План-конспект урока на тему: "Подземные воды"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Кобзева Ольга Николаевна

План-конспект урока на тему: "Подземные воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_podzemnye_vody.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока: «Подземные воды» (6 класс)

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Давайте улыбнемся друг другу и начнем нашу работу.

II. Актуализация знаний.

Карточка

  1. Норвежское течение имеет температуру +3, а холодное Канарское течение у берегов Африки +23. Почему Норвежское называют теплым, а Канарское холодным?
  2. Почему воды российского порта Мурманска, находящиеся за полярным кругом, не замерзают зимой?

-Давайте вспомним, какой раздел мы с вами изучаем? (Гидросфера)

-Давайте вспомним тему предыдущего занятия (движение воды в океане)

-Какие виды вод по степени солености вы знаете? (пресные, соленые)

-Приведите примеры

-Что такое соленость? (количество минеральных веществ в граммах, растворенных в воде)

- Какие химические минеральные элементы могут входить в состав такой воды? (натрий, хлор, магний, алюминий, медь, серебро, золото)

-Как называется непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (круговорот воды)

-Как влияют эти химические элементы на морских обитателей? (раковины и скелеты морских обитателей

III.Изучение нового материала.

Формулировка темы урока

Что имеется везде? И в воздухе, и в почве, и  на поверхности земли, в растениях, животных и человеке?

- вода.

Какие вы можете доказать, что в земле есть вода?

- вырыть глубокую яму и появится вода, гейзеры, родники (ключи), колодцы, при извержении вулканов выбрасывается в воздух пары воды.

Значит, в земле находиться вода.

Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке?

- Подземные воды.

Какова цель нашего урока?

 изучить подземные воды

Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке?

1.Что такое подземные воды

2.как образуются подземные воды

3.виды подземных вод.

4. Изучив данную тему, мы сможем ответить на следующий вопрос:

нужны ли нам знания о подземных водах при строительстве домов, например, в нашей местности?

Из самого термина следует определение: сформулируйте определение подземных вод

Подземные воды – воды, находящиеся под землей.

Как она туда попала? Какие условия необходимы для образования подземных вод?

1.Атмосферные осадки в достаточном количестве

2.Способность горных пород пропускать воду

Давайте посмотрим, как это происходит. Сегодня вы работаете в группах.

Задание для групп №1 (инструкция 1)

Каждая из групп проводит опыт:

Перед вами три стакана, три воронки. В воронке 1 – глина, 2 – песок, 3 – гипс. Наливаем во все воронки воду.

Что мы наблюдаем? (глина не пропускает воду)

Какой вывод из этого мы можем сделать? (есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают)

От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (от количества и размеров трещин и пор)

Задание для групп №2 (инструкция 2)

Теперь давайте поработаем с учебником – вам нужно найти в параграфе 22 названия горных пород, отличающихся пропускной способностью. Каждая группа называет один вид породы и пример горной породы

- водопроницаемые (песок)

- водоупорные (глина)

- легкорастворимые (гипс)

Задание для групп №3. (Инструкция №3).

Теперь вам нужно поработать с интернет источниками, для этого вы воспользуетесь своими мобильными телефонами.

1 группа нам расскажет о грунтовых водах.

Грунтовые воды – воды, находящиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.

2 группа расскажет о межпластовых водах.

Межпластовые – воды водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными пластами

3 группа расскажет о факторах изменения уровня грунтовых вод

•        количества осадков

•        таяния снега

•        засушливого лета

•        от рельефа

•        близости рек и озёр

Физкультминутка

Мы с вами хорошо поработали, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Давайте почувствуем себя грунтовыми водами. Представьте, что вы – грунтовые воды. Сейчас я буду предлагать вам разные ситуации, ваша задача: присесть, если уровень грунтовых вод опускается, поднять руки вверх – если поднимается:

- засуха

- ливень

- зима

- весеннее таяние снега

- осенние дожди

- июльская сушь

Молодцы, садитесь

А теперь мы с вами решим несколько познавательных задач

Задание для групп №4. (Инструкция №4).

Познавательная задача № 1

- Если вы пошли в поход, и вода закончилась. Где будете её искать?

В походных условиях родник следует искать в низинах, логах, оврагах, ложбинах, то есть в понижениях рельефа. Так как в этих местах грунтовые воды могут выходить на поверхность. Уровень воды (по принципу сообщающихся сосудов) стремится к равновесию и поэтому родники встречаются в понижениях.

Познавательная задача № 2 

- Объясните, почему колодцы роют зимой?

Зимой уровень воды в колодцах снижается. Это связано с тем, что подземные воды питают реки. А зимой другого питания у рек нет, поэтому вся вода уходит в реки и уровень падает. А весной талые воды просачиваются сквозь водопроницаемый слой, и колодец наполняется.

Познавательная задача № 3

- Почему родник (ключ) выглядит как маленький фонтанчик?

Чаще фонтанируют межпластовые воды, так как они находятся под давлением. Это связано с тем, что вода стекает по водоупору в самое низкое место и образуется давление.

Ещё один очень важный вид подземных вод – минеральные воды. Мы уже с вами вспомнили о них в начале урока. Давайте более подробно с ними познакомимся.

Изучите этикетки на бутылках с минеральной водой и ответьте на следующие вопросы:

- как называется вода?

- где добывают данные воды? (укажите на карте город)

- состав минеральной воды, какие химические элементы присутствуют?

- где расположен источник воды?

- кому рекомендовано пить?

Мы с вами изучили подземные воды, теперь вы можете ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока «Нужны ли нам знания о подземных водах при строительстве домов, например, в нашей местности? Что именно нужно учесть?»

- состав водопроницаемых слоев

- уровень грунтовых вод

- особенности рельефа

IV. Закрепление материала

Заполните пропуски в предложениях

1.Воды, расположенные в земной коре, называются подземные

2.Необходимым условием для их образования является способность горных пород пропускать воду. Так, например, песок образует водопроницаемый слой, а глина – водоупорный слой.

3.Воды, находящиеся в водоносном слое, прикрытом сверху слоем, свободно пропускающим воду, называются грунтовыми

4.В низинах, оврагах, ложбинах, то есть в понижениях рельефа, эти воды могут выходить на поверхность, образуя родники

V. Рефлексия

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы сегодня поставили в начале урока.

Как вы считаете, достигли ли мы цели?

Приём: «Незаконченное предложение»:

1.Сегодня на уроке я научился…

2.В дальнейшей жизни я смогу применить эти знания в…

Выставление отметок

VI.Домашнее задание:

Карточка

Фамилия, имя_____________________________________________________

  1. Норвежское течение имеет температуру +3, а холодное Канарское течение у берегов Африки +23. Почему Норвежское называют теплым, а Канарское холодным?

  1. Почему воды российского порта Мурманска, находящиеся за полярным кругом, не замерзают зимой?

Карточка

Фамилия, имя_____________________________________________________

  1. Норвежское течение имеет температуру +3, а холодное Канарское течение у берегов Африки +23. Почему Норвежское называют теплым, а Канарское холодным?

  1. Почему воды российского порта Мурманска, находящиеся за полярным кругом, не замерзают зимой?

Карточка

Фамилия, имя_____________________________________________________

  1. Норвежское течение имеет температуру +3, а холодное Канарское течение у берегов Африки +23. Почему Норвежское называют теплым, а Канарское холодным?

  1. Почему воды российского порта Мурманска, находящиеся за полярным кругом, не замерзают зимой?

Карточка

Фамилия, имя_____________________________________________________

  1. Норвежское течение имеет температуру +3, а холодное Канарское течение у берегов Африки +23. Почему Норвежское называют теплым, а Канарское холодным?

  1. Почему воды российского порта Мурманска, находящиеся за полярным кругом, не замерзают зимой?

Инструкция №1

Проведение опыта

Перед вами три стакана, три воронки.

В воронке 1 – глина, 2 – песок, 3 – гипс.

Наливаем во все воронки воду.

Вопросы:

Что мы наблюдаем?

Какой вывод из этого мы можем сделать?

От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы?

Познавательная задача № 1

- Если вы пошли в поход, и вода закончилась. Где будете её искать?

Познавательная задача № 2 

- Объясните, почему колодцы роют зимой?

Познавательная задача № 3

- Почему родник (ключ) выглядит как маленький фонтанчик?

Инструкция №2

Изучите этикетки на бутылках с минеральной водой и ответьте на следующие вопросы:

- как называется вода?

- где добывают данные воды? (укажите на карте город)

- состав минеральной воды, какие химические элементы присутствуют?

- где расположен источник воды?

- кому рекомендовано пить?

Заполните пропуски в предложениях

1.Воды, расположенные в земной коре, называются…………..

2.Необходимым условием для их образования является способность горных пород пропускать воду. Так, например, песок образует…………………слой, а глина - ……………………слой.

3.Воды, находящиеся в водоносном слое, прикрытом сверху слоем, свободно пропускающим воду, называются……………………..

4.В низинах, оврагах, ложбинах, то есть в понижениях рельефа, эти воды могут выходить на поверхность, образуя…………………………………

Заполните пропуски в предложениях

1.Воды, расположенные в земной коре, называются…………..

2.Необходимым условием для их образования является способность горных пород пропускать воду. Так, например, песок образует…………………слой, а глина - ……………………слой.

3.Воды, находящиеся в водоносном слое, прикрытом сверху слоем, свободно пропускающим воду, называются……………………..

4.В низинах, оврагах, ложбинах, то есть в понижениях рельефа, эти воды могут выходить на поверхность, образуя…………………………………

Заполните пропуски в предложениях

1.Воды, расположенные в земной коре, называются…………..

2.Необходимым условием для их образования является способность горных пород пропускать воду. Так, например, песок образует…………………слой, а глина - ……………………слой.

3.Воды, находящиеся в водоносном слое, прикрытом сверху слоем, свободно пропускающим воду, называются……………………..

4.В низинах, оврагах, ложбинах, то есть в понижениях рельефа, эти воды могут выходить на поверхность, образуя…………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Подземные воды" 6 класс

Урок «Подземные воды».Цель: создать условия1) для изучения нового материала и  для  повторения изученного материала2) закрепления основных понятий и знаний темы. Тип урока: комбинирован...

Урок по теме "Подземные воды"

Урок – моделирование с дегустацией «Подземные воды» входит в раздел «Гидросфера» уроков в 6 классе, на который отводиться 6 часов. В течение урока учащиеся становятся создателями модели подземные вод....

Урок по теме "Подземные воды"

Цель: Дать понятие о подземных водах, выявить вместе с учениками причины образования подземных вод, развитие логического мышления учащихся путем создания проблемных ситуаций, формирования навыков экол...

Конспект урока на тему: "Подземные воды", 6 класс

Конспект урока на тему: "Подземные воды", 6 класс...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект занятия по спасательным работам на воде

Занятие является частью дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительной направленности "Спасательные работы на воде". Цель занятия: обучение технике ныряния в длину и глуб...