Рабочая программа по географии ФГОС-22 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_geografiya_fgos.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района РТ

                                                                               «Принято»

Педагогическим  советом

                                                                                                                Протокол №1 от __.08. 2022 г.

                                                                                                                           Введено приказом №   от ___. 08.2022 г.

                                                                                                                     Директор                          / Охотникова С.В./

Рабочая программа

по географии 6 класс (1 час в неделю, 35 часов)

Составитель программы:

Романов Василий Митрофанович, учитель географии первой квалификационной категории.

«Согласовано»

Зам. директора                         / Алексеева В.Н./от __.08.2022 г.

«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол №1 от __.08.2022 г.

Руководитель МО                    / Андреева Л.Н./  

       2022-2023 учебный год.

Планируемые результаты изучения предмета география 6 класс

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Земля как планета

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Формирование ответственного отношения к учёбе. Развитие личностной рефлексии, толерантности.

Формирование мотивации в изучении наук о природе.

Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Формирование целостного мировоззрения.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Географическая карта.

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных

пособиях, словарях;

  • составлять описания объектов;
  • составлять простой и сложный план
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
  • оценивать работу одноклассников;
  • выявлять причинно-следственные связи;

составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста..

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного  отношения к другому человеку, его мнению.  Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Формирование  навыков организации своей деятельности в группе.

Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

Литосфера

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; моделировать географические объекты и явления;

  • умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Формирование  навыков организации своей деятельности в группе.

Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

Атмосфера

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

моделировать географические объекты и явления;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;

отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Формирование  навыков  самоанализа  и самокоррекции  учебной деятельности.

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

Гидросфера

проводить с помощью приборов измерения направления и скорости течения водных потоков;

  • создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет);

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Формирование  навыков организации своей деятельности в группе.

Биосфера

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • сравнивать различные свойства приспособления живых организмов к среде обитания.
  • умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Формирование  навыков организации своей деятельности в группе.

Почва и географическая оболочка Взаимодействие человека и природы

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • уметь объяснять закономерности образования почвы; умение определять условия образования почв; использовать географические знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
  • воспитание любви к своей родной земле, своему краю, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Формирование  навыков организации своей деятельности в группе.

Содержание учебного предмета география (6 класс) 35 часа

Название раздела

Краткое  содержание

Количество часов

Земля как планета

Введение. Что изучает география. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

6

Географическая карта.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.

Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.

План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации.

Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

4

Литосфера

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

7

Атмосфера

 Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли.

Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

8

Гидросфера

Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части.

Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.

4

Биосфера

Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

2

Почва и географическая оболочка. Взаимодействие человека и природы

Почва. Географическая оболочка как среда жизни. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Экология. Экологические проблемы.

4

Календарно-тематическое планирование 6 класс

УМК (Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский. География. Физическая география. 6 класс)

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-

во часов

календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

план

факт

Земля как планета

6

1

Земля и Вселенная

1

3.09

Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Наблюдать действующую модель (теллурий) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

2

Градусная сеть. Система географических координат. Географическая широта

1

10.09

Определять географическую широту объектов

3

Географическая долгота. Географические координаты

1

17.09

Определять географическую долготу объектов

4

Времена года

1

24.09

Выявлять особенности глобуса как объемной модели Земли. Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. Распознавать условные знаки планов местности.

5

Пояса освещенности

1

1.10

Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности.

6

Урок обобщения,

контроля и коррекции знаний по теме раздела

1

8.10

Определять расстояния между географическими объектами, определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности на планах местности. Составлять по планам описания форм рельефа и их очертаний.

Географическая карта.

4

7

Географическая карта и ее масштаб

1

15.10

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывать полушария Земли. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов.

8

Виды условных знаков.

1

22.10

Определять географическую широту объектов

9

Ориентирование. Азимут

1

29.10

Определять географическую долготу объектов

10

Изображение рельефа на карте

1

12.11

Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов. Определять на глобусе и карте полушарий направления на стороны горизонта, географические координаты объектов, объекты по географическим координатам. Определять географические координаты объектов на карте и находить объекты по их координатам. Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам.

Литосфера

7

11

Строение земного шара

1

19.11

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой

12

Виды горных пород

1

26.11

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород

13

Полезные ископаемые

1

3.12

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли

14

Движения земной коры

1

10.12

Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа.Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия горных систем мира

15

Выветривание горных пород

1

17.12

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира.

16

Рельеф суши и дна Мирового океана

1

24.12

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

17

Урок обобщения и контроля по теме раздела

1

14.01

Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения  круговорота воды для природы Земли, доказательства единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете. Выявление с помощью карт географических закономерностей в изменении температуры и солености поверхностных вод Мирового океана

Атмосфера

8

18

Строение атмосферы

1

21.01

Определение по картам географического положения районов, подвергающихся цунами; крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Сравнение карт и выявление зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Обозначение на к/карте холодных и теплых течений.

19

Температура воздуха

1

28.01

Анализ моделей (иллюстраций) «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека.

20

Атмосферное давление

1

4.02

Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Обозначение на к/карте крупнейших рек мира. Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам. Определение питания и режима рек.

21

Движение воздуха

1

11.02

 Определение по картам географического положения и размеров крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Обозначение на к/карте крупнейших озер, водохранилищ мира. Составление и анализ схемы «Различия озер по происхождению котловин».

22

Вода в атмосфере

1

18.02

Выявление причин образования и особенностей распространения ледников и многолетней мерзлоты, определение их географического положения. Поиск информации и подготовка сообщения об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты.

23

Погода

1

25.02

Анализ схемы «Значение атмосферы», составление таблицы «Строение атмосферы». Оформление дневника наблюдений за погодой.

24

Климат

1

4.03

Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры, изменения температуры с высотой.

Выявление на основе анализа карт  закономерности уменьшения  средних температур в зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах. Построение графика изменения температуры воздуха, определение амплитуды и средней температуры за период наблюдения.

25

Урок обобщения и контроля по теме раздела

1

11.03

Измерение АД с помощью барометра. Решение задач по расчету величины АД на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине АД в разных широтных поясах Земли. Определение способов отображения величины АД на картах.

Гидросфера

4

26

Единство гидросферы

1

18.03

Объяснение причин возникновения ветра и особенности циркуляции атмосферы. Построение и анализ по имеющимся данным розы ветров.

27

Воды суши: реки и озера

1

8.04

Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности в дневниках наблюдений за погодой. Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах.

28

Воды суши: подземные воды и природные льды

1

15.04

Установление взаимосвязи между элементами погоды. Характеристика  текущей погоды. Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы. Описание погоды своей местности за месяц. Обобщение итогов наблюдений за погодой в виде графиков, диаграмм, схем. Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения.

29

Урок обобщения и контроля по теме раздела

1

22.04

Сравнение  показателей, применяемых  для характеристики погоды и климата. Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов освещенности и карты климатических поясов.

Биосфера

2

30

Царства живой природы

1

29.04

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) и готовить сообщение о неблагоприятных атмосферных явлениях и правилах поведения для обеспечения личной безопасности, о воздействии климата  на быт и хозяйственную деятельность людей, приспособлении к жизни в разных климатических условиях.

31

Биосфера и

охрана природы

1

6.05

Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ.

Почва и географическая оболочка. Взаимодействие человека и природы

4

32

Почва

1

13.05

Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинно – следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке.

Анализ схем выявления причинно – следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Подбор примеров природных комплексов, различающихся по размеру, а также примеров природных комплексов своей местности.

33

Природный комплекс. Промежуточная аттестация (итоговая оценка)

1

20.05

Систематизировать и обобщать знания по курсу: география, 6 класс

34

Природные зоны.

1

27.05

Выявление признаков зональности ГО

35

Урок обобщения и контроля по курсу

1

.05

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....

рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...

Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...