Рабочая программа по географии для 5 класса (ФГОС)
рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС)

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А. И., И. В. Душина. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

  Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы обучающихся. Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно-следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

  Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 5 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Малиновский. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир». Рабочая программа по географии для 5 класса (35 часов, 1 час в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

2.Цели и задачи курса

  Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

 - актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

 - развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

 - научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

 - научить устанавливать связи в системе географических знаний.

3.Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).

В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.

4.Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Обучающиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и по​мощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся не​эффективны по причине плохой подготовки учащегося.

5.Планируемые результаты обучения.

знать/понимать

​ ·основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

​ ·географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; уметь

​ ·выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

​ ·находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

​ ·приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

​ ·составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

​ ·определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

​ ·применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

​ ·ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

​ ·учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

​ ·наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

​ ·проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

6.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

7.Содержание учебного предмета

1.​ Развитие географических знаний о Земле (5 часов)

География как наука. История географии. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева. Составление рассказа об одном из путешественников (по выбору учащегося). Источники географической информации (ГИС)

Практические работы:

1.​ Выделение на контурной карте маршрутов путешествий

2. Планета Земля ( 4часа)

Земля – планета Солнечной системы. Формы, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

3. План и карта ( 11 часов)

План местности. Масштаб. Виды масштаба. Ориентирование па плану местности. Азимут. Полярная съемка местности. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности. Градусная сеть на глобусе и картахГеографические координаты. Определение расстояний, направлений и географических координат по карте. Построение карт. Картографические проекции.

Практические работы:

1.​ Ориентирование на местности

2.​ Составление плана местности

3.​ Определение географических координат

4. Человек на Земле ( 4часов)

Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Современная численность население мира. Миграции. Показатель плотности население, ее изменение со временем. Карта плотности населения. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу. Мировые и национальные религии. Городское и сельское население.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту стран мира

5. Литосфера- верхняя оболочка Земли ( 11часов)

Внутреннее строение Земли. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы, горячие источники, гейзеры. Горные породы и минералы. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Горы суши. Равнины суши. Различие гор и равнин по высоте. Выветривание. Описание рельефа территории по карте.

Практические работы:

1.​ Описание горных пород

2.​ Описание формы рельефа

 

Тематическое планирование.

Название раздела /темы/

Часы

Практические работы.

Развитие географических знаний о Земле.

Введение.

2

 

Как люди открывали Землю.

3

Практическая работа №1«Выделение на контурной карте маршрутов путешествий»

Планета Земля.

4

 

 План и карта.

11

Практическая работа №2«Ориентирование на местности»

Практическаяработа№3«Составление плана местности»

Практическая работа №4«Определение географических координат»

 Человек на Земле.

4

Практическая работа №5«Нанесение на контурную карту стран мира»

Литосфера

10

Практическая работа№6«Описание горных пород»

Практическая работа№7«Описание формы рельефа»

 

Всего

34

 
   

 

Поурочное планирование 5А класс. 

№  

 

Тема урока

Дата по плану

 

Дата по факту

Развитие географических знаний о Земле-2 часа

1

Введение в географию-1 час

06.09

 

 

2

Что изучает география-1 час.

 

 

3

 

4

  5

Как люди открывали Землю-1 часа

 

 

Как люди открывали Землю – 1 час

География сегодня – 1 час

13.09

 

20.09

27.09

 

 

6

Мы во Вселенной -1 час

04.10

 

7

Планета Земля- 1 час

11.10

 

 

 

8

Движение Земли-1 час

18.10

 

9

Солнечный свет на Земле-1 час

08.11

 

План и карта – 11 часов

10

План и карта-1 час

15.11

 

11

Условные знаки – 1 час

22.11

 

12

Масштаб-1 час

29.11

 

13

Земная поверхность на плане и карте-1 час

06.12

 

 

14

Земная поверхность на плане и карте-1 час

13.12

 

15

Ориентирование на местности – 1 час

20.12

 

16

Географическая карта-1 час

 

 

17

Градусная сеть. Параллели. Экватор -1 час

 

 

 

18

Географическая широта – 1 час

.

 

19

Географическая долгота – 1 час

 

 

20

Географические координаты-1 час

 

 

21

Как люди заселяли Землю – 1 час

 

 

22

Расы и народы-1 час

 

 

23

Страны мира-1 час.

 

 

24

Россия на карте мира-1 час

 

 

      Литосфера-11 часов

 

25

Строение земного шара – 1 час

.

 

 

 

26

Земная кора – верхняя часть литосферы – 1 час

 

 

 

27

Горные породы, минералы -1 час

.

 

28

Практ. работа «Описание горных пород»-1 час

 

 

29

Движение земной коры – 1 час

 

 

30

Движение земной коры – 1 час

 

 

 

31

Рельеф Земли – 1 час

 

 

 

32

Равнины – 1 час

 

 

 

33

Горы-1 час

 

 

 

34

Практическая работа «Описание формы рельефа»-1 час

 

 

 

 

Поурочное планирование 5Б класс. 

№  

 

Тема урока

Дата по плану

 

Дата по факту

Развитие географических знаний о Земле-2 часа

1

Введение в географию-1 час

06.09

 

 

2

Что изучает география-1 час.

 

 

3

 

4

  5

Как люди открывали Землю-1 часа

 

Как люди открывали Землю – 1 час

География сегодня – 1 час

13.09

 

20.09

27.09

 

 

6

Мы во Вселенной -1 час

04.10

 

7

Планета Земля- 1 час

11.10

 

 

 

8

Движение Земли-1 час

18.10

 

9

Солнечный свет на Земле-1 час

08.11

 

План и карта – 11 часов

10

План и карта-1 час

15.11

 

11

Условные знаки – 1 час

22.11

 

12

Масштаб-1 час

29.11

 

13

Земная поверхность на плане и карте-1 час

06.12

 

 

14

Земная поверхность на плане и карте-1 час

13.12

 

15

Ориентирование на местности – 1 час

20.12

 

16

Географическая карта-1 час

 

 

17

Градусная сеть. Параллели. Экватор -1 час

 

 

 

18

Географическая широта – 1 час

.

 

19

Географическая долгота – 1 час

 

 

20

Географические координаты-1 час

 

 

21

Как люди заселяли Землю – 1 час

 

 

22

Расы и народы-1 час

 

 

23

Страны мира-1 час.

 

 

24

Россия на карте мира-1 час

 

 

      Литосфера-11 часов

 

25

Строение земного шара – 1 час

.

 

 

 

26

Земная кора – верхняя часть литосферы – 1 час

 

 

 

27

Горные породы, минералы -1 час

.

 

28

Практ. работа «Описание горных пород»-1 час

 

 

29

Движение земной коры – 1 час

 

 

30

Движение земной коры – 1 час

 

 

 

31

Рельеф Земли – 1 час

 

 

 

32

Равнины – 1 час

 

 

 

33

Горы-1 час

 

 

 

34

Практическая работа «Описание формы рельефа»-1 час

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.​ Алексеев А.И., Душина И.В. География. Начальный курс .учеб. для 5 кл. – М.: Просвещение, 2012г.

2.​ Долгорукова С.В. Елисеева Л.И. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 класс. М.: Глобус 2008-244с.

3.​ Зубанова С.Г, Щербакова Ю.В. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. М.: Глобус 2007-173с.

4.​ Касаткина Н.А. География .Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. М.: Дрофа 2007-127с.

5.​ Климанов В.В, Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 класс. Справочное пособие. М.: Дрофа 199-160с.

6.​ Морозова Л.Г. Занимательные материалы по географии 6 класс. Волгоград: НТД Корифей 205-128с.

7.​ Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. М.: ВАКО 2008.

8.​ Новоженин И.В. География. Тесты. 6 класс. М.: ВЛАДОС 2001-144с.

9.​ Пятунин В.Б Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа 2000-192с.

10.​ Стадник А.Г. География 6-10 класс. Уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции. Волгоград: Учитель 2010-280с.

11.​ Чичерина. О.В. Тематический контроль по географии 6 класс. М.: Интеллект-Центр 2007-120с.

12.​ Чичерина. О.В. Тесты по географии к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. М.: Экзамен 2007-94

13.​ Щигель Д.С. Естествознание. Я познаю мир. Дет. энцикл. // М., Астерль, 2002.

14.​ Яковлева. Н.В., Моргунова А.Б. География 6-11 класс. Уроки учительского мастерства. Волгоград: Учитель 209-150с.

15.​ География: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа 1999-560с.

16.​ Атлас. География начальный курс 6класс. Издательство «Дрофа», М., 2006г

19. Мультимедийная программа: Уроки географии Кирилла и Мефодия 6класс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС)

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А. И., И. В. Душина. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

  Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы обучающихся. Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно-следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

  Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 5 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Малиновский. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир». Рабочая программа по географии для 5 класса (35 часов, 1 час в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

2.Цели и задачи курса

  Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

 - актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

 - развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

 - научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

 - научить устанавливать связи в системе географических знаний.

3.Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).

В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.

4.Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Обучающиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и по​мощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся не​эффективны по причине плохой подготовки учащегося.

5.Планируемые результаты обучения.

знать/понимать

​ ∙основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

​ ∙географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; уметь

​ ∙выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

​ ∙находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

​ ∙приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

​ ∙составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

​ ∙определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

​ ∙применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

​ ∙ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

​ ∙учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

​ ∙наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

​ ∙проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

6.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

7.Содержание учебного предмета

1.​ Развитие географических знаний о Земле (5 часов)

География как наука. История географии. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева. Составление рассказа об одном из путешественников (по выбору учащегося). Источники географической информации (ГИС)

Практические работы:

1.​ Выделение на контурной карте маршрутов путешествий

2. Планета Земля ( 4часа)

Земля – планета Солнечной системы. Формы, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

3. План и карта ( 11 часов)

План местности. Масштаб. Виды масштаба. Ориентирование па плану местности. Азимут. Полярная съемка местности. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности. Градусная сеть на глобусе и картахГеографические координаты. Определение расстояний, направлений и географических координат по карте. Построение карт. Картографические проекции.

Практические работы:

1.​ Ориентирование на местности

2.​ Составление плана местности

3.​ Определение географических координат

4. Человек на Земле ( 4часов)

Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Современная численность население мира. Миграции. Показатель плотности население, ее изменение со временем. Карта плотности населения. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу. Мировые и национальные религии. Городское и сельское население.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту стран мира

5. Литосфера- верхняя оболочка Земли ( 11часов)

Внутреннее строение Земли. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы, горячие источники, гейзеры. Горные породы и минералы. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Горы суши. Равнины суши. Различие гор и равнин по высоте. Выветривание. Описание рельефа территории по карте.

Практические работы:

1.​ Описание горных пород

2.​ Описание формы рельефа

Тематическое планирование.

Название раздела /темы/

Часы

Практические работы.

Развитие географических знаний о Земле.

Введение.

2

Как люди открывали Землю.

3

Практическая работа №1«Выделение на контурной карте маршрутов путешествий»

Планета Земля.

4

 План и карта.

11

Практическая работа №2«Ориентирование на местности»

Практическаяработа№3«Составление плана местности»

Практическая работа №4«Определение географических координат»

 Человек на Земле.

4

Практическая работа №5«Нанесение на контурную карту стран мира»

Литосфера

10

Практическая работа№6«Описание горных пород»

Практическая работа№7«Описание формы рельефа»

Всего

34

Поурочное планирование 5А класс.  

№  

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Развитие географических знаний о Земле-2 часа

1

Введение в географию-1 час

06.09

2

Что изучает география-1 час.

3

4

  5

Как люди открывали Землю-1 часа

Как люди открывали Землю – 1 час

География сегодня – 1 час

13.09

20.09

27.09

6

Мы во Вселенной -1 час

04.10

7

Планета Земля- 1 час

11.10

8

Движение Земли-1 час

18.10

9

Солнечный свет на Земле-1 час

08.11

План и карта – 11 часов

10

План и карта-1 час

15.11

11

Условные знаки – 1 час

22.11

12

Масштаб-1 час

29.11

13

Земная поверхность на плане и карте-1 час

06.12

14

Земная поверхность на плане и карте-1 час

13.12

15

Ориентирование на местности – 1 час

20.12

16

Географическая карта-1 час

17

Градусная сеть. Параллели. Экватор -1 час

18

Географическая широта – 1 час

.

19

Географическая долгота – 1 час

20

Географические координаты-1 час

21

Как люди заселяли Землю – 1 час

22

Расы и народы-1 час

23

Страны мира-1 час.

24

Россия на карте мира-1 час

      Литосфера-11 часов

25

Строение земного шара – 1 час

.

26

Земная кора – верхняя часть литосферы – 1 час

27

Горные породы, минералы -1 час

.

28

Практ. работа «Описание горных пород»-1 час

29

Движение земной коры – 1 час

30

Движение земной коры – 1 час

31

Рельеф Земли – 1 час

32

Равнины – 1 час

33

Горы-1 час

34

Практическая работа «Описание формы рельефа»-1 час

Поурочное планирование 5Б класс.  

№  

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Развитие географических знаний о Земле-2 часа

1

Введение в географию-1 час

06.09

2

Что изучает география-1 час.

3

4

  5

Как люди открывали Землю-1 часа

Как люди открывали Землю – 1 час

География сегодня – 1 час

13.09

20.09

27.09

6

Мы во Вселенной -1 час

04.10

7

Планета Земля- 1 час

11.10

8

Движение Земли-1 час

18.10

9

Солнечный свет на Земле-1 час

08.11

План и карта – 11 часов

10

План и карта-1 час

15.11

11

Условные знаки – 1 час

22.11

12

Масштаб-1 час

29.11

13

Земная поверхность на плане и карте-1 час

06.12

14

Земная поверхность на плане и карте-1 час

13.12

15

Ориентирование на местности – 1 час

20.12

16

Географическая карта-1 час

17

Градусная сеть. Параллели. Экватор -1 час

18

Географическая широта – 1 час

.

19

Географическая долгота – 1 час

20

Географические координаты-1 час

21

Как люди заселяли Землю – 1 час

22

Расы и народы-1 час

23

Страны мира-1 час.

24

Россия на карте мира-1 час

      Литосфера-11 часов

25

Строение земного шара – 1 час

.

26

Земная кора – верхняя часть литосферы – 1 час

27

Горные породы, минералы -1 час

.

28

Практ. работа «Описание горных пород»-1 час

29

Движение земной коры – 1 час

30

Движение земной коры – 1 час

31

Рельеф Земли – 1 час

32

Равнины – 1 час

33

Горы-1 час

34

Практическая работа «Описание формы рельефа»-1 час

Список используемой литературы:

1.​ Алексеев А.И., Душина И.В. География. Начальный курс .учеб. для 5 кл. – М.: Просвещение, 2012г.

2.​ Долгорукова С.В. Елисеева Л.И. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 класс. М.: Глобус 2008-244с.

3.​ Зубанова С.Г, Щербакова Ю.В. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. М.: Глобус 2007-173с.

4.​ Касаткина Н.А. География .Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. М.: Дрофа 2007-127с.

5.​ Климанов В.В, Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 класс. Справочное пособие. М.: Дрофа 199-160с.

6.​ Морозова Л.Г. Занимательные материалы по географии 6 класс. Волгоград: НТД Корифей 205-128с.

7.​ Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. М.: ВАКО 2008.

8.​ Новоженин И.В. География. Тесты. 6 класс. М.: ВЛАДОС 2001-144с.

9.​ Пятунин В.Б Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа 2000-192с.

10.​ Стадник А.Г. География 6-10 класс. Уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции. Волгоград: Учитель 2010-280с.

11.​ Чичерина. О.В. Тематический контроль по географии 6 класс. М.: Интеллект-Центр 2007-120с.

12.​ Чичерина. О.В. Тесты по географии к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. М.: Экзамен 2007-94

13.​ Щигель Д.С. Естествознание. Я познаю мир. Дет. энцикл. // М., Астерль, 2002.

14.​ Яковлева. Н.В., Моргунова А.Б. География 6-11 класс. Уроки учительского мастерства. Волгоград: Учитель 209-150с.

15.​ География: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа 1999-560с.

16.​ Атлас. География начальный курс 6класс. Издательство «Дрофа», М., 2006г

19. Мультимедийная программа: Уроки географии Кирилла и Мефодия 6класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...

рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

рабочая программа по географии 5 класс...

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А.И., И.В. Ду...

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС...

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС...

Рабочая программа по географии. 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 7 класс. ФГОС...