Урок по теме "Луна -спутник Земли"
материал по географии (5 класс)

Цыганкова Галина Павловна

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_luna-sputnik_zemli_.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Луна – спутник Земли» (урок № 4  в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Базовый учебник:  География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой).- М.: Дрофа,2012

Цель:  Сформировать представления о Луне как естественном спутнике Земли.

Задачи:

  • Обучающие: формирование понятия «Луна – спутник Земли», её ч значение для Земли, значение для человека.
  • Развивающие: формировать умение работать с рисунками, схемами в учебнике. Развивать устную и письменную речь, интерес к изучению спутника Земли, стремление  к  самостоятельному поиску  знаний.
  • Воспитательные: реализовать принцип связи изучаемого   на уроке материала  с жизнью,  формирование экологической культуры, бережного отношения к природе своей страны, как части природы Земли, воспитывать дисциплинированность, познавательный  интерес к предмету, географическую культуру.

Планируемые образовательные  результаты:

  • Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке. Формирование устойчивых установок социально  ответственного поведения в географической среде обитания всего живого, в том числе человека.
  • Метапредметные:  умение работать с текстом, выделять в нём самое главное; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение ориентироваться в окружающем мире.
  • Предметные: формирование представлений  о географической науке и её роли в освоении планеты человеком, в том числе охране окружающей среды и рациональном природопользовании.  Знать понятия: Луна, фазы Луны, отлив, прилив.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира;
  • Регулятивные: планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников;
  • Познавательные:  добывать и извлекать новую информацию из источников, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать; выделять причины и следствия для получения необходимого результата.
  • Коммуникативные: умение общаться, взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  комбинированный урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

.Необходимое техническое оборудование: доступ  к Интернету, ИКТ, мультимедийная установка, интерактивная доска, ЭОР, персональный компьютер, учебник.

.Структура и ход урока.

ход урока

учитель

ученик

Организационный момент

Приветствие учащихся.

1. Психологический настрой.

Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и удачи, настроимся на поиск и творчество. В добрый путь! Итак, начнем урок. 

2. Определим правила работы на уроке:

  1. Выслушивай, не перебивая
  2. Придерживайся темы
  3. Любые идеи имеют ценность
  4. Уважай различные мнения
  5. Любые вопросы важны
  6. Избегай прямых указаний и назидательности

Приветствие учителя. Настраиваются на ход и деятельность урока.

Побуждающий диалог

Слайд 4,5

Предлагаю вам загадки: 

Ночь на небе тёмно-синем,
Испекла румяный блин?
Из космической корзины,
Прикатился апельсин?
Или блюдце золотое,
Засияло в вышине?
Фантазировать, порою,
Так занятно  при …! (луне)

Я  сибирская  река и широка, и глубока. Букву «е» на «у» смени, буду спутником Земли.  (Лена, Луна).

Украшал ночью синь серебристый апельсин, а прошла неделька только от него осталась долька. (Луна, месяц)

 Подрастал, подрастал, был рогатым -  круглым стал. Только круг – чудо круг стал опять рогатым вдруг. (Месяц)

В голубой станице, девица круглолица. Ночью ей не спится, в зеркало глядится. (Луна).

Слайд 6

Вопрос: Кто знает пословицы о луне?

Палец, указывающий на луну, не есть Луна.

Какая польза от звезд, если светит Луна!

 Жизнь, как луна: то полная, то на ущербе.

Чем больше светит луна, тем больше лает дворняжка.

Взойдет Луна – увидит весь мир.

Солнце – князь Земли    - Луна – княжна.

Разве Луна  будет светить без Солнца.

Вопрос: Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать на уроке?

– Правильно, мы должны познакомиться и подробно изучить Луну – спутник Земли.

– Что такое или кто такой спутник (в жизни)? В толковом словаре С.И. Ожегова спутник – это:

1.Тот, кто совершает путь с кем-нибудь.

2.То, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь.

 Так же и у Земли есть спутник, т.е. небесное тело, которое обращается вокруг нее, всегда рядом.  

Как будет звучать тема урока?

Учащиеся отгадывают загадки, вспоминают пословицы о луне.

Предложения учеников, о каком небесном теле будем говорить на уроке.

Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопрос и формулируют название темы урока.

Тема урока

Значит, тема нашего урока: “Луна – спутник Земли”. Откройте тетради, запишите число и тему. Фиксация темы на доске.

Работают в тетради.

Целеполагания

Вопрос: Как вы думаете, что нам предстоит узнать, какие цели стоят перед нами?

Помогает сформулировать цель урока:

Отправляясь в поездку куда-либо, вы твердо знаете:

Зачем вы туда едете         цель.

Цели урока:

Слайд 2

- сформировать представления о Луне как естественном спутнике Земли;

- изучить явления (смена лунных фаз, затмения, приливы и отливы), связанные с обращением Луны вокруг Земли.

Осознание, формулирование целей предстоящей деятельности. Предположения учеников.

Планирование работы

Что бы достичь поставленной цели необходимо поставить задачи для их достижения.

Представляет достаточное количество материала (§4), побуждающего  к высказыванию предложений  о способах изучения данного объекта, предлагает самим составить план.

Слайд 3

Давайте вместе составим план урока:

  1. Луна спутник Земли.
  2. Измерение времени. Календарь.
  3. Похожа ли Луна Землю?
  4. Почему вид Луны на небе не меняется?
  5. Как Луна влияет на Землю?

а) приливы, отливы;

б) солнечное затмение.

  1. Изучение Луны человеком.

Что вы хотите увидеть в конце пути    

Результат, - выполнить план и достигнуть целей на уроке.

 Выделяют смысловые блоки учебника, составляют план предстоящей деятельности.

Физкультминутка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Упражнения для глаз, на осанку и игра.

Ты слышал - в Киеве Луна

Прекрасна, точно в Риме?

- Она, должно быть, не Луна,

Хоть носит это имя.

А может, в Киеве видна,

Сестра Луны, а не Луна?..

Луна в ответ сказала так:

- Да что я вам, ночной колпак?

Нет, я для всех сияю.

До рубежей мне дела нет.

Дарю Парижу ясный свет,

Каиру и Шанхаю,

Гляжу на Кубу и Тунис,

И мне в пути не надо виз!

(Джанни Родари)

Выполняют упражнения физкультминутки.

Изучение нового материала.

Вопрос: Что вы знаете о Луне? А все ли вы знаете о ней? А хотите ли узнать больше?

Слайд 7

Спутник Земли – Луна. Луна обращается вокруг Земли и вместе с Землей – вокруг Солнца.

Слайд 8

Луна самое исследованное после Земли тело Солнечной системы.

Слайд 9,10

В 1609 году Г. Галилей рассмотрел Луну в телескоп и дал описание ее внешнего облика, выделив кратеры, горы, моря. По размерам теней лунных гор определил их относительную высоту и сделал выводы,  что они выше земных.

Вопрос: Были люди на Луне?

Слайд 11

Но люди на Луне все-таки побывали. Впервые это случилось 19 июля 1969 года, когда американский космический корабль “Аполлон-11” доставил на Луну двух астронавтов Нила Армстронга и Эдвина Олдрина.

Армстронг, впервые ступивший на поверхность Луны, делал осторожно этот первый шаг, ведь он не представлял, что почувствует, очутившись на Луне. Первым астронавтам пришлось даже учиться ходить по Луне. И тяжести на Луне значительно легче поднимать, чем на Земле. Гирю в 100 кг поднимать там не труднее, чем на Земле гирю в 16 кг. Потому что Луна притягивает к себе слабее, чем наша планета.

Когда первые астронавты возвращались с Луны на Землю, их на несколько дней помещали в специальные изоляторы. Боялись, что они привезли с собой какие-нибудь неизвестные микробы, которые могли оказаться опасными для людей. Но вскоре перестали изолировать астронавтов, потому что поняли: на Луне нет никаких микроорганизмов. Там пока нет жизни. Возможно, наступит время, когда обитателями пустынной Луны станут земляне. 

Американские астронавты оставили на Луне табличку: «Мы прибыли с миром от имени человечества».

Вопрос: А что написали бы вы?

Слайд 12

Огромный вклад внесен в изучение Луны нашими учеными. 17 ноября 1970 года был направлен на Луну первый луноход.

Именно советскими (русскими) учеными был создан и 4 октября 1957 года запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли.

Слайд 13

С древних времен люди наблюдали, как Луна делает оборот вокруг Земли. И многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — придумали и пользовались лунным календарем.

Каждый оборот Луны отмечали как новый период, который назвали — месяц. Полная смена фаз Луны происходит за 29 суток. Этот период положили его в основу ЛУННОГО КАЛЕНДАРЯ. За начало месяца  принимали новолуние.

Вопрос: Какие месяца вы знаете?

Но со временем древние люди поняли, что Лунный календарь неудобный. Ведь древние люди занимались земледелием, поэтому были привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари стали заменяться солнечными календарями. Одним из исключений является мусульманский календарь. Он построен только на изменении лунных фаз.

Слайд 14

Вопрос: Почему вид Луны на небе меняется?

Вопрос: Вы заметили, что иногда мы видим Луну круглую, иногда частичку?

Кстати, неполную Луну мы называем — месяц.

 

Вопрос: Почему бывает то Луна, то месяц?

 

Если каждый день наблюдать за Луной, то можно увидеть, что месяц сначала тоненький и смотрит рожками влево. Потом он с каждой ночью становится всё толще и толще, превращается в полукруг, и, наконец, наступает ночь, когда Луна становится целой и круглой. Это называется ПОЛНОЛУНИЕ.

 С   давних   времен   с   воздействиями   полной   Луны   связывали   мифы, суеверия о вампирах, ведьмах, колдунах, оборотнях. Считалось, что полная Луна   пробуждает   в   человеке   все   низменные   чувства.   Лунные   затмения считались   дурным   предзнаменованием   событий   –   катастроф,   войн, наводнений.   Поэтому   люди   стремились   как   можно   больше   узнать   о   Луне, раскрыть ее тайны

 После полнолуния Луна начинает ночь за ночью, словно подтаивать с другой стороны и постепенно снова превращается в месяц. Только теперь рожки его смотрят вправо. Месяц делается всё тоньше, пока однажды ночью вообще не пропадает с неба. Все эти превращения происходят примерно за месяц (единица времени), точнее, за 28 дней. И всё начинается снова.

Демонстрация.

Возьмем мяч, лучше всего светлый. Выключим  свет, зашторим окна и оставь гореть только настольную лампу. Поставим мяч недалеко и отойдем подальше, в темноту. Видите, как лампа освещает мяч? Тот бок, что обращён к лампе, залит светом, другой – в тени. А вот граница между светом и тенью.

Вопрос: Узнаёшь фигуру?

Правильно, это месяц!

Передвиньте  мяч так, чтобы он был сзади лампы. Он освещён полностью. Никакой тени не видно, только круг света – как полная Луна. Поставьте мяч с другой стороны от лампы – снова месяц, но рожки смотрят в другую сторону. Поставь мяч перед лампой – он совсем тёмный, сплошная тень.

Освещенную Солнцем часть Луны называют фазой Луны.

Вопрос: почему Луна меняет форму.

Потому, что она светится не сама, и потому, что она – шар. Это Солнце освещает её то, с одного бока, то с другого, то спереди, то сзади. И потому мы видим то светящийся круг, то месяц, то совсем ничего не видим.

Слайд 15

Вопрос: Похожа ли Луна на Землю?

Луна, Земля, другие тела Солнечной системы образовались из газопылевого облака в одно время – более 4 млрд. лет. Ученые узнали это, проанализировав образцы с поверхности Земли и Луны и вещество метеоритов.

Вопрос: Как же получилось так, что Луна стала спутником Земли?

Существует предположение, что Луна была маленькой самостоятельной планетой. Время от времени Земля и Луна встречались. Земля каждый раз тянула к себе Луну, Луна понемножку теряла скорость. И вот 10-15 тысяч лет назад у Луны не хватило скорости, что бы вырваться из земного плена, и она навсегда осталась спутником Земли. Луна потеряла свою атмосферу и гидросферу.

Слайд 16

Хоть Земля и Луна – сестры, между ними очень много различий.

Вопрос: Назовите различия между Землей и Луной?

Ответ найдите на ст. 27  пункт «Похожа ли Луна на Землю»

Предлагаю посмотреть слайд 16.

(Форма  Луны, близка к шару. Расстояние от Земли до Луны – 384467км, поэтому она нам кажется маленькой, хотя её диаметр лишь  в 4  раза  меньше  диаметра  Земли.  Масса  Луны  меньше  массы  Земли приблизительно в 80 раз. Притяжение Луны примерно в 6 раз слабее, чем притяжение   Земли,   поэтому   там   нет   атмосферы,   молекулы   газов   легко преодолевают   её   малое   притяжение.   Из-за   отсутствия   атмосферы   перепад температур на Луне очень большой: от +130°С на освещенной поверхности до -150°С – на неосвещенной. По этой же причине на Луне не слышно звуков и нет ветра. Солнечные лучи не рассеиваются в атмосфере, поэтому небо над Луной,  всегда   черное.)

Слайд 17,18,19

Вопрос: Как Луна влияет на Землю?

Вместе с Солнцем Луна оказывает влияние на Землю.

Движение  Луны  влияет   на  перемещение   водных   масс  Земли.  Лунное притяжение является причиной приливов. Вместе с вращением Земли приливы перемещаются вдоль морей и океанов следом за Луной с востока на запад со скоростью 1800 км/год. В открытом море уровень воды повышается на 12 м, а вдоль побережья – на 45 м. Притяжение Луны дважды в сутки изменяет давление воздуха на несколько мм.рт.ст. и поднимает почву в среднем на  40 см.

Самый высокий прилив в заливе Фанди – 18 м (США), в России – 12м в заливе Шелихова в Охотском море.

Запишите в рабочую тетрадь, что такое прилив и что такое отлив.

Слайд 20

Вопрос: Где строят приливные электростанции. (ПЭС)?

Энергию приливов  и отливов люди научились использовать для получения  электричества (ПЭС).  Приливные электростанции действуют во многих странах мира.

Слайд 21, 22, 23

Вопрос: Что такое солнечное затмение?

Это всегда происходит в момент новолуния, когда Земля, Луна и Солнце выстраиваются в одну линию. Луна, преграждая путь солнечным лучам, отбрасывает на Землю огромную тень. Все, кто находится в зоне этой тени, наблюдают полное затмение, Солнце прячется за Луну целиком.

Солнечное затмение - эффектное астрономическое явление, в древние времена оно очень пугало людей. Действительно, странно: в ясный солнечный день (в пасмурный это явление не разглядишь) с правой стороны Солнца вдруг появляется щербинка, которая постепенно увеличивается. Солнце медленно принимает форму серпа, который становится всё тоньше и тоньше. И вот Землю мгновенно накрывает тень, наступают сумерки. На небе вспыхивают звёзды, вместо Солнца - чёрный круг. Когда Луна полностью закрывает Солнце, у астрономов появляется возможность наблюдать корону Солнца и ближайшие его окрестности, что в обычных условиях почти невозможно из-за ослепительных солнечных лучей

Осмысливают вопросы, формулируют ответы.

Смотрят слайды.

Работают с учебником ст. 26, рис 11

Принимают участие в беседе на поставленный вопрос.

Отвечают на вопрос.

Принимают участие в беседе по поставленным вопросам. Формулируют ответы и озвучивают их.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят слайд.

Слушают учителя

Выполняют работу под руководством учителя.

Осмысливают вопрос и формулируют ответ.

Записывают в тетрадь, что такое фазы Луны.

Проявляют познавательную инициативу. Анализируют, дают ответы.

Смотрят слайд

Формулируют ответы и отвечают на вопрос.

Высказывают свое предположение.

Работают с текстом учебника, отвечают на вопрос.

Сравнивают свои ответы со слайдом 16

Высказывают свое мнение на основе полученных ранее знаний.

Смотрят слайды.

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь, что такое прилив, отлив.

Дают ответы, используя слайд.

Учебные действия по реализации плана. Применение нового материала.

Применение знаний в нестандартной ситуации.

Беседа. Что нового узнали на уроке?

Задание 1. Выполни тест.

1.Первым на Луне побывал:

а) Тихо Браге;

б) Нил Армстронг;

в) Эдмунд Галлей;

2.Полный оборот вокруг Земли Луна делает за:

а) 20 часов;

б) 29 суток;

в) 12 суток.

3.Луна легче Земли:

а) в 15 раз;

б) в 80 раз;

в) в 120 раз.

4.Почему на Луне нет растений и животных:

а) нет Солнца и воздуха;

б) нет атмосферы и воды;

в) нет воды и земной коры.

5. Луна имеет:

а)3 фазы,

б)8 фаз,

в)4 фазы,

г)6 фаз

6.Можно ли на Луне разжечь костёр?

а) можно, как и на любой другой большой планете;

б) нельзя, так как там нет воздуха (кислорода);

7.Сопоставьте тип солнечного затмения с его описанием: 

1.Частичное

2.Полное

3.Кольцеобразное

а) При таком затмении Луна закрывает Солнце не полностью, а лишь какую-то его часть.

б) При таком затмении солнечный свет полностью перестает поступать на Землю

в) При таком затмении образуется светящаяся корона.

8. Каков возраст Луны?

а) 500 миллионов;

б) 4 миллиарда;

в)6 миллиардов.

Задание 2

Смотрим слайд 24

Отвечают  на поставленный вопрос.

Выполняют тестовое задание на предложенных листах.

Читают текст, размышляют, предполагают ответ.

Рефлексия

Тема урока?

Предлагает вспомнить тему урока и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

Вопрос: Что выполнили. Что нет из того, что запланировали. Оценка работы отдельных обучающихся.

Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке.

Я знаю, я умею, мне нравится…

Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают учеников, наиболее активно работающих на уроке. Высказывают свое мнение о полноте полученных знаний.

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание. §4

По желанию подготовить презентацию.

Записывают  д/з в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный урок физики по теме "Искусственные спутники Земли"

 Представлен    конспект урока физики в 9 классеТема: « Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость».Цели  урока:  изучить движение тел в гравитационном п...

Урок-презентация "Искусственные спутники земли"

Тип урока: комбинированный с элементами Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).Задачи урока:образовательная: знать условия, при которых тело может стать искусственным спутником Земли; уметь р...

Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость"

Презентация к уроку по теме "Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость, 9 класс. Цели показа презентации: познакомить учащихся с успехами в освоении космического пространства,  ра...

Урок в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"

Закрепление и применение полученных знаний для вывода первой космической скорости.Изложение материала, расширяющего кругозор учащихся.Обсуждение вопросов и решение задач, требующих творческой инициати...

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Тема урока: «Луна – естественный спутник Земли»

Цель урока: создать условия для развития самостоятельности, творческого мышления в процессе получения, восприятия и усвоения информации. Задачи урока:Образовательные:  изучение особенностей ...

Конспект урока "Движение искусственных спутников Земли"

Цель урока:   изучить физические основы запусков искусственных спутников Земли.Задачи урока:Образовательные: изучить движение тел в гравитационном поле Земли; вывести формулу первой космической с...