Конспект "Географическое положение Антарктиды" 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Корниенко Марина Александровна

Тема: "Географическое положение и исследование Антарктиды" "Страна пурги... Какая она?"

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    • Ориентировать деятельность учащихся на изучение и закрепление: фактов – открытие Антарктиды, покорение Южного полюса; понятий – Антарктика, кромка плавучих льдов, айсберги; мировой полюс холода, Южный полюс;
    • способов действий – умение характеризовать ГП, работа с картой, определение географических координат, решение географических задач, работа на контурной карте;
  • Развивающие:
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников интеллектуальной культуры;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
  • формирование познавательного интереса к географии;
  • воспитание культуры учебного труда через работу с контурными картами, дополнительными источниками географической информации;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру.
  • Воспитательные:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_gp_antarktidy.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Корниенко Марина Александровна,

                                   учитель географии                                                                                

МАОУ   «Гимназия №1»

г. Бугуруслана

Название предмета: география        

Класс 7        

УМК (название учебника, автор, год издания):География. Материки и океаны: в 2ч. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.-2-е изд.-М.: «Русское слово- учебник», 2016

Уровень обучения: базовый        

Тема: "Географическое положение и исследование Антарктиды" "Страна пурги... Какая она?"

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
  • Ориентировать деятельность учащихся на изучение и закрепление: фактов – открытие Антарктиды, покорение Южного полюса; понятий – Антарктика, кромка плавучих льдов, айсберги; мировой полюс холода, Южный полюс;
  • способов действий – умение характеризовать ГП, работа с картой, определение географических координат, решение географических задач, работа на контурной карте;
  • Развивающие:
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников интеллектуальной культуры;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
  • Воспитательные:
  • формирование познавательного интереса к географии;
  • воспитание культуры учебного труда через работу с контурными картами, дополнительными источниками географической информации;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру.

Методы организации учебной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный с использованием ИКТ

Оборудование:

  • Физическая карта полушарий;
  • Физическая карта Антарктиды;
  • Портреты путешественников;
  • Атласы, контурные карты;
  • Компьютер, проектор;
  • Презентации к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в урок.
  3. Изучение нового материала:
  1. Поиски и открытие материка
  2. Характеристика географического положения
  3. Выполнение практической работы «Определение протяженности материка в градусах и километрах»
  4. Характеристика береговой линии. Практическая работа на контурных картах
  5. Рассказ о покорении Южного полюса.
  1. Диагностика усвоения нового материала. Тестирование.
  2. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
  3. Домашнее задание.
  4. Рефлексия

Эпиграф к уроку: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Альфред Теннисон (поэма «Уллис»,18 век)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. работа с классом

2. тема, цели и задачи урока.

II. Введение в урок (Актуализация опорных знаний)

«Страна пурги. Какая она?»

Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь к приключениям, других неутомимая жажда открытий, третьих неизвестность и очарование таинственностью.        
Отправимся сегодня в путешествие и мы с Вами. И предстоит нам попасть на материк, который часто называют таинственным, безмолвным, ледяным, загадочным, белым. Отправимся мы сегодня в Страну пурги.

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов».

Так писал об этом материке американский исследователь Ричард Бэрд. И как вы уже догадались – имя этому материку – Антарктида.

Сегодня на уроке мы узнаем:

  • Кто и когда открыл Антарктиду.
  • Рассмотрим особенности её географического положения,
  • Узнаем, какие отважные и смелые люди – полярники.

III. Изучение нового материала

Что мы знаем о природе Антарктиды? Сколько льда в Антарктиде? Что находится под мощным ледниковым покровом? Еще 35— 40 лет назад на эти вопросы нельзя было уверенно ответить.

Даются  вопросы для самостоятельного поиска ответов в устной форме (учащиеся быстро и в устной форме по учебнику, ориентируясь на стр. 210-211, находят ответы на заданные вопросы):

- Какова средняя высота материка? (2040 метров)

- Какая литосферная плита лежит в основании Антарктиды? (Антарктическая литосферная плита)

- Каков общий объем материкового льда? (26 млн. км3  - 87% Объема льда на Земле. Средняя мощность ледяного покрова  - 1830 м, а максимальная – 4776 м)

- Сколько раз в год можно наблюдать рассвет и закат Солнца над Южным полюсом? (1)

- Назовите систему холодных морских течений у берегов Антарктиды? (круговое течение Западных ветров)

-Назовите крайнюю точку материка? ( Антарктический полуостров 63 гр. Ю.ш – северная)

Общие сведения о материке

Оледенение Антарктиды началось 34 млн. лет назад. До того момента континент был свободным ото льда и покрыт растительностью, обитали разнообразные животные. Об этом свидетельствуют палеонтологические находки.

Затерта во льдах Антарктида,

Под шапкою спит материк

Здесь даже не скажет Фемида

Насколько он все же велик?

Площадь 14,4 млн. км² (V место), из них 1,6 млн. км² - шельфовые ледники. За счет толщи  льда - Антарктида самый высокий материк Земли, средняя высота 2300 м (данные сведения записать в тетрадь).

В Антарктиде нет постоянного населения, она не принадлежит ни одному государству. Люди приезжают сюда только для того, чтобы принять участие в ее изучении. Серьезное изучение Антарктиды началось в 50-е годы XX века. Благодаря сотрудничеству ученых открыты многие тайны Антарктиды. Первыми российскими станциями были «Мирный», «Пионерская», «Восток-1».

1959 год. Был подписан договор об Антарктиде, так в статье 1 договора зафиксировано обязательно использовать Антарктиду исключительно в мирных целях. Там запрещено строить военные базы, проводить военные маневры, испытывать любые виды оружия.

Статья 5, включенная по инициативе СССР, запрещающая проведению в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а также захоронение радиоактивных отходов.

Статья 11 провозглашает свободу научных исследований, что позволяет любой стране организовывать научные станции и вести научные наблюдения.

Сейчас наши русские альпинисты покоряют вершины гор Антарктиды. В 2003 году была покорена вершина, названная именем Чкалова (летчика), так как она имела вид крыла самолета.        
Изучение Антарктиды продолжается.

Почему Антарктида называется нейтральной территорией? Как называлась наша первая полярная экспедиция? Почему большинство полярных станций расположено на побережье? Что делают ученые в Антарктиде? Как называются научные станции, действующие в Антарктиде? Как ученые защищают себя от холода? Почему в Антарктиде нет постоянного населения?

Антарктида Географическое положение. Открытие и исследование.

Антарктида - материк на крайнем юге Земли, который был открыт последним. Антарктида - это материк, где: сходятся все меридианы; находится Южный полюс Земли; находится Южный геомагнитный полюс Земли; находится Полюс холода Земли; у побережья находится Южный магнитный полюс; самые сильные ветры на Земле.
Антарктика - всемирный природный заповедник. По договору от 1.12. 1959 года Антарктика не принадлежит ни одному государству. Используется только в мирных целях. Запрещена производственная деятельность и добыча полезных ископаемых.

С проведением в 1957-1958 гг. Международного геофизического года началось совместное комплексное изучение материка и обмен информацией между различными странами. 2007-2008 гг. – Международный Полярный Год

Сейчас в Антарктиде работают 42 постоянно действующие станции. В том числе 5 - российских. 69°23'ю.ш. 76°23'в.д. 66°33'ю.ш. 93°01'в.д., 78°27'ю.ш. 106°52' в.д.

Определение географического положения.

– Ребята, как называют Южную полярную область? (Антарктика)

– Она включает в себя Антарктиду и южные части океанов. Граница её – кромка плавучих льдов до 50°- 60° ю.ш.

– Как вы думаете, почему она так называется? (Лежащая против Арктики)

– Рассмотрим физическую карту Антарктиды. Географическая номенклатура (работа по карте):

1.        море Уэдделла, море Белинсгаузена, море Амундсена, море Росса

2.        равнина Шмидта, равнина Бэрда, гора Винсон, горы Вернадского, вулкан Эребус

3.        Южный полюс

Около 1/3 поверхности материка лежит ниже уровня океана. Однако в Антарктиде есть и горные цепи, и горные массивы. Именно в западной части по Антарктическому полуострову протянулись горы, которые тектонически являются продолжением Анд Южной Америки. Здесь находится самый высокий горный массив Антарктиды – 5140 м. Практически через весь материк протянулись Трансантарктические горы. Также в западной части Антарктиды лежит равнина Бэрда. На востоке Антарктиды протянулись горы Вернадского, здесь же расположена равнина Шмидта. В восточной части материка под сплошным ледовым покровом равнинные участки чередуются с горными цепями. Есть в Антарктиде и действующие вулканы. Найдите на карте в атласе море Росса. На одном из островов в этом море и находится действующий вулкан Эребус – свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе. Как вы видите, многие формы рельефа получили свое название в честь великих ученых и исследователей Антарктиды, увековечив их имена на карте.

- Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков.

- В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% всех пресных вод Земли и 90% объема всех природных льдов планеты.

(данные факты записываются в тетрадь)

— Что произойдет, если произойдет полное таяние ледников Антарктиды (ответы учащихся).

- По подсчетам ученых полное таяние Антарктического ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров!

                   В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы. В западном полушарии, в Тихоокеанском секторе материка, в период альпийской складчатости образовались горные системы — продолжение Анд Южной Америки — Антарктические Анды. Здесь расположена высшая точка — массив Винсон (5140 м). Глубочайшая впадина — 2555 м. На островах в море Росса есть действующий вулкан — Эребус — свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.

Климат

Почему же в Антарктиде так холодно? Давайте разберемся!

          На формирование климата любой территории оказывают влияние так называемые климатообразующие факторы. Вспомним, какие климатообразующие факторы влияют на климат материка? (географическое положение, подстилающая поверхность и воздушные течения)

           В пределах, какого климатического пояса лежит большая часть Антарктиды? (в пределах антарктического климатического пояса). Итак, первая причина – околополюсное положение Антарктиды. Какие потоки воздуха циркулируют над материком – восходящие или нисходящие? (нисходящие потоки воздуха). Если это нисходящие потоки, скажите, какая область давления расположена над Антарктидой – высокого или низкого? (область высокого давления). Итак, над материком циркулирует сухой, холодный и очень прозрачный воздух. Итак, вторая причина – отсутствие облачности. Ледяная, зеркальная поверхность Антарктиды отражает до 90% солнечных лучей, поступающих на материк в летнее время.

         Средние суточные температуры во внутренних районах материка даже летом не поднимается выше -30 ºС, а зимой бывает ниже -70 ºС. Именно в Антарктиде находится так называемый полюс холода Земли – на станции «Восток» отмечена самая низкая температура на планете - -89,3 ºС.

Но в Антарктиде не один, а 6 полюсов (в тетрадь):

1. Южный полюс Земли — географический, 90° ю.ш.;

2. Южный магнитный полюс Земли — 72°25’ ю. ш., 155°16’в.д. (плато Земли Адели в восточной части Антарктиды, на 16 января 1909 г.), 70° ю. ш. и 150° в. д. на 1950 г., в районе горного плато Земли Виктории, а к 1977 г. сместился с суши на воду, неподалеку от берега, близ французской станции Дюмон д’Юрвиль;

3. Южный геомагнитный полюс — 78°З6’ ю. ш., 109°54’ в. д. (середина ХХ столетия), район научной станции Восток;

4. Полюс относительной недоступности 82° ю.ш., 60° в.д., летом 1958г. здесь функционировала научная станция — Полюс Недоступности;

5. Полюс холода — станция Восток — 89,2° С в 1984 г.;

6. Полюс ветров — мыс Денисон на Земле Адели (скорость ветра здесь может достигать 70—80 м/сек, а в 1912—1913 гг. за 12 месяцев отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/сек и более).

Антарктиду называют “холодильником” Земли.

В пределах, каких природных зон находится Антарктида? (антарктическая пустыня)

          Совершенно верно, большая часть Антарктиды находится в пределах Антарктической пустыни. Это по большей части безжизненная, лишенная растительного и животного мира территория. Современные организмы Антарктиды представлены мхами, лишайниками, микроскопическими грибами и водорослями. Жизнь присутствует практически повсюду. Даже в районе полюса холода в снегу обнаружены бактерии.

         Типичные обитатели Антарктиды – пингвины. Самый распространенный вид – небольшой пингвин Адели. Особенно красивы императорские пингвины. Пингвины не умеют летать, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками. Летом на побережье гнездится около десятка видов птиц – чайки-поморники, альбатросы, бакланы. В океанических водах, богатых планктоном, водятся тюлени, синие киты, кашалоты, касатки, морской лев, морской слон.

IV. Закрепление полученных знаний.

Практическая работа 1

Определите протяжённость материка по 90°-90° меридиану и по меридиану 0°-180° в градусах и километрах, если 1° = 111 км.

Учащиеся выполняют работу в тетрадях, один ученик у доски.

Практическая работа 2

Обозначьте на контурной карте         
•        береговую линию

•        крайнюю точку и её координаты

•        океаны, омывающие материк

•        южный полюс

V. Итог урока

1. цели и задачи урока

2. оценки за работу на уроке

3. инструктаж д/з: § 38, вопросы

3. выводы

VI. Рефлексия

На заключительном этапе урока учащимся предлагается дать оценку своей работы на уроке

Ответь на вопросы («да», «нет»)

  • Было ли тебе интересно на уроке?
  • Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?
  • Смог ли ты применить ранее полученные знания?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 7 класса по теме "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Задачи урока: Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами. Развивать мыш...

Географическое положение России. Особенности физико –географического положения.

Урок по географии в 8 классе. Тема "Географическое положение России. Особеннгости физико-географического положения"....

Конспект урока "Африка. Географическое положение." 7 класс

Проект урока. Тема:         Африка. Географическое положение....

Урок "Африка. Географическое положение". 7 класс

На севере и северо-востоке Африка тесно связана с Евразией, которая оказывает большое влияние на природу материка. Гибралтарский пролив, отделяющий Африку от Евразии неширок и неглубок. От Аравии Афри...

Урок "Южная Америка.Географическое положение" 7 класс

Цель урока: определить географическое положение материка.Задачи: Образовательные:изучить географическое положение и береговую линию материка;сравнить особенности ГП материков Африки и Южной Амер...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...