Технологическая карта урока "Ледяные пустыни и тундры"
методическая разработка по географии (6 класс)

Сухарникова Ксения Владимировна

Открытый урок в 6 классе. УМК Сферы. Дети с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТКУ урока21.34 КБ
Файл Рабочий лист к уроку306.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока «Ледяные пустыни и тундры»

Предмет

география

Класс

6

УМК

Сферы А.А.Лобжанидзе

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Тема урока

Ледяные пустыни и тундры

Цель урока

 Формирование первичных представлений о природных зонах ледяных пустынь и тундр.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Организовать индивидуальную работу для формирования первичных представлений о ледяных пустынях и тундрах;

Сформировать понимание причин образования ледяных пустынь и тундр;

Установить вместе с учениками причинно-следственные связи географического положения и компонентов природы;

Развить полученные в начальных классах представления о типичных растениях и животных ледяных пустынь и тундр, их приспособленности к условиям обитания;

Развить знания об условиях жизни и работы людей в ледяных пустынях и тундрах.

Методы обучения

Методы критического мышления, метод ИКТ – технологий, игровые методы, здоровьесберегающие методы

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Средства обучения

Атлас, учебник А.А.Лобжанидзе, мультимедийный проектор, презентация, рабочие листы, раздаточный материал.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный момент (2 минуты)

Приветствует учащихся, приветствует гостей, положительно настраивает детей на урок.

Взаимодействие с учителем, гостями и другими обучающимися.

Саморегуляция.

2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока (8 минут)

Включает фрагмент мультфильма «Снежная королева» (слайд 2), дает задание собрать пазлы-картинки (слайд 3),

С помощью вопросов направляет обучающихся на определение темы урока, объясняет, как работать с рабочими листами.

Выделяют существенную информацию из фрагмента мультфильма, из картинок – пазлов и из слов учителя, на основе этой информации формулируют тему урока.

Взаимодействуют с учителем, слушают и отвечают на поставленные вопросы.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль.

3. Первичное усвоение новых знаний (20 минут)

1. Организует индивидуальную работу с картой и атласом (определение географического положения ледяных пустынь и тундр) (слайд 4), объясняет задания №1 (рабочие листы).

2. Обсуждает по слайдам презентации (слайд 5) взаимосвязи между географическим положением и климатом этих зон, объясняет задание №2 (рабочие листы)

3. С помощью вопросов устанавливает соответствие между климатом ледяных пустынь и тундр и основными представителями растительного и животного мира (слайды 6-10), объясняет задание №3 и №4 (рабочие листы).

1. Определяют по карте географическое положение природных зон (формирование умений работать с атласом и картой, формирование умения анализировать информацию), выполняют задание №1 в рабочих листах.

2. Устанавливают взаимосвязь между географическим положением и климатом этих природных зон, сами определяют характеристику климата, выполняют задание №2 в рабочих листах.

3. Вспоминают представителей растительного и животного мира ледяных пустынь и тундр, отвечают на вопрос о приспособлениях животных к суровым условиям обитания, выполняют задание №3 и №4 в рабочих листах.

Взаимодействуют с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль.

Планирование своих действий.

Самостоятельное исправление ошибок.

Динамическая пауза

Предлагает немного подвигаться. Упражнение заключается в следующем: повторяя движения за учителем показать природу тундры в полярный день

Слушают учителя.

Выполняют движения согласно правилам упражнения.

Самоконтроль.

4. Организует работу с текстом учебника (§56, стр. 143). «Почему в тундре нет деревьев?»

5. Обсуждение адаптации коренного населения к условиям природной зоны тундры (слайды 11, 12)

6. Организует самостоятельную работу учащихся с изображениями слайд 13 «Экологические проблемы ледяных пустынь и тундр».

4. Работают с текстом на стр. 143 (§56), анализируют, почему в тундре нет деревьев? Дописывают ответ.

5. На основе полученных знаний фиксируют занятия коренного населения тундры.

6. На основе картинок определяют главные экологические проблемы природных зон и пути решения этих проблем вместе с учителем.

4. Первичное закрепление

(4 минуты)

Организует обсуждение рассказа, полученного в ходе урока при заполнении рабочего листа

Распознают изученный материал и на основе полученных знаний определяют верные и неверные высказывания.

Активно взаимодействуют с учителем.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль.

5. Домашнее задание

(3 минуты)

Задает и объясняет домашнее задание.

Домашнее задание на карточках.

  1. Выписать по 1-2 примера животных ледяных пустынь и тундр, занесенных в Красную книгу. Поиск информации в интернете по ссылкам:

https://ecoportal.info/zhivotnye-tundry-v-krasnoj-knige-rossii/ 

http://arctictime.ru/today/fauna/krasnaya-kniga-arktiki/   

  1. Раскрасить жилища коренных народов тундры, опираясь на полученные знания.
  2. Работа с изображением: отметить стрелку с названием нашего города на указателе одной из полярных станций в Антарктиде и написать расстояние от нашего города до этой станции.

Выделяют существенную информацию.

Записывают задание, осознают его, задают уточняющие вопросы.

Взаимодействуют с учителем,

слушают учителя

Осознают уровень сложности домашнего задания,

саморегуляция учебной деятельности.

6. Рефлексия (3 минуты)

Учитель предлагает оценить своё состояние в финале урока, для этого ученикам предлагается выбрать одно из изображений (слайд 15).

Рефлексируют.

Учатся делать выводы.

Формулируют собственное мнение.

Осознают своё состояние после интенсивной учебной работы,

Самоконтроль.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист ученика

Ф.И.________________________________________________________________

Тема урока: _________________________________________________________

Задание №1 Материки, на которых расположены природные зоны.

Ледяные пустыни находятся в Арктике и Антарктике, на материках Евразия, Северная Америка и Антарктида. __________________ вся лежит в зоне ледяной пустыни.

Тундры находятся южнее ледяных пустынь, в Евразии и Северной Америке.

Задание №2  Климат.

Географическое положение в приполярных областях → нагрев земной поверхности слабый из-за того, что Солнце низко над горизонтом.C:\Users\Asus\Documents\климат.jpg

Часть года полярная ночь → снег и лед не тают.

Снега и льды отражают солнечный свет → образуется многолетняя мерзлота.

Вывод: Климат суровый, с низкими ______________________,

сильными ветрами, продолжительной зимой в полярную ночь, лето короткое и прохладное, снега и льды не тают даже коротким летом в условиях полярного дня.

Задание №3 Растительный и животный мир ледяных пустынь

В ледяных пустынях растут мхи и ______________________.  В океане - водоросли.

Из животных в ледяных пустынях на севере обитают белые медведи (север), моржи, тюлени, киты, пингвины (юг), крачки, поморники.

Почему больше животных на берегу океана? (работа с текстом на с.142, географический блокнот)

_________________________________________________________________________

Задание №4 Растительный и животный мир тундры

В тундрах помимо мхов и лишайников растут кустарнички – брусника, морошка, клюква, а также карликовая березка и полярная ива.

Главный обитатель тундры – северный олень. В тундре обитают голубые песцы, лемминги, полярные совы, полярные гуси.

Запишите 2 причины, по которым в тундре не растут высокие деревья (§56, стр. 143, геофокус)

_________________________________________________________________________

Люди. В Антарктиде нет постоянного населения. Коренные жители севера занимаются охотой, рыболовством оленеводством. Для жилищ используют укрытые оленьими шкурами хижины – чумы и яранги.

Сохраним природу! Добыча нефти и газа приводит к нарушению почв, загрязнению водоемов, пугает диких животных и птиц, строительство дорог и трубопроводов мешает стадам оленей перемещаться в тундре от пастбища к пастбищу – надо создавать заповедники, восстанавливать численность редких животных, очищать от разливов нефти воду и почву.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Запиши названия обитателей ледяных пустынь и тундры, занесенных в Красную книгу.

https://ecoportal.info/zhivotnye-tundry-v-krasnoj-knige-rossii/ 

http://arctictime.ru/today/fauna/krasnaya-kniga-arktiki/          ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

  1. Подпишите названия жилищ народов, живущих в арктической пустыне и тундре и раскрасьте рисунок.

__________________

_________________

  1. Найдите на указателе, расположенном на полярной станции Восток (Антарктида) название нашего города. В советское время Санкт-Петербург назывался Ленинградом. Обведите это название.

Какое расстояние от Петербурга от Антарктиды? А до Москвы? Запиши эти расстояния.

_____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арктические пустыни, полупустыни. тундры

модульный урок по теме природные зоны России Арктические пустыни, полупустыни и тундры....

Природные зоны России - арктическая пустыня и тундра.

Интегрированный урок с применением современных технологий....

Технологическая карта урока географии "Природа арктических пустынь, тундры и лесотундры"

Представлена технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Провероная работа Арктические пустыни и тундра 8 класс

Провероная работа  Арктические пустыни и тундра  8 класс...

Технологическая карта урока тема: «Города в пустыне ».

Технологическая карта  урока  ттема:«Города в пустыне »....

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...