ТКУ урока по географии 6 класс Реки
план-конспект урока по географии (6 класс)

Захарова Наталия Владимировна

Материал содержить информацию урока Реки - артерии Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_-_arterii_zemli.docx278.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа с.Талица

Елецкого муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка

открытого урока географии

по теме: «Реки – артерии Земли»

6 класс

учитель географии

Захарова Наталья Владимировна

2021 год

Технологическая карта урока:

Класс: 6

Тема урока: Реки - артерии Земли

Тип урока: урок изучения нового материала, практикум

Цели:

  • сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках России;
  • расширить и углубить знания о водах суши – реках;
  • научить обучающихся находить и показывать реки на карте;
  • развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о реках (части, состав, виды);
  • формировать умения работать с картой;
  • формировать умения составлять описание географического объекта;
  • формировать навыки по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».

Развивающие:

  • развивать навыки работы с информационным материалом.
  • развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышления обучающихся;

Воспитательные:

  • воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
  • воспитывать бережное отношение к природе, Родине.

Планируемые результаты:

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России.

Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки и речные системы;

Описывать ГП реки по плану

Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Методы и формы обучения:

Наглядный, частично-поисковый, практический, индивидуальный, фронтальный, работа в парах, группах.

Образовательные ресурсы:

Учебник «География.5- 6 класс» А.И. Алексеев, В.В. Николина

Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал

Карта полушарий

Энциклопедии, справочники по географии

Необходимое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

  1. Организаци-онный момент

Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся:

– Здравствуйте! Скажем мы новому дню! 
– Здравствуйте, скажем мы нашим гостям! 

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем!

Все готовы – все готовы
Все в порядке – все в порядке
И учебники – и учебники
И тетрадки – и тетрадки
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать

На столе у каждого лежат цветные листочки с заданиями, которые вы будете выполнять по ходу нашего урока. На первом листочке – ваше «дерево успеха», за каждое выполненное задание, вы ставите себе один балл, если задание не смогли сделать 0 баллов (приложение 5)

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

  1. Актуализация знаний

Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.

- Какую оболочку Земли мы изучаем?

- Что она в себя включает?

Выполним задание № 1. (розовый) Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к водам суши (приложение 1).

Проверим задание. Ребята вы согласны, оцените ответ. Правильно выполнили задание 1 балл.

Обучающиеся дают ответ «Гидросфера»

Воды Мирового океанаhttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/05/28/k_5b0c3fd53a70b/471353_1.png

Гидросфера

Воды суши


https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/05/28/k_5b0c3fd53a70b/471353_2.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/05/28/k_5b0c3fd53a70b/471353_3.png

Вода в атмосфере


Обучающиеся выделяют воды суши: болото, подземные воды, озеро, ручей, водопад, родник, водохранилище, река. Объяснение ответа.

Воды Мирового океана: море, залив, океан

Устные ответы

Индивидуальная работа, самооценка

  1. Определение темы, цели урока

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных вами объектов.

О каком, вам поможет определить загадка:

  1. Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.
  2. Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит
  3. Между гор, между дол
    Бежит белый конь.
  4. В нее льется, из нее льется,
    Сама по земле плетется

-Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение

(СЛАЙД 1)

Обучающиеся дают ответ на загадку - река

Обучающиеся называют тему урока «Реки» и записывают в тетрадь

Устные ответы

4.Целеполагание и мотивация

Сегодня мы разберем один из водных объектов суши – это реки.

- Вы все были на побережье реки, вспомните, что представляет собой река?

- Что вы знаете о реках?

А что бы вы хотели еще узнать о реках?

-Какие цели мы перед собой поставим?

Итак, сегодня мы должны узнать:

- что такое река, ее части;

- что такое речная система;

- чем питаются реки;

- зачем реки нужны человеку.

Высказывают свои предположения и точку зрения.

Индивидуальная и фронтальная работа, устные ответы.

5.Изучение нового материала

Физминутка для глаз

«Путешествие по карте».

Физкультминутка

6. Закрепление изученного. Практикум

7. Итоги урока. Рефлексия

Домашнее задание

Знакомство с рекой мы начнем с посещения картинной галереи великих русских художников. (Слайд – шоу).(2,3,4)

Читает стихотворение:

Речка, синяя вода!

Ты скажи, бежишь куда?

И зачем ты так спешишь,

Плещешь пеною, шумишь?

Отвечала нам река:

- Я бегу издалека,

Я спешу, я тороплюсь,

В океан большой вольюсь,

Растворюсь там в глубине,

На просторе вольно мне!

Потому так и желанна

Бесконечность океана.

– Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?
–Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки 
(показ фрагментов картин.А.М Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).
–Васнецов  Аполлинарий Михайлович, Исаак Ильич Левитан, Николай Владимирович Ремизов... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…»

Чуден Днепр при тихой погоде,
когда вольно и плавно, сквозь горы, леса,
гордо он мчит свои полные воды,
вылитый, будто весь с серебра.

–Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты.

Творческое задание: чтение учащимися стихотворений о реках.

А.Твардовский «За далью даль»

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала –
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздила шар земной.

Н.А.Некрасов «На Волге»

О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов…
«…О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…»

(М.Ю.Лермонтов)

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь
,
Морю Каспию журчит:

Какие главные отличительные признаки у реки?

По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)

«поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло»

Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река?( СЛАЙД 5,6)

И расставим карточки по порядку.

Работа с кластером.

( Река –  естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом руслом).

Работа с картами атласа

Откроем атласы и найдем физическую карту полушарий на стр.14.

- Посмотрите, как река обозначена на карте. Почему именно так?

-Приведите каждый примеры рек, назовите их.

Реки покрывают земной шар голубой паутиной. На земле почти 20 миллионов рек, 53 из них имеют длину более 1000 км. Они играют в жизни человека большую роль. По их берегам возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов.

Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое началоодна река вытекает из озера, другая из родника, третья начинается в горах, четвертая слиянием двух рек.

Определите, какая река берёт начало в точке с координатами 57 с.ш. 33 в.д. ?

- Как называется начало реки?(СЛАЙД 7)

Исток – это место, где река берет начало. Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

Важно! Исток не может находиться в море или океане.

- Как называется место, куда впадает река?

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку.

(СЛАЙД 8)

Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2.

Откройте физическую карту Российской федерации на стр.20.Ознакомьтесь с заданием: вам нужно найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с этим заданием. (Приложение 2).( зеленый)

Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара.

Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание, оцените работу.

Справились с заданием № 2 без ошибок, ставим 1 балл.


Прежде чем выполнять следующие задание, поработаем устно с понятиями.

У Географчика к вам несколько вопросов:

- Как называется расстояние от истока до устья?

- Расстояние от истока до устья называется длиной реки.

Значит, реки бывают длинными и короткими.

Работаем с физической картой Российской Федерации стр. 20

- Приведите примеры длинных рек.

- Приведите примеры коротких рек.

Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и левыми.

- Как определить, где правый приток, а где левый?

- Обратимся к карте:

определим притоки (правый, левый) рек:

Лена (притоки Алдан, Вилюй)

Обь (приток Иртыш)

Волга (приток Кама).

Следующий вопрос от Географчика:

- Что такое речная система?(СЛАЙД 9)

Главная река со всеми притоками образует речную систему.

- Продолжаем работу в парах. Приступим к выполнению задания № 3. (голубой цвет)

Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание.


Проверка выполнения задания. На слайде показана схема. Проверяется каждое пустое поле по парам. Если все задание выполнили правильно, ставим 1 балл

Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить» кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти.

Включается музыка (звуки в природе -ручей в лесу)

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания. (СЛАЙД 12)

Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради  питание рек по середине.

Питание рек:

  1. Дождевое
  2. Снеговое
  3. Подземное
  4. Смешанное

Подведем итог урока, сегодня мы узнали:

- что такое река, ее части;

- что такое речная система;

- какие бывают реки;

- зачем они человеку;

Пусть каждый возьмет свое «Дерево успеха» и оценит свою работу на уроке.

-Ребята оцените, кто сегодня хорошо поработал на уроке. Согласны?!

Знакомит с домашним заданием:

Для всех Параграф 33, вопросы в конце параграфа

На выбор:

1)Составить синквейн со словом река

-Ребята, какие реки протекают возле нашего села?

2)Творческое задание: описать реки согласно плану практической работы.

На следующем уроке мы продолжим изучать тему реки и начнем с практической работы (если не успели).

Смотрят картины,

слушают стихотворения

Обучающиеся дают ответ

Учащиеся высказывают разные версии

Один из обучающихся работает с кластером у доски, расставляя карточки по порядку. Делают запись в тетрадь

Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия.

Приводят примеры рек.


Слушают учителя и смотрят слайд – шоу.

Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответы.

Знакомятся с заданием на листочках.

С помощью атласа выполняют задание.

Проверяют задание. Самооценка, взаимооценка.

Учащиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответ: длина реки

Примерные ответы учащихся:

Длинные: Обь, Лена, Енисей.

Короткие: Анадырь, Мезень, Таз

Ответы детей

Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят ответ, отвечают.

Работа с картой, ответы учащихся:

Река Лена - Алдан правый приток, Вилюй- левый приток.

Река Обь – Иртыш левый приток.

Река Волга – Кама левый приток.

Ответ обучающихся: Главная река со всеми притоками образует речную систему.

Знакомятся со схемой и заданием № 3

Выполняют задание.

Обучающиеся проверяют схему. За правильное выполнение задания, ставят 1 балл.

Учащиеся выполняют физминутку для глаз, выполняя команды учителя

Знакомятся с заданием, распределяют задания между участниками группы

Исправляют ошибки(?)

Выступление групп согласно плану у доски

Обучающиеся отвечают на вопросы устно (да-нет)

Записывают домашнее задание

Ответ Быстрая Сосна.

Устные ответы. Фронтальная работа

Выслушиваются ответы обучающихся и делается вывод.

Работа с картой

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа, поиск информации

Работа в парах.

Работа с картой, письменные ответы

Устные ответы

Фронтальная работа. Устные ответы.

Индивидуальная работа с картой у доски.

Устные ответы

Фронтальная работа. Устные ответы.

Устные ответы.

Работа в парах.

Самопроверка

Работа в группе.

Письменные ответы.

Устный ответ.

Оценивание работы на уроке. Самооценка на листочках

Приложение 1.

Задание № 1.

Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.

Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, залив, родник, река,

водохранилище, озеро, водопад, море.

Приложение 1.

Задание № 1.

Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.

Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, залив, родник, река,

водохранилище, озеро, водопад, море.

Приложение 1.

Задание № 1.

Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.

Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, залив, родник, река,

водохранилище, озеро, водопад, море.

Приложение 2.

Задание № 2А

вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.

Название реки

Исток реки

Устье реки

Волга

Ангара


Географические объекты: река Енисей, Валдайская возвышенность, Каспийское море, озеро Байкал.

Задание № 2Б

вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.

Название реки

Исток реки

Устье реки

Иртыш

Анадырь


Географические объекты: река Обь, восточные сколы хребта Монгольский Алтай, Анадырский залив, Анадырское плоскогорье.


Задание № 2В

вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.

Название реки

Исток реки

Устье реки

Амур

Лена

Географические объекты: Охотское море, слияние рек Шилки и Аргунь, озеро в Байкальском хребте, море Лаптевых.

Приложение 3

Схема реки

Рисунок1

Исток

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток

Схема реки

Рисунок1

Исток

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток

Схема реки

Рисунок1

Исток

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток

ФИ____________________

«Дерево успеха»

За каждое выполненное задание, вы ставите себе

один балл, если задание не смогли сделать 0 балловhttp://cliparts.co/cliparts/kcM/n47/kcMn47Xcj.jpg

Задания

Количество баллов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Всего:




Самооценка:http://www.coollady.ru/pic/0003/015/02.jpg

Тема урока мне понятна, на уроке все

получилось.

Неплохо работал(а) на уроке, но что-то неhttp://www.mytattooink.com/images/cherry-blossom-single-flower.jpg

получилось.


http://cdn.1001freedownloads.com/vector/thumb/139251/carlitos_Leaf.png

Сегодня у меня не получилось, но я еще раз

попробую повторить и поработать над темой.


РЕКА







УГЛУБЛЕНИИ

ТЕЧЁТ

ВОДНЫЙ

ПОТОК












ЕСТЕСТВЕННЫЙ

РУСЛО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Реки"

Тема:             Реки Цели:        1.   Познакомить учащихся с элемента...

Открытый урок по географии 6 класс тема "Реки"

Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока  по теме. На уроке используется работа в парах, группах....

Методическая разработка урока в 8 классе "Реки России".

p { margin-bottom: 0.21cm; } Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как пр...

Урок в 8 классе "Реки России"

Данные разработки можно использовать при проведении обобщающего урока по теме....

Разработка урока в 8 классе "Реки России"

В разработке представлены скриншоты презентации, которая выполнена в формате SMART Notebook (к сожалению, презентацию загрузить не удалось). Если кого-то заинтересовала разработка урока, напишите, я в...

Методическая разработка модульного урока по географии Тема: «Реки»

Технологическая карта урокаА) предметные – Сформировать представление о реке, ее составных частях,  частях речной системы , видах рек относительно рельефа.Б) метапредметные–форм...

План конспект урока по географии. Тема: Реки Лена и Амур

План конспект урока по географии для 6 класса для обучающихся с ОВЗ...