Главные вкладки

    Использование внешкольных источников информации на уроках физики.
    статья по физике

    Макарова Наталья Владимировна

    Сегодня, с точки зрения многих педагогов, информационная среда является доминирующей для развития общества и поэтому информационная грамотность является наиболее значимой компонентой грамотности вообще и культуры в целом. Данная методическая разработка может помочь учителю использовать различные внешкольные источники информации для формирования информационных умений учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_vneshkolnykh_istochnikov_informatsii.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование внешкольных источников информации.

    Сегодня, с точки зрения многих педагогов, информационная среда является доминирующей для развития общества и поэтому информационная грамотность является наиболее значимой компонентой грамотности вообще и культуры в целом. Базой для становления и развития информационной грамотности является та образовательная среда и то образовательное пространство, в которых вращается учащийся. Для становления личности необходимо, чтобы образовательное пространство учащегося расширялось по мере развития общества и самого учащегося; это является одной из частных целей школьного образования. Расширение образовательного пространства учащихся, прежде всего,  связано с совокупностью источников информации, отражающих разные подсистемы культуры в многообразии текстов, в которых школьник должен ориентироваться. Следовательно, расширение образовательного пространства происходит на базе формирования  умений использования в целях образовательной деятельности  всех видов  школьных и внешкольных источников информации и развития  способности выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности. В связи с этим можно выделить целый ряд факторов, которые влияют на расширение образовательного пространства:  - увеличение количества источников, разнообразия   источников, сочетание разных видов источников,                      

    -   изменение характера текста,                        

    -   использование внешних источников образования                      

    -   расширение спектра различных типов источников     (на печатной основе, аудиозаписи,  видео, кино, компьютерные, комплексные),                      

    - расширение спектра умений работать с разными источниками информации,                       - диалогичность учебных книг (представляющих одно или несколько мировоззрений, отражающих одну или несколько культур).

    Внешкольные источники информации- это такие источники информации, которые находятся за пределами учебной книги, существуют в реальной социокультурной  и природной среде и работу с которыми организует учебник или учитель. К ним относятся:

    • Город - как школа (памятники, достопримечательности, музеи, театр, кино, видеопрокат, библиотеки, учреждения науки, предприятия, люди)
    • Окружающая природа
    • СМИ ( газеты, журналы, радио, ТВ)
    • Информационно-компьютерные программы
    • Дополнительная литература (художественная, научная, научно-популярная, справочная, первоисточники и т.д.)
    • Программы дополнительного образования
    • Социальные инициативы школьников
    • Программы образовательного туризма  

    Существует определенная связь между трудностью предмета для усвоения учащимися и  отношением их к информации учителя. Чем труднее предмет, тем  более доминирующей становится фигура учителя в учебном процессе и тем существеннее роль учителя как информатора по данному процессу. Установка учителя на стопроцентную информацию по своему предмету, на полное разжевывание, чтобы ученики все усвоили по данному предмету, и проверка знаний в рамках сообщаемой информации могут привести к полной потере интереса по предмету.

     Роль учебника не должна быть завышена, т.к. информация, получаемая по радио, ТВ и из прессы превосходит по объему и разнообразию, является более престижной. Поэтому нужно научить ребят находить и  правильно читать нужный материал. Одной из задач физики к тому же  является ознакомление учащихся с последними достижениями науки и техники. Это реально можно организовать только через газеты, т.к. даже современный учебник не в силах охватить все новейшие достижения.

    С другой стороны, круг умений, которыми должен владеть ученик, изо дня в день становится все шире и шире. Ребенку, который получает образование трудно сориентироваться в информационных потоках современного общества. И поэтому одной из главных задач сегодня является обучение ребенка тем методам, с помощью которых  он сможет самостоятельно справиться с новой информацией.

    Таким образом, каждый выпускник школы должен владеть хорошими, качественными информационными умениями – умениями находить и извлекать нужную информацию из различных источников.

    Естественному циклу, к которому относится физика, свойственны свои,  специфические умения, к которым, прежде всего,  следует отнести:

    -умение самостоятельно работать с учебной, справочной литературой,

    -умение наблюдать и ставить опыты,                                        

    -смело обращаться с лабораторным оборудованием,

    -умение решать задачи (вычислительные, экспериментальные,   качественные и т.д.),

    -умение осуществлять самоконтроль за результатами своей самостоятельной работы.

    Каждое из умений является достаточно сложным по структуре и включает умения выполнять более простые действия и операции. Они формируются не сразу: каждой стадии обучения свойственен определенный набор умений, который учащийся должен и в силах освоить.

    Ниже предложен список информационных умений, которыми должен владеть выпускник 9 класса:

    1

    выделить главное

    12

    интерпретировать данные

    (таблицы, графики, статистики)

    2

    составить план

    13

    провести интервью

    3

    составить тезисы

    14

    составить аннотацию

    4

    составить конспект (вербальный, опорный)

    15

    выполнять микроисследование (анализ, сопоставление, синтез, сравнение, обобщение)  

    5

    составить таблицу

    16

    прорецензировать «текст»

    6

    составить схему

    17

    пользоваться словарями и справочниками

    7

    изложить содержание источников

    18

    пользоваться компьютером

    8

    изложить содержание с личностной оценкой

    19

    «читать» разные виды худ.текстов (иллюстрации, муз. фрагменты)

    9

    составить доклад

    20

    работать с указаниями (в книге, журнале, собрании сочинений)

    10

    подготовить реферат

    21

    работать с каталогами библиотеки

    11

    написать сочинение в различных жанрах

    22

    пользоваться видео (магнитофоном, камерой)

                    

    Один из приемов работы учащихся на уроках, который способствует развитию информационных умений – «Реклама-антиреклама».

    Данная техника в первую очередь направлена на развитие критического восприятия информацию, а также таких обобщенных умений, как сравнение, анализ. Этот метод используется как обобщение нескольких сопоставимых по одним и  тем же критериям тем.

    1.Выбор соответствующих тем. В главе «Давление твердых тел, жидкостей и газов» это могут быть такие темы как «ртутный и водяной барометры» или «Плавание судов и воздухоплавание» и др.        

    2.Первый этап: сопоставление сравнительной таблицы (сравнение на основе предложенных учителем критериев, например, принцип действия, материалы, размеры, единицы измерения, экологическое воздействие и др.)

    3. Учащиеся в группах анализируют все плюсы и минусы каждого явления (прибора, метода…) и составляют текст рекламы-антирекламы таким образом, чтобы подчеркнуть все достоинства одного явления по сравнению с другим. (Например, вам надоело таскать за собой трехметровый водяной барометр?! Мы вам предлагаем очень легкий компактный величиной с вашу ладонь барометр ртутный.) Важно при этом, чтобы разные группы получили задания, направленные на рекламирование  разных предметов. Так, одни рекламируют ртутный барометр, другие – водяной.

    4. Чтение или обыгрывание рекламы, во время которого соперники и учитель внимательно слушают и проверяют на наличие физических ошибок.

    5.Возможно, учитель пожелает поставить этот метод как игровой. В этом случае необходимо выбрать независимую комиссию, которая определит в соответствии с критериями группу-победителя.  

    Разработка методики активизации усвоения знаний учащихся:

    а) использование внешкольных источников информации для формирования межпредметных связей.

    Внешкольные источники информации - это такие источники информации, которые находятся за пределами учебной книги, существуют в реальной социокультурной  и природной среде и работу с которыми организует учебник или учитель. К ним относятся:

    • Город - как школа (памятники, достопримечательности, музеи, театр, кино, видеопрокат, библиотеки, учреждения науки, предприятия, люди)
    • Окружающая природа
    • СМИ ( газеты, журналы, радио, ТВ)
    • Информационно-компьютерные программы
    • Дополнительная литература (художественная, научная, научно-популярная, справочная, первоисточники и т.д.)
    • Программы дополнительного образования
    • Социальные инициативы школьников
    • Программы образовательного туризма  

    Информационные умения, формируемые в процессе работы с различными источниками информации.

    1

    выделить главное

    12

    интерпретировать данные

    (таблицы, графики, статистики)

    2

    составить план

    13

    провести интервью

    3

    составить тезисы

    14

    составить аннотацию

    4

    составить конспект (вербальный, опорный)

    15

    выполнять микроисследование (анализ, сопоставление, синтез, сравнение, обобщение)  

    5

    составить таблицу

    16

    прорецензировать «текст»

    6

    составить схему

    17

    пользоваться словарями и справочниками

    7

    изложить содержание источников

    18

    пользоваться компьютером

    8

    изложить содержание с личностной оценкой

    19

    «читать» разные виды худ.текстов (иллюстрации, муз. фрагменты)

    9

    составить доклад

    20

    работать с указаниями (в книге, журнале, собрании сочинений)

    10

    подготовить реферат

    21

    работать с каталогами библиотеки

    11

    написать сочинение в различных жанрах

    22

    пользоваться видео (магнитофоном, камерой)

    Один из приемов работы учащихся на уроках, который способствует развитию информационных умений – «Реклама-антиреклама».

    Данная техника в первую очередь направлена на развитие критического восприятия информации, а также таких обобщенных умений, как сравнение, анализ. Этот метод используется как обобщение нескольких сопоставимых по одним и  тем же критериям тем.

    1.Выбор соответствующих тем. В главе «Давление твердых тел, жидкостей и газов» это могут быть такие темы как «ртутный и водяной барометры» или «Плавание судов и воздухоплавание» и др.                

    2.Первый этап: сопоставление сравнительной таблицы (сравнение на основе предложенных учителем критериев, например, принцип действия, материалы, размеры, единицы измерения, экологическое воздействие и др.)

    3. Учащиеся в группах анализируют все плюсы и минусы каждого явления (прибора, метода…) и составляют текст рекламы-антирекламы таким образом, чтобы подчеркнуть все достоинства одного явления по сравнению с другим. (Например, вам надоело таскать за собой трехметровый водяной барометр?! Мы вам предлагаем очень легкий компактный величиной с вашу ладонь барометр ртутный.) Важно при этом, чтобы разные группы получили задания, направленные на рекламирование  разных предметов. Так, одни рекламируют ртутный барометр, другие – водяной.

    4. Чтение или обыгрывание рекламы, во время которого соперники и учитель внимательно слушают и проверяют на наличие физических ошибок. 5.Возможно, учитель пожелает поставить этот метод как игровой (внеклассное мероприятие). В этом случае необходимо выбрать независимую комиссию, которая определит в соответствии с критериями группу-победителя.  

    Возможные темы для формирования межпредметных связей на уроках физики.

    Тема урока физики

    Класс

    Межпредметная связь

    Рассматриваемая на уроке проблема

    Физические  процессы и явления.

    7

    литература

    1.Народные приметы в русской литературе.

    2. Физические  процессы и явления в различных художественных произведениях(поэзия, проза)

    Сила трения.

    7

    биология

    1.Сила трения в жизни растений и животных.

    2.Жидкое   трение. (Плавание рыб).

    Атмосфера.

    7,10

    химия, география, экология

    1.Значение атмосферы.

    2.Строение  и состав атмосферы.

    3.Свойства воздуха.

    4.Радиационные пояса Земли.

    Атмосферное давление.

    7,10

    биология

    Секреты под микроскопом

    ( о роли присосок )

    Давление. Сообщающиеся сосуды.

    7,10

    история, МХК

    Всемирноизвесные фонтаны. (Устройство и принцип работы фонтанов Версаля и Петергофа)

    Тепловые явления.

    8

    биология

    1.По подсказкам природы (как животные и растения  получают и сохраняют тепло).

    2.Роль фотосинтеза.

    Творческое задание: написать сочинение о возможности существования Мальчика-с-пальчика

    Температура.

    8

    биология

    Температура человека.

    Удельное сопротивление проводника.

    8

    химия

     Разнообразие кристаллических решеток металлов и их влияние на сопротивление проводника.

    Динамика твердого тела.

    9,10

    ОБЖ

    Безопасность движения.

    Тормозной путь.

    Звук.

    9

    музыка, история, литература

    1.Разнообразие музыкальных инструментов в русской культуре

    ( струнные, духовые, мембранные, ударные ).

    2.История появления, название и назначение основных частей музыкальных инструментов.

    3.Источники звука, источник человеческого голоса.

    4.Пословицы и поговорки о звуке.

    Свойства твердых тел.

    10

    биология

    Кость, подобная резине!?

    (О проблемах материалов для имплантации).

    Центробежная сила.

    10

    география, история

    Водяные воронки. Смерчи.

    (Места и причины возникновения. Способы предупреждения. Связь с экологической обстановкой. Принцип действия).

    Тепловые двигатели.

    9, 10

    история, химия, экология

    История развития транспорта. Продукты горения как загрязняющие вещества. Технические основы работы. Влияние выбросов на биоту и здоровье человека. Современный автотранспорт.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практическая работа: «Характеристика состояния экономики Китая с использованием различных источников информации».

    В методической разработке прописаны цели и задачи, оборудование, содержание выполняемой работы, представлена кейс-карта со статистическими данными....

    Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

    В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

    Мастер-класс "Комбинирование различных источников информации на уроках при работе в ИКТ-насыщенной среде"

    В данной статье размещен материал выступления на мастер-классе для учителей района по использованию различных источников информации на уроках с начальной школы, где информатика ведется за счет дополни...

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ОБОБЩАЮЩЕГО ТИПА

    Методы и приемы работы с источниками информации на уроках обобщающего типа...

    «В чем заключаются педагогические цели при анализе различных «внешкольных» источников информации?»

    Мы, практикующие учителя, всегда осознавали  цель педагогической деятельности - это воспитание самостоятельно мыслящей личности.  В последнее время, особо в условиях перехода к ФГОС, мы гово...