Урок "Животный мир Нижегородской области"
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Матюшина Ирина Сергеевна

Урок географического краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zhivotnyy_mir_no.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Матюшина Ирина Сергеевна

Район

Г.Дзержинск

Место работы

МБОУ СШ № 13

Должность

Учитель географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Географическое краеведение

Класс

6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторская программа «Географическое краеведение Нижегородской  области»

Авторы: Кнутова Н.В., Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б., Беляева Т.К. 2009 г

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок «Животный мир Нижегородской области»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность и систематизировать знания и умения по теме «Животный мир Нижегородской области». Развить  творческую  деятельность учащихся.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся ознакомятся с животными Нижегородской области, средой их обитания, научатся раскрывать значение животных в природе и в жизни человека, приводить примеры отрицательного  воздействия  человека на животных, раскрывать причины создания Красной книги.

Обучающиеся получат возможность: выявлять причины  проблемы сокращения численности животных, в результате человеческой деятельности, приводить примеры последствий сокращения численности животных, предлагать возможные пути решения проблем.

 

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся строят монологические высказывания; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия,  дополняют ответы.

Обучающиеся получат возможность участвовать в коллективном обсуждении; давать аргументированный ответ; осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что осознают ценность умения вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию;  сформируют потребность в самовыражении и самореализации, представление о значимости жизни и здоровья

Обучающиеся получат возможность для понимания разных мнений и подходов к решению проблем.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Имеют опыт работы с источниками географической информации, картами атласа, текстом учебника, сетью Интерент.

Знают  основные группы животных, знают некоторых  животных, обитающих на территории Нижегородской области. Могут определять животных по внешнему виду, определять среду его обитания. Могут раскрывать значение  животных в природе и в жизни человека. Могут оценивать  отрицательные последствия человеческой деятельности для  животных.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Заполнение маршрутного листа

Умение работать в группе, вести диалог.

     Заполнение таблицы, составление памятки

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник  Географическое краеведение Нижегородской области (стр.39-44)

Что должен знать и уметь юный защитник природы» И..Велек , Красная книга нижегородской области.

-

-

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.


Сценарий  проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учащихся. Орг. момент        

Приветствие учителя.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Животный мир нашей планеты богат и разнообразен. Животные населяют все среды жизни, о них написано много стихов, сказок, рассказов. Вот один из них:

Американские индейцы очень любили мясо одной удивительной птицы - странствующего голубя. Крупные колонии голубей существовали в лиственных лесах из дуба, бука, клена. Ветви деревьев буквально сгибались под тяжестью гнезд. Голуби сбивались в огромные стаи по 2, 5 миллиона птиц. Переселенцам из Европы тоже пришлось по вкусу мясо  странствующих голубей. Однако часто этих птиц стреляли ради развлечения. Выбирали птенцов из гнезд и даже подрубали деревья, чтобы избавить себя от труда лазать по деревьям. К 1870 году многочисленные колонии этих птиц были полностью уничтожены.

Знаете ли вы примеры подобной ситуации?

Слушают рассказ, отвечают на вопрос.

Приводят примеры.

1.3. Создание проблемной ситуации

Задает вопросы:

  1. Как вы думаете, к чему может привести такое отношение человека к животным?
  2. Что делает человек в настоящее время для сохранения животного мира?

Отвечают на вопрос.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Настраивает учащихся на игру по станциям «В мире животных». Делит класс на команды, озвучивает названия станций, раздает маршрутные листы.

Выбирают капитана команды, слушают правила игры, изучают маршрут.

Станция «Угадайка»

Станция «Живая остановка»

Станция « Познавательная»

Станция «Книжная»

Станция «Спасательная»

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Учитель проверяет опережающее задание к уроку  для каждой команды  (паспорта животных, объектов охотничьего промысла, обитателей водоемов, животных, занесенных в красную книгу)

1. Станция «Угадайка»

(Соотносят картинки с изображением животных области со средой их обитания, с принадлежностью к группе)

2.Станция «Живая остановка» (рассказывают доклады про животных Нижегородской области, демонстрируют свои работы). Учащиеся заполняют маршрутный лист.

3.Станция «Книжная» (отвечают на вопросы, отгадывают загадки)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Контролирует деятельность учащихся.

4.Станция «Познавательная». 

Учащиеся смотрят видеоролик  о влиянии человека на природу, о Керженском заповеднике и заполняют таблицу.

Влияние человека на животных

Положительное влияние

Отрицательное влияние

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

6.Станция «Спасательная»

Пишут письмо людям  от имени животного с просьбой сохранить их, не разорять места обитания животных, не загрязнять их, спасти редкие и исчезающие виды.

3.Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Предлагает оценить эмоциональное состояние учащихся на уроке.

 

Выбирают картинку, отражающую эмоциональное состояние на уроке.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Отметки в маршрутном листе.

Д.З. написать правила содержания  домашнего питомца.

Игра «В мире животных »

1. станция «Угадайка»

Задание:

1. Соотноси  картинки с изображением животных области со средой их обитания, с принадлежностью к группе. Разложи картинки с изображением животных в кармашки:

1.Млекопитаюшие

А) грызуны

Б) парнокопытные

В) зайцеобразные

Г) насекомоядные

2.Птицы:

А) гнездящиеся

Б) оседлые

3.Рыбы:

А)озерные

Б) речные

В) озерно- речные

2. станция «Живая остановка»

Задание:

1.Рассказать о животном, обитающем на территории Нижегородской  области. Задание опережающее, ученики готовят паспорта  животных, описывает внешний вид, размеры тела, среда обитания, питание, размножение, значение.

3. станция «Книжная»

1. Ответить на вопросы и отгадать загадки:

1.Когда была создана первая Красная книга России? (1963)

2. В каком году был составлен новейший список Красной книги Нижегородской области?(2013)

 Полевая птица

 На меже гнездится,

Ноги крепки, ходки,

 На щеках — бородки. (Дрофа)

Ровесник динозавров,

 Живёт помногу лет,

И костными пластинками,

 Покрыт с рожденья весь! (Осетр)

Птица медленно плывет,

Словно белый теплоход.

 Горделива и красива,

Терпелива и пуглива. (Лебедь – кликун)

Отгадать животное, занесенное  в Красную Книгу Нижегородской области  по описанию:

  1. Зверек относится к разряду млекопитающих семейства кротовых и к отряду насекомоядных. В дикой природе существует два вида выхухолей: русская; пиренейская. В народе зверька также называют водяным кротом, поскольку животное обладает способностью прекрасно плавать и нырять, прорывать длинные тоннели-норы в земле ( Выхухоль)
  2. Основываясь на том, как называют эту птицу, можно сделать вывод, что имя своё он получил в результате того, что питается преимущественно мертвечиной,  однако это не так. В начале XIX в. в России его называли просто орлом. Но после того, как началось активное изучение степей Приаралья и Казахстана, где эту птицу часто видели сидящей на вершине курганов, которые, как известно, представляют собой места древних захоронений, к наименованию добавилось еще одно слово. (Орел – могильник)
  3. Эта птица является видом-двойником обыкновенной кукушки. И действительно, по внешнему виду она чрезвычайно похожа на обыкновенную кукушку, но хорошо отличается голосом, а местах совместного обитания и биотопическими предпочтениями. По внешними признакам их различать трудно, коллекционные экземпляры с полной уверенностью может распознать лишь опытный орнитолог. Крик самца можно передать скорее как глуховатое, низкое «уу-ту-ту уу-ту уу-ту, (Кукушка глухая)
  4. Из списка выбрать исчезнувших на территории Нижегородской  области животных: северный олень, белуга, белорыбица, бородатая сова, русский осетр.

4.станция «Познавательная»

1.Посмотреть видеоролик о влиянии человека на природу, о Керженском заповеднике  и заполнить таблицу:

Влияние человека на животных

Положительное влияние

Отрицательное влияние

5.станция «Спасательная»

Выполнить творческое задание:

От имени животного написать письмо к людям с просьбой сохранить их, не разорять места обитания животных, не загрязнять их, спасти редкие и исчезающие виды.

Маршрутный лист

  1. Станция «Угадайка»

Группы животных нижегородской области

Млекопитающие

Птицы

Рыбы

  1. Станция «Живая остановка»

Животные Нижегородской области

Животное

Описание

  1. Станция «Книжная»

Ответы:

  1. Станция «Познавательная»

Влияние человека на животных

Положительное влияние

Отрицательное влияние

  1. Станция «Спасательная»

Дорогой друг….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика лозоплетения в говорах Вадского района Нижегородской области: словообразование.

В данной статье рассматривается лексика древнего ремесла лозоплетения, функционирующая в говорах Вадского района Нижегородской области....

Лексика валяльного дела в говорах Вадского района Нижегородской области: фрагмент системных отношений.

В статье даётся описание лексики валяльного дела Вадского района Нижегородской области, которая является фрагментом языковой картины мира. В ней рассмотрены мотивировочные признаки и отношения единиц....

презентация "Животный мир Нижегородской области"

презентация содержит слайды с картинками животных, обитающих на территории Нижегородской области, картой природных зон области к уроку географического краеведения...

Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"

Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...

Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.

Содержит вопросы  и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...