Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Антоненко Ольга Леонидовна

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии 5 класс

на 2014-2015 учебный год

Количество часов 35     уровень базовый

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии составлена на основе:

  • фундаментального ядра содержания общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
  • примерной рабочей  программы основного общего образования по географии  В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.Липкина для предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кл., М.»Просвещение»,2011.
  • Летягин А.А., Душина И.В.,Пятунин В.В., Бахчиева А.В. География. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2007.

Общая характеристика курса географии

География – предмет, содержание которого трудно переоценить, он охватывает во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

Комплексного представления об окружающей среде как среде обитания человечества;

Целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной цепочки природно-общественных территориальных систем;

Умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план,карта). А также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими. Демократическими принципами как основными ценностями географии.

Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.

Целями изучения дисциплины являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира,

- формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;

- формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды;

- подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;

- знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;

- развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».

Основные задачи:

формирование географической картины мира и общей культуры;

формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

осознание единства природы и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам;

формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.

Формирование опыта ориентирования в  географическом пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей. Интересов, проектов.

Результаты освоения курса:

В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонентов общего образования:

социально-личностной компонент;

подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;

формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному» — индустриальному, историческому, культурологическому пространству;

выработка у учащихся геоэкологических оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач;

формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека;

развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира. Осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;

понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;

знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного, географического мышления и экологически грамотного поведения — важных элементов общей культуры человека;

формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности. Освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах;

общекулътурный компонент:

формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем; умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для цели личной безопасности и общества, для информирования населения об экологических проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании.

Метапредметный компонент:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности; формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезы и обосновывать их, давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания; формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности  в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение извлекать информацию из различных источников, пользоваться справочной литературой; умение работать в группе, организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни.

Предметный компонент:

Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения характеристик компонентов географической среды; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания.

Место курса географии в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю).

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Содержание программы 5-6 классов нацелено на формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план или карта – выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о последствиях вращения Земли вокруг оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ГЕОГРАФИЯ.  5—6 КЛАССЫ

5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 4 ч — резервное время)

Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (4 ч)

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (5 ч)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

приводить примеры географических следствий движения Земли;

определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Раздел II.Развитие географических знаний о земной поверхности (8 часов)

ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

читать план местности и карту;

производить простейшую съемку местности;

работать с компасом, картой;

классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)

ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

ТЕМА б. ГИДРОСФЕРА (3 ч)

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3 ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем

мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2 ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;

называть и показывать по карте основные географические объекты;

обозначать на контурной карте географические объекты;

называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

описывать погоду своей местности;

вести простейшие наблюдения элементов погоды;

вести полевой дневник.

Резерв времени 5 часов.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

составлять описания объектов;

составлять простой и сложный план;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

оценивать работу одноклассников;

выявлять причинно-следственные связи;

анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; целостным мировоззрением; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

  Ресурсное обеспечение рабочей программы.

Литература:

  1. А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»

 География  5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.

  1. В.В. Николина « Мой – тренажер»  5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.
  2. В.В. Николина География Поурочные разработки    5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.
  1. Программное обеспечение: 

      1.Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения, Москва Просвещение, 2011г.

2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина , А.И. Алексеев, Е.К. Липкина

« География» 5 – 9 классы  Москва « Просвещение» 2011г

Рабочее календарно-тематическое планирование

география. Землеведение. 5 класс

учебник – А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. «Просвещение» 2014 год

за год – 35 часов (1 час в неделю, 6 часов резервного времени)

Тема урока

Содержание урока

Виды деятельности ученика

Дата проведения

Формы и средства контроля

Практическая часть программы

д/з

ТЕМА 1.

1. Представления об устройстве мира.

Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили шарообразность Земли, ее вращение вокруг Солнца.

Работа с источниками информации: таблицами, схемами учебника, моделью «Солнечная система». Видеофильм

беседа

Сравнение и характеристика рисунков учебника

тетрадь

2. Звезды и галактики.

Что такое звезда? Какие бывают звезды? Созвездия, галактики.

 Работа по презентации, просмотр фотографий галактик, работа с учебником.

Устный опрос

Зарисовки основных созвездий в тетрадь

тетрадь

3. Солнечная система.

Группы планет, что такое астероиды? Стоит ли бояться комет? Как возникла Земля? Как человек использует Солнечную систему?

Сравнительная характеристика планет по презентации. Приводить доказательства, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Объяснять смену времен года и ее последствия для землян.

Устный опрос

Работа с моделью «Орбитальное вращение Земли»

тетрадь

4. Земля – планета Солнечной системы.

Луна – спутник Земли.

Почему происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года? Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе  меняется? Как Луна влияет на Землю?

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг оси. Объяснять смену времен года на основе вращения Земли.

Просмотр видеофильма, доклады учащихся о Луне. Работа с учебником. Оценка влияния Луны на явления в океане, ее роль в жизни всего живого на Земле.

Устный опрос

Ведение записей в тетради

Работа с моделью Солнечной системы, теллурием.

тетрадь

 ТЕМА 2.

5. Облик земного шара.

6.Практическая работа.

Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Части океанов.

Выявлять различия между глобусом, картами и планом местности, работа с текстом учебника.

Уметь ориентироваться в карте мира, наносить географические объекты на контурную карту.

тест

Опрос контурной карты

Сравнение глобуса, карты полушарий, физической карты России. Работа с учебником

Работа с картами атласа и контурной картой

5

Повтор.

7. Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли.

Как менялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Глобус.

Выявлять изменения географических представлений у людей о форме Земли в древности и в эпоху географических открытий, рассказ о путешествии Магеллана, его значении.

Определение направлений на глобусе.

2, 3

8. Градусная сеть. Параллели и меридианы.

Зачем на карте нанесена градусная сеть? Какую форму имеют параллели и меридианы?

Показывать на карте и глобусе параллели и меридианы, экватор, тропики, полярные круги.

Работа в парах

Определять направления на глобусе и карте.

13

9. Урок-практикум. Глобус и карта -источники географической информации.

Что изображено на глобусе, на карте?

Работа с глобусом, картами мира, полушарий, России.

Практическая работа

Вычисление направлений на различных источниках географической информации.

к/к

ТЕМА 3.

10. Способы изображения земной поверхности.

Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности? Условные знаки

Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты, определять стороны света на плане, карте. Знакомство с аэрофотоснимками, космическими снимками.

Топографический диктант

Чтение карты, топографического плана с помощью условных знаков, определение сторон горизонта.

9, 10, 11

11. История географической карты.

Географическая карта, ее отличия от плана, свойства карты. Легенда, виды условных знаков. Классификации карт.

Сравнивать планы местности и географические карты, способы изображения, систематизировать карты по охвату территории, по содержанию.

тест

Работа с разными видами карт.

12

ТЕМА 4.

12.Географические открытия древних.

Открытия средневековья.

Развитие представления человека о мире, путешествия древних. Аристотель, Птолемей, Эратосфен, их представления о мире.

Формирование умений: выявлять новые понятия, термины и выражения, объяснять их значения своими словами, называть способы изучения Земли в прошлом, изучать маршруты древних путешественников по картам.

Нанесение маршрутов путешествий древних на карту.

2

13. Великие географические открытия.

Почему наступила эпоха Великих путешествий, как был открыт путь в Индию, открытие Америки, кругосветное путешествие.

Объяснять причины и значение путешествий Колумба, Васко да Гамы, Магеллана. Определять вклад величайших путешественников в развитие представлений о мире.

Работа по карте

Работа с контурной картой, нанесение маршрутов экспедиций.

3

14. В поисках южной земли.

Как была открыта Австралия? Открытие Антарктиды, Южного Полюса, северных полярных широт.

Определять вклад европейцев в освоение южных широт. Значение экспедиции Д.Кука, заслуга русской антарктической экспедиции, героизм советских полярников.

Устный опрос

Работа с контурной картой: маршруты экспедиций Джеймса Кука. Беллинсгаузена и Лазарева. Дрейф «СП-1».

3

15. Исследования океана и внутренних частей материков.

Современные исследования.

Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Изучение глубин мирового океана.

Рассказывать о русских землепроходцах – исследователях Сибири и Дальнего Востока: Ермак, Москвитин, Дежнев. Показывать и объяснять значение экспедиций в Южную Америку, Африку.

Устный опрос

Работа с контурной картой: показывать маршруты русских землепроходцев.

4

16. Урок-практикум. Путешествия на географической карте.

Работа с литературными произведениями, энциклопедиями – источниками географической информации.

Игра.

Уметь работать с источниками географической информации, выбирать и классифицировать информацию. Уметь наносить маршруты путешествий на карту

Практическая работа

Работа с контурной картой

к/к

ТЕМА 5.

17. Внутреннее строение Земли.

Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Выявлять особенности внутренних оболочек планеты. Устанавливать по карте границы литосферных плит, характеризовать внутреннее строение литосферных плит.

Работа с картой строения земной коры.

20

18. Горные породы и их значение для человека.

Как образуются горные породы, их виды, что происходит с породами на поверхности Земли?

Классифицировать горные породы, описывать по плану горные породы и минералы, сравнивать свойства горных пород, объяснять их значение для людей.

Устный опрос

Работа с коллекциями горных пород и минералов.

21

19. Рельеф и его значение для человека.

Как образуется рельеф? Значение для людей.

Определять по картам количественные и качественные характеристики. Описание по картам различных форм рельефа

Устный опрос

Работа по картам атласа.

27

20. Основные формы рельефа Земли.

Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Формы рельефа суши и океана.

Уметь находить на картах основные формы рельефа суши и дна океанов, определять их местоположение на материке и в океане.

Опрос карты

Работа с контурной картой, нанесение основных форм рельефа суши.

24, 25

ТЕМА 6.

21. Мировой круговорот воды.

Почему на Земле выпадают осадки. Силы, движущие круговорот.

Формирование новых понятий и терминов, знать состав гидросферы, части, соотношение частей оболочки.

Составить рассказ

Работа с текстом учебника.

28

22. Мировой океан и его части.

Понятие океана и его составных частей.

Определять по карте положение океанов, их частей, давать характеристику, определять глубины.

Нанесение на контурную карту частей мирового океана. Характеристика по плану.

29, 30

23. Гидросфера – кровеносная система Земли.

Какую роль в природе и жизни человека играют пресные воды? Виды вод суши.

Уметь называть виды вод суши, показывать и характеризовать их географическое положение на материке.

Опрос по карте

Работа с картами атласа. Нанесение на контурную карту основных рек и озер.

33, 34

ТЕМА 7.

24. Атмосфера Земли и ее значение для человека.

Чем мы дышим? Как меняются свойства воздуха с высотой? Состав атмосферы.

Выявлять состав атмосферы, характеризовать слои атмосферы. Выявлять значение для человека.

38

25. Погода.

Что такое погода? Почему она разная? Что такое метеорология?

Формировать новые понятия и термины, называть характеристики погоды. Их характеризовать.

Работа в парах

Работа с дневниками наблюдений погоды.

45

26. Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

С помощью каких приборов следят за изменениями погоды.

Ознакомление с простейшими метеорологическими приборами и приемами работы с ними.

Практическая работа

Работа с портативной метеорологической станцией.

46

ТЕМА 8.

27. Биосфера – живая оболочка Земли.

Когда и как на планете Земля возникла жизнь?

Формирование умений: работать с новыми понятиями и терминами, приводить примеры взаимосвязи живых организмов в природе.

48

28.Понятие «биосфера».

Что такое биосфера?

50

29. Воздействие человека на природу.

Что человек берет из природы, почему опасно загрязнение природы? Почему надо охранять природу?

Формирование умений: работать с понятиями и терминами, приводить примеры загрязнения окружающей среды человеком, объяснять необходимость охраны природы.

51

Резерв времени - 6 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...