Конспект урока по географии 7 класс «Климат. Водоемы тундры».
план-конспект урока по географии (7 класс)

Тарасова Александра Александровна

Конспект урока по географии 7 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_7_klassklimat._vodoemy_tundry.docx62.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород , д.3,4 тел.(496)-346-81-37

Урок географии в 7 классе

Тема: «Климат. Водоемы тундры».

Подготовила: Тарасова А.А.

Учитель географии

Наро-Фоминский городской округ

д. Вышегород

2022 год

Тема урока: Климат. Водоемы тундры

Задачи урока:

  • повторить и закрепить знания учащихся о географическом положении тундры; познакомить их с климатическими особенностями и водоемами данной природной зоны; продолжить работу с картой «Природные зоны России»;
  • учить сравнивать климат зоны арктических пустынь и зоны тундры, европейской и азиатской частей тундры; учить устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и суровым климатом тундры; развивать связную речь, составляя рассказы с использованием опорных слов, пополнять словарный запас учащихся (полярное сияние, многолетняя мерзлота);
  • воспитывать эстетические чувства (на примере наглядного материала).

Оборудование: учебник, приложение к учебнику, рабочая тетрадь, ученическая тетрадь, настенная карта «Природные зоны России», МУП, конверты с карточками, таблички с названиями рек.

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Повторение.

Фронтальный опрос. (Учитель задает вопросы и вызывает учащихся к настенной карте для демонстрации изученных ранее географических объектов.)

Какая природная зона граничит с зоной арктических пустынь на юге?

Что такое тундра? Покажите зону тундры на карте.

С какими природными зонами граничит тундра (на севере и на юге)?

По побережью какого океана протянулась зона тундры? Покажите этот океан на карте.

Какие моря Северного Ледовитого океана омывают острова и полуострова тундры? Покажите эти моря на карте.

Какая поверхность в тундре?

Какие полезные ископаемые добывают в тундре?

Индивидуальный опрос. (Перед началом фронтального опроса два ученика с достаточным уровнем географических знаний и умений получают индивидуальное задание.)

Задание 1. Заполни схему.

                       Острова и полуострова тундры

                                   _____________            ____________

    _____________            ____________

                                  _____________            ____________

Учащийся выполняет задание на доске;

Задание 2. Составь рассказ о географическом положении тундры. В рассказе используй слова: протянулась, расположена, побережье, Северный Ледовитый океан, Кольский полуостров, Чукотский полуостров, полуостров Камчатка, острова Колгуев, Вайгач, Врангеля; безлесная, болотистая, равнинная, местность.

После проведения фронтального опроса учитель обращает внимание детей на схему и предлагает им проверить правильность ее заполнения. В случае необходимости учащиеся выходят к доске и исправляют ошибки.

Затем второй учащийся рассказывает, используя опорные слова, о географическом положении тундры.

Учитель оценивает выполнение индивидуальных работ.

Проверка домашнего задания 

        Учитель: Откройте рабочие тетради. (Учитель интересуется у детей, кто разгадал все слова в кроссворде, кто затруднялся в выполнении задания.) Давайте проверим правильность выполнения домашнего задания. Я буду читать вопросы к кроссворду, а вы называйте ответы. (Педагог напоминает детеям, что не надо выкрикивать ответы с места: чтобы прочитать свой ответ, нужно поднять руку. Учитель читает вопросы и проходит между рядами, затем отмечает тех учащихся, кто правильно и аккуратно заполнил весь кроссворд, оценивает выполнение домашнего задания. Учитель может поставить оценки в тетради за решенный кроссворд.

3. Знакомство с темой урока.

Учитель: Продолжаем с вами путешествие по тундре. Сегодня мы узнаем о суровом климате и водоемах этой природной зоны. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. (Дата и тема записываются учителем на доске.)

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Мы уже знаем, что тундра – это безлесная болотистая местность. В переводе с финского языка слово тундра обозначает «бесплодная», «враждебная». Почему ее так называют? Попробуем разобраться.

Зима в тундре суровая, морозная, температура опускается до – 50–60 С. С Северного Ледовитого океана дуют холодные ветры. (Учитель прикрепляет к карте стрелки голубого цвета.) На равнинных безлесных пространствах тундры они не встречают препятствий. Часто бывает метель, пурга. Во время снежных бурь ветер дует с такой силой, что может сбить с ног взрослого человека. Особенно холодно в азиатской части тундры. (Учитель демонстрирует на карте «Природные зоны России» азиатскую часть тундры.) А вот в европейской части тундры (учитель демонстрирует на карте европейскую часть тундры) климат немного мягче, так как ее омывает Баренцево море, в которое проникает теплое течение из Атлантического океана (прикрепляет красную стрелку).

Зима в тундре долгая, она продолжается около 9 месяцев. В тундре, как и в зоне арктических пустынь, в середине зимы наступает полярная ночь.

Чем отличается полярная ночь от ночи в нашей местности?

 Какое природное явление можно наблюдать на северном небе во время полярной ночи? (Ученики отвечают на вопросы учителя.)

Вы правы. Во время полярной ночи Солнце не появляется на небе в течение нескольких месяцев. Жители тундры в зимнее время могут наблюдать красивейшее явление природы – полярное сияние. И мы с вами сейчас его увидим. (Слайд № 1)

На смену продолжительной зиме приходит короткая весна, а затем лето. Солнце летом стоит на небе невысоко и землю согревает слабо. Средняя летняя температура около +10 С. Очень редко бывают по-настоящему теплые, солнечные дни, когда воздух прогревается до +25 С. Летом наступает полярный день, и в это время тундра покрывается яркими низкорослыми цветущими растениями. Я предлагаю вам совершить небольшую прогулку по летней тундре. (Слайд № 2)

Мы узнали, что лето в тундре короткое и прохладное, поэтому почва оттаивает только на небольшую глубину – 50–100 см (показывает). Глубже находится слой многолетней мерзлоты. Это замерзшая земля, она не пропускает воду, которая образуется от таяния снега и выпадает в виде дождя. Поэтому в тундре много болот и небольших озер. Мы их видели сейчас на экране в видеофрагменте. Кроме болот и озер, по тундре протекают многочисленные реки.

Вспомните, каким условным знаком на карте обозначаются реки. (Дети дают ответ тонкой синей линией).

Работа с картой

Учитель: Откройте карту «Природные зоны России» на с. 6–7 приложения к учебнику. (Учащиеся открывают карту.) Найдите на карте реки, протекающие по зоне тундры, прочитайте их названия. (Учащиеся находят реки и читают их названия – Печора, Обь, Лена, Енисей, Индигирка.) Посмотрите на настенную карту. Учитель показывает указкой реки тундры, четко произнося их названия, вместе с детьми определяет, по какой части тундры протекает река (европейской или азиатской), и обращает внимание детей на то, что на берегах крупных рек построены города.

С помощью карты давайте определим, в какие моря впадают реки тундры. (Учитель вызывает учащихся к карте. Дети показывают реку, ее устье и называют море, в которое она впадает.) Водами какого океана образованы названные вами моря?

5. Закрепление.

       Учитель: У вас на партах лежат конверты. Достаньте из них карточки (На карточках написаны слова и словосочетания, характеризующие зиму и лето в тундре: лето; зима; длинная суровая; короткое прохладное; сильные ветры; метель; снежная буря – пурга; внезапные похолодания и заморозки; полярный день; полярная ночь; северное сияние; сильные морозы.) Найдите карточку со словом зима, положите ее слева от себя. Найдите карточку со словом лето, положите ее справа от себя. Теперь внимательно прочитайте слова и словосочетания на каждой карточке и определите, особенности какого времени года на ней отмечены. Разложите карточки в две колонки. (Дети выполняют задание).

Давайте проверим (просит одного ученика прочитать об особенностях зимнего периода в тундре, остальные дети слушают и в случае необходимости исправляют неверный ответ, затем другой учащийся читает об особенностях летнего периода). После выполнения задания ученики складывают карточки в конверты.

Беседа

Учитель: Дети, давайте сделаем вывод о том, какой климат характерен для зоны тундры. 

Где более суровые природные условия: в зоне арктических пустынь или в тундре? Почему?

Докажите, что зима – трудное время в тундре.

Почему в зоне тундры земля оттаивает на небольшую глубину?

Как называется слой земли в тундре, который никогда не оттаивает?

Почему в тундре много озер и болот?

Под действием ветра снег становится твердым и плотным. Жители Крайнего Севера делают из такого снега различные постройки. Они выпиливают из него бруски различной величины. Из брусков, как из кирпичей, сооружают постройки. Посмотрите, как они выглядят. (Слайд № 4, МУП фото 1–2 – изображение иглу.)

Дидактическая игра

Учитель: Дети, для того чтобы узнать, как называются постройки из плотного снега, мы должны вставить недостающие снежные бруски. (Слайд № 5 МУП. После того как учащиеся разгадали слово, средствами анимации фигуры с буквами занимают свое место на рисунке, под рисунками появляется слово «иглу» с поставленным ударением.)

Дети, придумайте предложение с новым словом. (Ученики выполняют задание.)

На доске на табличках написаны названия рек России – Печора, Обь, Енисей, Лена, Ока, Волга, Амур, Иртыш. Вы должны оставить на доске названия только тех рек, которые протекают по зоне тундры. (Педагог вызывает детей к доске, они снимают лишние таблички; в случае затруднения учитель демонстрирует слайд № 3 МУП.) Запишите названия рек, протекающих по тундре, в рабочие тетради. Помните, что названия географических объектов пишутся с заглавной буквы. (Учащиеся записывают названия рек в тетради. Учитель следит за выполнением работы.)

      6. Итог урока.

      Домашнее задание: прочитать рассказ о климате и водоемах тундры на

с. 51–52 учебника.

     Выставление оценок.

     Вопросы для подведения итогов урока

Какой климат характерен для зоны тундры?

Почему в европейской части тундры климат мягче, чем в азиатской? 

Какие водоемы находятся на территории тундры?

Назовите реки, протекающие в тундре.

Как называлась тема нашего урока?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Климат лесной зоны"

Урок - изучение нового материала, где учащиеся должны усвоить особенности климата Европейской и Азиатской частей лесной зоны России....

Конспект урока по географии в 8 классе Тема «Северная Америка. Рельеф, климат. Реки и озера.»

Конспект  урока по географии в 8 классе школы VIII вида Тема «Северная Америка. Рельеф, климат. Реки и озера.» Урок-устный журнал....

Климат и особенности природы Арктики. Конспект урока по географии в 7 классе в коррекционной школе VIII вида

В приведенном конспекте урока повторяются и закрепляются знания учащихся о географическом положении зоны арктических пустынь, а так же проводится ознакомление с климатом и особенностями природы з...

Конспект урока по географии. Тема "Климат зоны арктических пустынь"

Конспект урока с презентацией для ИД в 7 классе "Климат зоны арктических пустынь" (пр. В.В.Воронковой)...

Конспект урока по географии «Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры.»

                   Цели  : -  систематизировать и углубить знания о природной зоне как природного комплекса,...

План конспект урока по географии. Тема урока: Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Аннотация. В данном конспекте  урока описаны особенности применения учителем географии  здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ. В пример  приведена методика проведения...