Урок географии в 9-м классе « Машиностроительный комплекс России» (с применением сингапурской методики)
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Валиуллин Илшат Гусманович

Поурочное планиерование в 9 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mashinostroenie_-_9_klass.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Азбабинская  средняя общеобразовательная школа»

Апастовского  муниципального района Республики Татарстан

             Урок географии в 9-м классе

                « Машиностроительный комплекс России»  

Учитель географии:

Валиуллин Илшат Гусманович

Машиностроительный комплекс России  

Задачи урока: 

  • Показать роль и значение  машиностроения в хозяйстве страны.
  • Раскрыть сложность отраслевого состава машиностроительного комплекса.
  • Установить связи машиностроительного комплекса с другими межотраслевыми комплексами
  • Выявить особенности и проблемы машиностроительного комплекса России
  • Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы .

Ход урока:

  1. Организационный  момент
  2. Проверка изученного материала

Перечислить основные факторы  размещения предприятий  цветной металлургии?   Структура  РАУНД  ТЭЙБЛ   ( выполняют письменную работу  по кругу на одном листе бумаги)

  1. Сообщение темы и цели урока

Тема: Машиностроительный комплекс (МСК) (слайд №1)

Учитель ставит перед учениками проблему, которую нужно решить на этом уроке:

Почему стоит проблема выбора при покупке машины (например - автомобиля). Какой товар выбрать отечественный или импортный. Структура  ТАЙМД-ПЭА-ШЭА.

  1. Изучение темы и цели урока

Ученики записывают в тетрадь план характеристики межотраслевого комплекса

(слайд №2)

  1. Хозяйственное значение комплекса
  2. Состав и структура комплекса
  3. Основные проблемы развития
  4. Факторы размещения производств
  5. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса
  6. Перспективы развития  

Что же такое Машиностроение!? (слайд №3)В настоящее время  наша жизнь наполнена разнообразными машинами. Приведите пример машин, которые мы можем найти у каждого в доме.  По СТРУКТУРЕ  ОЛ  РАЙТ  РАУНД  РОБИН обучающиеся заполняют  схему : «Продукция МСК»
один зачитывает свои ответы по кругу, а все остальные записывают новые идеи на своих листах

               Дайте определение  понятию «Машиностроительный комплекс»

Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

(слайд №4)

  • На долю МСК  приходится 36% предприятий, 29% работающих, 15% продукции промышленности России.
  • Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах.
  • Определяет темпы научно-технической революции.

   Какова главная задача МСК?

 Главная задача машиностроения – обеспечивать общество новыми, все более современными машинами. (слайд №5)

Доля МСК в промышленности ~ 20% , состав представлен более чем 70 отраслями, которые по роли и значению объединяются в 3 взаимосвязанных группы (анализ рисунка 34 на стр. 95) (слайд №6, 7)

МСК взаимосвязан со многими межотраслевыми комплексами: транспортным, научным, топливно-энергетическим, агропромышленным, инфраструктурным. Докажите, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Какой продукцией они обмениваются? (анализ рисунка 34 на стр. 95) (слайд №8)

Теперь мне бы хотелось  вернуться к проблеме, которая была поставлена в начале урока: Почему стоит проблема выбора при покупке машины (например - автомобиля). Какой товар выбрать отечественный или импортный (при обсуждении вопроса вычленяем проблемы всего МСК ).

Проблемы: (проанализировать слайд №9)

Общие проблемы роста машиностроения

а) низкие темпы роста самого машиностроения и его ведущих отраслей

б) узкая специализация, т.к. основная часть продукции 4/5  имеет оборонное значение

в) колоссальные диспропорции в темпах роста отдельных отраслей (прирост некоторых видов продукции (комбайны) – мало товаров для населения – радио, бытовая аппаратура.

г) низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции

старые машины 60% - металлообрабатывающие станки старше 10 лет

50% кузнечно-прессовых машин

обновление за 40-50 лет (нормально 7-8 лет). В США точное машиностроение  - 2-3 года, планируют на однолетний. 30% продукции – освоенная 10 лет назад модернизация старой техники.

д) Низкое качество выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин)

Россия отстает от США по уровню станков с ЧПУ на 5-7 лет

Элементной базы электроники на 30 лет.

  1. Закрепление изученного

Значение и роль машиностроения

Какие  отрасли входят в состав МСК?

С какими межотраслевыми комплексами связан машиностроительный комплекс?

Назовите основные проблемы машиностроения России

  1. Домашнее задание

§22 Заполнить таблицу

Промышленность

Сельское хозяйство

Транспорт

Население