Рабочая программа 5 кл. ФГОС3
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс)

Календарно-тематическое планирование по ФГОС 3-го поколения. 5 класс.География.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_ktp.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «География», 5 класс 2022-2023г.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Календарные

сроки

Основное содержание

Формы,

методы, виды учебной деятельности.

Примечание, оборудование, КИМ

Плани

руемые

Факти

ческие

Раздел 1. Географическое изучение Земли (9 часов)

1

Введение

Что изучает география?

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической

науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;

находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география появилась как наука).

2

География — наука о планете Земля

Практическая работа №1.

 «Организация фенологических наблюдений в природе».

Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений.

Древо географических наук. Практическая работа № 1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работы, форма систематизации данных.

3

История географических

Открытий. Представления о мире в древности.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет,

Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их

путешествий; различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты

их путешествий; характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв., современные географические исследования и открытия); сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли; сравнивать географические карты (при выполнении практической работы № 3); представлять текстовую информацию в графической форме (при выполнении практической работы № 2); находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле; находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на вопросы (при выполнении практической работы № 3); выбирать способы представления информации в картографической форме (при выполнении практических работ № 2).

4

История географических

Открытий. География в эпоху Средневековья.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло

и А. Никитина.

5

История географических

Открытий. Эпоха Великих географических открытий.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание —

экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

6

История географических

Открытий. Эпоха Великих географических открытий.

Практическая работа №2. «Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды».

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание —

экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

Практическая работа №2. «Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды».

7

История географических

Открытий. Географические открытия XVII—XIX вв.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники

и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в.

8

История географических

Открытий. Географические открытия XVII—XIX вв.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники

и мореплаватели на северо-востоке Азии.

Первая русская кругосветная экспедиция

(Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

9

История географических

Открытий. Географические исследования в ХХ в.

Практическая работа №3.  «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам».

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей

Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа №3.  «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам».

Раздел 2. Изображения земной поверхности (10 часов)

Тема 1.Планы местности (5 часов)

10

Виды изображения

земной поверхности

Виды изображения земной поверхности.

Применять понятия «план местности»,«аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы № 4);

определять направления по плану (при выполнении практической работы № 4);

ориентироваться на местности по плану и с помощью планов

местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные

и относительные высоты объектов с помощью плана местности; составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической работы № 5);

проводить по плану несложное географическое исследование

(при выполнении практической работы № 5);

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели (при выполнении практической работы № 5)

11

Планы местности

Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы

определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.

12

Планы местности. Масштаб.

Практическая работа № 4. «Определение направлений и расстояний по плану местности».

Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы

определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.

Практическая работа № 4. «Определение направлений и расстояний по плану местности».

13

Изображение на планах

местности неровностей

земной поверхности

Изображение на планах

местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты.

14

Профессия топограф. Практическая работа № 5.

 «Составление описания

маршрута по плану местности».

Профессия топограф. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практическая работа № 5.

 «Составление описания

маршрута по плану местности».

Тема 2.Географические карты (5 часов)

15

Различия глобуса и географических карт

Различия глобуса и географических карт.

Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости

географической карты.

Различать понятия «параллель» и «меридиан»;

определять направления, расстояния и географические

координаты по картам (при выполнении практических работ № 6, 7); определять и сравнивать абсолютные высоты географических

объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам;

объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и «географическая карта», применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и геоинформационных систем

(ГИС).

16

Градусная сеть на глобусе

и картах.

Практическая работа №6. «Определение направлений и расстояний по карте полушарий».

Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан.

 Практическая работа №6. «Определение направлений и расстояний по карте полушарий».

17

Географические координаты.

Практическая работа №7.

«Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим

координатам».

Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение

на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу. Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Практическая работа №7.

«Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим

координатам».

18

Разнообразие географических карт и их классификации

Разнообразие географических карт

и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты.

19

Профессия картограф

Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.

Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы (4 часа)

Тема 1. Земля — планета Солнечной системы (4 часа)

20

Земля в Солнечной системе

Земля в Солнечной системе. Гипотезы

возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями — освоения космоса; объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах; использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний;

сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты; объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы;

устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений (при выполнении практической работы № 8); выявлять закономерности изменения продолжительности

светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний

на основе предоставленных данных; находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время дискуссии; различать научную гипотезу и научный факт.

21

Движения Земли

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения

Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

22

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли

вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

23

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

 Практическая работа№8.

«Выявление закономерностей изменения продолжительности дня

и высоты Солнца над

горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России».

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа№8.

«Выявление закономерностей изменения продолжительности дня

и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России».

Раздел 4. Оболочки Земли (32 часа, из них в 5 классе — 7 часов)

Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли (7 часов)

24

Литосфера — твёрдая оболочка Земли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора.

Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора»,«минерал» и «горная порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные горные породы по происхождению; распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан»,

«литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических извержений;

приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения; различать горы и равнины; классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы № 9); приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности; приводить примеры полезных ископаемых своей местности; приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности,решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации; применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления; оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира) в виде презентации; оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе;в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи.

25

Вещества земной коры:

минералы и горные породы

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа.

26

Движение литосферных плит

Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины

землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений.

27

Профессии сейсмолог и вулканолог.

Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Рельеф земной поверхности и методы его изучения.

28

Формы рельефа суши: горы

Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира.

29

Формы рельефа суши: равнины.

Практическая работа № 9. «Описание горной системы или равнины по физической карте».

Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие

по площади равнины мира. Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Практическая работа № 9. «Описание горной системы или равнины по физической карте».

30

Рельеф дна Мирового океана

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе океана, его рельеф.

Заключение (1 час)

31

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности».

Практическая работа№10.

«Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой».

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.

Практическая работа№10.

«Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой».

Различать причины и следствия географических явлений; приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; систематизировать результаты наблюдений; выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме,описания);устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха; делать предположения, объясняющие результаты наблюдений; формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов природы; подбирать доводы для обоснования своего мнения;

делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических знаний.

3 часа резерва???


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС3

Рабочая программа по математике для 5 класса по новым ФГОС 2021 года....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...