Технологическая карта урока географии в 5 классе "Путешествие по планете Земля"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Аршиева Мадина Матвеевна

Урок закрепления. Региональный компонент по РСО-Алания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_planete_zemlya.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока урока географии в 5 классе    от «19» апреля 2018г

Ф. И. О. учителя

Аршиева Мадина Матвеевна

Образовательная организация

МБОУ СОШ с. Нарт      Ардонского района

Класс

5

Тема урока

Путешествие по планете Земля.

Учебник

Е. М. Домогацких «География 5 класс. Введение в географию»

Тип урока

Урок- проект закрепления первичных знаний о материках и их типичных обитателях.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парацентрическая

Цель урока

Сформировать яркие географические образы каждого материка Земли. Закрепить умение показывать  и называть материки на карте.

Задачи урока:

образовательные -

начать формирование у обучающихся представление о материках Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля; закреплять знания  географических объектов (номенклатуру).

развивающие -

продолжить формирование у обучающихся работать с печатным материалом, географическими картами. Развивать  логическое мышление и умение лаконично излагать свои суждения, навыки самостоятельного поиска необходимой информации, умение работать в  группе, готовить краткие сообщения.

воспитательные -

воспитание чувства интереса к открытиям на уроке,  самоконтроля и дисциплины; побудить задуматься о необходимости бережного отношения к нашей планете,  исходя из знаний об уникальности каждого материка на Земле.

Техническое оборудование

Мультимедиа, презентация, контурные карты, портреты исследователей, изображения животных разных материков, тесты, клей, цветные карандаши, учебные принадлежности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.                  

 Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, оценивать работу свою и одноклассников, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.                                                                                  

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из текста учебника и карт атлас, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие друг с другом.

Планируемые результаты:

Предметные

Показывать на карте и называть материки, острова и основные формы рельефа планеты (крупнейшие горные системы и равнины);

Метапредметные

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Практические задания: обозначение на контурной карте материков и островов, выполнение теста, нахождение места обитания животным разных материков.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

  1. Организация на урок

Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1мин

2

  1. Актуализация темы

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.

-Посмотрите на изображенные предметы и известных вам исследователей и скажите, что может их связывать?

(слайд 1, слайд 2)

- Скажите, можем ли мы с вами быть путешественниками?

- Какова тема урока? Цель?

              (Слайд 3)

Высказывают предположения на поставленный вопрос (П). Формулируют название темы урока, цель – закрепление знаний о материках(Р)

3 мин

3

3. Работа по теме  урока            

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним все, что знаем о материках,  совершим виртуальное путешествие по нашей уникальной планете и в ходе его создадим Нашу общую карту мира, а каждый из вас – свою собственную.

 3.1.  - Итак, о каком материке первом пойдет речь?

           Вот огромный великан,
          И куда ни глянь – во всем
          Здесь разнообразие!
         Озеро Байкал –
         Чистое, глубокое,
          Горы Гималаи –
          Самые высокие.          
(Слайд 4)

- Где находится Евразия?

- Найдите место материка на Нашей карте. Пока ученик работает у доски, каждый возьмите карандаш любого цвета и закрасьте его в контурной карте. Надпишите название.

- Что можете рассказать о материке?


Подводит к выводу о практическом использовании планов местности во время путешествий, для измерения расстояний, знакомства с территорией.

местности с заданиями).

Слушают и определяют материк. (П)

Один ученик приклеивает образ материка на классную карту; остальные работают в контурных картах цветными карандашами. (П, Р)

Евразия – это самый большой материк. Часть

территории Евразии занимает наша страна — Российская Федерация. Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м),
Евразия богата реками и озерами. Самая
 длинная река материка – Янцзы. В Евразии расположено самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь находится самый большой полуостров мира – Аравийский. Самое большое по площади озеро – Каспийское море.

Делают вывод.(П)

Сравнивают материал таблиц. (П)

Выдвигают предположения о практическом использовании планов и карт в жизни. (П)

Формулируют вывод.(П)

Читают задания, определяют план решения учебной задачи. (Р)

3 мин

5 мин

5 мин

3 мин

Практикум

- Часть территории Евразии занимает наша страна – Российская Федерация.

Назовите столицу, президента.    (слайд 5)

                               

- Часть территории России занимает наша малая родина – Северная Осетия – Алания.        (слайд 6)

- Назовите Главу республики, столицу.

Релаксация – Просмотрите м/ф и запомните факты.       (кадр 7, 8)

Слайд 9 -  Интересные факты о Евразии.

3.2. Следующий материк - угадайте какой!

Есть пустыня там

Вся в песках – Сахара,

Редкие колючки здесь,

Ведь воды-то мало!                          (Африка)

Слайд 10

- Найдите контур материка, раскрасьте его любым цветом, надпишите.

      - Что вы можете рассказать об этом материке?

 

Работа по чтению плана местности

Учитель раздает дидактический материал. (

Приложение 2. План местности с заданиями)

Формулирует задания для учеников в группе, корректирует их работу.

Организует работу в группах по чтению плана местности

(слайд 7)

Проводит консультацию по группам.

Задает вопросы на понимание:

  • Где искали информацию?
  • Что вызвало затруднение при работе?
  • Как определяли  направление по плану местности?

Вводит понятие азимут.

Знакомит с алгоритмом определения азимута. (слайд 10)

Ставит задачу определить азимут:

Определите азимут направления

 1.От сарая до высоты 162, 3.

2. От лиственного леса до сарая.

Проверяет полученный результат.

Подводит к запоминанию алгоритма определения азимута.

Отмечаем на большой карте столицу – г. Москву.

Отмечаем на карте -  г. Владикавказ

Просмотр мультфильмов про Осетию

Определяют материк(П)

Частично-поисковый:  выбор контура, наклеивание на Карту; раскрашивание цветом, подписывание в контурных картах. (П, Р)

Африка 

 Площадь Африки составляет 29,2 млн км², с островами — около 30,3 млн км². Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на нысоте 5895 м. 
Это самый жаркий континент, на большей его части средняя годовая температура выше
+20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40 °С. 
Материк богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты (6671 км). Самой полноводной рекой материка является река Конго.

Анализируют план местности и выбирают необходимые сведения (П).

Распределяют роли в группе. (К).

Фиксируют ответы в карточках с заданием.(П)

Знакомят с результатом работы по группам. (К)

Высказывают суждения, делятся опытом работы.

Слушают и запоминают.

Закрепляют на практике алгоритм определения азимута по плану местности. (П)

Повторяют алгоритм

3 мин

3 мин

4 мин

3мин

6 мин

3 мин

(Слайд 11) Интересные факты об Африке.

 

3.3 - Послушайте загадку и определите следующие материки!

Два материка:
Северная, Южная,
Все легко пока.
Речки есть большие,
Помнить это нужно:
Миссисипи – в Северной,
Амазонка – в Южной.
Тянутся высокие
Горы цепью дружно:
Кордильеры – в Северной,
Горы Анды – в Южной.            
(слайд 12, 13, 14, 15)

- Найдите контур материка, раскрасьте его любым цветом, надпишите.

      - Что вы можете рассказать об этом материке?

 

Физминутка.

Предлагает учащимся  на интерактивной найти соответствие: условный знак – что он означает

(Слайд 10)

Проверяет усвоение нового материала в виде синквейна.

Примерный синквейн

План

Подробный    Мелкомасштабный

Измерять   Знакомиться    Находить

Помогает ориентироваться

Изображение

Определяют материки, отвечают

Частично-поисковый:  выбор контура, наклеивание на Карту; раскрашивание цветом, подписывание в контурных картах. (П, Р)

Площадь Северной Америки без островов — 20,36 млн км², с островами 24,25 млн км².

В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли(6193м). Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

Южная Америка 

Площадь континента — 17,8 млн км² (4-е место среди континентов)

На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.

Находят соответствие.

Демонстрируют знания (П),

понимание причинно-следственных связей (Р).

Составляют синквейны, используя полученные знания (Р)

3 мин

    3.4.      Слайд 13, 15 – Интересные факты о Южной и Северной Америках

Просмотр, запоминание

3 мин

3.5. - Определите материк!

Необычный материк,

Хоть и ростом невелик.

Сумчатых зверюшек

Здесь живет немало:

Белки, крысы, кенгуру

И медведь коала.    (Слайд 16)

- Найдите контур материка, раскрасьте его любым цветом, надпишите.

 - Что вы знаете об Австралии?

(Слайд 17)  Интересные факты об Австралии

Частично-поисковый:  выбор контура, наклеивание на Карту; раскрашивание цветом, подписывание в контурных картах. (П, Р)

Австралия 

Площадь:7 692 024 км²

Австралия – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Многие реки
пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей. 
Самая большая река – Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр – самое крупное на материка, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.

 3мин

3.6. – О каком материке речь?

Холодно
И снежно круглый год.
Но не боится стужи
Пингвин – он там живет.
Летают буревестники,
Бакланы, альбатросы.
Да плавают тюлени –
Полярные матросы.          
(Слайд 18)

- Найдите контур материка, раскрасьте его любым цветом, надпишите.

 - Что вы знаете об Антарктиде?

(Слайд 19)      Интересные факты об Антарктиде

Частично-поисковый:  выбор контура, наклеивание на Карту; раскрашивание цветом, подписывание в контурных картах. (П, Р, Л)

Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле. В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.   Самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров. В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом.

3 мин

Физминутка.

  1. Наклонитесь вправо-влево столько раз, сколько материков на Земле.
  2. Присядьте столько раз, сколько океанов на планете.
  3. Зевните, потянитесь.
  4. Присаживайтесь. Работаем дальше!

Воспроизведение релаксирующих движений по заданию учителя.

1  мин

4.Закрепление.

- Итак, мы с вами побывали на всех материках.  Ребята познакомили нас с особенностями климата, рельефа. А теперь посмотрим, как вы усвоили материал.

4.1.     Выполним Тест.

(Слайд 20) – критерии оценивания Теста

Слайд 21 - проверка теста

  1.     Определите материк обитания.

- У каждого из вас на парте имеются изображения животных. Нужно помочь им найти свой материк обитания.

 4.3.    (Слайд 22 )           - Сравните Нашу карту мира с той, что на доске. Правильно мы определили положение материков?

- Значит, вы хорошо усвоили материал?

- Что нового узнали?

- Что теперь можете делать?

 

Самостоятельная работа. Взаимопроверка, взаимооценивание (парацентрическая деятельность)

(Л, К)

Самостоятельная работа в контурных картах. (П, Л)

Ответы учащихся

4 мин

3 мин

5. Итог урока   (рефлексия)

Самооценивание.

- Если вам понравился урок и вы уходите с хорошим настроением, приклейте внизу карты стикер зеленого цвета.

- Если что-то осталось неясным и есть вопросы, приклейте желтый стикер.

- Покажите ваши карты, пожалуйста.

Самооценивание работы (Л).

1 мин

6Домашнее

задание.

Творческое задание по выбору:

  • Опишите любую часть света (материк)  для будущих путешественников, чтобы у них появилось желание посетить интересные и уникальные места (5-10 предложений).

  • Добавьте в Вашу карту любую информацию, о чем хотели бы рассказать и показать.

Запись задания, взаимопроверка (К)

1 мин

Подводим итоги урока.

Комментируем и выставляем оценки за урок.

Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л).

1 мин

Приложение 1            Тест

  • Самый жаркий материк – -------------------      (Африка).
  • 2. Самый влажный материк –---------------      (Южная Америка).
  • 3. Самая полноводная река мира –---------      (Амазонка).
  • 4. Самый холодный материк –--------------       (Антарктида).
  • 5. Самый большой материк – ---------------       (Евразия).
  • 6. Самые высокие горы -  -------------------        (Гималаи).
  • 7. Самая длинная река мира –--------------         (Нил).
  • 8. Самый сухой континент, на котором живет наибольшее количество ядовитых животных – ------------------------------------------------------------------(Австралия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Уникальность планеты Земля".

Технологическая карта урока географии 5 класса "Уникальность планеты Земля."...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока географии по теме "Вода на Земле"

Технологическая карта к уроку географии по теме "Вода на Земле" составлена для обучающихся 6 класса....

Технологическая карта урока географии "Геологическое время. История Земли как планеты."

Технологическая карта урока № 3 по географии в 7 классе по теме "Геологическое время. История Земли как планеты."...

Технологическая карта урока географии "Форма, размеры и движение Земли", 5 класс

Технологическая карта урока географии "Форма, размеры и движение Земли", 5 класс...