Краеведческий принцип в изучении истории и географии.
статья по географии

Найданова Баярма Бадмаевна

Статья " Краеведческий принцип в изучении истории и географии. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraeved.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий принцип в изучении истории и географии.  

Найданова Б.Б. (Иволгинский район, Нижне-Иволгинская СОШ), Цыдыпова Т.Б. (г. Москва)    

 Один из знаменательных показателей положительных перемен в современном российском образовании - изменение отношения к школьному краеведению. Возрастает роль изучения истории и географии родного края (региональный компонент) в истории нашей огромной многонациональной и многоконфессиональной страны.

       Воспитание патриота и гражданина демократического государства невозможно без воспитания любви к своей малой родине. А любовь эта начинается со  знания истории своей семьи,  своего края; со знания современной ситуации в регионе; с понимания места и роли малой родины в масштабах страны.

       Концепция модернизации российской школы предполагает изменение самой образовательной идеологии - от знаний к деятельности. Определяется и новое качество обучения: формирование практических навыков получения и анализа информации, способность к самообучению, организация самостоятельной работы учащихся, формирование умений по применению знаний в новой ситуации. Все это можно сформировать у учащихся и через изучение истории и географии родного края.

      Одним из важнейших источников изучения родного края являются ресурсы,  накопленные в музейных фондах провинций. К провинциальным музеям можно отнести и Кяхтинский краеведческий музей им. В.А.Обручева, который отмечает славную дату – 125-летие. Музей создавался в то время, когда Кяхта являлась важным торговым форпостом Российской Империи. Успешное развитие торговли с Китаем, Монголией способствовало тому, что здесь были открыты учебные учреждения: приходское успенское училище, училище китайского языка, Русско-Монгольская войсковая школа, женское училище и др., в которых преподавали энтузиасты провинциальной науки. Их усилиями в 1894 году было открыто Троицкосавско-Кяхтинское Отделение Приамурского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Члены-учредители: М.Бардашев, И. Гонести, Г.Заневский, Н.Коновалов, Ю.Талько-Гринцевич, В.Попов и др. Своей задачей Отделение ГО ставило цель изучение Сибирского края и сопредельных стран на благо отечеству. В ведение Отделения поступил и музей с его коллекциями.

        Музей был основан 01.08.1890  года. Его создателями были преподаватели реального училища, женской гимназии и другие представители местной интеллигенции. Первым директором и хранителем музея был П.С. Михно. В его доме хранились и первые коллекции музея, насчитывавшие 310 экспонатов. Это были образцы местной флоры и фауны, археологические находки, предметы этнографии, торговли.   До 20-х годов XX в. – единственное научно-исследовательское учреждение на территории современной Бурятии.

Фонды музея насчитывают более 120000 единиц хранения. Это уникальные археологические коллекции, эталонные образцы флоры и фауны, предметы российско-китайской торговли XVIII – XIX вв. И одними из интереснейших  коллекций музея, отражающих историю города, края, страны, несомненно, можно считать фонд «Документы и фотодокументы» состоящий из около 5000 документов и фотографий и Редкий книжный фонд (РКФ) – гордость музея, книжное собрание, включающее более 30 тысяч книг и карт.

       В 1940 году музею было присвоено имя академика Владимира Афанасьевича Обручева. Выдающийся русский географ и геолог был почетным членом Троицкосавско-Кяхтинского Отделения Русского Географического Общества. В трудные годы он оказывал материальную поддержку музею. В музее хранится великолепная коллекция горных пород, собранная ученым в экспедициях,  труды и отдельные статьи с дарственными записями.

      Следуя примеру старейшего музея, понимая актуальность воспитания патриотизма у современной молодежи на базе нашей Нижне-Иволгинской школы в 1985 году был создан краеведческий музей, фонды которого собираются усилиями учащихся, учителей, жителей сел, людей неравнодушных к истории родного края. У истоков работы музея стояли учителя-энтузиасты: Бальжинимаева Л.Ж., Ринчинова Т.Д., Раднаева Г.Д., Атутова К.А. Научными руководителями исследовательских работ сегодня  являются следующие педагоги: Чимитова Т.Б., Ринчинова М.В., Найданова Б.Б. Научными консультантами работ являются знаменитые наши земляки, ведущие ученые республики, в том числе, доктор биологических наук  Намзалов Б.Б.

     Село Нижняя Иволга располагается на федеральной трассе, в 18 километрах от столицы Бурятии, является одним из самых динамично развивающихся центров Иволгинского района. Современное население поселения «Нижне-Иволгинское» представлено выходцами всей этнической Бурятии.  

     Иволгинский район имеет богатое историко-культурное наследие, тесно связан с историей буддизма, обладает уникальным природным потенциалом, привлекателен для отдыха, организации досуга, занятия спортом, туризмом. Иволгинский район расположен в центральной части Республики Бурятия, на левобережье реки Селенга. С юга район граничит с живописными отрогами Ганзуринского кряжа, а с северной стороны подступают могучие гряды Хамар-Дабана. Это один из пригородных районов, подавляющее большинство жителей которого являются прямыми потомками булагатов, заселивших благодатную Иволгинскую долину более 300 лет назад. 

     Район представляет большой интерес не только для туристов и паломников, но и для ученых, в частности, археологов, этнографов и историков, как земля, богатая замечательными памятниками культуры и уникальными комплексами природы. Творения природы и человека являются гордостью не только иволгинцев, всей Бурятии, но и России, имеют мировое значение.

    В 12 населенных пунктах района выявлено более 40 объектов, представляющих историческую и архитектурную ценность. Святые места и места поклонения представляют собой богатейшую сокровищницу истории и культуры бурятского народа. Они неотделимы от природного окружения и исторической ценности реликвии. Своеобразие культовых мест, а также мифы, предания, легенды - это реальная и легендарная, бесписьменная история формирования бурятской народности и ее духовной культуры. 

      Удобное географическое положение, близость к городу Улан-Удэ, уникальная  история родного края, природа Иволгинской долины послужили основой сбора информации и создания базы школьного краеведческого музея.

Основные направления работы школьного краеведческого музея:

  1. История родного края
  2. Великая Отечественная война.
  3. История школы.

В рамках работы музея были собраны материалы, которые легли в основу  научно-практических работ, проектов  по темам:

  1. «Святые места Иволгинской долины»
  2. «Вклад моей семьи в победу в ВОВ».
  3. «История школы: люди, события, факты»

Результатом проведения исследовательских работ было создание экологической тропы маршрутом: «Алтан-Мандал – Гуннское городище – Бадма-Сэсэг».

           Использование краеведческого принципа в работе способствует формированию  у учащихся целостных представлений об истории страны, о месте в ней истории  родного края;  формированию нравственных качеств личности, социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам региона; воспитанию патриота, гражданина, россиянина.

Использованная литература:

  1. http://festival.1september.ru/ "Принципы преподавания исторического краеведения" Рякина О.А.
  2. http://ivolginsk.info/
  3. http://kyahtamus.ibb.su/
  4. http://uchkopilka.ru/
  5. http://www.visitburyatia.
  6. www.museum.ru
  7. Краеведческий принцип в обучении географии и его значение/ Саломахина М.Н. http://salomahina.my1.ru/
  8. Кяхтинская старина: альманах / сост. Л.А.Филиппова –Улан-Удэ: НоваПринт, 2009.
  9. Материалы школьного музея.
  10. Орлова А.  Музей // Кяхтинская странина: альманах / сост. Л.А.Филиппова –Улан-Удэ: НоваПринт, 2009. С. 118


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий принцип на уроках изобразительного искусства

Один из путей активизации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству это использование краеведческого принципа.Краеведческий принцип – необходимо рассматривать не только как деятельнос...

Реализация краеведческого принципа в преподавании биологии

Общественная презентация. В презентации представлен материал использования системно - деятельностного подхода при изучении биологии с использованием краеведческого материала...

Использование исследовательской деятельности и краеведческих приемов при изучении географии в школах Ивдельского ГО

Использование исследовательской технологии с применением краевеческого материала на уроках географии...

Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся через использование краеведческого материала при изучении географии

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ....

Краеведческая направленность работы музея как средство развития интереса учащихся к изучению истории своей Родины.

В современном образовании отводится огромное место приобщению детей к культурным ценностям своей страны, к изучению народных традиций и историческим корням Родины.Большую роль в этой работе играет дея...

Школьное краеведение и краеведческий принцип в обучение географии.

Под школьным географическим краеведением обычно понимают всестороннее изучение учащимися в учебно-воспитательных целях природы, населения и хозяйства своего края. Понятие «край» не имеет т...

Краеведческий аспект при изучении географии

Статья по обмену опытом о том, как на уроках географии изучать свой край, нашу Смоленскую область...