометки на карте, но до необходимого момента скрыть свои надписи. Все это позволяет акцентировать внимание на главном, а с другой стороны экономит время. Увеличение или уменьшение частей карты позволяет детально познакомиться с местоположением сообщества. Особо стоит сказать об условных знаках интерактивной карты. Они совпадают со знаками в школьном атласе, что способствует запоминанию. Однако, имеют преимущества перед бумажным вариантом. Справа от надписи, расшифровывающей значение условного знака, помещен  значок, щелкнув по которому сразу же получаем качественное цифровое изображение. Глядя на сочные цвета фотографий получаешь эстетическое наслаждение. На экране появляется умильная мордашка белки или настороженная фигура колонка. В такие моменты в классе можно услышать разные восхищенные реплики. При виде величественных видов природы, хочется прочитать стихи. Известно, что лучше запоминается то, что вызывает эмоциональные переживания. Все приобретенные знания и навыки моментально вступают в условно- рефлекторную связь с существующим на данный момент эмоциями и чувствами. Следовательно, что бы заложить информацию в долговременную память, необходимо включить как можно больше средств воздействия на эмоциональный уровень школьника. Возможно, именно эти переживания помогут ребенку определиться с выбором будущей профессии, нравственными нормами поведения. Наша задача научить ребенка замечать то, что обычно проскальзывает мимо сознания обычного человека. Такие обычные вещи, как тишина, пение птиц, красота и гармония природы должны доставлять радость. Можно выживать или же праздновать жизнь. Я думаю развитие эмоционального восприятия мира наиболее актуально в наше время. По данным исследования школьного психолога, старшеклассники, среди десяти наиболее значимых ценностей – красоту природы – ставят на последнее место, либо совсем исключают.

Конечно, всю работу невозможно свести только к работе с картой. В географии давно используются блок-схемы. В частности в старом учебнике Сухого для 9 класса  были очень удобные блок-схемы, которые показывали причинно-следственные связи. В 10-м классе Максаковский перед каждой новой темой размещает план-схему, которая является не только оглавлением, но по существу логическим конспектом темы. Я думаю учителю работающему по данной технике необходимо умело воспользоваться уже имеющимися схемами, систематизировать их, если не устраивают доработать, создавать свои подобные схемы. При изучении темы «Растительный и животный мир» я использовала схему «природный комплекс», немного видоизменив его.  

В школьной программе на изучение данной темы отводится не более3 часов. Однако по насыщенности содержания она очень большая. В учебниках дается систематическое описание каждого сообщества (сперва растительный мир, затем животный). Содержание требует большого количества наглядного материала, а иначе урок грозит превратиться в нудное перечисление животных и растений. При линейной подаче материала очень мало времени уделяется на установление взаимосвязей между компонентами природы. Для понимания значимости этого необходимо время на осознание, а оно ограничено. Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которого учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Тема «Растительный и животный мир» укладывается в 3 часа. Сокращения часов не происходит, но объем и качество усвоения увеличивается.

Использование техники графического уплотнения учебной информации Остапенко на уроках географии. 

(На примере темы « Растительный

и животный мир России» 8 класс.)

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.

Статья об использовании коммуникативно-диалоговой технологии в преподавании географии...

мастер-класс "«Использования средств массовой информации на уроках географии для активизации познавательной деятельности учащихся»

Хочу продемонстрировать  систему методов, приемов использования СМИ на уроках с целью  активизации познавательной деятельности  учащихся.   В современном мире роль средс...

Учебное моделирование на уроках географии" место и значение в формировании УУД на уроках географии

Презентация содержит информацию о учебном моделировании в системе формирования УУД на уроках географии...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе

Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе...

Использование статистической информации на уроках географии в 5х классах (дети с ЗПР)

В статье приводятся примеры работы со статистической информацией для 5х классов на уроках географии (коррекционная школа)...