Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Антоненко Ольга Леонидовна

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6_klass.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии 6 класс

на 2014-2015 учебный год

Количество часов – 35 уровень базовый

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень);  
  •    Программы общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2008 г, Москва, Просвещение)

Общая характеристика курса географии

География – предмет, содержание которого трудно переоценить, он охватывает во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

Комплексного представления об окружающей среде как среде обитания человечества;

Целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной цепочки природно-общественных территориальных систем;

Умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план,карта). А также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими. Демократическими принципами как основными ценностями географии.

Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.

Целями изучения дисциплины являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира,

- формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;

- формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды;

- подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;

- знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;

- развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».

Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

        знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  2. значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  2. результаты и значение великих географических открытий;
  3. географические следствия вращения Земли вокруг оси, Солнца;
  4. состав, строение оболочек Земли;
  5. изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
  6. географическую номенклатуру.

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  2. показывать по физической карте мира, РФ, глобусу, обозначать и подписывать географические объекты;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, развития представлений человека о Земле, крупнейших по площади и населению стран мира, крупнейших географических объектов на Земле, в РФ, источники загрязнения атмосферы;
  2. составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи, краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления, простые схемы природных комплексов и их взаимосвязи, описание природных комплексов по плану, по картам;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания,  
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

оценивать

роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;

универсальное значение природы.

Основные формы контроля:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ГЕОГРАФИЯ.  5—6 КЛАССЫ

6 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 4 ч — резервное время)

Раздел 1. На какой земле мы живем (2 ч)

Значение географически знаний в современной жизни. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Великие географические открытия. Современные географические исследования. Источники географической информации. ГИС.

Практикум.1. анализ источников географической информации.

Раздел 2. Земля как планета. (2 ч)

Земля – одна из планет солнечной системы. Солнце – источник тепла и жизни на Земле. Форма и размер Земли. Движение Земли вокруг оси. Смена дня и ночи. Сезоны года. Полюсы, экватор, тропик и полярные круги. Распределение тепла и света на Земле.

Практикум 1. Обозначение на карте материков и океанов. 2. составление схемы «Тепловые пояса».

Раздел 3. План и карта. (5 ч)

Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования. Определение азимута. План местности. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной поверхности, горизонтали,  абсолютная высота. Съемка местности.

Глобус. Географическая карта. Способы изображения на древних картах.

Свойства карты. Масштаб. Градусная сетка. Географические координаты. Определение направлений и расстояний.

Практикум 1. Ориентирование на местности. Азимуты. 2. Топографический диктант. 3. Определение координат.

Раздел 4. Человек на Земле. (2 ч)

Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Расы и народы. Государства.

Практикум 1. Нахождение крупнейших государств на карте мира.

Раздел 5. Литосфера (6 ч).

Литосфера – каменная оболочка Земли.  Строение литосферы. Горные породы и минералы. Движения земной коры. Литосферные плиты. Землетрясения и вулканизм. Гейзеры. Рельеф Земли. Основные формы. Горы и равнины. Горы, и классификации. Выветривание.

Практикум 1. Изучение горных пород. 2 Обозначение крупнейших форм рельефа, районов землетрясений и вулканизма. 3. Описание по карте гор и равнин.

Раздел 6. Гидросфера (5 ч).

Гидросфера – водная оболочка Земли. Состав и строение гидросферы.  Части гидросферы: мировой океан, ледники, воды суши. Подземные воды. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Свойства вод океана. Движение вод в океане.

Воды суши. Река, ее части .питание и режим. Характер течения. Крупнейшие реки мира.

Озера. Их виды. Классификация озер. Водохранилища.

Подземные воды. Ледники.

Практикум 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на карте крупных рек и озер.

Раздел 7. Атмосфера (6 ч).

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы.

Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер. Виды ветров. Атмосферные осадки. Влажность воздуха. Облака, их виды.

Погода. Воздушные массы.

Климат и климатические факторы. Стихийные явления в атмосфере.

Практикум 1. Наблюдение за погодой. 2. Графики хода температуры воздуха. 3. Построение розы ветров.

Раздел 8. Биосфера (2 ч).

Биосфера. Состав биосферы. Границы биосферы.

Круговорот веществ в биосфере.

Почва, ее свойства. В.В.Докучаев – основоположник науки о почвах. Плодородие.

Разнообразие растений и животных, их распространение по Земле.

Практикум 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

Раздел 9. Географическая оболочка Земли (3 ч).

Понятие «географическая оболочка». Состав и строение. Понятие «природный комплекс». Свойства оболочки. Природные зоны земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт.

Практикум 1. Приспособленность людей к жизни в разных природных зонах.

Резерв времени 3 часа.

Рабочее календарно-тематическое планирование

география. Землеведение. 6 класс

учебник – А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. «Просвещение» 2014 год

за год – 35 часов (1 час в неделю, 6 часов резервного времени)

Тема урока

Содержание урока

Виды деятельности ученика

Дата проведения

Формы и средства контроля

Практическая часть программы

д/з

1.Что такое география? Методы науки.

Что собой представляет наука география? Какие методы и источники использует?

Работа с источниками информации: таблицами, энциклопедиями. Видеофильм

беседа

Работа с таблицами, учебником.

1

2.Как люди открывали землю?

География сегодня.

Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили шарообразность Земли, ее вращение вокруг Солнца

Работа с источниками информации: картами, энциклопедиями. Видеофильм

Проверка контурной карты. Устный опрос.

Работа с картами и контурными картами

2, 3

3. Земля как планета. Мы во Вселенной.

Земля – планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли.

Сравнительная характеристика планет . Приводить доказательства, что Земля – одна из планет Солнечной системы.

Работа с моделью Солнечной системы.

4

4. Солнечный свет на земле.

Почему происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг оси. Объяснять смену времен года на основе вращения Земли.

Ведение записей в тетради

Работа с моделью Солнечной системы, теллурием.

5

5. План и карта.

Ориентирование на местности. Азимут.

 Понятие «топографический план», «азимут», что значит ориентироваться на местности.

работа с текстом учебника, дать определение понятий, выявить способы ориентирования на местности и по плану, находить азимут по карте.

.

Работа с текстом учебника, топографическим планом, определение азимутов по плану местности.

8

6. Земная поверхность на плане и карте

Что изображено на глобусе, на карте? Способы изображения. Условные знаки.

Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты, определять стороны света на плане, карте. Знакомство с аэрофотоснимками, космическими снимками

Топографический диктант

Работа с топографическим планом, легендой карты

9, 10

7. Географическая карта. Масштаб.

Что изображено на географической карте, способы измерения расстояний. Масштаб карты, глобуса.

Уметь измерять расстояния на плане и карте с помощью масштаба.

Определять направления на глобусе и карте.

11, 12

8. Градусная сеть. Координаты.

Зачем на карте нанесена градусная сеть? Какую форму имеют параллели и меридианы?

Показывать на карте и глобусе параллели и меридианы, экватор, тропики, полярные круги. Определять «адрес» точки на карте.

Практическая работа

Вычисление географических координат на различных картах.

13

9. Практическая работа «Определение расстояний и координат»

Работа с разными по масштабу картами.

Определять географические координаты точки и вычислять расстояния, используя разный масштаб карты.

Практическая работа

Работа с картами.

Повтор.

10.Человек на Земле. Как люди открывали свою Землю.

Расселение людей по Земле, влияние природных условия и ресурсов на расселение.

Выявлять примеры приспособления людей к условиям в различных природных условий.

Работа с разными видами карт.

2, 3, 17

11. Расы и народы.

Расовый и этнический состав населения. Языки и религии мира.

Уметь находить на политической карте мира крупнейшие государства и их столицы. Определять ареалы основных рас, народов.

Работа с политической картой мира.

18

12.Литосфера. Земная кора.

Значение литосферы, строение, два типа земной коры. Литосферные плиты.

Давать определение литосферы, знать внутреннее строение и типы земной коры.

Работа с учебником, картой строения земной коры.

20

13. Горные породы и минералы.

Понятие «минерал», «горная порода». Классификация горных пород.

Классифицировать горные породы, описывать по плану горные породы и минералы, сравнивать свойства горных пород, объяснять их значение для людей.

Практическая работа

Работа с коллекциями горных пород и минералов.

21

14.Движения земной коры.

Движения земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и вулканизм. Горячие источники и гейзеры.

Определять по картам границы литосферных плит, районы сейсмической активности, знать причины землетрясений, строение вулкана.

Работа с картой строения земной коры, физической картой мира.

22, 23

15. Рельеф Земли. Горы.

Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Формы рельефа суши и океана.

Находить крупнейшие горные системы мира на карте, классифицировать горы по высоте, возрасту.

Практическая работа

Работа с картой мира, контурной картой, описание гор по плану.

25

16. Равнины суши.

Понятие «равнина», их классификация.

Различать равнины по размерам, высоте, характеру поверхности.

Практическая работа.

Работа с картой мира, контурной картой, описание равнин по плану.

24

17. Гидросфера. Состав и строение.

Почему на Земле выпадают осадки. Силы, движущие круговорот.

Формирование новых понятий и терминов, знать состав гидросферы, части, соотношение частей оболочки.

Работа с текстом учебника.

28

18. Мировой океан.

Понятие океана и его составных частей.

Определять по карте положение океанов, их частей, давать характеристику, определять глубины.

Нанесение на контурную карту частей мирового океана. Характеристика по плану.

29, 30

19. Воды океана.

Свойства вод Мирового океана, движение воды.

Знать закономерности изменения температуры, солености. Объяснять причины движения вод океана.

Работа с текстом учебника, нанесение на контурную карту основных течений океанов.

32

20. Реки – артерии Земли.

Какую роль в природе и жизни человека играют пресные воды? Виды вод суши. Части рек, классификация рек, значение для людей, крупнейшие реки мира.

Находить на карте основные части реки, различать по характеру, типу питания, роль рек в жизни людей.

Практическая работа

Характеристика реки по плану, нанесение на контурную карту крупнейших рек мира.

33, 34

21.Озера, подземные воды, ледники.

Виды озер, крупнейшие пресные и соленые водоемы мира, происхождение подземных вод, минеральные воды, ледники.

Уметь называть виды озерных котловин, типы подземных вод, объяснять происхождение ледников. Показывать и характеризовать их географическое положение на материке.

Практическая работа

Работа с картами атласа. Нанесение на контурную карту основных озер. Описание по плану.

35, 36

22. Атмосфера. Строение и состав. Тепло в атмосфере.

Чем мы дышим? Как меняются свойства воздуха с высотой? Состав атмосферы. Температура воздуха.

Выявлять состав атмосферы, характеризовать слои атмосферы. Выявлять значение для человека. Амплитуда колебаний (сутки, год). Различия температуры по Земле.

Работа с тексом учебника, картами атласа.

38, 39, 40

23. Давление и ветер.

Изменения атмосферного давления, причины образования ветра, виды ветров и воздушных масс.

Знать закономерности изменения давления, причины образования основных типов воздушных масс (бриза, муссона, западного переноса)

Работа с учебником, картами атласа.

41, 42

24. Влага в атмосфере.

Атмосферные осадки, их виды, условия образования, абсолютная и относительная влажность, гигрометр, осадкомер, облака.

Определять относительную влажность, классифицировать виды облаков и осадков.

Работа с текстом учебника.

43, 44

25. Погода и климат.

Что такое погода, климат? Климатообразующие факторы

Формировать новые понятия и термины, называть климатообразующие факторы, применять их к разным районам земного шара.

Практическая работа

Работа с портативной метеорологической станцией, климатической картой мира, России.

45, 46, 47

26. Биосфера – земная оболочка

Особенности биосферы, границы, закономерности, этапы взаимоотношений человека и биосферы.

Формирование умений: работать с новыми понятиями и терминами, приводить примеры взаимосвязи живых организмов в природе.

Работа с текстом учебника.

48, 50

27. Природные зоны и комплексы Земли.

Понятия «природный комплекс» и «природная зона», почва. Закон В.В.Докучаева.

Выявлять закономерности в природном комплексе, их различия в разных районах земного шара. Объяснять закон Докучаева.

Практическая работа

Наносить природные зоны на карту, характеризовать по плану, составлять схемы взаимодействия оболочек Земли.

51, 52

28. Культурные ландшафты.

Что человек берет из природы, почему опасно загрязнение природы? Почему надо охранять природу?

Формирование умений: работать с понятиями и терминами, приводить примеры загрязнения окружающей среды человеком, объяснять необходимость охраны природы.

Наносить на карту крупнейшие заповедники и природоохранные территории мира.

53

29. Итоговый урок по теме «Геосферы Земли»

Повторение курса

Контрольная работа

Повт.

Резерв времени - 6 часов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...