Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе
учебно-методический материал (10 класс)

 Людмила Александровна Гусева

Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе Гусева Людмила Александровна. Учитель географии 2018 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 12 « с углубленным изучением отдельных предметов»

Слайд 2

Цель : - выделить основные источники информации при изучении географии в 10-11 классе . -Научить учащихся применять различные источники информации не столько для получения дополнительных знаний об окружающем мире, сколько для социализации личности, формирования у школьников адекватных представлений о сути природных, социальных и экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры.

Слайд 3

Задачи -Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме «Использование различных источников информации при изучении географии". -Изучить методы, способы, требования и формы использования различных источников информации на уроках географии. -Выявить роль, значение и место использования различных источников информации в учебном процессе по географии. -Привести примеры использования различных источников информации на уроках географии. -Проанализировать положительные и отрицательные стороны в преподава­нии географии с использованием различных источников информации.

Слайд 5

Информационные источники при изучении географии СМИ Дидактические средства географии Деловое общение По ФГОС обучение должно строиться таким образом , чтобы знания не преподносились в готовом виде , а приобретались учениками в ходе творческой, направленной и мотивированной деятельности.

Слайд 6

Дидактические средства на уроках географии Географические источники информации в школе: учебник, атласы, картины, таблицы, схемы, словари, справочники и т.д В век информационных технологий школьные географические источники становятся не только носителями новой информации, а средствами ,организующими образовательную деятельность учащихся. Главная роль на моих уроках отводится формированию у школьников навыков рационального чтения, умению выделять смысловые единицы, устанавливать связь с нетекстовыми компонентами.

Слайд 7

Учебники и методический материал ,с которыми работаю.

Слайд 8

Картографические источники информации Формируются умения: Читать карту Находить и показывать расположение географических объектов Составлять характеристику объектов Сопоставлять , анализировать и делать выводы Выполнять творческие и практические работы с контурными картами

Слайд 9

Дидактические материалы Тесты, кроссворды, карточки, ребусы Формируют функции: Самостоятельного открытия, творчества, сообразительности Создают условия: -Самостоятельной работы с информацией -Позволяют осуществлять дифференциацию обучения (уровни сложности)

Слайд 10

СМИ в изучении географии СМИ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ШОУ-БИЗНЕС ПЕЧАТЬ РАДИО ИНТЕРНЕТ СМИ обладают огромным информационным, дидактическим и психолого - мотивационным потенциалом, позволяющим расширить границы содержательной и процессуально- деятельностной структуры учебно - воспитательного процесса Пример: научно -популярные, развлекательные программы «Умники и Умницы», «Дикий мир» ,«Вокруг света», «Орел и решка» и т. д.

Слайд 11

Результаты работы Заключение Использование различных географических источников знаний, позволяет обеспечить школьников учебной, научной, электронной информацией, в результате работы с которой учащийся приобретает географические знания, практический опыт и основы информационной культуры. Победители олимпиад Победители конкурсов Качество знаний по предмету за 1полугодие 76.9% ОГЭ 100 % СДАЧА



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников

Кафедра общих математических и естественнонаучных

дисциплин и методики их преподавания

Итоговая аттестационная работа

Тема работы

«Использование различных источников информации при изучении географии в 10-11 классе»

Слушатель: Гусева Л.А.

учитель географии

МБОУ «Школа №12»

г.о. Балашиха

Научный руководитель

кандидат географических наук, доцент

Кузнецов Александр Павлович

Москва

 2018г.

Оглавление

Введение        3

Актуальность        3

Проблема:         4

Цель:         4

Задачи:         4

Основная часть        5

Глава I. Использование различных источников информации при изучении географии …………………………………………………………………………5

1.1. Общие понятия об источниках информации        5

1.2. Дидактические источники информации по социальной и экономической географии        ….…7

1.3. Цель географического образования – формирование картографической грамотности современного школьника…………………………………………13  

Глава II. Применение различных источников информации на уроках географии ……………………………………………………………………………………..21

2.1. Применение различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе…...…………………………………………………………………..21

2.2. Источники географической информации - тема урока, при изучении географии в 10 классе (из опыта работы) …………………………………………….…19

Заключение        .29

Список используемых источников        ....31

Введение.

Актуальность.

Цели обучения географии усложняются, овладение содержанием предмета становится средством формирования личности. Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:

  • гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
  • уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельным, уметь работать в команде;

Цель моей  работы - выделить основные источники информации при изучении географии в 10-11 классе.

- Научить учащихся применять различные источники информации не столько для получения дополнительных знаний об окружающем мире, сколько для социализации личности, формирования у школьников адекватных представлений о сути природных, социальных и экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры.

Предмет: источники информации используемые при изучении географии.

Объект: образовательная деятельность в географии с использованием различных источников информации

Цель: выделить основные источники информации при изучении географии в 10-11 классе.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме "Использование различных источников информации при изучении географии в 10-11 классе".
  2. Изучить методы, способы, требования и формы использования различных источников информации на уроках географии.
  3. Выявить роль, значение и место использования различных источников информации в учебном процессе по географии.
  4. Привести примеры использования различных источников информации на уроках географии.
  5. Проанализировать положительные и отрицательные стороны в преподавании географии с использованием различных источников информации.

Основная часть

Глава I. Использование различных источников информации при изучении географии

1.1 Общие понятия об источниках информации

С давних пор человека интересовало, что же располагается за горизонтом – новые территории или край земли. Шли века, цивилизация накапливала знания. Настала та пора, когда ученые, которые никогда не бывали в далеких землях, многое о них знали. В этом им помогали источники географической информации.

Данная работа поможет нам понять, что же это такое, а также об их разновидностях.

Как можно догадаться, так называются все источники информации, из которых человек может получить интересующие его сведения. Источники географической информации.

По значимости и достоверности источники можно расположить в следующем порядке:

  1. Документальные источники - это факты, изложенные на материальных носителях и проверенные на достоверность;
  2. Географические карты - про них можно сказать то же, что и выше, но они отличаются меньшей информативностью, и обладают большей наглядностью;
  3. Статистика - это совокупность собранных и упорядоченных данных, полученных из разных источников. Но так как проверить точность всех источников зачастую сложно, то существует "статистическая погрешность" - некоторое отклонение от достоверности;
  4. Интернет - является неконтролируемым источником информации и полностью доверять тому или иному автору практически невозможно. [ 2]

Географическая информация (ГИ) включает в себя любую информацию, относящуюся к объектам, явлениям и процессам, локализованным в географическом пространстве. Значительная доля географической информации находится в источниках, которые не являются картами. Примерами тому являются адреса в телефонных книгах, дорожные километровые указатели в отчетах о происшествиях, названия мест в географическом справочнике, интернет-порталы. Полноту информации, представленной на картографических произведениях, определяет совокупность листов карт с относительно простыми темами - тематическими картографическими слоями, привязанными к одной карте-основе. Для изображения различных объектов существует специальная система географических символов. Рассмотрим самые используемые:
Линейные знаки – границы, дороги, реки и т.д. Изолинии – соединение точек с одинаковыми параметрами (изобары – атмосферное давление, изотермы tвоздуха) Ареалы – районы распространения определенных явлений. Знаки движения – это транспортные потоки, морские течения, ветры и т. д. Качественный фон – используется для отображения национального и религиозного состава (без количественных показателей) Картограмма – разная интенсивность явлений в пределах территориальных единиц. Картодиаграмма – карта с определенным территориальным делением и соответствующими этим делениям диаграммными фигурами. Карта-схема – схематическая карта, не имеющая точной основы (карта маршрутов для путешествий и т.д.) Данные для составления карт получают в настоящее время через спутники. Таким образом, появляется реальная возможность представить географического информацию любого объема и сложности, а для жизни людей роль ГИ огромна. Это наиболее точное и оперативное получение информации о прогнозе погоды, о степени развития различных чрезвычайных явлений, также получение специальной информации, например толщина снежного покрова (это важно для сельского хозяйства), степень охвата злачных культур насекомыми-вредителями, степень засушливости региона, степень вырубки лесных насаждений и т д.

На начало 2009 года преобладает сканерный способ, когда поперечную развёртку (перпендикулярно маршруту движения КА) обеспечивает сканирующий (качающийся механически или обеспечивающий электронную развёртку) механизм, передающий ЭМИ на сенсор (приёмное устройство) КА, а продольную развёртку (вдоль маршрута движения КА) обеспечивает само перемещение КА.

Географические описания, открытия. Все источники географической информации, рассмотренные выше, какие-то сухие, неинтересные. Куда увлекательнее почитать описание какого-то региона, местности или даже материка, написанное человеком, который все это открыл!

1.2. Дидактические источники информации по социальной и экономической географии

Современный этап развития общества отличается колоссальным объемом научной информации. Под географической информацией понимается совокупность пространственно-координированных данных и (или) знаний о геосистемах или их элементах, о существующих между ними отношениях и взаимосвязи. Она рассматривается как один из видов ресурсов, используемых в научной и практической деятельности людей.

Социально-экономико-географические исследования опираются на разнообразные источники сведений, в том числе и не относящиеся к собственно географическим. В экономико-географических исследованиях используются следующие виды источников информации: текстовые изложения; различные документы; статистические данные; картографические материалы и другие графические изображения; аэрофотоснимки и космические снимки.

Местом накопления и хранения этих материалов в основном служат библиотеки, архивы, соответствующие министерства, ведомства и различные учреждения и предприятия.

Ценная социально-экономическая информация по России размещена на сайтах федеральных министерств и ведомств.

Большие возможности для получения актуальной географической и социально-экономической информации предоставляет Интернет. Данные, содержащиеся в Интернете, являются актуальными (они постоянно обновляются). Однако следует учитывать, что в ряде случаев имеет место недостоверность представляемой информации. Большой объем статистической информации содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики. Там представлены статистические сборники, содержащие актуальные данные по социально-экономическому развитию страны: "Российский статистический ежегодник", "Россия. Статистический справочник", "Регионы России. Социально-экономические показатели", "Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации", "Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов", "Демографический ежегодник России", "Социальное положение и уровень жизни населения России", "Промышленность России", "Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России", "Транспорт в России", "Россия и страны мира", "Россия и страны – члены Европейского союза", "Индикаторы инновационной деятельности", "Индикаторы науки" и др.

Международную и российскую статистическую информацию можно найти с помощью интернет-путеводителей, предлагающих ссылки на сайты.

Картографическая информация размещена в Интернете на многих сайтах.

Определенный интерес представляют аналитические материалы Интернета. Так, "Демоскоп Weekly" – электронный аналитический журнал Института демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", выходящий два раза в месяц, освещает проблемы демографии и связанных с ней отраслей (экономики, социологии и т.д.). Журнал содержит ряд аналитических, тематических и новостных разделов, а также детальный архив и базу данных переписей населения, демографических показателей по регионам России и странам мира. Проект "Территориальное устройство России" дает справочную информацию по административно-территориальным образованиям России (численность населения, год основания, расстояние до административного центра и др.).

Экономико-социально-географическая информация может быть первичной, если исследователь собирает ее самостоятельно из документов, фондов, научных отчетов различных организаций, органов статистики, и вторичной, содержащейся в опубликованных материалах, различных справочниках, картографических произведениях (для учебных целей ее можно взять из учебников и учебных пособий).

Важным источником информации по экономико-географическим проблемам является соответствующая научная и учебно-методическая литература. Ориентирами в выявлении этой литературы служат предметные указатели, имеющиеся в разного рода изданиях – энциклопедиях, реферативных журналах, а также библиографические указатели, летописи, литературные источники, библиотечные каталоги.

Для изучающих нашу науку первыми источниками становятся учебники и учебные пособия. Те издания, которые при выходе опережали свое время (например, "Введение в экономическую географию" Ю. Г. Саушкина), хотя и были ориентированы на студентов, сохраняют и в настоящее время значение теоретического труда. Часть пособий специально посвящается методологическим проблемам науки, но и в страноведческих по основному назначению изданиях содержится не только фактический, но и теоретический материал.

Статьи теоретического и фактологического характера (касающиеся отдельных территорий) печатаются в регулярно выходящих географических, а также общественно-политических, экономических и социологических журналах. Среди периодических географических и экономических изданий отметим "Известия РЛН", "Известия Русского географического общества", "География и природные ресурсы", "Вестник Московского университета" и подобные журналы других университетов; из экономических журналов – "Экономист", "Экономика и жизнь", "Вопросы экономики", "Известия РАН", "Российский экономический журнал", "Вопросы статистики", "ЭКО

По форме фиксации экономико-географической информации выделяют письменные документы, статистические данные, иконографическую документацию, фотодокументы.

Наиболее обширный вид документации – письменные документы. Они подразделяются на архивные документы, материалы прессы, документы личного характера и косвенную документацию.

Архивные материалы служат в основном для реконструкции географической среды прошлого в исторической географии. Они имеют различные сроки хранения. Среди текущей документации организаций и предприятий наибольший интерес для географических исследований представляют отчетные документы (годовые, квартальные отчеты промышленных и сельскохозяйственных предприятий); периодическая отчетность министерств, ведомств, организаций; материалы сельских администраций, предприятий, домоуправлений, загсов, органов милиции и т.д. Как правило, эти материалы относятся к мелким территориальным единицам и в силу этого представляют собой лучший источник информации при крупномасштабных исследованиях.

Газетно-журнальная периодика является важным в экономико-географических исследованиях источником информации по изучаемым районам и предметам и отражает не только конкретные факты, но и восстанавливает общий социально-экономический фон, сопутствующий тому или иному событию. Из документов личного характера наибольший интерес для географии представляют дневники полевых исследователей, путешественников. Косвенная документация – это различного рода печатные издания негеографического содержания, которые могут послужить ценным дополнительным материалом. К таким источникам относятся различные справочные издания социологического или экономического характера и даже литературно-художественные произведения, отражающие в той или иной мере конкретную географическую среду и географические проблемы.

Материал для историко-географических работ можно найти в дореволюционных изданиях типа "памятных книжек" отдельных губерний.

Статистические данные – важнейший материал, собираемый в ходе эмпирических экономико-географических исследований. Ценным свойством статистических данных является методическая строгость их сбора и обработки и, как следствие этого, обоснованность и достоверность выводов, полученных на их основе. В географических исследованиях статистические данные используются для составления карт и изучения территориальных рядов и тенденций территориального распространения. Особую ценность представляют статистические ежегодники "Российский статистический ежегодник", "Россия", "Россия в цифрах", а также отраслевые статистические сборники: "Промышленность в России", "Сельское хозяйство России", "Строительство в России", "Социальное положение и уровень жизни населения России" и др. Статистическая информация применительно к субъектам Федерации содержится в сборниках "Регионы России". Самым достоверным и подробным источником информации о населении являются материалы переписей, которые публикуются периодически (переписи населения, жилого фонда и др.), а также в статистических сборниках "Демографический ежегодник России", "Население России за 100 лет" и др.

К иконографическим документам относятся карты и другие графические изображения, фото-, кинодокументы, картины. Карты часто служат бесценным источником информации, например топографические, отражающие подробности ландшафта, размер и планировку поселений, транспортной сети; карты-планы городов и целых урбанизированных зон, картосхемы плановых и проектных организаций; тематические специальные карты (почвенные, геологические, агроклиматические и др.). Для историко-географических исследований представляют большую ценность материалы Генерального межевания конца XVII – начала XX в., включающие карты и "полные и краткие" примечания к ним, хранящиеся в архивах. Иконографические документы, наглядно репродуцирующие географические, экономические и социальные факты и события разных эпох и регионов, могут заменять прямые наблюдения. Особенно это относится к различным видам аэрофотоснимков. Они показывают все видимые детали природных и культурных ландшафтов, форм расселения, транспортных линий и потоков. Поэтому владение техникой дешифрирования – необходимое условие подготовки географов.

Важна оценка достоверности документальной информации. Достоверность зависит в первую очередь от первичности ее источника. Как правило, юридические документы, а также материалы, которые подвергаются прямому или косвенному финансовому контролю, содержат более достоверные сведения, чем прочие документы. При работе с документами всегда следует четко отличать описание событий от их оценки. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактической информацией. Кроме того, важно знать, какой методикой получения первичных данных руководствовался составитель документа.

Если все перечисленные выше источники информации не обеспечивают исследователя необходимой информацией, он прибегает к непосредственным обследованиям интересующих объектов. Они могут быть в форме наблюдений или опроса населения. Наблюдения чаще всего осуществляются в форме картирования (использования земель, форм рельефа, ландшафтов, типов поселений и т.д.). Если информация отсутствует или нужно узнать мнение людей, выяснить мотивы, причины социальных явлений, исследователь проводит анкетирование или интервьюирование.

1.3. Цель географического образования– формирование картографической грамотности современного школьника.

Уровни результатов географического образования определяются прохождением человеком следующих познавательных ступеней:

  • 1 ступень - формирование грамотности
  • 2 ступень - приобретение образованности
  • 3 ступень - формирование предметных компетенций
  • 4 ступень - овладение культурой работы с разного рода информаций.

В настоящий момент, я предполагаю, школьная география (в области картографии) находится на самой первой ступени. Исключением может стать только та часть учащихся, которая целенаправленно занимается изучением географии, участвует в олимпиадном движении школьников.

В процессе формирования картографической грамотности необходимо обратиться к методам, позволяющим организовать процесс «познания- понимания» карты – как источника информации географических знаний.

«Картографический метод исследования – эффективный инструмент познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики изменения, средством мониторинга и прогнозирования». При работе с картой важным является анализ и синтез информации, позволяющие формировать представление об изучаемом географическом объекте. Важная роль отводится географическому описанию, которое является определенным результатом в работе с картой. Широчайшие возможности в изучении природы Земли, а также многих аспектов общественной деятельности человека открылись благодаря интеграции картографического и аэрокосмического методов географических исследований.

Восприятие картографической информации учащимися во многом зависит от психолого-возрастных особенностей личности, особенностей развития мышления, памяти.

Для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. Догеографическое знакомство с картой начинается в начальной школе в курсах «Окружающий мир», часто учителя, не владеющие приемами работы с картой, формируют некое «ложное» представление о картографическом языке. Например, многие младшие школьники предполагают, что зеленый цвет на карте обозначает «растительность», а коричневый «землю».

Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам:

  • формирование картографических знаний
  • овладение практическими приемами работы с картой
  • осмысление содержания карты
  • пространственное представление

Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному».

По мнению К. А. Салищева карта имеет достаточно широкие функциональные возможности:

  • познавательные, которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества;
  • оперативные для решения практических задач;
  • конструктивные: разработка и реализация проектов;
  • прогностические: прогноз изменений состояния объектов во времени.

Но одной из важных, на мой взгляд, является КОММУНИКАТИВНАЯ функция. Знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка символов»; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.

В «общении» с картой учащиеся овладевают приемами работы с картографической информацией:

  • графоаналитический прием – измерение расстояний, вычисление координат, определение абсолютных и относительных высот, измерение площадей; построение графиков, диаграмм, профилей, разрезов.
  • картометрические приемы – измерение длины прямых и ломаных линий с помощью циркуля и масштаба.
  • приемы математического анализа – создание математических моделей явлений, изучаемых по картам;

1.4. Использование электронных форм учебников (учебных изданий) обусловлено следующими преимуществами:

1) обеспечивает быстрый поиск нужной информации по запросу;

2) позволяет создавать индивидуальные траектории освоения информации, представленной в виде гипертекста:

3) способствует концентрации внимания учащихся на изучаемом материале с помощью мультимедийных функций;

4) предоставляет возможность организовать интерактивное моделирование, в том числе создание объемных моделей и проведение виртуальных экспериментов;

5) помогает учащимся провести самопроверку и самооценку уровня достижения планируемых результатов, в том числе в игровой форме.

Для осуществления правильного выбора необходимо знать особенности электронных форм учебников и отличать их от электронных версий учебников, представленных в формате PDF.

Электронная форма представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Электронная форма учебника (ЭФУ) содержит:

- педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);

- средства контроля и самоконтроля.

Электронная форма учебника:

- представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательной деятельности;

- может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;

- должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);

- функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок и «Интернет»;

- реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;

- поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме».

О возможностях приобретения электронных форм учебников говорится в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015 № НТ- 136/08 «О федеральном перечне учебников»:

1) «...использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений»;

2) «...одновременно с учебником в бумажной форме может быть приобретена электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника».

Наряду с картами на бумажной основе возможно использование электронных учебных пособий, в том числе учебно-наглядных, функциональные возможности которых удовлетворяют требованиям к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Электронные пособия должны содержать интерактивные модели, таблицы, функции увеличения фрагментов, легенды карт, масштабирования, интерактивных контурных карт, рисования непосредственно на карте, воспроизведения анимации, видео, проведения экспериментов, возможность обновления контента. Вопросам использования картографических источников в преподавании географии посвящена следующая публикация [1]

Обращаем внимание, что использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений. В настоящее время действует федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253.

Подробная информация об УМК указанных авторов, включая рабочие программы по географии (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах.

Глава II. Применение различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе.

2.1.В своей работе наиболее часто я использую следующие источники информации:

-Учебники и электронные приложения к ним;

- карты (электронные и бумажные);

- электронные энциклопедии и справочники;

- образовательные ресурсы интернета;

- DVD и CD диски с картами, иллюстрациями и фильмами;

- Интерактивные карты и атласы; и т.д.

При подготовке к уроку необходимо учитывать, что главным условием современного развития школьника в процессе обучения географии должно являться понимание того, что наряду с закономерностями развития природы и общества существуют закономерности их взаимодействия.

2. Использование географических карт в качестве источника информации. Географическая карта не только содержит множество необходимых сведений, но и позволяет ученикам упорядочить огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация.

3. Объяснение окружающего мира и критическое восприятие полученной информации с точки зрения географии. Ближайшим итогом освоения школьного курса географии должно быть овладение главными представлениями этой науки и умением возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни для подготовки выпускника к выживанию и производительному труду в современных условиях.

В связи с этим цель данных методических рекомендаций — повысить теоретико-методологическую и методическую компетентность учителей географии в осмыслении требований к воспитанию нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы общеобразовательного учреждения

Основу организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют мыслить пространственно, во временном аспекте, решать географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения. [2]

2.2. Источники географической информации- тема урока, при изучении географии в 10 классе. (из опыта работы)

Рассмотрим некоторые источники информации, используемые мною на уроке.

Практическое занятие № 1.

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики.Составление карт (картосхем), отражающих различные географическиеявления и процессы. Использование статистических материалов игеоинформационных систем.

Тип занятия: Изучение нового

Вид занятия: Лекция - визуализация

Количество часов: 2 часа

Цель занятия: Формирование представление об источниках географической

информации.

Задачи:

  1. Дать представление о роли и месте современной географической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации.
  2. Сформировать представления обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.
  3. Продолжить формировать навыки тестирования и конспектирования лекций.
  4. Оценить объем и уровень остаточных географических знаний обучающихся для определения степени готовности аудитории к изучению нового материала.

Оборудование, наглядность, ТСО – ноутбук, интерактивная доска, презентация, контурная карта, атлас,

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Требования к организации учебного процесса.
  4. Лекция визуализация.
  1. География как наука.
  2. Традиционные и новые методы географических исследований.
  3. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
  4. Географическая карта – особый источник информации о

действительности.

  1. Статистические материалы.

География как наука.

География - одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории – природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) т социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.

Традиционные и новые методы географических исследований.

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.

Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.

Структура ГИС:

  • Данные (пространственные данные):

- позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;

- непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.

  • Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);
  • Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);
  • Технологии (методы, порядок действий и т. д.);
  • Операторы, администраторы, пользователи. [3]

 Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)

География – наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много.

Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная – справочная, научная, научно-популярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.

Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.

Географическая карта – особый источник информации действительности.

Географическая карта — изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.

Статистические материалы.

Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.

Статистические материалы — это массовые количественные данные о важных указатели жизни общества и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель. [4]

  1. Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России
  1. Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:
  1. Швеция.
  2. Норвегия
  3. Литва
  4. Монголия
  5. Финляндия
  6. Армения
  7. Китай
  8. Белоруссия
  9. Туркмения
  1. Город России с населением более 1 миллион человек:
  1. Мурманск
  2. Нижний Новгород
  3. Магадан
  4. Сочи
  5. Серпухов
  6. Киев
  7. Орел
  8. Южно-Сахалинск
  9. Минск
  1. Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:
  1. Канско-Ачинский
  2. Кузнецкий
  3. Подмосковный
  4. Донецкий

4. Центр черной металлургии полного цикла в России:

  1. Мурманск
  2. Санкт-Петербург
  3. Москва
  4. Магнитогорск

5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в

экономическом районе:

  1. Северный
  2. Северо - Кавказский
  3. Центральный
  4. Центрально-Черноземный

6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории

экономических районов России:

  1. Северо – Кавказский
  2. Уральский
  3. Дальневосточный
  4. Северный

7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

  1. Отделка
  2. Производство суровья
  3. Производство волокна
  4. Производство пряжи

Ответ: 3,4,2,1

8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности,

расположенные на Волге:

  1. Москва
  2. Саратов
  3. Пермь
  4. Ярославль
  5. Смоленск
  6. Хабаровск
  7. Волгоград
  8. Рязань
  9. Архангельск

9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:

«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

  1. Приморский край
  2. Мурманская область
  3. Иркутская область
  4. Ханты-Мансийский автономный округ

10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:

Экономические регионы Центры производства

  1. Волго-Вятский А. Серпухов
  2. Поволжский Б. Набережные челны
  3. Центральный В. Ижевск
  4. Уральский Г. Нижний Новгород

Д. Таганрог

Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Глава 1. Использование различных источников информации при изучении географии

1.Общие понятия об источниках информации

6.Фронтальный опрос.

  1. Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

Ответ:

- экспедиционный

- описательный

- картографический

- сравнительный

- математический

- статистический

- исторический

  1. Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ: Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

  1. Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ: Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

 Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:  - экспериментальные

- моделирование

- дистанционные (аэрокосмические)

- географический прогноз

- геоинформационные системы

  1. Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

Ответ: Да, предвидение будущего состояния геосистем.

Геосистемы – это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико-географической информации)

Заключение

При использовании в обучении различных источников информации, происходит формирование специальных навыков у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Практическая работа показала, что  учитель должен всегда продумать как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является рациональное и эффективное сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями во время урока. Основным и наиболее важным проблемами работы с вопросами и заданиями у  учеников является умение выбрать необходимые для ответа источники информации. Использование различных источников информации в преподавании географии значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность школьников в глубоком изучении программного материала.

Современные источники информации значительно расширяют возможности общественно-географических исследований и стимулируют научный поиск во всех областях науки.

Сочетание разнообразных географических данных позволяет расширить научно-исследовательскую проблему, провести комплексные изыскания, наиболее достоверно диагностировать сложившуюся геоситуацию на какой-либо территории и распространить тренды развития на ближайшую перспективу. В то же время значительный объем доступной информации ставит перед исследователем проблему ответственности за выбор используемых данных, а следовательно, и конечные результаты научного поиска. Решение данной проблемы может быть найдено в создании национальных баз данных геоинформации, активном использовании геоинформационных технологий и повышении мотиваций проведения научно-исследовательских работ.

Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по теме «Использование различных источников информации при изучении географии в 10-11 классе», изучив виды , способы и формы использования различных источников информации на уроках географии можно сделать вывод, что:

  1. Применение различных источников информации при изучении предмета позволяет детям успешно овладеть знаниями. Обучающий материал, его неоднократное повторение, использование практики с сочетанием работы с атласом, настенной(электронной) картой позволяет всем иметь оценки 4,5. Полученные и закрепленные таким образом знания географической карты остаются у детей надолго.
  2. Работая с компьютером, в Интернете ученики закрепляют умения и навыки компьютерной грамотности.

Я считаю, что использование на уроке различных источников информации особенно практично. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Проверку усвоения материала можно быстро проводить путем индивидуальной работы по контурной карте с последующим разбором. Такая форма работы позволяет визуально запоминать различные географические объекты. Уровень обученности слабых учеников при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные ученики. Возрастает интерес к изучаемому предмету.

Красочное, разнообразное и наглядное использование различных источников информации- важное средство организации восприятия изучаемого материала.

В результате обучения используя различные источники информации, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учетом его возможностей.

Список используемых источников

1. Панасенкова О.А., Ким Э.В Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования

2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мираhttp://www.twirpx.com/file/1408397/17

3. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов, М.: Аспект Пресс, 2014.

4. Глобальная география: Учебник для 11 кл. средней школы. http://www.twirpx.com/file/393035/ 

5. Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В. Этногеография и география религий. М,: «Академия», 2015.

6. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн.I-II: Общая характеристика мира. М.: Дрофа, 2014. http://www.litmir.me/bd/?b=157448

7. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира: Кн. для учителя. - М., 2013.-463с.

8.О.А. Панасенкова, Ким Э.В Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования

[1] Рогачёв. С. В. Морские фасады России / С. В. Рогачёв // География. - 2014. — № 1.-С. 8-11.

[2] Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. и др. Методика обучения географии в школе: Учеб.пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение; Учебная литература, 2014. -325с.

[3] http://travelask.ru/questions/107614-v-geografii-ispolzuyutsya-razlichnye-istochniki-informatsiiВиды географической информации



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "«Использования средств массовой информации на уроках географии для активизации познавательной деятельности учащихся»

Хочу продемонстрировать  систему методов, приемов использования СМИ на уроках с целью  активизации познавательной деятельности  учащихся.   В современном мире роль средс...

Доклад "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии"

Компьютеры и информационные технологии  – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знани...

Практическая работа: «Характеристика состояния экономики Китая с использованием различных источников информации».

В методической разработке прописаны цели и задачи, оборудование, содержание выполняемой работы, представлена кейс-карта со статистическими данными....

Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

Мастер-класс "Комбинирование различных источников информации на уроках при работе в ИКТ-насыщенной среде"

В данной статье размещен материал выступления на мастер-классе для учителей района по использованию различных источников информации на уроках с начальной школы, где информатика ведется за счет дополни...

Использование внешкольных источников информации на уроках физики.

Сегодня, с точки зрения многих педагогов, информационная среда является доминирующей для развития общества и поэтому информационная грамотность является наиболее значимой компонентой грамотности вообщ...