Конспект урока на тему: "Подземные воды", 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Резниченко Светлана Ивановна

Конспект урока на тему: "Подземные воды", 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Резниченко С.И.                                                                     17.11.2016

Предмет: география

Класс: 6-В.

Тема: Подземные воды

Цель: Сформировать представление о подземных водах как части гидросферы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выявить причины образования подземных вод.
  • Познакомиться с условиями залегания и их видами.
  • Узнать каково значение подземных вод в природе и для человека.
  • Учиться бережному отношению к природе.

Развивающие:

  • Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.
  • Развивать умение работать с географической картой и другими ИГЗ, самостоятельно получать знания.
  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Воспитательные:

  • Воспитание патриотизма, уважительного отношения к своей малой Родине.      
  • Экологическое воспитание.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: - формирование представлений о происхождении подземных вод, их видах, работе, значении, использовании и охране.

Метапредметные: 

Регулятивные: умение определять цели и задачи урока, планировать пути достижения результата. Анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы. 

Познавательные: обучающиеся анализируют, сравнивают информацию, обобщают факты, выдвигают гипотезы, строят логические рассуждения.

Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Личностные: формирование социально-ответственного поведения по отношению к одному из источников жизни – воде, на примере подземных вод;

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: эвристический, дискуссионный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебники, атласы, физическая карта мира, горные породы (песок, глина, галька, гранит, мрамор), образцы сталактитов, емкость с водой, бутылка с минеральной водой, презентация к уроку «Подземные воды», иллюстрации на доске, термины по теме «подземные воды».

УМК: учебник “География” А.И. Алексеев, В.В. Николина, изд-во «Просвещение», 2012 г.

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация начала учебной деятельнос

ти

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Проверка знаний и умений

Какую оболочку Земли мы сейчас изучаем?

Эпиграф Слайд 1

Давайте вспомним из каких частей состоит гидросфера?

Слайд 2

Что из вод суши мы уже изучили? Слайд 3,4

Отвечают на вопросы, а затем по слайду проверяют правильность своего огтвета.

Целеполагание

С помощью цепочки проблемных вопросов создаю готовность к предстоящей деятельности.

-Вы сегодня все умывались? Какой водой? А откуда берется вода в водопроводе? А разве можно такой водой умываться пить, ведь она же в земле, наверное, грязная.

-Так, что еще вы мне расскажите о подземных водах?

Исходя из полученных ответов определяем границы известного? Задаю ряд вопросов для выяснения неизвестного:

-На какой глубине могут залегать подземные воды? Как их добывают? Везде ли встречаются подземные воды? Все ли подземные воды одинакового качества?

-Я думаю, вы догадались какой будет тема нашего урока. Слайд 5

Вступают в диалог. Объясняют, откуда вода в водопроводе, какого она качества.

Озвучивают имеющиеся знания о подземных водах.

Высказывают предположение о фильтрации воды.

Высказывают предположения.

Называют тему урока и записывают в рабочую тетрадь

Личностные:

действие смыслообразования

Коммуникативные: вступают в диалог

Познават/общеуч.

строят речевое

высказывание

Познав./ логич.

Анализ объектов, выдвижение гипотез

Позн./ логич. Синтез

Планирование

-Итак, ребята, вы многое знаете о подземных водах, что-то нам неизвестно. Я, думаю вы согласитесь со мной, что определенно требуется порядок в наших знаниях.

Попробуйте, объединившись в группы по 4 человека (2 парты) составить план изучения подземных вод.

Что нам может помочь в изучении нового материала?

Обсуждают и составляют план изучения темы, желающие группы его озвучивают. Выбирают лучший или создают общий и записывают на доске:

  1. Что такое п.в.?
  2. Условия образования.
  3. Виды
  4. Значение и использование
  5. Охрана

Определяем средства обучения

Регулятивн.целеполагание, планирование, прогнозирование

Коммуникативн.

Участие в коллективном обсуждении

Познават: выбор средств информации

Реализация

1. Итак, сформулируете определение подземных вод.

Слайд 6

раздать термины по теме

2. Теперь выясним, как они там образовались. Какие условия этому способствовали?

В каком виде выпадают осадки?

Куда впитываются? Благодаря чему?

Подвожу к знакомству с понятием «поры».

3 -Ребята, внимание «черный ящик». Достаю из ящика пакеты с горными породами (песок, глина, галька, соль), воронка.

-Что это такое?

Где мы их можем встретить?

Значит, это через них просачиваются осадки? А через какие г/п лучше будет просачиваться вода? Как это доказать опытным путем?

Слайд 8

Какие же горные породы хорошо пропускают воду? Как их можно назвать?

Так если будут залегать такие породы как песок и галька, вода будет уходить глубоко до самой мантии.  Что-то должно быть у нее на пути, чтобы она задержалась и накапливалась? Что?

Какая из исследованных нами пород плохо пропускает воду?   Как назовем такую породу? Какие еще горные породы не пропустят воду?

Запишите в тетради полученные знания в виде схемы. Слайд 9

В какой же последовательности должны залегать водопроницаемые и водоупорные слои, чтобы образовались подземные воды?

Могут ли слои чередоваться?

На схеме подписать как будут располагаться водопроницаемые и водонепроницаемые слои (закрасьте голубым цветом то слой, в котором будут накапливаться подземные воды)

Как можно назвать слой, насыщенный водой?

Слайд 10

Работа с рисунками слайда

3.Рассмотрите рисунки, скажите какие виды вод выделяют в зависимости от расположения в земной коре? Слайды: 11,12,13

Какие из них чище? Какие используем мы?

Знакомство с понятием «Артезианский бассейн» Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16,17,18

Можно ли использовать грунтовые воды?

Люди издавна рыли колодцы и пили воду.

В воде, которую пьем мы, есть соли?

Как докажите?

Внимание «черный ящик». В сказках героев посылали за мертвой и живой водой, угадайте, что у меня в ящике. От болезней помогаю, под землею залегаю.

Достаю бутылку с минеральной водой.

Знакомство с понятием минеральная вода.

Ребята, давайте сверим план с тем, что узнали.

По какому признаку можно разделить?

Слайды: 19-21

4. В народе говорят: «вода камень точит», а что в будет происходить с водопроницаемыми породами?

Знакомство с карстовыми пещерами, сталактитами, сталагмитами. Рассматривание на

Слайдах: 22-26

Ребята, а какое значение подземной воды в природе?

Слайд 28

5. У русского народа есть пословица: «Не плюй в колодец пригодится воды напиться». Как вы понимаете эту пословицу?

Подвожу к необходимости охранять от загрязнения подземные воды. Слайд 29

Вспомните с чего я начала урок?

А у всех ли у вас исправный кран? Как вы думаете, много воды вытечет из сломанного крана даже по капельке за 1 час? Проверьте свои предположения дома.

«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

Исходя из названия формулируют определение, сверяют  с определением в учебнике  и на раздаточном листе

(см. термины в приложении) записывают его в тетрадь.

Высказываются предположения:

«Выпадают осадки, впитываются и накапливаются»

Рассматривают рисунок на Слайде 7 

Звучит ответ: «Горные породы»

В почве, земной коре.

Предлагают проверить с помощью эксперимента- насыпать породу в воронку и наливать воду. Проводят эксперимент.

Звучат ответы- песок, галька.

Водопроницаемые

Глина, гранит

Водонепроницаемые

Вычерчивают в тетради схему

    Горные породы

Водопр.   Водонепрон.

-песок         - глина

-галька        -гранит

Высказывают предположения.

1 ученик работает у доски.

Остальные оценивают правильность работы

с помощью рис. 82 в учебнике стр.119

Ответ: водоносный

Называют виды вод: грунтовые, межпластовые?

Звучат ответы: межпластовые.

Ученики закрепляют знания о грунтовых и межпластовых водах и др. видах п/вод

Звучат предположения

Ответ: да - это накипь на спирали чайника.

Высказывают предположения.

Ученики показывают воду, которую носят каждый день с собой, изучают состав

Ответы:

- по глубине залегания

- по солености

-по составу

-по степени качества

Высказывают предположения, что вода будет их размывать, растворять

Рассматривают образцы сталактитов из коллекции кабинета географии

Высказывают предположения:

- родники дают начало рекам, питают их и др.

Высказывают свое мнение.

Умывались ли вы сегодня?

Высказывают предположения

В ходе беседы приходим к выводу о том, что воду нужно экономить.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для оценки и объяснения происхождения подземных вод

Овладение исследовательскими умениями

Формирование представлений о водопроницаемости горных пород

Формирование представлений о последователь

ности залегания горных пород

Овладение навыками нахождения информации.

Формирование представлений о видах подземных вод

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для оценки использования подземных вод

Формирование представлений о видах подземных вод

Формирование умений и навыков безопасного и экологического

поведения в окружающей среде

Познават: синтез,

Умение строить речевое

Высказывание

Познават. Анализ, выдвижение гипотез

Познават/общ

Поиск и выделение необх. информации

Позн. Речевое высказывание

Познав. выбор способов действия

Познават: анализ,  речевое высказывание

Познават:

установление причинно-следственных связей

Познават: знаково-символические

Познавательные:

Выдвижение гипотез, выведение следствий

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Познават: анализ, речевое высказывание

Познават/общ

Поиск и выделение необх. информации

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

Контроль и коррекция

Познават.: Знаково-символ.,

Логич: синтез

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Личностные: нравственно-этич.оценивание усвоения материала

Личностные: нравственно-этич.оценивание усвоения материала

Контроль и оценка

А сейчас проверим, как вы усвоили изученную тему: найти соответствие между понятиями и их характеристикой. Слайд 30

Слайд 31-ответы (Приложение)

Ребята проверяют правильность выполнения соответствия самостоятельно

Регулятивные: контроль, оценка

Рефлексия

Ребята, мы реализовали план, который ставили пред собой?

«Хочу спросить»

Слайд 32 Смайлики

-Урок понравился, узнал много нового и интересного.

-Что-то понравилось, что-то нет, скучновато.

- Скучно, неинтересно, ничего нового.

Подведем итог.

Выясняем непонятное

Анализируют свое отношение к теме.

Оценивание активно работающих ребят

Регулятивные: оценка

Домашнее задание

§ 36 стр. 119-120

Выучить новые термины

Подсчитайте за сколько наберется стакан воды, если кран не закрутить до конца (по капле), сколько в среднем тратит воды ваша семья за день.

Узнайте у родителей, сколько платит ваша семья в месяц за воду.

Творческое задание: найти дополнительный материал о карстовых пещерах.

Личностные: нравственно-этич. оценивание усвоен. материала

ПРИЛОЖЕНИЕ

Термины по теме «Подземные воды»

Подземная вода - это вода, которая находится в пустотах, трещинах, порах горных пород в верхних слоях земной коры.

Грунтовая вода - это вода, которая находится на первом водонепроницаемом слое.

Межпластовая вода - это вода, которая находится между двумя водоупорными слоями.

Артезианские воды - это подземные воды, заключённые между водоупорными слоями и находящиеся под гидравлическим давлением.

Минеральная вода - вода, содержащая в своем составе растворённые солимикроэлементы, а также некоторые биологически активные компоненты.

Термальная вода - это вода с температурой свыше 20˚С. В горных районах термальные воды часто выходят на поверхность в виде горячих источников (с температурой от 50˚ до 90˚С), а в вулканических районах - в виде гейзеров и паровых струй.

Гейзер - это горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Распространены в областях современной вулканической деятельности.

Карст - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород (гипса, известняка, мрамора, доломита, каменной соли) и образовании в них пустот, трещин, колодцев, пещер.

Сталактиты - висящие на потолке пещер натёчные образования разнообразных форм.

Сталагмиты - натёчные минеральные образования, растущие в виде конусов, столбов со дна пещер навстречу сталактитам и нередко сливающиеся с ними, образуя сталагнат. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Урок по теме "Подземные воды" 6 класс

Урок «Подземные воды».Цель: создать условия1) для изучения нового материала и  для  повторения изученного материала2) закрепления основных понятий и знаний темы. Тип урока: комбинирован...

Урок по теме "Подземные воды"

Урок – моделирование с дегустацией «Подземные воды» входит в раздел «Гидросфера» уроков в 6 классе, на который отводиться 6 часов. В течение урока учащиеся становятся создателями модели подземные вод....

Урок по теме "Подземные воды"

Цель: Дать понятие о подземных водах, выявить вместе с учениками причины образования подземных вод, развитие логического мышления учащихся путем создания проблемных ситуаций, формирования навыков экол...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Конспект урока по окружающему миру :Вода.Свойства воды"

Данная тема может быть использована на уроках окружающего мира в начальных классах. 1.Вода-основное богатство на свете. 2.Три состояния воды. 3.Основные свойства воды. Учебный предмет :окружаю...

План-конспект урока на тему: "Подземные воды"

План-конспект урока на тему: "Подземные воды"...