Конспект урока на тему: "Подземные воды", 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Конспект урока на тему: "Подземные воды", 6 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 102.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Резниченко С.И. 17.11.2016
Предмет: география
Класс: 6-В.
Тема: Подземные воды
Цель: Сформировать представление о подземных водах как части гидросферы.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выявить причины образования подземных вод.
- Познакомиться с условиями залегания и их видами.
- Узнать каково значение подземных вод в природе и для человека.
- Учиться бережному отношению к природе.
Развивающие:
- Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.
- Развивать умение работать с географической картой и другими ИГЗ, самостоятельно получать знания.
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Воспитательные:
- Воспитание патриотизма, уважительного отношения к своей малой Родине.
- Экологическое воспитание.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: - формирование представлений о происхождении подземных вод, их видах, работе, значении, использовании и охране.
Метапредметные:
Регулятивные: умение определять цели и задачи урока, планировать пути достижения результата. Анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.
Познавательные: обучающиеся анализируют, сравнивают информацию, обобщают факты, выдвигают гипотезы, строят логические рассуждения.
Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Личностные: формирование социально-ответственного поведения по отношению к одному из источников жизни – воде, на примере подземных вод;
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: эвристический, дискуссионный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебники, атласы, физическая карта мира, горные породы (песок, глина, галька, гранит, мрамор), образцы сталактитов, емкость с водой, бутылка с минеральной водой, презентация к уроку «Подземные воды», иллюстрации на доске, термины по теме «подземные воды».
УМК: учебник “География” А.И. Алексеев, В.В. Николина, изд-во «Просвещение», 2012 г.
Этап урока | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | ||
предметные | универсальные | ||||
Организация начала учебной деятельнос ти | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Регулятивные: волевая саморегуляция | ||
Проверка знаний и умений | Какую оболочку Земли мы сейчас изучаем? Эпиграф Слайд 1 Давайте вспомним из каких частей состоит гидросфера? Слайд 2 Что из вод суши мы уже изучили? Слайд 3,4 | Отвечают на вопросы, а затем по слайду проверяют правильность своего огтвета. | |||
Целеполагание | С помощью цепочки проблемных вопросов создаю готовность к предстоящей деятельности. -Вы сегодня все умывались? Какой водой? А откуда берется вода в водопроводе? А разве можно такой водой умываться пить, ведь она же в земле, наверное, грязная. -Так, что еще вы мне расскажите о подземных водах? Исходя из полученных ответов определяем границы известного? Задаю ряд вопросов для выяснения неизвестного: -На какой глубине могут залегать подземные воды? Как их добывают? Везде ли встречаются подземные воды? Все ли подземные воды одинакового качества? -Я думаю, вы догадались какой будет тема нашего урока. Слайд 5 | Вступают в диалог. Объясняют, откуда вода в водопроводе, какого она качества. Озвучивают имеющиеся знания о подземных водах. Высказывают предположение о фильтрации воды. Высказывают предположения. Называют тему урока и записывают в рабочую тетрадь | Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: вступают в диалог Познават/общеуч. строят речевое высказывание Познав./ логич. Анализ объектов, выдвижение гипотез Позн./ логич. Синтез | ||
Планирование | -Итак, ребята, вы многое знаете о подземных водах, что-то нам неизвестно. Я, думаю вы согласитесь со мной, что определенно требуется порядок в наших знаниях. Попробуйте, объединившись в группы по 4 человека (2 парты) составить план изучения подземных вод. Что нам может помочь в изучении нового материала? | Обсуждают и составляют план изучения темы, желающие группы его озвучивают. Выбирают лучший или создают общий и записывают на доске:
Определяем средства обучения | Регулятивн.целеполагание, планирование, прогнозирование Коммуникативн. Участие в коллективном обсуждении Познават: выбор средств информации | ||
Реализация | 1. Итак, сформулируете определение подземных вод. Слайд 6 раздать термины по теме 2. Теперь выясним, как они там образовались. Какие условия этому способствовали? В каком виде выпадают осадки? Куда впитываются? Благодаря чему? Подвожу к знакомству с понятием «поры». 3 -Ребята, внимание «черный ящик». Достаю из ящика пакеты с горными породами (песок, глина, галька, соль), воронка. -Что это такое? Где мы их можем встретить? Значит, это через них просачиваются осадки? А через какие г/п лучше будет просачиваться вода? Как это доказать опытным путем? Слайд 8 Какие же горные породы хорошо пропускают воду? Как их можно назвать? Так если будут залегать такие породы как песок и галька, вода будет уходить глубоко до самой мантии. Что-то должно быть у нее на пути, чтобы она задержалась и накапливалась? Что? Какая из исследованных нами пород плохо пропускает воду? Как назовем такую породу? Какие еще горные породы не пропустят воду? Запишите в тетради полученные знания в виде схемы. Слайд 9 В какой же последовательности должны залегать водопроницаемые и водоупорные слои, чтобы образовались подземные воды? Могут ли слои чередоваться? На схеме подписать как будут располагаться водопроницаемые и водонепроницаемые слои (закрасьте голубым цветом то слой, в котором будут накапливаться подземные воды) Как можно назвать слой, насыщенный водой? Слайд 10 Работа с рисунками слайда 3.Рассмотрите рисунки, скажите какие виды вод выделяют в зависимости от расположения в земной коре? Слайды: 11,12,13 Какие из них чище? Какие используем мы? Знакомство с понятием «Артезианский бассейн» Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16,17,18 Можно ли использовать грунтовые воды? Люди издавна рыли колодцы и пили воду. В воде, которую пьем мы, есть соли? Как докажите? Внимание «черный ящик». В сказках героев посылали за мертвой и живой водой, угадайте, что у меня в ящике. От болезней помогаю, под землею залегаю. Достаю бутылку с минеральной водой. Знакомство с понятием минеральная вода. Ребята, давайте сверим план с тем, что узнали. По какому признаку можно разделить? Слайды: 19-21 4. В народе говорят: «вода камень точит», а что в будет происходить с водопроницаемыми породами? Знакомство с карстовыми пещерами, сталактитами, сталагмитами. Рассматривание на Слайдах: 22-26 Ребята, а какое значение подземной воды в природе? Слайд 28 5. У русского народа есть пословица: «Не плюй в колодец пригодится воды напиться». Как вы понимаете эту пословицу? Подвожу к необходимости охранять от загрязнения подземные воды. Слайд 29 Вспомните с чего я начала урок? А у всех ли у вас исправный кран? Как вы думаете, много воды вытечет из сломанного крана даже по капельке за 1 час? Проверьте свои предположения дома. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» | Исходя из названия формулируют определение, сверяют с определением в учебнике и на раздаточном листе (см. термины в приложении) записывают его в тетрадь. Высказываются предположения: «Выпадают осадки, впитываются и накапливаются» Рассматривают рисунок на Слайде 7 Звучит ответ: «Горные породы» В почве, земной коре. Предлагают проверить с помощью эксперимента- насыпать породу в воронку и наливать воду. Проводят эксперимент. Звучат ответы- песок, галька. Водопроницаемые Глина, гранит Водонепроницаемые Вычерчивают в тетради схему Горные породы Водопр. Водонепрон. -песок - глина -галька -гранит Высказывают предположения. 1 ученик работает у доски. Остальные оценивают правильность работы с помощью рис. 82 в учебнике стр.119 Ответ: водоносный Называют виды вод: грунтовые, межпластовые? Звучат ответы: межпластовые. Ученики закрепляют знания о грунтовых и межпластовых водах и др. видах п/вод Звучат предположения Ответ: да - это накипь на спирали чайника. Высказывают предположения. Ученики показывают воду, которую носят каждый день с собой, изучают состав Ответы: - по глубине залегания - по солености -по составу -по степени качества Высказывают предположения, что вода будет их размывать, растворять Рассматривают образцы сталактитов из коллекции кабинета географии Высказывают предположения: - родники дают начало рекам, питают их и др. Высказывают свое мнение. Умывались ли вы сегодня? Высказывают предположения В ходе беседы приходим к выводу о том, что воду нужно экономить. | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для оценки и объяснения происхождения подземных вод Овладение исследовательскими умениями Формирование представлений о водопроницаемости горных пород Формирование представлений о последователь ности залегания горных пород Овладение навыками нахождения информации. Формирование представлений о видах подземных вод Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для оценки использования подземных вод Формирование представлений о видах подземных вод Формирование умений и навыков безопасного и экологического поведения в окружающей среде | Познават: синтез, Умение строить речевое Высказывание Познават. Анализ, выдвижение гипотез Познават/общ Поиск и выделение необх. информации Позн. Речевое высказывание Познав. выбор способов действия Познават: анализ, речевое высказывание Познават: установление причинно-следственных связей Познават: знаково-символические Познавательные: Выдвижение гипотез, выведение следствий Регулятивные: Волевая саморегуляция Познават: анализ, речевое высказывание Познават/общ Поиск и выделение необх. информации Познавательные: Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: Волевая саморегуляция Познавательные: Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: Контроль и коррекция Познават.: Знаково-символ., Логич: синтез Познавательные: Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений Познавательные: Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений Личностные: нравственно-этич.оценивание усвоения материала Личностные: нравственно-этич.оценивание усвоения материала | |
Контроль и оценка | А сейчас проверим, как вы усвоили изученную тему: найти соответствие между понятиями и их характеристикой. Слайд 30 Слайд 31-ответы (Приложение) | Ребята проверяют правильность выполнения соответствия самостоятельно | Регулятивные: контроль, оценка | ||
Рефлексия | Ребята, мы реализовали план, который ставили пред собой? «Хочу спросить» Слайд 32 Смайлики -Урок понравился, узнал много нового и интересного. -Что-то понравилось, что-то нет, скучновато. - Скучно, неинтересно, ничего нового. Подведем итог. | Выясняем непонятное Анализируют свое отношение к теме. Оценивание активно работающих ребят | Регулятивные: оценка | ||
Домашнее задание | § 36 стр. 119-120 Выучить новые термины Подсчитайте за сколько наберется стакан воды, если кран не закрутить до конца (по капле), сколько в среднем тратит воды ваша семья за день. Узнайте у родителей, сколько платит ваша семья в месяц за воду. Творческое задание: найти дополнительный материал о карстовых пещерах. | Личностные: нравственно-этич. оценивание усвоен. материала | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ
Термины по теме «Подземные воды»
Подземная вода - это вода, которая находится в пустотах, трещинах, порах горных пород в верхних слоях земной коры.
Грунтовая вода - это вода, которая находится на первом водонепроницаемом слое.
Межпластовая вода - это вода, которая находится между двумя водоупорными слоями.
Артезианские воды - это подземные воды, заключённые между водоупорными слоями и находящиеся под гидравлическим давлением.
Минеральная вода - вода, содержащая в своем составе растворённые соли, микроэлементы, а также некоторые биологически активные компоненты.
Термальная вода - это вода с температурой свыше 20˚С. В горных районах термальные воды часто выходят на поверхность в виде горячих источников (с температурой от 50˚ до 90˚С), а в вулканических районах - в виде гейзеров и паровых струй.
Гейзер - это горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Распространены в областях современной вулканической деятельности.
Карст - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород (гипса, известняка, мрамора, доломита, каменной соли) и образовании в них пустот, трещин, колодцев, пещер.
Сталактиты - висящие на потолке пещер натёчные образования разнообразных форм.
Сталагмиты - натёчные минеральные образования, растущие в виде конусов, столбов со дна пещер навстречу сталактитам и нередко сливающиеся с ними, образуя сталагнат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"
Тема урока: "Воды суши. Подземные воды" Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны....

Урок по теме "Подземные воды" 6 класс
Урок «Подземные воды».Цель: создать условия1) для изучения нового материала и для повторения изученного материала2) закрепления основных понятий и знаний темы. Тип урока: комбинирован...

Урок по теме "Подземные воды"
Урок – моделирование с дегустацией «Подземные воды» входит в раздел «Гидросфера» уроков в 6 классе, на который отводиться 6 часов. В течение урока учащиеся становятся создателями модели подземные вод....

Урок по теме "Подземные воды"
Цель: Дать понятие о подземных водах, выявить вместе с учениками причины образования подземных вод, развитие логического мышления учащихся путем создания проблемных ситуаций, формирования навыков экол...

Конспект урока по окружающему миру :Вода.Свойства воды"
Данная тема может быть использована на уроках окружающего мира в начальных классах. 1.Вода-основное богатство на свете. 2.Три состояния воды. 3.Основные свойства воды. Учебный предмет :окружаю...
План-конспект урока химии по теме "Вода и сельское хозяйство.Определение качества воды" 8 класс
Цель урока: развить предметные компетенции обучающихся по теме «Вода в сельском хозяйстве», изучить качество водопроводной воды в школе для полива комнатных растений и овощных культур приш...

