Программа внеурочной деятельности "Сотый меридиан"
рабочая программа по географии

Программа внеурочной деятельности "Сотый меридиан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotyy_meridian.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТУЛУНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОКТЯБРЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 «Утверждена»

Приказ №        ______ от

«___» _________        2016 г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Сотый меридиан»

для учащихся 5-8классов  

 

Направление: «социальное»

Разработала:

Войтович Е. Ю.,

учитель географии

 

2016

  1. Планируемые результаты внеурочной деятельности.

1.1 Личностные  результаты:

- в рамках воспитания российской гражданской идентичности: уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

- формированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям туризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

1.2. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения практических задач с помощью средств ИКТ.

Познавательные УУД:

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

2. Содержание внеурочной деятельности.

Вводное занятие.

Тема 1. План местности. 

Теория. Ориентирование и способы ориентирования на местности.

Практика. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Составление простейшего плана местности.

Тема 2. Географическая карта.

Теория Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка.

Практика. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот.

Тема 3. Географическое положение Тулунского района.

Теория Географическое положение Тулунского района.

Практика. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.

Тема 4. Рельеф Тулунского района

Теория. Разнообразие форм рельефа. Главные формы рельефа. Среднесибирское плоскогорье. Восточный Саян. Иркутско-Черемховская равнина.

Практика. Описание форм рельефа по типовому плану. Определение влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего района.

Тема 5. Полезные ископаемые Тулунского района

Теория. Взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых. Бурый уголь, диабаз, ильменитовые пески, кварцевые пески, глины, редкоземельные металлы Тулунского района.

Практика. Определение по картам атласа особенностей размещения полезных ископаемых Тулунского района. Нанесение на контурную карту Тулунского района условными знаками месторождений полезных ископаемых: угля, песков, глины, каменной соли, торфа, проявлений свинца, титановой руды, редкоземельных металлов; знакомство с коллекцией горных пород и полезных ископаемых района, определение их значения для района.

Тема 6. Туристская экспедиция (урочище «Биштуй»)

Теория. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Туристская экспедиция в урочище «Биштуй». Исследовательско-познавательная работа на маршруте. Оформление отчёта и проекта на краеведческую конференцию.

Тема 7. Внутренние воды Тулунского района

Теория. Воды суши. Подземные воды. Наткинский источник минеральной воды. Река Ия и её притоки: Курзанка, Кирей, Илир, Барбитай и другие. Озёра Восточного Саяна: Ярменские озера. Пруды. Анганорское болото.

Практика. Выявление зависимости течения, режима рек от рельефа и климата на примере реки Ия.

Тема 8. Климат Тулунского района

Теория. Суточный ход температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Атмосферное давление. Преобладающее направление ветра и его зависимость от атмосферного давления. Распределение атмосферных осадков по сезонам года.

Практика. Определение средних температур воздуха за сутки, месяц. Прогнозирование изменения погоды. Сопоставление показателей, характеризующих климатические условия Тулунского района, с соответствующими показателями других районов.

Тема 9. Почвы Тулунского района

Теория. Земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья. Процесс почвообразования на примере почв своего района. Использование почв, их влияние на урожайность, меры по повышению плодородия и охране.

Практика. Описание почв района.

Тема 10. Растительность Тулунского района

Теория. Разнообразие растений Тулунского района. Значение растительности в  формировании облика ландшафта.

Практика. Изучение видового состава растений и картирование территории в районе посёлка Октябрьский – 2.

Тема 11. Животный мир

Теория. Разнообразие животных Тулунского района. Рыбная ловля и промыслово-охотничьи ресурсы.

Практика. Описание способов адаптации животных к среде обитания. Рыбная ловля.

Тема 12. Природные территориальные комплексы

Теория. Природные территориальные комплексы. Взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.

Практика.  Характеристика ПТК своей местности – лес, берег реки, овраг.

Тема 13. Охрана природы

Теория.  Изменение природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы. Особо охраняемые природные территории: Кирейский заказник.

Практика». Экологический рейд на берег реки Ия.

Тема 14. Страницы истории Тулунского района

Теория. История исследований Тулунского района на разных этапах.

Практика. Составление топонимического словаря Тулунского района

Тема 15. Поселения Тулунского района

Теория. История поселений района на разных этапах.

Практика. Сбор и анализ статистических данных о поселениях. Создание презентации о земляках, прославивших наш район.

Тема 16. Экскурсия в Тулунский краеведческий музей

Теория. Историческое картографирование. Этнограф Виноградов Г.С.

Практика. Посещение экспозиций «Историческое краеведение», «Природа», «Наш земляк – этнограф Виноградов Г.С.». Отчёт об экскурсии.

Тема 17. Промышленность

Теория. Месторождения бурого угля «Азейское», «Мугунское», «Тулунское». Магматические горные породы. Гранитоиды. Траппы. Угольная промышленность. Горнодобывающая промышленность. Пищевая промышленность.

Практика. Составление таблицы «Технико-экономические особенности угольного разреза».

    Тема 18. Агропромышленный комплекс

Теория. Зональная специализация сельского хозяйства. Станция агрохимической службы «Тулунская».

Практика.   Сбор и анализ статистических данных о фермерских хозяйствах района. Создание презентации.                   

Тема 19. Город Тулун.

Теория. Географическое положение города Тулуна. Транспорт. Производственная и непроизводственная сферы. Проблемы.

Практика.  Характеристика города по плану.

  Тема 20. Транспорт

Теория. Основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, электронный. Грузопотоки. Пассажиропотоки.

Практика. Нанесение на контурную карту основных транспортных направлений Тулунского района. Экскурсия на железнодорожный вокзал. Экскурсия на автостанцию города Тулуна.

Тема 21. Экономические связи и перспективы развития

Теория. Экономические связи района с другими районами Иркутской области, другими регионами РФ, а также с другими странами. Перспективы развития. 

Практика. Анализ экономических связей района и прогнозирование перспектив развития.

Итоговое занятие. Защита краеведческих проектов.

Тема 22.  «Земля Иркутская» 

         Теория. Особенности природных и физико-географических условий проживания народов на территории Восточной Сибири и Иркутской области. Коренные народы. Культура древних народов Прибайкалья. Региональные и мировые ценности. Освоение казаками, первое знакомство с Прибайкальем

Практика.  Выявление особенностей природных и физико-географических условий проживания народов на территории Восточной Сибири и Иркутской области.

  Тема 23. Коренные народы Прибайкалья

Теория. Буряты. Тофалары. Эвенки. Курыкане. Шаманизм. Традиционные праздники народов Прибайкалья.

Практика.  Сбор и анализ данных о народах. Создание презентации о традиционных праздниках народов Прибайкалья.

Тема 24. Иркутск – середина Земли. Иркутск – центр пересечения мировых религий.

Теория. Православие. Буддизм. Иудаизм. Мусульманство. Католицизм. Старообрядчество.

 Современный этнический состав Прибайкалья

Прибайкалье – многонациональная территория. Коренные народы Прибайкалья.

Практика. Сбор и анализ данных о коренных народах Прибайкалья.

Итоговое занятие. Защита краеведческих проектов.

Тема 25. Иркутские традиции в прошлом и настоящем.

Улицы, театр, культура. Исторические экскурсии в прошлое.

Теория. Иркутск музыкальный. Иркутск театральный. Иркутск художественный.

История развития иркутского театра. Театральные вечера в доме Волконского от XIXв. до сегодняшнего дня. Театры Иркутска: драматический театр, музыкальный театр, театр юного зрителя, театр народной драмы, и их историческое и культурное наследие и роль в современной жизни. Музыкальная культура Иркутска. Филармония. Губернаторский симфонический оркестр, камерный хор, органный зал. Крупные музыкальные традиционные мероприятия: «Звезды на Байкале», Пасхальный фестиваль, «Джаз на Байкале», «Дыхание Байкала» (оперный фестиваль), «Музыка без границ», «Вселенная звука» (Фестиваль органной музыки), Рок-фестиваль на Байкале.

Традиционные и современные праздники Иркутска. Национальные праздники Иркутска

Иркутская область в годы Великой Отечественной войны. Подвиги жителей Иркутской области на полях сражений. Трудовой подвиг иркутян.

        

Тема 26. Города Иркутской области.

Теория. Типы поселений (городские, сельские). Урбанизация, ее региональные особенности. Плотность населения. Зоны расселения: северная и южная.

Практика. Проведение социологического исследования. Отражение результатов в виде столбчатой диаграммы.

Тема 27. Хозяйство Иркутской области.

        Теория. Главная отрасль народного хозяйства-промышленность. Ее отраслевая структура. Характеристика главных отраслей: электроэнергетики, топливной, цветной металлургии, лесной,  деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроения, горнодобывающей промышленности. Факторы размещения и география предприятий данных отраслей. Проблемы и перспективы развития промышленности.        Сельское хозяйство. Развитие растениеводства и животноводства. Сельскохозяйственные районы их специализация. Обеспеченность сельскохозяйственной продукцией населения области.

Транспорт. Виды транспорта, получившие развитие в области. Густота транспортной сети. Структура перевозки грузов, пассажиров, грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта. Характеристика видов транспорта. Транспортные магистрали. Виды перевозимых грузов.

Практика. Нанесение на контурную карту ГЭС области. Смена сельскохозяйственной специализации с севера на юг и с запада на восток.

Тема 28. Достопримечательности родного края

Теория. Памятники природы родного края, памятники архитектуры родного края, народные промыслы родного края, водоемы родного края, заповедники родного края, полезные ископаемые родного края, ветераны войны и  труда родного края и т. д.

Практика. Подготовка и защита  презентации.

Форма организации деятельности детей на занятии: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Формы проведения занятий:  круглый стол,  семинар, беседа, эвристическая  лекция, викторина  «мозговой штурм», встреча  с  интересными людьми, наблюдение, обсуждение, поход, защита проектов, практическое занятие, экскурсия, конкурс, консультация, конференция.  

3. Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

 Теория  

Практика

1

Вводное занятие  

1

1

0

2

Тема 1. Тема 1. План местности.

5

2

3

3

Тема 2. Географическая карта.

5

2

3

4

Тема 3. Географическое положение Тулунского района.

4

2

2

5

Тема 4. Рельеф Тулунского района

7

3

4

6

Тема 5. Полезные ископаемые Тулунского района

5

        3

2

7

Тема 6. Туристская экспедиция (урочище «Биштуй»)

5

1

4

6

Итоговое занятие

2

итого

34

14

20

6 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

 Теория  

Практика

1

Тема 7. Внутренние воды Тулунского района

7

4

3

2

Тема 8. Климат Тулунского района

8

5

3

3

Тема 9. Почвы Тулунского района

3

2

1

4

Тема 10. Растительность Тулунского района

3

2

1

5

Тема 11.Животный мир

3

2

1

6

Тема 12. Природные территориальные комплексы

3

2

1

7

Тема 13. Охрана природы

3

2

1

8

Итоговое занятие

4

1

3

итого

34

20

14

7 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

  Теория  

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Тема 14. Страницы истории Тулунского района

11

       8

3

3

Тема 15. Поселения Тулунского района         

                7

4

3

4

Тема 16. Экскурсия в Тулунский краеведческий музей

5

2

3

5

Тема 17. Промышленность Тулунского района

5

3

2

6

Тема 18. Агропромышленный комплекс

7

4

3

7

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

38

        23

15

8 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

 Теория  

Практика

1

Вводные занятия

2

2

Тема 19. Город Тулун

3

1

2

3

Тема 20. Транспорт

2

2

0

4

Тема 21. Экономические связи и перспективы развития

1

1

1

5

Тема 22. «Земля Иркутская»

4

2

2

6

Тема 23 Коренные народы Прибайкалья

9

6

3

7

Тема 24. Иркутск – середина Земли.

9

6

3

Итоговое занятие

3

1

2

итого

34

19

13

9 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

 Теория  

Практика

1

Вводные занятия

2

2

Тема 25. Иркутские традиции в прошлом и настоящем.

8

6

2

3

Тема 26. Города Иркутской области.

7

4

3

4

Тема 27. Хозяйство Иркутской области.

5

2

3

5

Тема 28 Достопримечательности родного края

9

4

5

Итоговое занятие

2

1

1

итого

33

17

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...