Критерии оценивания результативности на уроках географии
методическая разработка по географии

Савосина Лариса Викторовна

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад : «Критерии результативности на уроках географии»

«Плохой учитель преподносит истину, а хороший- учит её находить»

( Адольф Дистервег)

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем мирового сообщества.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

 - резко возросла информированность детей;

- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

        И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Учитель сегодня  становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. 

 Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Моделируя урок необходимо придерживаться следующих правил:

  • 1. Четко определить и сформулировать тему урока
  • 2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока
  • 3. Спланировать учебный материал.
  • Для этого надо: подобрать литературу по теме; подобрать учебные задания
  • 4. Продумать "изюминку" урока. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
  • 5. Сгруппировать отобранный учебный материал.
  • 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке
  • 7. Подготовить оборудование для урока.
  • 8. Продумать задания на дом.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понимать, какими должны быть критерии результативности урока.

Критерии-  это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо.

Он представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев- это определение степени приближения ученика к данной цели.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Основные особенности новой системы заключаются в критериальной оценке планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных, в комплексном и уровневом подходе в контроле и оценивании.

Для формирования у учащихся навыков оценивания я использую индивидуальные маршрутные листы, содержащие возможность самооценки смысловых блоков по эталону.

Для каждого смыслового блока определяются четкие требования к знаниям и умениям учащихся.

Маршрутный лист позволяет обучающимся оценить все этапы урока: целеполагание, этап актуализации знаний, этап усвоения новых знаний, первичное закрепление, рефлексию и оценить свою деятельность. Критериальное оценивание позволяет учащимся увидеть свои «реальные» оценки.

Постепенно учащиеся приобретают опыт оценивания, определения критериев оценки. Этот процесс увлекает. Ученик стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Таким образом, он превращается в равноправного участника процесса обучения. Самооценку своей деятельности учащиеся осуществляют на этапе рефлексии с использованием карточек: синий цвет карточки – «я работал (а) отлично», красный – «я могу работать лучше». Это формирует умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Оценивание на каждом этапе урока позволяет учащимся увидеть, из чего складывается итоговая оценка.

Таким образом, критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Основная цель географии в системе общего образования — это познание

многообразия современного географического пространства, что позволяет

ориентироваться в мире и представлять его географическую картину; формировать у

учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной

жизни. Достижение этой цели становится невозможным без овладения учащимися

основного навыка, умения работать с географической картой.

Географическая карта является для учащихся одним из языков «международного

общения». Работая с географической картой учащиеся не только формируют

естественно-научную картину мира, но и учатся анализировать, преобразовывать и

классифицировать информацию, сравнивать и делать выводы. Все эти компетенции

необходимы для развития гармоничной личности. Именно поэтому работа с картой в

современной школе занимает важное место в деятельности учителя и учащегося на

уроках географии.

Оправдано использование нетрадиционных подходов в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.

Например, проведение уроков формирования новых знаний в виде лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций).

На уроках проверки и учёта знаний уместны викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защита творческих работ. При изучении нового материала отдаётся предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.

Неотъемлемая часть обучения географии- это практические и самостоятельные

работы, которые способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование

умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие.

В ходе выполнения самостоятельных и практических работ школьники учатся

работать с различными источниками географической  информации.

Практические работы на уроках могут выполняться на этапах проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления.  По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие, тренировочные и итоговые

 ( оценочные) работы.

На уроках географии систематически использую разнообразные приёмы работы, которые помогают реализовать деятельностный подход. Подтолкнуть к деятельности на уроке также помогают такие приёмы как сравнение, сопоставление противоречивых фактов, явлений, каких либо данных, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся.

В зависимости от способностей, умений ребят выбираются и соответствующие способы проверки знаний.

Значение контроля в учебно-воспитательном процессе: проверка качества знаний и умений школьников, их достижений и ошибок; проследить движение учащихся по ступенькам знаний; научить культуре мысли и речи; воспитывать трудолюбие, чувство долга и ответственности.

Применяю разнообразные методы контроля: индивидуальные карточки, терминологические географические и картографические диктанты, зачеты, экспресс-опросы, тестовый контроль, взаимоконтроль учащихся (в паре), письменные контрольные работы и устный опрос, кроссворды, ребусы, стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы.

Особые требования предъявляются к качеству тестов, которые должны отвечать целям и задачам каждого вида контроля.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время тестовый метод очень популярен. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

В практике среднего образования использую различные методы текущего и итогового контроля качества знаний учащихся. Чаще всего использую различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ.

Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа.

Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.

Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: таким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Данная система оценивания позволяет ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в оценивании результатов своего обучения. Критериальная система оценивания позволяет учителю делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться.

Таким образом, критериальное оценивание учит обучающихся нести ответственность за свое обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценок на уроках музыки

Данная методическая разработка поможет в повседневной работе учителям музыки. Особо сложно подходить к  оценке знаний и умений учащихся на уроках эстетического воспитания. Данная методическая раз...

Памятка для подготовки к уроку географии и критерии оценки ЗУН

Данная памятка поможет каждому ученику быть готовым к уроку географии, а его родителям контролировать степень готовности. Знание критериев оценивания знаний, умений и навыков учащихся способствует бол...

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Критерии оценивания учебной деятельности учащихся на уроках географии

Критерии оценки учебной деятельности по географииРезультатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, ...

«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки».

«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки»....