Рабочая программа по предмету « География» 6 класс.
рабочая программа по географии (6 класс)

Семенов Дмитрий Алексеевич

Рабочая программа по предмету

« География»  6 класс

Учебник "География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций/ Г35{ А.И. Алексеев,  

В.В.Николина,Е.К.Липкина}.8изд.-М.:Просвещение,2019.-191 с.: ил.., карт.- (Полярная звезда).

 

Цели и задачи курса:

познакомить учащихся с основными понятиями и законо­мерностями науки географии;

продолжить формирование географической культуры лич­ности и обучение географическому языку;

продолжить формирование умений использования источ­ников географической информации, прежде всего карты;

формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гид­росфере, литосфере, биосфере;

продолжить формирование правильного пространственно­го представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

 

Программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. На освоение курса «География» в основной школе отводится 1 час в неделю за год 35 часов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_6_klass.docx48.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного  предмета

«География»

(наименование учебного предмета)

Базовый,  основное общее, VI  класс

(уровень  образования)

34  часа

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Семенов Дмитрий Алексеевич, учитель географии

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

  1. Паспорт Рабочей программы

Наименование пункта

Содержание пункта

Название программы

Рабочая программа по предмету « География»  6 класс

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название  учебника, год издания

Учебник "География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций/ Г35{ А.И. Алексеев,  

В.В.Николина,Е.К.Липкина}.8изд.-М.:Просвещение,2019.-191 с.: ил.., карт.- (Полярная звезда).

Реализует требований  ФГОС НОО/или

 ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для  6х классов

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (с изменениями в приказе Минобрнауки  РФ от 31.12.2015г. № 1577);

Общие цели  рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

Цели и задачи курса:

познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;

формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. На освоение курса «География» в основной школе отводится 1 час в неделю за год 35 часов

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

На изучение географии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Практических работ – 10

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении  реализуется Рабочая программа

Рабочая программа  по предмету реализуется за счет организации образовательного процесса в форме  урочной  деятельности, а также посредством разработки и проведения  интегрированных уроков. Урочная 34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 6 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по географии.

Личностными результатами являются:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
  • социальные компетенции, правосознание;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

.

Метапредметными результатами

освоения программы по географии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами

Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

  1. Содержание учебного предмета

Тема1. Гидросфера – водная оболочка Земли

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо¬действие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы: 

1.Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли.

2. Характеристика реки по плану.

3. Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озёр Земли.

Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

 Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы:

         1. Определение среднесуточной температуря воздуха

         2. Построение графика температур и розы ветров.

         3. Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.

Тема 3.  Биосфера  

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При¬способление живых организмов к среде обитания в разных природ-ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга, почва, плодородие, гумус, органическое и неорганическое вещество, бентос, планктон, нектон, расы.

Практические работы: 1.«Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».

Тема 4. Географическая оболочка Земли.

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природноантропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия  Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, ритмичность, зональность, природные зоны, высотная поясность, ландшафт, ЮНЕСКО.

Практические работы: 1.Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема урока

Дата

Виды контроля

план

факт

 Гидросфера – водная оболочка Земли 11 часов

1

Cостав и строение гидросферы

Фронтальный опрос

2

Мировой океан

Индивидуальный фронт. опрос

3

Мировой океан. Острова, полуострова, дно океана.

фронтальный опрос

4

Учимся с «Полярной звездой».

Практическая работа

5

Воды океана

Фронтальный опрос

6

Реки – артерии Земли.

Индивидуальный фронт. опрос

7

Реки – артерии Земли. Режим реки.

Практическая работа

8

 Озера и болота

Фронтальный опрос

9

Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли

Практическая работа

10

Подземные воды и ледники

Фронтальный опрос

11

 Гидросфера и человек

Групповая работа

12

 Контрольная работа по теме «Гидросфера»

Тестирование

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. 11часов.

13

 Состав и строение атмосферы

Индивидуальный фронт. опрос

14

Понятие о плане местности и топографической карте

Работа с планом местности, выборочный контроль

15

Тепло в атмосфере (1).

Фронтальный опрос

16

 Тепло в атмосфере (2).

Индивидуальный опрос

17

Атмосферное давление

Индивидуальный фронт. опрос

18

Ветер

Фронтальный опрос

19

Практическая работа№ 5 «Построение графика температур и розы ветров»

Практическая работа

20

Влага в атмосфере (1)

Групповая работа

21

Влага в атмосфере (2)

Фронтальный опрос

22

Атмосфера и человек

Сообщения учащихся

23

Контрольная работа по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Тестирование

Биосфера . 5 часов

24

Биосфера – живая оболочка Земли

Фронтальный опрос, работа с рис. учебника и таблицами.

25

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Работа над созданием схемы

26

Почвы

Индивидуальный фронт. опрос

27

 Биосфера и человек.

Сообщения учащихся

28

Обобщение по теме « Биосфера – живая оболочка Земли

Тестирование

Географическая оболочка Земли 6 часов

29

Географическая оболочка

Работа с таблицами, рис. учебника. Фронтальный опрос

30

Природные зоны

Групповая работа

31

Культурные ландшафты

Работа с приборами, индивидуальный опрос

32

Природное и культурное наследие

Работа с календарем погоды

33

 Урок-игра по теме «Биосфера живая оболочка Земли « и «Географическая оболочка»

Групповая работа

34

Взаимоотношение человека и природы.

35

Итоговая контрольная работа

Итоговое тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание рабочей программы по предмету географии для обучающихся 6 класса в рамках внедрения ФГОС"

Введение новых стандартов требует появления принципиально новых программ, учебников и учебных пособий. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является новое программно-методиче...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 7 класса базовый уровень,  Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...