Экологический тренинг на тему «Сокращение промышленных предприятий-благо или вред?»
план-конспект урока по географии (9 класс)

Воронкова Марина Александровна

 

Цель тренинга: воспитывать нравственных, экологически грамотных людей, умеющих понимать сложность проблем, возникающих в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Задачи:- расширение индивидуального, экологического пространства, формирование у обучающихся  способности ощущать себя частью окружающей среды, общества, коллектива;

-привлечь внимание обучающихся к необходимости понимания  того, что окружающая среда-это и природа, и социум, и  деятельность человека;

-проследить динамику взглядов обучающихся на экологические проблемы области.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_ekologii1.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический тренинг

на тему

«Сокращение промышленных предприятий-благо или вред?»

Цель тренинга: воспитывать нравственных, экологически грамотных людей, умеющих понимать сложность проблем, возникающих в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Задачи:- расширение индивидуального, экологического пространства, формирование у обучающихся  способности ощущать себя частью окружающей среды, общества, коллектива;

-привлечь внимание обучающихся к необходимости понимания  того, что окружающая среда-это и природа, и социум, и  деятельность человека;

-проследить динамику взглядов обучающихся на экологические проблемы области.

Ход тренинга.

Учитель. Есть просто храм, есть храм науки,
              А есть еще природы храм, 
           С лесами, тянущими руки
           Навстречу солнцу и ветрам.
         Всегда, в любое время суток,
         Он нам открыт в жару и стынь.
        Входя в него, будь сердцем чуток,
          Не оскверняй его святынь.

Сергей Смирнов

Введение в проблему. Экологические проблемы.

Учитель: Ребята, передавая глобус, продолжите фразу: “Для меня Земля – это…”

Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой есть жизнь.

Глобус передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.

Учитель: Из ваших высказываний можно понять, что вы очень трепетно относитесь к нашей планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

Самой крупной экосистемой является биосфера. Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.

Как вы считаете, какие проблемы человечество испытывает на себе сегодня?

(Дети отвечают:  продовольственные, демографические, экологические.)

Сегодня, мы с вами попытаемся найти ответ на вопрос «Сокращение численности промышленных предприятий –это благо или вред?» Как

вы думаете? Посмотрим, измениться ваше мнение в конце нашей встречи.

Первое задание называется «Творческий рисунок»

Задание1. Творческий рисунок

Учитель. Перед вами лежат листы А3,делите его пополам вертикальной линией. Слева  рисуете то, что по вашему мнению ведет к загрязнению окружающей среды, а справа-то, что может способствовать ее улучшению. На работу отводится 10 мин, в конце дети вывешивают работы на доску, сравнивают рисунки и делают вывод, что вредит, а что помогает.

Учитель. Да, наибольший вред окружающей среде наносят именно промышленные предприятия: заводы выбрасывают в атмосферу вредные, а порой и ядовитые вещества; промышленные предприятия сбрасывают в реки токсичные отходы и список таких предприятий может быть бесконечным. На территории нашего района тоже имеются предприятия, которые оказывают негативное влияния на природу. Назовите их. Но мы живем в 21 веке, и многие проблемы можно решить модернизировав производства: установив мощные фильтры, очистные установки, перерабатывая отходы производств.

Показывает фотографии предприятий прошлого века и современные экологичные производства.

Современные предприятия –это использование современных технологий производства.

Задание 2. Рейтинг.

 Учитель. Представьте, что вы генеральный директор промышленного предприятия, на котором произошла чрезвычайная ситуация- поломка оборудования по очистке сточных вод. В результате произошел сброс токсичных отходов. Вы понимаете, что необходимо быстро принять решение. Составьте последовательность действий:

-измените технологию очистки сточных вод

-поменяете устаревшее оборудование

-сообщите в комитет по охране окружающей среды

-остановите производство –перекроете сброс отходов в реку.

Обсуждение происходит в группах, составляют рейтинги и представляют свое решение другим  группам. Время выполнения -5 мин.

Учитель. Давайте немного отдохнем.

Разминка.

«Слогопословица»

Листы с пословицами разрезаны так, что на каждом кусочке бумаги только одно слово. Необходимо быстро собрать свою пословицу.

1.Был бы лес-соловьи прилетят.

2.Лес и вода –родные брат и сестра

3.Сломать дерево секунда-вырастить года.

Учитель. Продолжим работу. Третье задание «Закончи предложение»

Задание3. Закончи предложение.

На доске вывешивается плакат с началом фразы, а участники тренинга предложить свой вариант ее завершения.

«Строительство новых промышленных предприятий в области приведет к……

«Сокращение числа промышленных предприятий приведет к………

Учитель. Да, одного мнения быть не может. С одной стороны – это улучшение экологической обстановки, с другой- многие люди потеряют рабочие места, что приведет к тому, что за новой работой они будут уезжать в другие города.

Заключительное задание «Моя точка зрения»

Задание 4. Моя точка зрения.

Учитель. Перед вами  листы с высказываниями  известных людей. Вам необходимо  обсудить все высказывания и выбрать одно и аргументировать свой выбор.

  • В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин
  • Встарь богатейшими странами были те, природа которых наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен. Генри Бокль
  • Всякая вещь в природе является либо причиной, направленной на вас, либо следствием, идущим от нас. Марсилио Фичино

Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча. Итак, все-таки можем ли мы  ответить на вопрос, поставленный вначале «Сокращение численности предприятий –благо или вред?». Мы можем сделать вывод, что прямого ответа нет. С одной стороны, это хорошо- улучшится экологическая обстановка, а с другой стороны, ухудшение экономической. Поэтому, необходима не сокращать, а модернизировать предприятия, сокращая воздействие на окружающую среду до минимума.

И закончить нашу встречу я хотела бы словами:

Мы люди,

Мы прошли долгий путь,

Познавая мира суть.

Мы возводим монументы,

Пересекаем континенты,

Покоряем небеса,

Выходим в пространства

Открытого космоса.

Создаем для жизни новое поле,

Строим города на песке

И в открытом море,

И на этом мы не останавливаемся.

Мы возводим здания до неба

Создаем автомобили без пилота.

Учим играть на гитаре бота,

Находим лекарства от болезни

Симфонии исполняем в совершенстве

И печатаем 3Д дома.

Мы достигли цели?

Нет, мы двигаемся вперед

На самом деле, настали времена,

Когда нас ждут большие дела

Планета нуждается в помощи

Как никогда

Игнорировать это больше нельзя

Но помните! Мы люди,

Как захотим, так и будет

Если мы объединим усилия,

Если все нации станут едины,

Мы любое решение сможем найти

И сделать будущее-великим!

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок на тему: "Альтернатива: промышленное освоение или сохранение природы"

Урок, предложенный вниманию коллег, проводится в 9м классе по предмету география.Вид урока – урок-игра.Данный урок может быть проведен по окончанию темы «Европейский Север» в качестве урока обобщения ...

Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»

Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»Учитель географии МОУ СОШ № 22 г. Краснодара Радченко У. А....

Тест по теме "Топливная промышленность", география, 9 кл.

Электронный тест по теме "Топливная промышленность", География, 9 кл. Тест выполнен в виде презентации с показом на мультимедиа. 2 варианта заданий с выбором вариантов ответов. Ответы прилагаются....

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Тренинг по математике для 6 класса по теме "Сокращение дробей" в 4-х вариантах

Тренинг  направлен на проверку знаний и умений учеников по теме «Сокращение дробей». Тренинг  предназначен  для учащихся 6 класса к учебнику Н.Я. Виленкин, В.И. Жохова и др. Учебник для...

тренинг по теме "Сокращение дробей"

Данный тренинг поможет обучающимся сформировать навыки по выполнению сокращения обыкновенных дробей...