Критерии оценки эффективности современного урока.
методическая разработка на тему

Выступление учителя на заседании ШМО по теме "Эффективность урока-результат организации активной деятельности учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_otsenki_effektivnosti_sovremennogo_urok1.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценки эффективности современного урока.

  Выступление  Овчинниковой О.Н. на  ШМО учителей-предметников по теме «Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся».

  Психологическая составляющая процесса образования требует от школы выпускника, обладающего такими личностными и интеллектуальными качествами, как инициативность, ответственность, целеустремленность; наш выпускник должен уметь принимать решения и обосновывать их оптимальность и эффективность. Усиление самостоятельности и активности самого школьника в получении знаний заставляет пересмотреть формы подачи учебного материала. Учителю легче и быстрее объяснить учебный материал самому, он четко и ясно, правильным литературным языком сообщит те знания, которые учащемуся необходимо усвоить. Но при этом знания остаются для школьника "чужими". Прослушанный материал быстро стирается в памяти, и на его усвоение необходимо потратить дополнительные усилия.

   Поэтому на сегодняшнем этапе развития современной школы от учителя требуется не только умение доходчиво рассказать, поработать самому, но и так смоделировать работу с учащимися, чтобы они сами искали ответы на поставленные учителем вопросы. Практика показывает, что знания, самостоятельно добытые учащимися, более прочные, чем при пассивном восприятии. Очень ценна произвольная активность школьника в добывании знаний, именно она дает высокое качество за счет осознанности и самостоятельности. А это, в свою очередь, требует создания на уроке и внеурочное время определенного психологического микроклимата, доверительных, комфортных отношений для каждого участника образовательного процесса.

    Реализация идей эффективности урока возможно в условиях использования в сфере образования перспективных форм, методов, средств обучения. Важное значение в этом  имеет вариативность и дифференцированность заданий, которые позволяют организовать глубокое и всестороннее повторение лингвистического материала, а также позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. А способами достижения необходимого уровня знаний учащихся являются:

  • Организация активной деятельности учащихся на уроке
  • Использование методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих эффективность урока
  • Проявление творческих способностей
  • Участие в различных тестовых заданиях
  • Самостоятельный анализ своей деятельности
  • Совместная коррекционная работа с учителем-предметником.

   В коррекционной совместной работе учителю помогает отслеживать динамику знаний индивидуальная карта орфографических, пунктуационных ошибок, ошибок в грамматическом задании учащегося.

   Наряду со всем этим мы узнаем какие факторы влияют на слабый результат учащегося. Это недостаточная база знаний, неуверенность в своих знаниях, пробелы по отдельным темам, угадывание ответов.

  Исходя из этого эффективно использовать в подготовке к промежуточному государственному контролю систему тестов различного назначения, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся. Система включает тесты следующих видов:

http://festival.1september.ru/articles/624525/img1.gif

   Итоговый контроль уровня усвоения учебных знаний лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимися необходимого уровня знаний. Базовые, диагностические, тематические тесты предназначены для проведения учащегося "по лестнице деятельности".

   В ходе подготовки   восприятия материала и для функционирования осознанных знаний у учащихся удобен такой контроль знаний как тематический тест по разделам русского языка, за курс 5-9 классов. По данной форме работы учащийся должен уметь дать правильное определение. Например,  по разделу "Фонетика"

1. Звуки речи - это:. (буквы, из которых состоят слова)

2. Алфавит - это::(буквы, расположенные в определенной последовательности)

3. Гласные звуки - это :. (звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды)

4. Согласные звуки - это:. (звук, при произношении которого во рту создается препятствие) и т.д.

   Такой вид деятельности позволяет учителю выявить объем знаний учащихся по разделам русского языка и ликвидировать пробелы. Заметим, что задания подобного типа хорошо воспринимаются девятиклассниками, вызывают у них особый интерес.

   Основным критерием оценки эффективности современного урока является конечный результат - достигнута ли его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке. Поиски рациональных методов проверки знаний, умений и навыков учащихся приводят нас, учителей к использованию при опросе различных видов контроля, которые дают показатели результатов обучения.

   В практике эффективно использовать при опросе такие приемы проверки усвоения материала, как сигнальные карточки, перфокарты,  карточки контроля. Этот вид контроля одновременно используется в качестве углубляющих и закрепляющих знания и умения школьников.

   Материал, чтобы сохранился в долговременной памяти, можно сгруппировать особым образом: в схемах, в таблицах и алгоритмах. На уроках, завершающих изучение темы, а также обобщения и систематизации изученного рекомендуется использовать такую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера.

Не с существительными, прилагательными и наречиями на -о

Пишется слитно

Пишется раздельно

1. Слово без не не употребляется

1. В предложении (или в словосочетании) имеется противопоставление

2. Слово с не может быть заменено синонимом

2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть

После проверки правильности выполнения задания учащимся дается задание дописать в таблицы примеры. Использование таблиц обобщающего характера при опросе особенно эффективно на уроках и внеурочное время.

Члены предложения

Член предложения

Главный или второстепенный

На какие вопросы отвечают?

Какими частями речи может быть выражен?

Подлежащее

 

 

 

Сказуемое

 

 

 

Дополнение

 

 

 

Определение

 

 

 

Обстоятельство

 

 

 

Схема классификационного характера:

Между подлежащим и сказуемым в простом предложении ставится тире, если главные члены предложения выражены:

Подлежащее

Сказуемое

Сущ. в И.п. -

сущ. в И.п.

Сущ. в И.п. -

числит. в И.п.

Числит. в И.п. -

числит. в И.п.

Сущ. в И.п. -

неопределенной формой глагола

неопределенной формой глагола - неопределенной формой глагола

и если перед сказуемым стоят частицы это, вот.

   Проверка знаний школьников путем составления таблиц и схем обобщающего характера имеет большое значение, так как способствует развитию логического, абстрактного мышления, умения обобщать и приводить в систему изученное, анализировать и сопоставлять, находить в сравниваемых явлениях общее и различие. Опрос с применением таблиц может быть дифференцированным в зависимости от уровня языковой подготовки школьников: слабоуспевающие ученики могут заполнить своими примерами правую сторону таблицы, сильные - самостоятельно составить таблицу.

Роль имени прилагательного в предложении

Члены предложения

Вопросы

Примеры

 

 

 

Слабоуспевающие ученики при выполнении задания могут пользоваться записанными ранее в теоретической тетради для опорных схем и конспектов обобщающими таблицами или карточками-информаторами. Например:

Карточка

Правописание е - и в окончаниях существительных единственного числа

Е

И

1-е скл.- Д.п

1-е скл.

2-е скл. - П.п

сущ. на -ия - Р.п, Д.п, П.п.

 

сущ. на -ий, -ие - П.п.

 

3-е скл. - Р.п, Д.п, П.п.

   Предложенная форма подачи материала позволяет  подготовить учащихся к  государственной аттестации, а также систематизировать знания, быстрее усваивать материал, облегчает процесс понимания сложных понятий и определений.

Таким образом, организуя активную самостоятельную  деятельность учащихся на уроке, учитывая индивидуальные возможности и доступность  изучаемого материала, учитель повышает  эффективность урока на современном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки эффективности урока

Сопровождение выступления об эффективности урока....

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Критерии эффективности современного урока

Презентация к педсовету. Краткое содержание: 1. Урок - как главная составная часть учебного процесса.2. Эффективный урок.3. Критерии эффективности к уроку....

Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"

Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....

Критерии оценки эффективности развития и творческого становления обучающихся

Процесс оценки знаний - систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков предварительно планируемым....