география 9 класс Машиностроительный комплекс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Розанова Людмила Алексеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geograf_9_klass.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии 9 класс

ГБОУ  школа 487 г. Санкт-Петербург

Учитель Розанова Людмила Алексеевна

Тема: Машиностроительный комплекс: роль, состав, проблемы развития, факторы размещения

( 9 класс. География. По учебнику В.П.Дронова)

Задачи урока: 

  1. Сформировать представление о машиностроительном комплексе, его значение в хозяйстве России.
  2. Раскрыть сложность отраслевого состава машиностроительного комплекса.
  3. Установить связи машиностроительного комплекса с другими межотраслевыми комплексами.
  4. Выявить особенности и проблемы машиностроительного комплекса России.

            5  .Совершенствовать умение работать с учебником, таблицами, схемами.

Учебные цели

1.Закреплять навыки учащихся по работе с источниками географической информации.

2.Учить устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами машиностроительного комплекса с другими межотраслевыми комплексами

      3. Обеспечить усвоение учащимися особенностей и проблем машиностроительного комплекса России

Воспитательные цели:  Способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать  формированию географической культуры личности. Формирование интереса к изучаемой теме; экологическое воспитание по бережному отношению и охране окружающей среды; формирование умений и навыков учебного труда.

Развивающие цели: Создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом дополнительной литературы, картами , таблицами,умения анализировать и обобщать полученные знания. Продолжить развитие умения определения географического положения. Совершенствование обобщенного картографического приёма чтения условных знаков; развитие интеллекта, кругозора, творческого потенциала личности обучающихся;

ТИП УРОКА: Изучение нового материала. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

1.Объяснение и беседа, рассказ учителя.

2.Работа с различными источникам географической информации.

Оборудование:

Физическая карта России. Схемы, таблицы

Ход урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Проверка домашнего задания. Что такое отрасль, и  межотраслевой комплекс?

Тема: Машиностроительный комплекс (МСК)

Сформулируйте задачи на сегодняшний урок.

Учитель ставит перед учениками проблему, которую нужно решить на этом уроке.

Почему стоит проблема выбора при покупке машины (например - автомобиля). Какой товар вы выбрали бы - отечественный или импортный?

  1. Изучение темы и цели урока

Ученики записывают в тетрадь план характеристики межотраслевого комплекса:

  1. Хозяйственное значение комплекса.
  2. Состав  машиностроения.
  3. Основные проблемы развития.
  4. Факторы размещения производств.
  5. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса.
  6. Перспективы развития машиностроения.

        Что же такое Машиностроение!?  Машиностроение-ведущая отрасль промышленности, как по величине, так и по значению. Поставляя всем без исключения отраслям свою продукцию, машиностроение тем самым связывает хозяйство страны в единое целое, являясь как бы его сердцевиной. В настоящее время  наша жизнь наполнена разнообразными машинами. Приведите пример машин, которые мы можем найти у каждого в доме.  Так  много машин и поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление продукции - необходимое условие прогресса во всем народном хозяйстве. Машиностроение-комплекс чрезвычайно сложный по своей структуре. В данное время насчитывается 19 крупных отраслей более 100 специализированных подотраслей  и производств.

Состав машиностроения

Энергетическое --------Станкостроение  ----------- Тракторостроение

Металлургическое ------- Инструментальная промышленность   -                                                 --Строительно – дорожное

Горнорудное  ------- Приборостроение   ---------- Авиастроение

Электротехническое ------- Автомобилестроение -----Судостроение

Химическое ------ Сельскохозяйственное -----------   Электроника

Особенно большое значение имеют такие отрасли, как станкостроение, приборостроение, производство вычислительной техники, электроника и электротехника.

        Машиностроение выпускает тысячи типов машин и механизмов. Большинство их состоит из множества разных деталей (например, в электровозе 210 тыс. различных частей, в самолете - более 120тыс.), которые невозможно сделать на одном заводе. Поэтому машиностроительные заводы выпускают определенный вид деталей, узлов т.е. они специализируются в одном направлении.

Начертите схему: «Виды специализации»

1) Предметная -----------Производство готовых изделий;

2)  Подетальная----------Производство отдельных частей и деталей;

3) Технологическая --------Производство полуфабрикатов;

4) Функциональная--------Производство услуг;

Схема в тетради: «Продукция МСК»

Используя учебник,  дайте определение  понятию «Машиностроительный комплекс»

Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

   Какова главная задача МСК?

 Главная задача машиностроения – обеспечивать общество новыми, все более современными машинами.

Факторы размещения. Используя учебник, составить таблицу.

Факторы размещения

Отрасли машиностроения

1.Наукоемкость

2 .Трудоемкость

3. Специализация

4.Металлоемкость

5.Потребительский

6.Военно-стратегический

Теперь мне бы хотелось  вернуться к проблеме, которая была поставлена в начале урока: Почему стоит проблема выбора при покупке машины (например - автомобиля). Какой товар выбрать отечественный или импортный (при обсуждении вопроса вычленяем проблемы всего МСК ).

Проблемы: (проанализировать)

Общие проблемы роста машиностроения:

а) Низкие темпы роста самого машиностроения и его ведущих отраслей;

б) Узкая специализация, т.к. основная часть продукции 4/5  имеет оборонное значение;

в) Колоссальные диспропорции в темпах роста отдельных отраслей (прирост некоторых видов продукции (комбайны) – мало товаров для населения –  бытовая аппаратура;

г) Низкое качество выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин)

  1. Закрепление изученного материала

а) Значение и роль машиностроения;

б) Какие  отрасли входят в состав МСК?

в) С какими межотраслевыми комплексами связан машиностроительный комплекс?

г) Назовите основные проблемы машиностроения России.

  1. Домашнее задание

§17 , составить кроссворд на тему «Машиностроение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме; "Машиностроительный комплекс России"

Презентация включающая в себя несколько определений по теме и непосредственно заданий по вариантам....

Машиностроительный комплекс 9 класс

1.  Хозяйственное значение комплекса2. Состав и структура комплекса3. Основные проблемы развития4. Факторы размещения5. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей компле...

Методическая разработка урока по географии в 9 классе.Тема "Машиностроительный комплекс России".

Машиностроительный комплекс изучается по УМК "Сфера". Учащиеся узнают состав машиностроительного комплекса, его особенности, факторы размещения, развитие машиностроения в будущем. Учащиеся работают по...

поурочный план 9 класс. Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения.

В 9 кл. интресная тема Машиностроительный комплекс, где изучается роль, значение, и перспективы машиностроения. В современном мире этот комплекс приобретает важную роль в жизни каждого гражданина Росс...

Машиностроительный комплекс 9 класс

Данный урок предназначен для 9 класса...

Контрольная работа по теме «Металлургический и машиностроительный комплексы»? 9 класс

Контрольная работа по теме «Металлургический и машиностроительный комплексы»? 9 класс...