Конспект урока на тему: "Подземные воды", 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Резниченко Светлана Ивановна

Конспект урока на тему: "Подземные воды", 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Резниченко С.И.                                                                     17.11.2016

Предмет: география

Класс: 6-В.

Тема: Подземные воды

Цель: Сформировать представление о подземных водах как части гидросферы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выявить причины образования подземных вод.
  • Познакомиться с условиями залегания и их видами.
  • Узнать каково значение подземных вод в природе и для человека.
  • Учиться бережному отношению к природе.

Развивающие:

  • Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.
  • Развивать умение работать с географической картой и другими ИГЗ, самостоятельно получать знания.
  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Воспитательные:

  • Воспитание патриотизма, уважительного отношения к своей малой Родине.      
  • Экологическое воспитание.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: - формирование представлений о происхождении подземных вод, их видах, работе, значении, использовании и охране.

Метапредметные: 

Регулятивные: умение определять цели и задачи урока, планировать пути достижения результата. Анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы. 

Познавательные: обучающиеся анализируют, сравнивают информацию, обобщают факты, выдвигают гипотезы, строят логические рассуждения.

Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Личностные: формирование социально-ответственного поведения по отношению к одному из источников жизни – воде, на примере подземных вод;

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: эвристический, дискуссионный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебники, атласы, физическая карта мира, горные породы (песок, глина, галька, гранит, мрамор), образцы сталактитов, емкость с водой, бутылка с минеральной водой, презентация к уроку «Подземные воды», иллюстрации на доске, термины по теме «подземные воды».

УМК: учебник “География” А.И. Алексеев, В.В. Николина, изд-во «Просвещение», 2012 г.

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация начала учебной деятельнос

ти

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Проверка знаний и умений

Какую оболочку Земли мы сейчас изучаем?

Эпиграф Слайд 1

Давайте вспомним из каких частей состоит гидросфера?

Слайд 2

Что из вод суши мы уже изучили? Слайд 3,4

Отвечают на вопросы, а затем по слайду проверяют правильность своего огтвета.

Целеполагание

С помощью цепочки проблемных вопросов создаю готовность к предстоящей деятельности.

-Вы сегодня все умывались? Какой водой? А откуда берется вода в водопроводе? А разве можно такой водой умываться пить, ведь она же в земле, наверное, грязная.

-Так, что еще вы мне расскажите о подземных водах?

Исходя из полученных ответов определяем границы известного? Задаю ряд вопросов для выяснения неизвестного:

-На какой глубине могут залегать подземные воды? Как их добывают? Везде ли встречаются подземные воды? Все ли подземные воды одинакового качества?

-Я думаю, вы догадались какой будет тема нашего урока. Слайд 5

Вступают в диалог. Объясняют, откуда вода в водопроводе, какого она качества.

Озвучивают имеющиеся знания о подземных водах.

Высказывают предположение о фильтрации воды.

Высказывают предположения.

Называют тему урока и записывают в рабочую тетрадь

Личностные:

действие смыслообразования

Коммуникативные: вступают в диалог

Познават/общеуч.

строят речевое

высказывание

Познав./ логич.

Анализ объектов, выдвижение гипотез

Позн./ логич. Синтез

Планирование

-Итак, ребята, вы многое знаете о подземных водах, что-то нам неизвестно. Я, думаю вы согласитесь со мной, что определенно требуется порядок в наших знаниях.

Попробуйте, объединившись в группы по 4 человека (2 парты) составить план изучения подземных вод.

Что нам может помочь в изучении нового материала?

Обсуждают и составляют план изучения темы, желающие группы его озвучивают. Выбирают лучший или создают общий и записывают на доске:

  1. Что такое п.в.?
  2. Условия образования.
  3. Виды
  4. Значение и использование
  5. Охрана

Определяем средства обучения

Регулятивн.целеполагание, планирование, прогнозирование

Коммуникативн.

Участие в коллективном обсуждении

Познават: выбор средств информации

Реализация

1. Итак, сформулируете определение подземных вод.

Слайд 6

раздать термины по теме

2. Теперь выясним, как они там образовались. Какие условия этому способствовали?

В каком виде выпадают осадки?

Куда впитываются? Благодаря чему?

Подвожу к знакомству с понятием «поры».

3 -Ребята, внимание «черный ящик». Достаю из ящика пакеты с горными породами (песок, глина, галька, соль), воронка.

-Что это такое?

Где мы их можем встретить?

Значит, это через них просачиваются осадки? А через какие г/п лучше будет просачиваться вода? Как это доказать опытным путем?

Слайд 8

Какие же горные породы хорошо пропускают воду? Как их можно назвать?

Так если будут залегать такие породы как песок и галька, вода будет уходить глубоко до самой мантии.  Что-то должно быть у нее на пути, чтобы она задержалась и накапливалась? Что?

Какая из исследованных нами пород плохо пропускает воду?   Как назовем такую породу? Какие еще горные породы не пропустят воду?

Запишите в тетради полученные знания в виде схемы. Слайд 9

В какой же последовательности должны залегать водопроницаемые и водоупорные слои, чтобы образовались подземные воды?

Могут ли слои чередоваться?

На схеме подписать как будут располагаться водопроницаемые и водонепроницаемые слои (закрасьте голубым цветом то слой, в котором будут накапливаться подземные воды)

Как можно назвать слой, насыщенный водой?

Слайд 10

Работа с рисунками слайда

3.Рассмотрите рисунки, скажите какие виды вод выделяют в зависимости от расположения в земной коре? Слайды: 11,12,13

Какие из них чище? Какие используем мы?

Знакомство с понятием «Артезианский бассейн» Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16,17,18

Можно ли использовать грунтовые воды?

Люди издавна рыли колодцы и пили воду.

В воде, которую пьем мы, есть соли?

Как докажите?

Внимание «черный ящик». В сказках героев посылали за мертвой и живой водой, угадайте, что у меня в ящике. От болезней помогаю, под землею залегаю.

Достаю бутылку с минеральной водой.

Знакомство с понятием минеральная вода.

Ребята, давайте сверим план с тем, что узнали.

По какому признаку можно разделить?

Слайды: 19-21

4. В народе говорят: «вода камень точит», а что в будет происходить с водопроницаемыми породами?

Знакомство с карстовыми пещерами, сталактитами, сталагмитами. Рассматривание на

Слайдах: 22-26

Ребята, а какое значение подземной воды в природе?

Слайд 28

5. У русского народа есть пословица: «Не плюй в колодец пригодится воды напиться». Как вы понимаете эту пословицу?

Подвожу к необходимости охранять от загрязнения подземные воды. Слайд 29

Вспомните с чего я начала урок?

А у всех ли у вас исправный кран? Как вы думаете, много воды вытечет из сломанного крана даже по капельке за 1 час? Проверьте свои предположения дома.

«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

Исходя из названия формулируют определение, сверяют  с определением в учебнике  и на раздаточном листе

(см. термины в приложении) записывают его в тетрадь.

Высказываются предположения:

«Выпадают осадки, впитываются и накапливаются»

Рассматривают рисунок на Слайде 7 

Звучит ответ: «Горные породы»

В почве, земной коре.

Предлагают проверить с помощью эксперимента- насыпать породу в воронку и наливать воду. Проводят эксперимент.

Звучат ответы- песок, галька.

Водопроницаемые

Глина, гранит

Водонепроницаемые

Вычерчивают в тетради схему

    Горные породы

Водопр.   Водонепрон.

-песок         - глина

-галька        -гранит

Высказывают предположения.

1 ученик работает у доски.

Остальные оценивают правильность работы

с помощью рис. 82 в учебнике стр.119

Ответ: водоносный

Называют виды вод: грунтовые, межпластовые?

Звучат ответы: межпластовые.

Ученики закрепляют знания о грунтовых и межпластовых водах и др. видах п/вод

Звучат предположения

Ответ: да - это накипь на спирали чайника.

Высказывают предположения.

Ученики показывают воду, которую носят каждый день с собой, изучают состав

Ответы:

- по глубине залегания

- по солености

-по составу

-по степени качества

Высказывают предположения, что вода будет их размывать, растворять

Рассматривают образцы сталактитов из коллекции кабинета географии

Высказывают предположения:

- родники дают начало рекам, питают их и др.

Высказывают свое мнение.

Умывались ли вы сегодня?

Высказывают предположения

В ходе беседы приходим к выводу о том, что воду нужно экономить.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для оценки и объяснения происхождения подземных вод

Овладение исследовательскими умениями

Формирование представлений о водопроницаемости горных пород

Формирование представлений о последователь

ности залегания горных пород

Овладение навыками нахождения информации.

Формирование представлений о видах подземных вод

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для оценки использования подземных вод

Формирование представлений о видах подземных вод

Формирование умений и навыков безопасного и экологического

поведения в окружающей среде

Познават: синтез,

Умение строить речевое

Высказывание

Познават. Анализ, выдвижение гипотез

Познават/общ

Поиск и выделение необх. информации

Позн. Речевое высказывание

Познав. выбор способов действия

Познават: анализ,  речевое высказывание

Познават:

установление причинно-следственных связей

Познават: знаково-символические

Познавательные:

Выдвижение гипотез, выведение следствий

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Познават: анализ, речевое высказывание

Познават/общ

Поиск и выделение необх. информации

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

Контроль и коррекция

Познават.: Знаково-символ.,

Логич: синтез

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Познавательные:

Выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений

Личностные: нравственно-этич.оценивание усвоения материала

Личностные: нравственно-этич.оценивание усвоения материала

Контроль и оценка

А сейчас проверим, как вы усвоили изученную тему: найти соответствие между понятиями и их характеристикой. Слайд 30

Слайд 31-ответы (Приложение)

Ребята проверяют правильность выполнения соответствия самостоятельно

Регулятивные: контроль, оценка

Рефлексия

Ребята, мы реализовали план, который ставили пред собой?

«Хочу спросить»

Слайд 32 Смайлики

-Урок понравился, узнал много нового и интересного.

-Что-то понравилось, что-то нет, скучновато.

- Скучно, неинтересно, ничего нового.

Подведем итог.

Выясняем непонятное

Анализируют свое отношение к теме.

Оценивание активно работающих ребят

Регулятивные: оценка

Домашнее задание

§ 36 стр. 119-120

Выучить новые термины

Подсчитайте за сколько наберется стакан воды, если кран не закрутить до конца (по капле), сколько в среднем тратит воды ваша семья за день.

Узнайте у родителей, сколько платит ваша семья в месяц за воду.

Творческое задание: найти дополнительный материал о карстовых пещерах.

Личностные: нравственно-этич. оценивание усвоен. материала

ПРИЛОЖЕНИЕ

Термины по теме «Подземные воды»

Подземная вода - это вода, которая находится в пустотах, трещинах, порах горных пород в верхних слоях земной коры.

Грунтовая вода - это вода, которая находится на первом водонепроницаемом слое.

Межпластовая вода - это вода, которая находится между двумя водоупорными слоями.

Артезианские воды - это подземные воды, заключённые между водоупорными слоями и находящиеся под гидравлическим давлением.

Минеральная вода - вода, содержащая в своем составе растворённые солимикроэлементы, а также некоторые биологически активные компоненты.

Термальная вода - это вода с температурой свыше 20˚С. В горных районах термальные воды часто выходят на поверхность в виде горячих источников (с температурой от 50˚ до 90˚С), а в вулканических районах - в виде гейзеров и паровых струй.

Гейзер - это горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Распространены в областях современной вулканической деятельности.

Карст - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород (гипса, известняка, мрамора, доломита, каменной соли) и образовании в них пустот, трещин, колодцев, пещер.

Сталактиты - висящие на потолке пещер натёчные образования разнообразных форм.

Сталагмиты - натёчные минеральные образования, растущие в виде конусов, столбов со дна пещер навстречу сталактитам и нередко сливающиеся с ними, образуя сталагнат. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Урок по теме "Подземные воды" 6 класс

Урок «Подземные воды».Цель: создать условия1) для изучения нового материала и  для  повторения изученного материала2) закрепления основных понятий и знаний темы. Тип урока: комбинирован...

Урок по теме "Подземные воды"

Урок – моделирование с дегустацией «Подземные воды» входит в раздел «Гидросфера» уроков в 6 классе, на который отводиться 6 часов. В течение урока учащиеся становятся создателями модели подземные вод....

Урок по теме "Подземные воды"

Цель: Дать понятие о подземных водах, выявить вместе с учениками причины образования подземных вод, развитие логического мышления учащихся путем создания проблемных ситуаций, формирования навыков экол...

Конспект урока по окружающему миру :Вода.Свойства воды"

Данная тема может быть использована на уроках окружающего мира в начальных классах. 1.Вода-основное богатство на свете. 2.Три состояния воды. 3.Основные свойства воды. Учебный предмет :окружаю...

План-конспект урока на тему: "Подземные воды"

План-конспект урока на тему: "Подземные воды"...

План-конспект урока химии по теме "Вода и сельское хозяйство.Определение качества воды" 8 класс

Цель урока: развить предметные компетенции обучающихся по теме «Вода в сельском хозяйстве», изучить качество водопроводной воды в школе для полива комнатных растений и овощных культур приш...