Главные вкладки

    Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока
    материал на тему

    Абрамова Галина Владимировна

     

    Самоанализ урока учителем

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoanaliz_uroka_uchitelem.docx25.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока

     

    Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

    Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

    Общие закономерности учебного процесса

    Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.

    Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.

    Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.

    Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.

    Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

    Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.

    Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей.

    Частные закономерности учебного процесса

    дидактические включают содержательно-процессуальные характеристика процесса (содержание, методы, виды, средства, способы, формы и т.д.);

    гносеологические определяют аспект познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя;

    психологические относятся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;

    кибернетические отражают все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков, управление усвоением информации.

    Социологические охватывают отношения между участниками учебного процесса (взаимодействие учителя и учащихся, направленность, социальная значимость обучения и т.д.).

    Организационные отражают учебный процесс в аспекте интеллектуального труда (организация учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т.д.).

    Знание закономерностей обучения позволяет процесс обучения построить оптимально в самых разных конкретных ситуациях.

    Типы и виды анализа урока

    Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества:

    Без самоанализа невозможно:

    построить целостную систему обучения;

    повысить мастерство, развить творческие способности;

    обобщить передовой педагогический опыт;

    сократить затраты времени на техническую работу;

    обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

    Типы анализа урока

    1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;

    2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;

    3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
    Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

    4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

    Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

    Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

    Общие критерии анализа урока

    Результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.

    Основные пути повышения эффективности урока

    постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;

    оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);

    стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;

    применение активизирующих методов и средств обучения;

    организация самодеятельности учащихся;

    единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;

    организация оперативной обратной связи;

    формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;

    интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.

    Структура урока

    На сегодняшний день объем научной информации огромен, время обучения ограничено. И одним из актуальных требований является нахождение оптимальных содержания и методов обучения.

    Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников и т.д.).

    Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения.

    Рациональную структуру урока обеспечивают

    комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

    выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

    определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления домашнего задания;

    выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;

    дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

    создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

    Активизация познавательной деятельности учащихся

    Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

    Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.

    Структура учебно-познавательной деятельности

    осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;

    построение плана ее решения;

    практическое решение задачи;

    контроль над процессом решения задачи;

    оценка результата в соответствии с эталоном;

    определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний.

    Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование “активных” методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.

    Уровни самоанализа урока

    Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

    Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

    Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

    Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

    Самоанализ урока

    Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

    Основные требования к анализу урока учителем:

    цель и задача анализа темы;

    знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

    умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

    характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

    обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

    обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

    психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

    оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

    выполнение намеченных задач урока;

    оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

    умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

    удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

    намечаемые меры по устранению недостатков.

    Самоанализ урока

    1. Оценка общей структуры урока.

    К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

    2. Реализация основной дидактической цели урока.

    Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

    Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

    Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

    3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

    Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

    4. Воспитание в процессе урока.

    Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

    5. Соблюдение основных принципов дидактики.

    Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

    6. Выбор методов обучения.

    Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

    7. Работа учителя на уроке.

    Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.

    8. Работа учащихся на уроке.

    Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

    9. Гигиенические условия урока.

    Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

    10. Некоторые социальные задачи.

    Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.

    В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.

    Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку.

    Вопросы для самоконтроля

    Для чего необходим учителю самоанализ урока?

    Назовите основные требования к современному уроку.

    По каким аспектам можно проводить анализ урока?

    Назовите основные критерии оценки эффективности урока.

    Литература

    Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., 1984.

    Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984.

    Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980.

    Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997. <

    Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. – М., 1985.

    Омищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1985.

    Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996.

    Справочник администрации школы по организации учебного процесса /Сост. Е.М.Муравьев, А.Е.Богоявленская. – М., 1999.

    Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2000.

    Посещение и анализ урока как вид управленческой деятельности администрации школы //Сельская школа. – 1999 - № 4,5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Критерии оценок на уроках музыки

    Данная методическая разработка поможет в повседневной работе учителям музыки. Особо сложно подходить к  оценке знаний и умений учащихся на уроках эстетического воспитания. Данная методическая раз...

    Критерии оценки эффективности урока

    Сопровождение выступления об эффективности урока....

    Критерии оценок к уроку п\о

    Критерии оценок выполнения электромонтажных работ согласно урока п\о....

    Современный урок как критерий оценки и показателя

    Современный урок как критерий оценки и показателя эффективности работы учителя...

    Критерии оценки эффективности современного урока.

    Выступление учителя на заседании ШМО по теме "Эффективность урока-результат организации активной деятельности учащихся"...

    «Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки».

    «Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки»....