Преподавание "Географии России"
статья по географии (9 класс)

В статье рассматриваются отдельные аспекты преподавания предмета "География России" в современных условиях в общеобразовательных учреждениях Республики Крым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nekotorye_aspekty_prepodavaniya_kursa.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты преподавания учебной дисциплины «География

России» в современных условиях.

       Важным условием патриотического воспитания молодого поколения является формирование у школьников определенного уровня историко-географических знаний о своей стране - России. Таким образом ключевым в преподавании курса «География России» является актуализация межпредметных связей истории и географии.   Особенно это актуально в настоящее время, когда мы оказались в условиях непрерывной информационной войны. Большая часть наших учащихся проводят много времени в социальных сетях, где они получают недостоверную информацию о национальной политике Российской Федерации.  Для правильного понимания событий, происходящих в нашей стране, так и в мире необходимо разъяснять школьникам многие вопросы истории и географии России, начиная с истоков Русского государства.  Известно, что исторический метод является одним из методов географического познания и мы - учителя географии его применяем. Многие исторические аспекты при изучении регионов нашей страны сегодня необходимо уточнять, поэтому   одной из важнейших целей данного курса является формирование целостного представления о России, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре Отчизны, развитие географического мышления.                              

      Исходя из этого, главной целью данной статьи является анализ актуальных проблем преподавания географии в курсе «География России». Для достижения чего в ней рассматриваются вопросы общего и особенного в методике преподавания курса и внедрение в учебный процесс задач, которые ставит учебная программа по географии.

      Важное место в этой работе занимает формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство долга перед многонациональным народом нашей Родины.

          К примеру, при изучении темы «Поволжье. Освоение территории и население» можно использовать дополнительный материал по этногенезу данного региона с целью понимания учащимися этнической истории и географии Поволжья, которая представляет собой   взаимодействие природных и этнических процессов трех типов:

  1. Процесса адаптации каждого этноса в ландшафте.
  2. Этногенеза, образующего новый этнос.
  3.  Процесса этнических контактов – взаимодействия этносов между собой.

Все это важно для понимания национальных особенностей населения Поволжья.

        История заселения Прикаспия начинается с 557 года, когда в данный регион пришли хазары и тюрки.  Третьим   этносом, пришедшим на эту территорию были гунны, которые в V-VI веках трансформировались в угорские этносы. Можно дать темы для презентаций, докладов учащимся: «Народы Европы – потомки гуннов» (венгры), «Народы Крыма- потомки хазар»  

     Можно использовать для развития познавательного интереса учащихся работу Льва Гумилева «Тысячелетие вокруг Каспия», в которой он описывает быт кочевников и обращает внимание на то, что вся их жизнь определялась природными условиями территории проживания.  Автор пишет, что зимы были короткими и неснежными. Лошади и овцы, а впоследствии и верблюды имели возможность в течении круглого года находиться на подножном корме. Размер общины определяется количеством скота, который можно было напоить в течение дня из специально вырытого колодца. Глубина колодца 3-6 метров. На северной окраине степи лошади паслись в речных долинах и на полянах, что очень затрудняло охрану животных от волков.

       Можно обратить внимание учащихся на то, что на Прикаспийских степях проживали и аланы, но во II веке они покидали эти равнины, так как климат стал более сухим, площади разнотравно- злаковых степей стали уменьшаться и народу грозил голод.  С приходом в XIII веке татаро-монгол формируется татарский этнос.  Следующим народом, поселившимся на этих землях является русский народ, который сейчас является самым многочисленным в регионе.  

                               

         При изучении Центральной России после актуализации опорных знаний учащихся о роли Москвы как исторического ядра Русского государства можно добавить в объяснение учителя краткий обзор историко-архитектурного ансамбля Красной площади, который находится под охраной ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия и обязательно связать с историческим прошлым Москвы. А учащиеся могут к уроку подготовить презентацию. Рассказать о храме Василия Блаженного, о кремлевских башнях, о самой известной – Спасской башне, о Спасских воротах, через которые будущие цари России проходили перед коронацией. Необходимо рассказать учащимся о роли исторических деятелей К. Минина и Д. Пожарского, которые возглавили народное ополчение, изгнавшее польских интервентов из Москвы в 1612 году.  Этот день - 4 ноября в России отмечается как День народного единства и в этом году к этой дате установлен в Москве памятник князю Владимиру как защитнику и собирателю русских земель, крестителю Руси.  

     При изучении географического района «Северо-Запад» после актуализации опорных знаний учащихся о данном регионе, нужно остановиться на Великом Новгороде, как старейшем городе России, увязать исторические сведения с великими государственными деятелями страны. Рассказать о памятнике «Тысячелетию России», воздвигнутому в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания Российского государства. Пояснить учащимся, что многие правители Древней Руси пришли с этих земель. При рассмотрении географического положения Санкт-Петербурга необходимо остановиться на его месте в российской истории. Учащимся будет интересно узнать, что Санкт-Петербург первый город в России, который строился по архитектурным проектам как западно-европейский город и сам Петр I после посещения Лондона выразил желание увидеть привязку основных архитектурных ансамблей к Неве. Учащиеся должны выполнить презентацию по данной теме.                                                                                    

       При изучении географических районов Европейский Север и Урал, рассматривая зарождение промышленности, можно использовать материал о представителях торгово-промышленных династий Строгановых  и Демидовых, о основании солеваренного промысла в России. Учащимся будет интересно узнать о роли Строгановых в появлении новых городов, оборонительных крепостей, о снаряжении экспедиций Ермака в Сибирь, о том что Строгановы от государя за помощь в организации похода Ермака получили в 1582 году «большую и малую соль на Волге» и право беспошлинной торговли во всех городах.

       Таким образом, учитывая особенности переходного периода Крыма, в преподавании географии России необходимо усилить исторический аспект, учитывать социокультурный аспект, можно использовать картины известных русских живописцев, что позволит сформировать у учащихся целостный образ конкретного региона России.  

Литература

А.В. Пашкевич. Компетентностно-ориентированный урок. Волгоград. Изд. Учитель 2013г.

Лев Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия. АСТ.Москва 2002 г

С.М.Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. М. Правда 1989 г

Н.М.Крамзин. Предания веков. М. Правда 1988г

Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...