Методическая разработка урока "Пустыни России".
методическая разработка по географии (8 класс)

Двуличанская Анна Александровна

Новые стандарты предъявляют новые требования к образовательному процессу. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить умению самим добывать знания.  С целью  активизации познавательной деятельности учащихся на уроке в 8 классе по теме «Пустыни России» используется технология развития критического мышления.

На  стадии «Вызов» используется прием «Верите ли вы, что…».

Этот прием помогает активизировать у учащихся имевшиеся ранее знания, пробуждает интерес к теме. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат.

На стадии «Осмысления» используется прием ««Концептуальная таблица». В процессе чтения текстов ученики заполняют таблицу. Составление концептуальной таблицы дает возможность детально проанализировать и сравнить природу пустынь России.

На стадии «Рефлексия» ученики вновь возвращаются к утверждениям, над которыми работали в начале урока, и высказывают свое мнение. Оно может измениться в ходе получения новых знаний. Таким образом, происходит переосмысление собственных представлений, формируется личностное отношение к изучаемой теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии.

Тема: Пустыни России.

Класс: 8

Учитель: Двуличанская А.А.

Цель: показать северные и южные пустыни в сравнении.

Задачи.

Образовательные:

  • выявить условия формирования пустынь;
  • формировать умения объяснять зависимость между компонентами природы;
  • сравнить природу  северной  и южной пустыни: найти общие и отличительные черты.

Развивающие:

  • развивать аналитические  способности учащихся;
  • развивать внимание, память;
  • развивать умения сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать  умение самостоятельно  получать  знания;
  • формировать умение критично относиться к своему мнению;
  • формировать понимание необходимости бережного отношения к природе.

Технология: технология  развития  критического мышления.

Тип  урока: изучение нового материала.

Оборудование:  тексты «Арктическая пустыня», «Пустыня умеренного пояса», настенная карта «Природные зоны России», атласы, карточки с утверждениями, карточки с таблицей.

Ход урока

1. Приветствие.

2. Стадия «Вызов».  

Используется прием «Верите ли вы, что…»

Учащиеся читают утверждения и высказывают свое мнение.

Верите ли вы, что …

Утверждения

+

-

В России есть пустыни.

В пустыне много поверхностных вод.

В пустыне лето холодное.

Почвы в пустыне мощные и плодородные.

В России находится крупнейшая пустыня в Европе.

В пустыне нет постоянного населения.

В пустыне выпадает очень мало осадков.

Животные в пустыне впадают в спячку.

В пустыне свирепствуют метели.

В пустыне можно наблюдать полярное сияние.

- О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

 Сформулируйте тему нашего урока.

3. Стадия «Осмысление».

Используется прием «Концептуальная таблица».

- Природа северных и южных пустынь различна. Но обе эти зоны называются пустыни. Есть ли в их природе общее?

Учащиеся читают тексты, заполняют таблицу.

Арктическая  пустыня (северная)

В пределы этой природной зоны входят Земля Франца Иосифа, северный остров Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, северная окраина полуострова Таймыр. Южная граница этой зоны - 70° с. ш.

Высокая географическая широта определяет исключительную суровость климата этой зоны. Средняя температура января  составляет  - 30°, а летом – 0° +4°. Суммарная солнечная радиация не превышает 60 ккал. Большая часть приходящей радиации (до 90%)  отражается льдами. Количество осадков – 200-400 мм в год. Они выпадают преимущественно в твердом виде (снег, иней, изморось). Испаряемость в условиях холодного климата составляет только 100 мм в год. Несмотря на небольшое количество осадков, коэффициент увлажнения больше единицы. Континентальность климата возрастает с запада на восток, это связано с трансформацией воздушных масс западного переноса по мере удаления от Атлантического океана. В марте на западе природной зоны образуется 13 циклонов. Большая облачность, туманы и метели (100 и более дней в году). Полярная ночь до 124 дней в году, полярный день до 130 дней.

Суровый климат, многолетняя мерзлота, разреженная растительность создают неблагоприятные условия для почвообразования. Арктические почвы формируются в местах произрастания растений. Они очень бедны гумусом, часто засолены, богаты железом, поэтому имеют бурую окраску. Соединения железа поступают в почву  в результате морозного выветривания горных пород. Оттаивать почвы начинают только в конце июня, а в начале сентября они снова замерзают.

Растительный покров зоны арктических пустынь крайне разрежен. Для растительного покрова характерны образования в форме подушек. В них тесно сплетены корни и стебли растений, что защищает их от холода и сильных ветров. В западной части зоны большее распространение в растительном покрове получают цветковые (незабудки, лютик, альпийский лисохвост, камнеломка, желтый полярный мак и др.), а в восточной – моховые растения.  Несмотря на переувлажнение климата и почв, растения испытывают явления физиологической сухости. Холодная вода хоть и в избытке, но не может потребляться растениями. Больше растений встречается у нор леммингов и гнездовий чаек, т.е. там, где в почве содержится запас органических  веществ.

Животный мир также беден. В ледяной зоне нет рептилий и амфибий. Животные, кроме белого медведя, не впадают в спячку. На  скалистых берегах летом гнездятся колониями морские птицы, образуя птичьи базары. Насчитывается 16 видов птиц: кайры, чистики, гага, полярные совы. Есть мухи, комары, шмели. В водах – моржи, тюлени, нерпы. Белый медведь – живая эмблема Арктики. Освоение Арктики потребовало охраны белого медведя. На острове Врангеля, главном «родильном доме» белых медведей, организован заповедник.  Белый медведь занесен в Красную книгу. У берегов Чукотки сохранилось небольшое  стадо гренландского кита. Они также подлежат охране. Подводным пахарем называют моржа. Бивнями, имеющими длину до 80 см, он перепахивает грунт на морском дне и добывает себе пищу.  Морж также внесен в Красную книгу.

Население зоны крайне редкое, его основное занятие – промысел морского зверя, птиц и рыболовство.

Когда наступает лето, солнце круглые сутки разъедает зимние запасы снега. С ними тает и верхний слой льда. Вода, чистая и пресная, собирается в лужи и целые озера небесно-голубого цвета. Это «снежицы», сквозь которые просвечивает старый  многолетний лед. Непривычного человека удивляет, как это при небе, закрытом серым слоем облаков, всюду: в снежицах, трещинах и углублениях – светится его голубой цвет. Незабываемое, красивейшее явление полярной природы! Оно всегда привлекает художников, но показанное на выставке, вызывает реплику: «Не может быть!» По мнению многих, Север не имеет права быть прекрасным, коли он суров.

Пустыня  умеренного пояса (южная)

Природная зона  пустынь умеренного пояса в России занимает лишь северное побережье Каспийского моря, от устья Терека до государственной  границы с Казахстаном.  Это крайне засушливые  области нашей страны. В результате неправильного выпаса  скота площадь этой зоны увеличилась. Сейчас это пустыня является крупнейшей в Европе.

Пустыни отличаются изобилием тепла и солнечного света и недостатком влаги. Средняя температура января -5° -0°. Средняя температура июля - +25° -+30°. Осадков обычно выпадает менее 150 мм в год. Испаряемость составляет 1000 мм, коэффициент увлажнения – 0,1-0,3.

Почвы пустынь – сероземы. В почвах, под влиянием сильного солнечного нагрева поверхности земли и испарения, преобладают подъем растворов и концентрация солей на поверхности,  что приводит к засолению.  

Растения пустынь хорошо приспособлены к засухе. Листья у них мелкие, в виде небольших чешуек или колючек, у некоторых растений на листьях есть восковой налет, и поэтому они мало испаряют воду. Чтобы добыть необходимую влагу, растения пускают длинные корни (от 10 до 30 м длины). Корни многих растений плотно прикрыты приросшими к ним сцементированными песчинками и таким образом защищены от высыхания в случае обнажения. Некоторые растения – перекати-поле – приобрели способность перемещаться.  Много в пустынях однолетних растений (лютиковые, злаки, маковые) и многолетних, преимущественно луковичных и корневищных (тюльпаны, ирисы, песчаная осока). Эти растения развиваются ранней весной, когда поверхностный слой почвы еще бывает влажным; на лето они замирают.

Животный мир пустыни также приспособился к суровым условиям жизни. Животные имеют покровительственную окраску под цвет песка: летом желтую или темно-бурую, зимой – серо-беловатую; быстро передвигаются (сайгак, джейран, кулан, тушканчик), довольствуются скудной пищей и могут долгое время обходиться без воды.  Многие пресмыкающиеся в наиболее засушливое и холодное время впадают в спячку (черепахи, варан). Ящерицы и змеи в минуту опасности обладают способностью  быстро зарываться в песок.

Хозяйственное использование пустынной зоны ограничено засушливыми климатическими условиями. Здесь на орошаемых землях возможно лишь  оазисное земледелие.  Пустыни  также являются ценными пастбищами для овец и верблюдов.

Сравнение  природы пустынь  России.

Арктическая пустыня

Линии сравнения

Пустыня умеренного пояса

Географическое положение

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Основные виды хозяйственной деятельности

4. Стадия «Рефлексия».

- Что общего в природе северных и южных пустынь?

- Как растения и животные приспособились к экстремальным условиям арктической пустыни?

- Как растения и животные приспособились к экстремальным условиям южной  пустыни?

Учащиеся снова обращаются к утверждениям, которые обсуждали в начале урока.

- Какие утверждения подтвердились?

- В чем вы ошибались?

5.Завершение урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Что вас удивило? Что заставило задуматься?

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Население России. Демографическая ситуация»

Методическая разработка урока по географии на тему: «Население России. Демографическая ситуация» ...

методическая разработка раздела "Россия в 17 веке"

методическая разработка раздела образовательной программы по истории России "Россия в 17 веке"...

Методическая разработка урока Россия в 18 веке 7 класс

Методическая разработка урока истории в 7 классе , урока обобщения и повторения "Россия в 18 веке"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «РОССИЯ В 1762 – 1801 ГОДАХ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по истории  России для 7 класса общеобразовательных учреждений.  Составлена на основе Федерального компонента государственного о...

Методическая разработка "Подвижники России. Преподобный Сергий Радонежский"

Урок может быть проведен в 6-8 классах; наличие презентация обязательно для восприятия информации, относящейся к ΧІV веку; в зависимости от уровня общего развития  класса  можно варьировать ...

Методическая разработка "Здоровая Россия 21 века"

laquo;Здоровая Россия 21 века. Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде»Цель: профилактическая работа  по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в молодежной среде.Задачи:по...

Методическая разработка «Этносы России»

Методическая  разработка  «Этносы России»...