Обобщение педагогического опыта
статья по географии

Бальбурова Марина Климентьевна

Обобщение педагогического опыта

учителя географии Бальбуровой Марины Климентьевны

МБОУ школа-интернат с. Некрасовка

на тему

«Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx550.84 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

учителя географии Бальбуровой Марины Климентьевны

МБОУ школа-интернат с. Некрасовка

на тему

«Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии».

Меня, как учителя географии, всегда интересовала проблема развития познавательной и творческой активности учащихся. Поэтому,  на протяжении последних пяти лет своей педагогической деятельности работаю над созданием условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремлюсь приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.

Для решения следующих педагогических задач:

1.        Усвоение базовых знаний по географии;

2.        Систематизация усвоенных знаний;

3.        Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом;

4.        Формирование навыков самоконтроля;

5.        Формирование мотивации к учению в целом и к географии в частности;

6.        Подготовка к государственной (итоговой) аттестации;

7.        Развитие творческих способностей учащихся;

8.        Формирование здоровьесберегающих умений и навыков учащихся;

я регулярно применяю в учебном процессе современные образовательные технологии развивающего обучения, развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие, с помощью которых делаю акцент на развитие мышления и психических процессов.

Так, на уроке географии в 10 классе по теме «Природные ресурсы мира» актуализацию опорных знаний провожу в игровой форме (викторина «Своя игра»). Повторение  знаний на этом уроке начинается небольшим рассказом «Значение и виды природных ресурсов, истощение природных ресурсов», в ходе которого применяется педагогический прием «Удивляй, увлекай, заинтересуй». Ставится проблемный вопрос: «Почему истощение природных ресурсов является проблемой?»  Для объяснения применен игровой метод «Мозговой штурм»: ребята анализируют карты атласа, например, «Нефтяная промышленность» и делают выводы (на сколько лет хватит нефти, по странам и в целом). На стадии закрепления изученного материала предлагаю игру-Викторину «Своя игра», в ходе которой ребята повторяют, обобщают, систематизируют полученные знания о мировых природных ресурсах.

Так, на уроке географии в 6 классе по теме «Что такое атмосфера и как она устроена» учащиеся участвуют в целеполагании, мотивируются на получение знаний в ходе урока (анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха, новизны, познавательная игра).

 «Ребята, послушайте, о какой оболочке идет речь в этом стихотворении?

Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет. Есть? А вроде бы и нет… (Об атмосфере).

По каким признакам вы определили, что идет речь об атмосфере? (Как одеяло, укрывает Землю, не видно ее, пропускает дождь и свет).

Сообразите! (Показываю фотографии поверхности Земли и других планет). Ребята, кто догадался, почему для нашего урока я выбрала именно эту фотографию? (На ней изображены планеты Солнечной системы, Землю мы узнали по наличию воздушной оболочки, На нашей планете есть жизнь, а на других – нет. У нашей планеты есть оболочки).

 «Мозговой штурм» (работа в парах). Над Антарктидой образовалась озоновая дыра. Необходимо срочно принять меры для спасения планеты. Предложите свое решение.

В итоге урока дети смогли ответить на проблемный вопрос: «Подумайте, что произойдет, если не будет азота или углекислого газа?» (Изменится состав атмосферы, а это опасно для жизни на нашей планете).

С первых уроков географии особое внимание уделяю работе с картами. Уроки понимания карты заставляют размышлять, побуждают к исследовательской деятельности, способствуют хорошему усвоению материала, тренируют географическую зоркость, страноведческую эрудицию.

Например, на уроке географии в 9 классе по теме «Сухопутный, водный и воздушный транспорт»  при знакомстве с морским видом транспорта предлагаю учащимся заполнить таблицу:

порт

специализация

грузооборот

примечание

                        

Работая с учебником и картами атласа, им необходимо:

Указать основные морские порты Северного Ледовитого океана, их специализацию и грузооборот.

Указать основные морские порты Тихого океана, их специализацию (Работа с учебником с. 74 рис.1.4.20)

Указать основные морские порты Атлантического океана, их специализацию. (Работа с учебником с. 73 рис.1.4.19)

Указать основные морские порты бассейна внутреннего стока. (презентация – использование ИКТ)

У подобного рода работы много плюсов и для учащихся, и для учителя, так как конкретные ее цели перерастают в результаты: продолжать учить анализировать тематические карты; научить получать из карты новую информацию; продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную; учиться оформлению работы в табличной форме.  

В основу данных уроков были положены технологии развивающего обучения: коммуникативная, проблемно – исследовательская.

Для активизации познавательной деятельности учащихся применяю технологию критического мышления через чтение и письмо. Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления обучающихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, так как данная технология уделяет особое внимание познавательным педагогическим целям.

Ценность уроков,  проведённых в данной технологии,  я вижу в том, что они позволяют учителю формировать общеучебные умения и навыки, необходимые учащимся и для освоения других школьных предметов, «учат учиться».

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Его формирую, используя синквейны.  Например, в 5 классе:

Назовите тему урока одним словом: одно слово - существительное

Глобус

Географическая карта

Масштаб

Назовите два прилагательных, которые ее характеризуют

Круглый, уменьшенный

Плоская, уменьшенная

Линейный, численный

Назовите три действия, которые можно при этом выполнять

Вращать, измерять, рассматривать

Изучать, измерять, находить

Измерять, уменьшать, изображать

Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

Глобус похож на Землю.

Уметь пользоваться географической картой.

Масштаб нужен всем картам.

Как одним словом можно обобщить тему урока – синоним – одно слово снова существительное

Модель

Изображение

Дробь

На уроках географии он не только помогает организовать диалог, но и позволяет отрабатывать навыки анализа текста, способствует индивидуализации обучения, обеспечивает речевое развитие учащихся. Этот вид работы нравится ученикам. Например, на уроке географии в 9 классе по теме «География и проблемы современного хозяйства Урала» на этапе рефлексии учащиеся составляют синквейн:

Урал

Славный, опорный

Добывает, перерабатывает, производит

Крупная металлургическая база страны

Защитник

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Применение приёмов технологии критического мышления, в данном случае – синквейнов, позволяет увидеть, как меняются мотивация и образовательный настрой учащихся, уровень их развития.

Также,  в УМК «Сферы» есть тетрадь-тренажёр, к сожалению, только для 5-6 классов: 5 класс-1 часть, 6 класс-2 часть, в которых есть задания, развивающие смысловое чтение «Работа с текстом». На уроке можно выполнить хотя бы 2-3 таких задания, некоторые – на дом.

Одна из форм рефлексии, применяемой в технологии критического мышления – «Рефлексивный экран». Использую ее в старших классах. Так, на уроке-семинаре в 10 классе по теме «Актуальные проблемы горнодобывающей промышленности» каждый ученик выбирает свое начало предложения и заканчивает фразу:

•        сегодня я узнал…

•        было интересно…

•        было трудно…

•        я выполнял задания…

•        я понял, что…

•        теперь я могу…

•        я почувствовал, что…

•        я приобрел…

•        я научился…

•        у меня получилось …

•        я смог…

•        я попробую…

•        меня удивило…

•        урок дал мне для жизни…

•        мне захотелось…

Развитие творческих способностей учащихся является главным аспектом в образовании. Предлагаю школьникам выполнять творческие проекты. Ученики, работая над ними, активно оперируют приобретенными знаниями, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. В начале изучения раздела или темы сообщаю школьникам название творческого проекта, и они на протяжении всей темы работают над ним.

Считаю, что применение технологий развивающего обучения, развития критического мышления на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся.

Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей  жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Важную роль отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям

На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

Некоторые элементы уроков географии:

1) Урок в 5 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»

Выполняем двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:

Руки вниз – южная сторона горизонта;

Руки вверх – север; и т.д.

2) Уроки в 9-10 классах на тему «Население».

Провожу беседу о причинах низкой продолжительности жизни населения в нашей стране. Вырабатываем рекомендации  для улучшения демографической ситуации в России.

3) Урок в 9 классе на тему «Растениеводство».

Беседую с учащимися о правильном питании, о полноценных белках и витаминах:

- Какие овощи вы едите чаще других?

В чём их польза для вашего организма?

- Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться о своём зрении, особенно в компьютерный век?

- Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов?

Один из видов реализации здоровьесберегающих технологий на уроках географии - физкультминутки.  Одним из самых лучших моментов отдыха я считаю физкультминутку,  имеющую географическую направленность.

Физкультминутки в стихах подойдут для учащихся 6 классов. Некоторые из них связаны с темами “Части Мирового океана”, “Ветер”, “Атмосферные осадки».

Другой вид –тоже, по теме:

центральная часть земного шара (ядро-сели)

часть Земли, которая расположена между земной корой и ядром (мантия-присели слегка)

твёрдая и самая тонкая наружная оболочка Земли (з.к.-потянулись)

Если сравнить с яйцом, то скорлупа (з.к.-потянулись)

Если сравнить с яйцом-желток (ядро-сели)

Если сравнить с персиком-вкусная мякоть (мантия-присели)

Если сравнить с яблоком-сердцевина (ядро-сели).

Я считаю, что использование информационных технологий в учебном процессе при изучении географии позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Сеть Интернет в процессе обучения является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами. Имею  публикации на педагогических сайтах: Инфоурок, Мультиурок, Видеоуроки. Интернет несет функцию почты. Дает возможность участия в дистанционных олимпиадах по предмету. Постоянно участвуем в таких олимпиадах. Имеются дипломы, грамоты, сертификаты (Ссылка на мой мини-сайт: https://nsportal.ru/marina-klimentevna-balburova)

Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам. Я пользуюсь сайтами: «Инфоурок», «Про школу.ру», «Продленка.ру», «Электронный педагогический журнал», «Современный учительский портал». Для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ использую сайт Решу ВПР, Решу ОГЭ, ЕГЭ. Беру здесь задания по темам. Например, география 8 класс тема «Почвы»:

Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=301

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

 

А) гранит

Б) песок

В) известняк

Или: по теме «Климат»: Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия циклона?

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=11944

1) Ярославль

2) Орск

3) Ногинск

4) Лебедь                                

В моей методической копилке собрано много мультимедийных материалов по географии, по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. Их я нахожу в Интернете. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда я готовлю материал сама. Главными моими помощниками в поиске необходимой информации являются хранилище единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru) и сайт учителей «Я иду на урок географии» (http://geo.1september.ru/).

При изучении физической географии использую материалы сайта http://www.nat-geo.ru/, во время работы с которыми я и ученики путешествуем по заповедным местам мира, знакомимся с животными и растениями нашей планеты. Данные для составления заданий по теме «Погода» беру с сайта http://www.meteoweb.ru/.  Ребята с удовольствием изображают графически погоду дня,  ведут дневники наблюдения за погодой (тетрадь-практикум, готовая таблица, которую нужно заполнить).

На сайте http://photography.nationalgeographic.com/photography/  находятся коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от всемирно известного журнала National Geographic, которые помогают наглядно проиллюстрировать изучаемые объекты и явления.

Рекомендую ребятам сайт Русского географического общества http://www.rgo.ru/. Статьи по экономике и экологии, о природе России, использую и на уроках, и при подготовке к Всероссийской олимпиаде по географии. В рубрике «Олимпиада» размещены тренировочные задания, это помогает моим ученикам добиваться успехов в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах по предмету.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования. В последнее время активно использую образовательные платформы Учи.ру, Якласс, РЭШ и др. Например, на Учи.ру есть задания по земным оболочкам: Литосфера, Гидросфера, Атмосфера. Не все дети, но многие с удовольствием решают карточки по этим темам и участвуют в марафонах платформы. Например, в 2020-2021 учебном году я занимала 1 место по школе по итогам сентября, октября, декабря, января, апреля, мая. (сертификаты на сайте https://nsportal.ru/marina-klimentevna-balburova), есть почётная грамота «Активный учитель региона» сентябрь, 2019 г., есть ТОП-5 школы.

Применение методик обучения с использованием вышеперечисленных технологий позволило повысить мотивацию к изучению географии во всех обучаемых классах и добиваться хороших результатов по предмету.

Таким образом, данные технологии помогли мне решить педагогические задачи, и я в дальнейшем буду применять их на уроках географии и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...