Этнический и религиозный состав населения России 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Елена Петровна Вознесенская

Методическая разработка урока в 9 классе на тему Этнический и религиозный состав населения России. УМК   Е.М.Домогацких

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Народы России. Языковая классификация народов.

Языковые семьи группы. Этнический и религиозный состав

России"

Цели:

1. Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.  

2.Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3.Отработать умения обобщать и систематизировать знания.

УУД: Личностные -  готовность к самообразованию и самовоспитанию, воспитание толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой  к восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Коммуникативные - умение работать в парах, группах.

Познавательные  умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации. 

Регулятивные - осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач. 

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, материалы  электронного приложения к учебнику.

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, презентация, лист учета (для учащихся).

1.Организационный момент.  • 1-2 минуты;  

Какую тему мы изучаем в последние несколько уроков? На слайде представлен тест. Попробуйте в течение 1 минуты ответить на вопросы теста. Тест очень легкий, он настроит вас на работу на уроке.

Слайд. №1.Тестирование

1.Численность населения России (млн.) а) 280 б) 354 в) 142

2.Место России по числу жителей а) 3 б) 9 в) 7

3. Естественный прирост а) умершие б) родившиеся в) разность

4.Воспроизводство а) убыль б) возобновление в) рост

5. Демографический кризис: а) резкое уменьшение населения, б) резкое увеличение населения, в) рождаемость.

II. Актуализация знаний.  

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.  

  1. Возникновение проблемной ситуации.  

- Уважаемые ребята!  Сегодня мы снова поговорим о многогранности и самобытности нашей родины-  России. Если бы какой-нибудь добрый волшебник сумел создать  из России новую планету  и запустить её  в космос, Россия стала бы вращаться вокруг Солнца, не испытывая недостатка ни в воздухе и воде, ни в металлах и топливе ни в технологиях и знаниях. Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет.  - Но как вы думаете,  каково самое главное богатство любого государства? Кто является двигателем прогресса? Кто ведет страну к новым открытиям, свершениям? (это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины).

  • Прочитайте, пожалуйста,  слова, записанные на слайде №2:

ЭТНОС, Титульный народ , АССИМИЛЯЦИЯ, Конфессии ТОЛЕРАНТНОСТЬ

-Кто из вас может объяснить значение этих слов? (Дети высказывают свое мнение)

 III. Постановка учебной задачи.  

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.  

• 4-5 мин;  

Если затрудняетесь объяснить значение этих слов, где можно найти  эту информацию?

  •  ( У учителя на столе лежат 3 толковых словаря.  3 ученика ищут толкование слов)  ИНТЕРНЕТ.
  • Предположите, какую тему мы сегодня будем изучать? (Слайд №3)
  • Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока? (узнаем: каков этнический и религиозный состав населения России,   как он менялся.

Ребята,   вы уже изучили большой материал   по теме «Население России». Запишите в первую колонку, что самое главное для себя вы запомнили и узнали, а во вторую колонку, запишите  вопросы, на которые можете получить ответы  на сегодняшнем уроке. (Дети записывают в таблицу данные). А третий столбик вы будете заполнять в течение урока, если вы нашли ответ на вопрос.

Итак, что же вы хотите узнать? (зачитывают). К   этой таблице мы вернемся в конце урока и выявим,  смогли ли вы ответить на все поставленные вопросы.

Знаю  

Хочу узнать

Узнал  

 

 

 

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий  

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.  

• 7-8 мин;  

1.Запишите тему урока: «Этнический, национальный состав населения России». (на слайде №3) 

2.Мы с вами будем работать по следующему плану:(на слайде №4) 

  1. Этнический состав населения России.
  2. Религиозный состав населения.
  3. Особенности национального состава населения Красноярского края

 

3.Работа в парах

Прочитайте 1 пункт параграфа 13. (3мин.) Посовещайтесь со своим соседом  по парте и ответьте на вопросы :

1.Какие народы России по численности являются крупнейшими?

2.В каком регионе страны наиболее сложный этнический состав?

( Наиболее сложный этнический состав характерен для Северного Кавказа) -Почему вы так думаете?

- Назовите, какие национальности  можно отнести к малым народам.

- Какие из выше перечисленных  народностей  проживают на территории нашего поселка Абан?

 

4. Работа с атласом 

Откройте атлас - на странице 8-9 «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы - в семьи.

- Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России.

 Давайте подробнее с ними познакомимся.

Индоевропейская семья

Алтайская семья

Кавказская семья

Уральская семья

Славянская группа

Тюркская группа

Монгольская группа

Финно-угорская группа

Русские, украинцы

Татары, чуваши, башкиры, казахи, азербайджанцы, тувинцы, алтайцы, ногайцы, карачаевцы и др.

Буряты, калмыки.

Аварцы, даги, лакцы, кабардинцы,  чеченцы, ингуши, адыгейцы, грузины

Мордва, удмурты, марийцы, карелы, коми, коми-пермяки, ханты, манси.

Назовите самую большую языковую семью. (Индоевропейская)

-Какие языковые группы  и какие народы входят в состав индоевропейской семьи?  

Внимание на слайд №5.

Языковая семья-  

Языковая группа-  

Народы, относящиеся к этой семье –

Самые многочисленные народы-

Самые малочисленные –

Ареал проживания -  

5. Работа в группах

А сейчас, вы по  этому же плану (у каждого на парте) с помощью таблицы и карты  дайте характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 группа-  алтайская семья, 2 группа - уральско-юкагирская, 3 группа - северокавказская (ответы).  

Языковая семья

Индоевропейская

Языковая группа

славянская

Народы, относящиеся к этой семье

Русские, украинцы

Самые многочисленные народы

русские

Ареал проживания

V. Физминутка –Релаксация. ( С.Ротару «Я,  ты,  он, она вместе целая страна!) 

V. Первичное закрепление. Этап закрепления  знаний и способов действий  

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.  

• 4-5 минут;  

Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи,  составив кластер «Этнический состав  населения России».

Кластер

(Слайд №6)

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный - имел обрядовое значение у славянских народов, синий - цвет неба, священный для тюркских народов, белый - цвет снега - традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу. Славяне, тюрки, представители уральской языковой семьи и семьи кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.

VI. А каков национальный состав населения нашего Красноярского  края?  

Наш Красноярский  край, как и вся наша Россия, многонациональный.  Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе   уважение к  традициям и культуре народов России,  

"Единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве "В мире, но порознь"" Л.Н. Гумилев.

В мире, но сохраняя свою самобытность. Равноправие людей разных национальностей, конфессий,  проживающих в нашем государстве,  закреплено Конституцией РФ.

Статья 19 Конституции РФ

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Огромное количество народов населяют Россию. Чем же народы друг от друга отличаются? Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

(Подготовленный  1ученик читает стихотворение В.Степанова «Живут

России разные народы»)

Живут в России разные Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит, Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит, Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

2 ученик: И в мирное время, и в годы Великой Отечественной войны, 75-летие со Дня Победы которой будем отмечать в мае 2020 года, все народы России стараются жить в согласии, дружбе и сплоченности. Одним из решающих факторов всемирно-исторической победы Советского Союза в Великой Отечественной войне над фашистской Германией   явилось единство и сплоченность народов нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. В суровые годы войны все народы нашей страны сплотились вокруг героического русского народа, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. Хранить честь нашей многонациональной страны и делать все для обеспечения безопасности — долг каждого россиянина, независимо от национальности.

 VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.  • 7-8 минут;  

-Переходим  к  следующему пункту нашего урока? Это Религиозный состав населения России.

  • Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Религиозный состав России» и ответить на вопрос: «Какие мировые религии  исповедуются на территории России и Красноярского края»? 

 

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).  

 

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.  

 

1.Вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока. На какие вопросы вам удалось получить ответы?  

  • Предлагаю закрепить изученный материал с помощью игры «Верю, не верю.  

Игра «Верю, не верю»

  1. Россия - многонациональное государство.
  2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.  
  3. На территории Красноярского края проживает мало различных национальностей
  4. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.
  5. Народы, проживающие на территории Красноярского края, исповедуют только одну религию.
  6. На территории Абанского района проживает только 3 этнических группы.
  7. В нашей школе учатся только представители только одной этнической группы.
  8. На территории РФ проживают представители только одной конфессии
  9. Большая часть населения РФ исповедует христианство
  10. На территории Северного Кавказа большинство населения исповедует ислам

  Домашнее задание

1. Параграф №13, знать  термины и определения.

2. Практическая работа: «Определи своё место среди народов России»  (стр.8-9 атласа).

Дай характеристику народу, представителем которого ты являешься по плану:                                     название этноса , языковая семья                                                                                                                                        языковая группа, ареал расселения.

 Дополнительное задание по желанию  - составить синквейн «Народ»

 

 



Предварительный просмотр:

Работа в группах

Задание для 1 группы

Индоевропейская  языковая семья, наиболее широко распространенная в мире.  

 В России представлены 8 ветвей индоевропейской языковой семьи: славянская, балтийская, германская, романская, греческая, армянская, иранская, индоарийская.
   К славянской ветви относятся русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи и словаки, а также болгары и сербы. 
   К балтийской  ветви индоевропейской языковой семьи в России принадлежат литовцы и латыши. 
   К германской языковой ветви относятся немцы, американцы, англичане и евреи. 
   Романскую языковую ветвь представляют в России молдаване, румыны, испанцы, кубинцы, итальянцы, французы. 
   Греческая языковая ветвь включает греков. 
  Армянская ветвь объединяет армян. 
   К иранской ветви индоевропейской языковой семьи в России относятся осетины, таджики, пуштуны, персы, среднеазиатские цыгане, горские евреи, таты, курды. 
   К индоарийской языковой ветви относятся цыгане.

Уральская  языковая семья

   Уральская  языковая семья представлена в России всеми тремя группами: финно-угорской, самодийской и юкагирской. 
   Самая крупная финно-угорская ветвь объединяет карел, финнов, ижорцев, , эстонцев, вепсов, саамов, мордву, марийцев, удмуртов, коми, коми-пермяков, хантов, манси. 
   Самодийская ветвь включает ненцев, энцев, нганасанов и селькупов.
   К юкагирской языковой ветви могут быть отнесены два народа: юкагиры и чуванцы. 

Задание для  2 группы

Алтайская семья

Семья эта делится на следующие ветви: тюркскую, монгольскую, тунгусо-маньчжурскую, корейскую, и японскую.
  
К тюркской ветви в России относятся: чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, крымчаки, караимы, азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы, гагаузы, туркмены, узбеки, уйгуры, киргизы, алтайцы,теленгиты, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы, чулымцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, сойоты, якуты, долганы.
   Монгольская ветвь алтайской языковой семьи представлена в России бурятами, калмыками и монголами.
   К тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи в Российской Федерации принадлежат эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, орочи,  ороки  и удэгейцы .
   Японцы и корейцы и образуют отдельные ветви алтайской языковой семьи.

Кавказская  языковая семья

   Североказказская языковая семья подразделяется на две ветви: абхазско-адыгскую и нахско-дагестанскую.
   Абхазско-адыгская ветвь объединяет абхазов, абазин, кабардинцев, черкесов, адыгейцев.
   Вторая ветвь северокавказской языковой семьи – нахско-дагестанская – объединяет чеченцев, ингушей, аварцев, 13 андо-цезских народов, а также арчинцев, лакцев, даргинцев, кубачинцев, кайтагцев, табасаранов, лезгин, агулов, рутульцев, цахуров, удин.

Однако этническая мозаика народов России не ограничивается представителями этих четырех языковых семей. Среди граждан России широко распространены представители  палеоазиатской (эскимосы, алеуты), семито – хамитской (евреи)  языковых семей.

 Слово учителя:

Палеоазиатские народы
   10 народов России ученые условно называют палеоазиатскими. Это, вероятно, потомки древнейшего, дотунгусского, населения Восточной Евразии. Из них только 5 народов чукотско-камчатской языковой семьи говорят на родственных языках. . 
К чукотско-камчатской семье относятся чукчи, коряки.   К народам этой группы также относятся эскимосы, алеуты, кеты и нивхи.

Задание № 1.

Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численности и %  соотношению и расставьте их в порядке убывания численности.

Национальность

Численность, чел.

в %

1

русские

115 889 107

79,83

2

башкиры

1 673 389

1,15

3

белорусы

807 970

0,56

4

татары        

5 554 601

3,83

5

чеченцы

1 360 253

0,94

6

чуваши

1 637 094

1,13

7

украинцы

2 942 961

2,03

8

армяне

1 130 491

0,78

9

аварцы

814 473

0,56

10

мордва

843 350

0,58

Вывод

- Мы видим, что на территории  России проживают люди разных национальностей, общее число народов составляет около 120. Среди них выделяются крупные народы: русские, татары, украинцы и малые народы. В России насчитывается 26 малых народов.

Слово учителя:

Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Многие народы рассредоточены по всей территории России и практически невозможно выделить « чистые» в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения.

 Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным.

Ти́тульный наро́д — народ, этническая группа, представленная в наименовании определённой территории: государства, республики, области, о́круга или иной национально-административной единицы.

Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним по карте, какие же это территории?

Работа с учебником и картой

         Ответ. Это большинство северо – кавказских республик. Дагестан (80%), Чечня и Ингушетия (71%), Чувашия (68%), Тыва  (64%), Кабардино – Балкария (58%) и Северная Осетия (53%). Минимальное значения – в Карелии (10%) и Хакасии (11%). Такое же состояние характерно для Ханты – Мансийского округа (1.5%) и  Ямало – Ненецкого округа (6%).

Учитель: Рассмотрим размещение разнообразных народов. (рассматриваем размещение отдельных народов по территории России).Многомиллионные народы русских, украинцев, татар соседствуют с малыми. Одни народы проживают компактно, на определенной территории.

Другие наоборот рассредоточены по России, они ассимилировали, т.е.растворились. Таким образом, выделение чистых в этническом отношении территорий невозможно.

 Где самый пестрый национальный  состав? (Поволжье, Кавказ, Алтай).

?А в Красноярском  крае  живут люди каких национальностей

? Назовите коренные народы Красноярского  края

ФОТО НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

К фото я читаю комментарий а дети должны узнать национальность.

Карточка-задание. Из различных вариантов ответов выберите то, что свойственно следующим народам: русские, украинцы, башкиры, дагестанцы.

1. Внешний вид.

-цвет волос. (.темноволосый, русый)

- форма носа и глаз (голубоглазый, кареглазый, узкий разрез глаз, нос с горбинкой).

2. Национальная одежда:

- ушанка, валенки;

- тюбетейка, халат;

- шаровары, черевички;

- черкеска, бурка.

3. Национальное блюдо:

- щи, окрошка, студень, блины, пельмени;

- борщ, вареники, галушки, сало;

- шашлык, лаваш, пресные лепёшки, чебуреки

- кумыс, катык, каймак.

4. Элементы культуры:

-гопак, былины, турнир наездников, вольная борьба.

5. Праздники:

- Рождество, Пасха, Благовещение;

- Сабантуй, Рамазан, Курбан;

- Иван Купала, Рождество, Пасха.

6. Религия:

- православие;

- ислам;

- католицизм.

Восточнославянский  народ. Один из коренных народов России. Всего в России насчитывается около 116 миллионов человек. Большинство имеют русый цвет волос .Национальная одежда – длинный красный сарафан или платье свободного покроя. Поверх платья повязывали пояс  черный или красный. Национальное блюдо:- щи, окрошка, студень, блины, пельмени; Гостеприимство всегда было характерной чертой этих людей. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

  Господствующей религией среди  них является православие.(Русские)

– Представители этого народа принадлежат к алтайской языковой семье. Они  являются 2-й по численности народностью в Российской Федерации после русских. К национальной одежде  относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. Традиционное блюдо чак – чак. Праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Религия – мусульманство. (Татары)

– Представители этого народа относятся к кавказской языковой семье. Представители, как правило, темноволосые и кареглазые люди. Характерная  одежда – бурка и черкеска. Национальные блюда – шашлык, пресные лепешки, лаваш. Национальные  праздники «Курбан байрам», «Ураза байрам». Для этих народов характерно кавказское гостеприимство.  Все представители умеют танцевать красивый, старинный кавказский танец – Лезгинку. (Дагестанские народы)

    - эти народы ранее назывались вотяки — Это  финно-угорский народ уральской языковой семьи. По переписи 2010 года в России проживало 552 тысячи  представителей этого народа. Традиционная основа питания этих народов — хлеб (нянь). Разнообразны национальные хлебные изделия: лепёшки (табани), пресные ватрушки с рубленым мясом, яйцами и луком, пироги, блины, пельмени с начинкой из мяса, грибов, капусты и картофеля, лапша из кислого теста. Декоративно-прикладные ремёсла традиционны для этого народа. Среди них ткачество, художественная резьба и роспись по дереву, керамика и гончарное искусство, художественная обработка бересты и соломки, народная игрушка, художественное плетение из лозы и лыка, изготовление национальной одежды. Представители этой национальности заняли второе место на международном конкурсе «Евровидение2012». Основная религия — православие. (Удмурты)

?Как общаются между собой люди разных национальностей

 (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.)

Основная масса населения (95%), считают родным свой национальный язык. Национальные языки дольше сохраняются в сельской местности. Большинство республик объявило свои национальные языки государственными. Роль национальных языков сохраняется  как в литературном творчестве, так и в официальном обращении, на них создаются основные документы. Важную роль в межнациональном общении играет русский язык. За ним официально закреплена функция одного из 6 рабочих языков ООН,

? А как вы считаете, какие языки относят к 6 рабочим языкам мира

Официальными языками ООН являются:

  • английский;
  • арабский;
  • испанский;
  • китайский;
  • русский;
  • французский.

 а по числу говорящих  на нем он занимает 5 место в мире.

Русский язык является один из крупнейших языков в мире. Наш язык находится на пятом месте по числу говорящих, после английского, китайского, хинди и испанского. Кроме того, русский язык является одним из рабочих и официальных языков ООН. Всего же на русском языке говорит примерно 180 миллионов человек.

? Ребята, а  какой год в нашей стране был объявлен годом русского языка.

 24 января 2007 года официально начат год русского языка в России. Участвуют в этом проекте 76 стран мира. «Мой родной язык – русский». Родной язык – это школа жизни, мир познания, это небо Отчизны, ее поля и горы, это история народа, мир его духовной жизни.

Сокровище

Самых больших сокровищ человек не замечает. Кто думает о воздухе, которым дышит? Но задержи дыхание, тут же вспомнишь – без воздуха невозможно жить. Еще одно богатство – наша речь, наш язык. Чтобы оценить это богатство, человек должен очутиться в мире, где все молчат…

 Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке! Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Ученик 4.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 5.

Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром, 
C докером французским, 
С другом на кубинском берегу.

Ученик 6.

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с 0волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства, мелодичности и точности. Для большинства детей и подростков русский язык – это  школьная дисциплина, по которой далеко не у всех стоит оценка «отлично».

Но  ведь русский язык -  это наш с вами мир, наша жизнь. На русском языке мы говорим свое первое слово - «мама», учимся читать,  на русском языке нам объясняют физику и математику, на  русском  мы общаемся: спорим, шутим, ругаемся и миримся, признаемся в любви.

Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом  задумываемся.

- Итак, мы с вами выяснили, что Россия – многонациональная страна. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро?

Ответ: Проблема межнациональных отношений.

- После распада СССР обострились многие межэтнические конфликты, особенно  на Северном Кавказе.

Почему именно в этом регионе проблема межнациональных отношений стоит очень остро?

Ответ. Кавказ находится на стыке двух культур, очень много народностей проживает в этом регионе и каждый из них имеет свои обычаи и традиции (Примеры). 

-Другая проблема  региона-  экономическая и финансовая нестабильность и рост безработицы.

Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?

Ответ. Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов РФ, уважение традиций и обычаев каждого народа.

- Итак, мы с вами выяснили, что каждый народ имеет свой язык, традиции, обычаи, а важнейшими признаками этноса являются язык и территория.

Основу духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Что такое религия? (Особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.) 


Религиозный состав населения России  складывается из представителей трех мировых религий: христиан, мусульман и буддистов

Религия отражает потребность людей понять внутреннюю сущность этого мира, не только того, что происходит с нами и вокруг нас, но и почему это происходит. Это путь поиска вечной истины через отношения с бытием. Религия вошла в жизнь, чтобы устранить недостаток наших знаний о том, что мы называем вечными вопросами жизни:

- существование и природа Бога

- цель и смысл жизни

- происхождение добра и зла

- причина страданий

- жизнь после смерти

Относительно времени возникновения религий большинство ученых признает, что его определить нельзя, поскольку она зародилась одновременно с самим человечеством. Данные археологии говорят о том, что с самого начала истории люди обладали определенным религиозным чувством. Так, свидетельством религиозности неандертальцев, живших 150 тысяч лет назад, являются наличие и природа мест захоронения: похороны сопровождались определенными ритуалами, мертвым приносились дары.. К таким первоначальным религиозным верованиям относятся:

АНИМИЗМ – вера в душу, ее бессмертие и существование духов.

КУЛЬТ ДУХОВ , согласно которому жившие ранее люди продолжают свое существование после смерти и оказывают влияние на ныне живущих.

ТОТЕМИЗМ – вера в происхождение всех членов данного племени от растения или животного, которые считаются священными.

ФЕТИШИЗМ – вера в неодушевленные предметы и их сверхъестественную силу.

ШАМАНИЗМ – вера в способность людей-шаманов общаться с духами.  (учащиеся записывают названия первоначальных верований в тетради)

Многие из этих верований, возникнув на заре первобытного строя, сохраняются и сейчас в изолированных и труднодоступных районах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в арктических широтах Северной Америки и Евразии. К концу 80-х годов численность последователей традиционных верований составляла около 100 млн человек.

     

Христианство, ислам и буддизм являются мировыми религиями.

Запишите в тетрадях: мировая религия – это религия, последователи которой распространены по всему миру.

Давайте теперь узнаем о каждой из этих религий поподробнее.

ХРИСТИА́НСТВО, одна из трех  мировых религий . Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия). На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате  разделения церквей  христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. Выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

10 заповедей христианства:

1.  Возлюби Господа Бога своего всем сердцем, всей душой.

2.  Возлюби ближнего своего, как самого себя.

3.  Не сотвори себе кумира.

4.  Не произноси имени Господа Бога всуе.

5.  Чти отца твоего и мать твою.

6.  Не убий.

7.  Не прелюбодействуй.

8.  Не укради.

9.  Не лжесвидетельствуй.

10. Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома его, ни раба его, ни   скота его...    

Б У Д Д И З М

Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама Будда, который родился в 563 г. до н.э. в Непале,  в княжеской семье. Сразу после его рождения отец-князь собрал самых знаменитых предсказателей. Все они сошлись на том, что это совершенно необыкновенный ребенок и жизнь его может пойти по двум направлениям. Если он останется в мире, то станет величайшим правителем Индии. В случае же ухода от мира ему уготован путь великого мыслителя. Предсказатели предупредили князя, что стоит его сыну столкнуться со старостью, болезнями и смертью, как он покинет свой дом. Князь приложил все усилия, чтобы как можно дольше ограждать сына от реальной жизни, но они не увенчались успехом. Постепенно Гаутама увидел страдания, боль и смерть, плотские удовольствия потеряли для него всякую ценность. Он решил последовать внутреннему зову и отказаться от светской жизни. Однажды ночью, покинув жену и маленького сына, он отправился в лес. Вскоре Будда вступил в орден аскетов. Он сбрил волосы и разорвал на себе одежды. Постелью ему служили ветки, покрытые шишками. Он почти отказался от пищи – иногда он съедал лишь один боб в день. В конце концов он так ослабел, что потерял сознание и чуть не погиб. Но несмотря на такие жестокие самоограничения, усилия в усмирении плоти, Гаутама так и не обрел чувства свободы. Он понял, что аскетизм бессмыслен.

Гаутама выбрал другой путь, который мог бы привести его к просветлению, - путь концентрации духа и глубокой сосредоточенности. Однажды вечером, когда он сидел под деревом и думал, ему, наконец, удалось достичь этого состояния. Так появилась его главная проповедь – 

Четыре благородные Истины.

1 Жизнь есть страдание. Беда в том, что мы желаем, чтобы жизнь была лишена трудностей и жалуемся на то, что это не так.

2 Причина нашей неудовлетворенности жизнью – наше эгоистическое желание чего-либо даже за счет других. Однако зло заключается не в желании как таковом, а только в эгоистических устремлениях, следуя которым человек теряет совесть и совершает преступление. Желание жить для других и стать человеком Вселенной, напротив, праведно.

3 Никакое счастье невозможно, пока мы не освободимся от рабства желания. Мы можем стать себе хозяевами лишь в той степени, в какой мы способны держать в подчинении наши желания.

4Существует путь преодолеть наши желания и достичь Нирваны (совершенства). Это путь, ведущий от эгоизма к альтруизму. Ступенями этого пути являются праведное знание, праведная решимость, праведные слова и дела, праведный образ жизни, праведное усердие, праведные помыслы и праведное созерцание.

  При жизни Будда был объявлен еретиком, и в течение многих веков индусы отвергали буддизм. Умер Будда в возрасте 80 лет, случайно отравившись ядовитыми грибами.

Сейчас буддизм – четвертая по количеству последователей религия мира.

   

   ИСЛАМ,, Исла́м (араб. - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий

Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570-632). В возрасте 40 лет (около 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога - Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги.

Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда - "посланником Аллаха

Вероучение ислама изложено в священной книге мусульман - Коране.

Каждый мусульманин должен следовать пяти основным "столпам" - обязанностям религии.

             П Я Т Ь      С Т О Л П О В     И С Л А М А

1 Символ веры – Шахада. "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его.

2 Молитва – Намаз. Мусульмане молятся 5 раз в день – на рассвете, в полдень, в середине дня после заката и перед рассветом. Содержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о прощении.

Милосердие. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны помочь облегчить бремя тех, кому везет меньше.

4 Месячный пост – Рамазан. В это время все мусульмане с рассвета до заката не едят и не пьют, и только после заката они могут позволить себе скромную трапезу. Этот пост заставляет задуматься о своем духовном состоянии, дисциплинирует, напоминает человеку о его бренности и зависимости о его бренности, делает более чутким.

5 Паломничество – Хадж. Каждый мусульманин обязан хоть раз в жизни совершить паломничество в Мекку. Здесь все паломники снимают свою одежду, говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Во время паломничества мусульмане узнают о своих братьях из других стран и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга.

Таким образом, мы видим, что, охватывая все стороны жизни человека, ислам призван изменить не только образ мыслей, но и их образ жизни.  

 На доске – 5 столпов ислама

Делаю небольшое добавление.

Хочется вспомнить о таком явлении, как Джихат – Священная война с неверными. Такое понятие в исламе есть и сейчас на нем сильно пытаются играть, появляются шахиды – самоубийцы, обычно совершающие свое последнее действие в скоплении мирных людей. Но в Коране четко указывается, что воевать можно только против вооруженных солдат, но никак не против мирных людей. Об этом уже неоднократно выссказывались многие исламские лидеры, в том числе Муфтий всех мусульман России.

Хочется отметитьЗолотое Правило, проповедуемое шестью религиями мира:

БУДДИЗМ: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

ИНДУИЗМ: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

ИУДАИЗМ: Что ненавистно тебе, не делай другому.

ДАОСИЗМ: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю -          

               своей потерей.

ИСЛАМ: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или

           брату своему того же, чего желает себе.

ХРИСТИАНСТВО: Возлюби ближнего своего, как самого себя.

А теперь давайте вновь посмотрим на наш вопрос на доске: Виновата ли какая-нибудь религия в современном терроризме?

Каково ваше мнение сейчас?

Уч-ся   Да, изменилось. Религии сами по себе плохому не учат. В них во всех – многовековая народная мудрость. Просто некоторые люди используют отдельные моменты для разжигания низменных человеческих страстей.

ВЫВОД: Очень хорошо. Я рада, что на сегодняшнем уроке вы поняли, что нет плохих религий, злых и агрессивных, так же, как нет плохих рас и народов. В общем и целом, таким образом, религия в обществе является носителем добра. Большинство неправительственных гуманитарных акций в мире носит религиозный характер и организуется религиозными людьми. Конечно, часто говорят, что религия является источником множества противоречий, конфликтов и войн, однако необходимо помнить, что другие системы верований и идеологии гораздо разрушительнее, чем религии. Одной из наиболее распространенных причин военных столкновений является племенная и национальная рознь. Религии старались сдерживать эти побуждения, и нести примирение враждующим сторонам, но религиозные учения часто отбрасывались прочь, когда становились на пути человеческой агрессии.

С другой стороны, нельзя не признать, что религии также часто оказывались причиной конфликтов. Однако более внимательный взгляд покажет, что все религиозные учения выступают за мир и примирение. Если проследить за путем развития многих религий, то увидим, как часто первоначальные откровения с годами искажались, а порой и просто использовались для защиты интересов той или иной влиятельной группы людей. И только от людей зависит, повторят ли они ошибки прошлого, используя религиозные истины в своих корыстных интересах, или будут следовать им сами, неся добро и мир всем окружающим без исключения.

Другая причина конфликтов на религиозной почве заключается в том, что разные религиозные системы обладают различным пониманием многих вопросов, и при встрече двух религий происходит столкновение верований и систем ценностей. Проблема здесь в том, чтобы найти универсальные принципы, которые могли бы примирить различные религиозные учения, находя общее в разнообразии. Это возможно только используя опыт всего человечества, а не одной нации или религии. И если мы хотим более глубоко понимать окружающий нас мир, получить более цельное о нем представление, то нам необходим вклад всех культур и религий мира.

МЕСТНЫЕ РЕЛИГИИ

ИУДАИЗМ  Он считается одним из самых древних верований, сохранившихся до наших дней. Он возник на территории современного Израиля сначала как политеистическая религия, впоследствии перешедшая к монотеизму. Для иудаизма, помимо веры в единого бога, характерны вера в бессмертие души, посмертное воздаяние, рай, ад и богоизбранность. Это последнее обстоятельство, а также тот факт, что иудеем может считаться только рожденный от матери-еврейки, препятствовало превращению иудаизма в мировую религию. Священными книгами иудеев является Танах (ветхозаветная часть Библии) и Талмуд (идеологические и правовые нормы иудаизма). К середине 90-х годов в мире насчитывалось около 13 миллионов последователей иудаизма, причем половина из них проживала в Америке.

На территории современного Китая возникли религиозно-философские системы конфуцианство и даосизм

КОНФУЦИЙ (6-5 века до н.э.), явившийся основоположником конфуцианства, объявил власть правителей дарованной небом и потому священной, а разделение людей на высших и низших – справедливым законом. К этическим нормам конфуцианства относятся требование нравственного самосовершенствования, обязательное безоговорочное подчинение вышестоящему начальнику и чинопочитание.

Основателем и главным божеством ДАОСИЗМА считается Лаоцзы. Целью этой религиозно-философской школы является достижение единства с первоосновой мира – дао и обретение бессмертия посредством алхимии и психологических упражнений.

СИНТОИЗМ сформировался в Японии, основан на культе божеств природы и предков. Главными божествами являются солнечная богиня Амарэтасу и ее потомок Дзимму. Почти в течение столетия с середины 19 века был государственной религией этой страны.

ИНДУИЗМ Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. индуизм вырос из брахманизма, который появился в Южной Азии, освятив кастовую систему Индии. Значительная часть населения Индии, Непала, Шри-Ланки и Бангладеш – индуисты. Они обязаны строго выполнять установленный для каждой касты порядок жизни, профессию, круг общения. Пантеон индуистских богов велик, главными богами считаются Вишну – бог-хранитель и шестирукий Шива – бог-разрушитель. Распространению индуизма в другие регионы мира препятствовали 2 основных фактора: географическая изоляция индуизма в пределах полуострова Индостан и консервативные догмы самой религии, в первую очередь, ее основа – кастовая система.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ШЕСТИ РЕЛИГИЙ МИРА

БУДДИЗМ: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

ИНДУИЗМ: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

ИУДАИЗМ: Что ненавистно тебе, не делай другому.

ДАОСИЗМ: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей.

ИСЛАМ: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, 
          чего желает себе.

ХРИСТИАНСТВО: Возлюби ближнего своего, как самого себя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ТЕСТИРОВАНИЕ (ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ 1 МИНУТА) 1.Численность населения России составляет (млн. человек) а). 280; б). 354; в). 142; 2 . По численности населения РФ занимает а). 3-е место; б). 9-е место; в). 7-е место; 3. Естественный прирост определяется а). количеством умерших; б). количеством родившихся; в). разностью между количеством родившихся и умерших; 4. Воспроизводство населения - это а). убыль населения; б). возобновление; в). прирост населения; 5. Демографический кризис – это а). резкое уменьшение населения; б). резкое увеличение населения; в). рождаемость.

Слайд 3

НОВЫЕ ТЕРМИНЫ ЭТНОС ТИТУЛЬНЫЙ НАРОД АССИМИЛЯЦИЯ КОНФЕССИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Слайд 4

НОВЫЕ ТЕРМИНЫ Этнос (греч.) - «народ», исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками; Этнография – наука о народах; Ассимиляция - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания, этнически разнородных групп населения; Толерантность - означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Слайд 5

Этнический и религиозный состав населения России

Слайд 6

ЦЕЛИ УРОКА: Получить представление об этническом и религиозном составе населения России. Познакомиться с языковыми семьями и религиозными конфессиями народов России.

Слайд 7

ПЛАН УРОКА Этнический состав населения России. Религиозный состав населения России . Особенности национального состава населения Красноярского края.

Слайд 8

Работа в парах Прочитайте 1 пункт параграфа 13. Посовещайтесь со своим соседом по парте и ответьте на вопросы : 1. Какие народы России по численности являются крупнейшими? 2. В каком регионе страны наиболее сложный этнический состав? Почему вы так думаете? 3. Назовите национальности, которые можно отнести к малым народам. (4. Знаете ли вы какие народности проживают в нашем поселке Абан? Перечислите их.)

Слайд 10

КЛАСТЕР «ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ» Кавказская языковая семья Алтайская языковая семья Индо- европейская языковая семья Уральская языковая семья Этнос (народ)

Слайд 12

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ ПО ИХ ЯЗЫКОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Индоевропейская семья Алтайская семья Кавказская семья Уральская семья Славянская группа Тюркская группа Монгольская группа Финно-угорская группа русские, украинцы, белорусы. татары, чуваши, башкиры, казахи, азербайджанцы, тувинцы, алтайцы, ногайцы, карачаевцы и др. буряты, калмыки. аварцы, даги, лакцы, кабардинцы, чеченцы, ингуши, адыгейцы, грузины. мордва, удмурты, марийцы, карелы, коми, коми-пермяки, ханты, манси.

Слайд 13

РАБОТА В ГРУППАХ 1 ГРУППА - АЛТАЙСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ, 2 ГРУППА – УРАЛЬСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ 3 ГРУППА – КАВКАЗСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ Языковая семья Языковая группа Народы, относящиеся к этой семье Самые многочисленные народы Ареал проживания

Слайд 15

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Слайд 17

В России проживает около 130 народов. Используя данные круговой диаграммы «Национальный состав России» на стр. 8 атласа, выпишите крупнейшие народы (численность более 1 млн. человек) 5. Чуваши – 1, 0 6. Чеченцы – 1,0 7. Другие народы – 9,8 Крупнейшие народы России: 1. Русские – 80,9 2. Татары – 3,9 3. Украинцы – 1, 4 4. Башкиры – 1,1

Слайд 18

Каждый из народов России отличается по укладу жизни, культуре, обычаям, историческим традициям, языку. Лингвисты выделяют 12 языковых семей. В свою очередь, каждая из семей подразделяется на языковые группы, состоящие из языков, более близких друг другу. По языковой принадлежности народы России относятся к 4-м языковым семьям: индоевропейской(89 %), алтайской (7%), кавказской (2%) и уральской (2%). В индоевропейской семье самая большая группа - славянская, среди славян крупнейший народ – русские (80,9%).

Слайд 19

СТАТЬЯ 19 КОНСТИТУЦИИ РФ Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения , имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Слайд 20

Повторение изученного материала: Используя карты атласа стр. 8-9, заполните таблицу «Народы России» Языковая семья Языковая группа Народ семья украинцы семья татары семья чеченцы семья мордва семья чукчи

Слайд 21

Народы России Языковая семья Языковая группа Народ Индоевропейская (89% населения) Славянская украинцы Алтайская (7% населения) Тюркская татары Северокавказская (2% населения) чеченцы Уральско-Юкагирская (2% населения) Финно-угорская мордва Чукотско-Корякская семья чукчи

Слайд 22

Особенности населения республик России Республики Коренная национальность % Русские % Дагестан 80 20 Ингушетия 70 30 Тыва 64 36 Татарстан 48 52 Калмыкия 45 55 Марий Эл 43 57 Карелия 10 90 Хакассия 11 89 Башкирия 21 79 Титульная нация - народ, название которого определяет официальное название определённой административно-территориальной единицы .

Слайд 23

Используя данные карты атласа на стр. 8-9, заполните пропуски в тексте: В России исконно русские области - Пестрота национального состава характерна для регионов - это территории от европейского севера, Северо-запада до центральных районов России. Русские также преобладают в районах Урала, на юге Дальнего Востока. Северный Кавказ, район вдоль Волги и Камы, юг Сибири, север европейской части России и Сибири.

Слайд 28

ВЫВОДЫ: Россия – многонациональное государство. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

Слайд 29

РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Слайд 30

КОНФЕССИЯ - ОСОБЕННОСТЬ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОПРЕДЕЛЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО УЧЕНИЯ. По данным всероссийского опроса, проведённого в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям: Православие — 56 % Ислам — 16 % Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм - по 1 % Другие конфессии — около 26 %

Слайд 31

Используя карты атласа стр. 8-9, найдите соответствие «религия – народ» Православие Ислам Буддизм Иудаизм Традиционные верования А. Кабардинцы Б. Буряты В. Русские Г. Евреи Д. Ненцы 1В, 2А, 3Б, 4Г, 5Д

Слайд 32

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Параграф №13, знать термины и определения. 2. Практическая работа: «Определи своё место среди народов России» (стр.8-9 атласа). Дай характеристику народу, представителем которого ты являешься по плану: название этноса языковая семья языковая группа ареал расселения 3. Дополнительное задание по желанию - составить синквейн «Народ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнический,национальный и религиозный состав населения России

урок изучения нового в 8классе по теме "Этнический,национальный, религиозный состав населения России" . На уроке рассматривается население по уровням: Россия,область,район....

Презентация "Этнический, языковой и религиозный состав населения России".

Данная презентация разработана для уроков географии в 8 классе к теме "Население России". Предусматривает проверку домашнего задания по теме"Численность населения России. Продолжительность жизни". Сод...

Этнический и религиозный состав населения

На территории России проживает более 120 народов, или, этносов. Большинство населения России относится к индоевропейской языковой семье. Более 80 % населения исповедует православие. Данный урок постро...

Этнический и религиозный состав населения России`

Презентация к уроку "Этнический и религиозный состав населения России"...

география 8 класс Этнический и языковой состав населения России

Урок - экспедиция, по изучению этнического и языкового состава населения России...

Этнический и языковой состав населения России

На уроке рассматривается языковой состав, языки народов России и языки ООН. Понятие этнос, основные народы страны, предусмотрена работа с картами атласа....

Урок географии по теме «Этнический и религиозный состав населения» 9 класс

Данный урок является очередным в ходе изучения темы «Население  России»...