Дополнительная общеразвивающая программа «ГЕОГРАФИЯ В ЖИЗНИ»
методическая разработка по географии

Ярина Татьяна Ивановна

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.

Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«ГЕОГРАФИЯ В ЖИЗНИ»

 

 

Возраст обучающихся -   14-17 лет           

Срок реализации программы – 1 года

Направленность программы –естественнонаучная

Уровень программы -ознакомительный

 

Составитель:                 

Ярина Татьяна Ивановна,

учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.

Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Направленность данной программы - естественнонаучная.

Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук. Реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции. Программа ориентирована на развитие познавательной активности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии; способствуют формированию интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

Актуальность программы и ее педагогическая целесообразность заключается в формировании способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, в ознакомлении с новейшими достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развивающими  личность с учетом индивидуальных интересов.

 Целью программы является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.

Курс направлен на закрепление практического материала, изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Предложенный материал даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии.

 В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научить применять на практике знания, полученные в кружке.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

  • к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
  • к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
  • к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

 

Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью программы «География в жизни» является создание условий к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру.

Создаются условия для выработки у учащихся активной жизненной позиции. А так же программа создаёт условия для развития творческих способностей.  

Формой преподавания курса являются использование различных источников географической информации, а также выполнение заданий исследовательского характера, создание группового мини – проекта по тематике курса и защита его. Применение исследовательского метода в процессе обучения способствует приобщению учащихся к творческой деятельности. На основе сбора, обработки и изучения фактов, анализа причинно-следственных связей школьники самостоятельно добывают и применяют новые знания, осуществляют проверку правильности выдвинутых ими научных предположений. Формой контроля являются результаты практических исследований.

Возраст обучающихся

Программа рассчитана на детей в возрасте от 14 до 17 лет.

Срок реализации программы – год.  Объем программы составляет 34 часа в год.     

 

Наполняемость учебной группы 15 учащихся.

 

Формы и режим занятий

 Форма занятий групповая.

Режим занятий, предусмотренные общеобразовательной программой, включают в себя теоретическую и практическую части.  

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит  из трех разделов: введение, освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором, рефлексивная часть курса

Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.                                          

Курс реализует компетентностный, деятельностный  и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа предполагает, что основной  задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому   становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

 В конце обучения обучающиеся будут иметь и уметь:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознавать единство географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества.

 

Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется педагогом по мере изучения тем, отраженных в учебно-тематических планах.

Основными формами текущего контроля, осуществляемого в течение учебного года, : письменный зачет; устный зачет; собеседование, самостоятельная работа, опрос по пройденным темам, разделам. Участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов – на усмотрение учащегося.

 Формой итогового контроля  

является презентация проектов на итоговых занятиях или подготовка и защита реферативной, проектной, учебно-исследовательской  работы (по выбору учащегося).

 Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации программы является защита обучающимся проектной или учебно-исследовательской  работы, учитываются и результаты выступлений на конкурсах, конференциях и др.  мероприятиях.

 

Учебно-тематический план

 

 

 

Название разделов и тем

Количество часов

Теоретических

Практических

Всего

1

 Собеседование с детьми.

1

 

1

2

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

 

1

3

Тема 1: Источники географической информации. Планетарные особенности Земли.

1

 

1

4

Тема 2:  Географические открытия и исследования Земли

1

 

1

5

Тема 3: Определение географических координат по карте

1

1

2

6

Тема 4: Решение задач на определение часового пояса

1

1

2

7

Тема 5:  Определение географических координат по местному времени и углу падения солнечных лучей.

1

 

1

8

Тема 6:  Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

1

1

2

9

Тема 7:  Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

1

 

1

10

Тема 8:  Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

1

 

1

11

Тема 9: Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

1

 

1

12

Тема 10: Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

1

 

1

13

Тема 11: Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида.

1

 

1

14

Тема 12: Особенности природы материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

1

 

1

15

Тема 13:  Особенности природы океанов.

1

 

1

16

Тема 14: География России. Особенности географического положения, природы. Природные комплексы.

1

 

1

17

Тема 15:  Хозяйство России.

1

1

2

18

Тема 16:  Население России.

1

1

2

19

Тема 17: Демографическая ситуация в России.

1

1

2

20

Тема 18:  Природопользование и экология.

1

 

1

21

Тема 19: Административно-территориальное устройство РФ. Экономические районы России. 

1

 

1

22

Тема 20: Многообразие стран современного мира.

1

 

1

23

Тема 21:  Обобщение знаний по курсу.

1

 

1

24

Итоговое занятие

1

4

5

 

Всего часов

24

10

34

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 Тема 1: Источники географической информации.  Планетарные особенности Земли.

План, географическая карта, глобус. Измерение расстояний на плане местностиРабота с масштабом. Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный, и обратно. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами.

Тема 2:Географические открытия и исследования Земли.

Накопление знаний о природе Земли. Важнейшие географические открытия. Имена русских путешественников на карте.

Тема 3: Определение географических координат по карте. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Определение и анализ отличий расстояний на карте: с помощью масштаба, градусной сетки. Определение местоположения объекта по координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным географических координат.

Тема 4: Решение задач на определение часового пояса.

Местное время, часовые пояса, декретное время, линия перемены дат. Определение поясного времени на поверхности земного шара. Решение задач по определению времени полета самолета.

Тема 5: Определение географических координат по местному времени и углу падения солнечных лучей. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца. Решение задач по определению географических координат по поясному времени и углу падения солнечных лучей.

Тема 6. Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности по заданной   линии. Отработка навыков и умений.

Тема 7. Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению.  Геохронология. Экзогенные и эндогенные процессы.

Тема 8. Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

Воды суши: состав, свойства, происхождение. Воды Мирового океана и их свойства. Части Мирового океана. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.  Стихийные явления в гидросфере.

Тема 9. Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров. Климатические пояса Земли. Анализ климатограмм и определение по ним климатических поясов Земли. Решение задач по синоптическим картам. Стихийные явления.

Тема 10Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

Природные зоны мира. Высотная поясность. Биоценоз. Факторы почвообразования, закономерности распространения почв. Эндемики. Природные комплексы. Охраняемые территории.

Тема 11. Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Части света. Особенности природы материков. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Тема 12. Особенности природы материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Части света. Особенности природы материков. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Тема 13. Особенности природы океанов. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Части океанов. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение водных объектов по краткому описанию.

Тема 14. География России. Особенности географического положения, природы. Природные комплексы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение объектов по краткому описанию.

Тема 15. Хозяйство России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны.

Тема 16. Население России. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Народы. Языковая принадлежность. Религиозный состав населения России. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России.

Тема 17. Демографическая ситуация в России. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Работа со статистическими данными. Решение задач по определению плотности населения, естественного прироста, величины миграционного прироста (убыли) населения.

Тема 18. Природопользование и экология. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Классификация природных ресурсов. Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона.

Тема 19. Административно-территориальное устройство РФ. Экономические районы России.  Административно-территориальное устройство РФ. Краткая характеристика районов. Решение задач по определению экономических районов по краткому описанию.

Тема 20. Многообразие стран современного мира. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Типология стран. Страны-мировые лидеры по различным показателям. Определение стран по краткому описанию.

Тема 21. Обобщение знаний по курсу. Защита проектных работ, проведение заключительной интеллектуальной игры-викторины «Своя игра». Подведение итогов. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

 

Перечень обязательной географической номенклатуры, предлагаемой для изучения в курсе программы

 

Тема

Перечень географических объектов, знание которых предусмотрено программой

Литосфера

Равнины: Восточно-Европейская, Западносибирская, Великая Китайская, Великие Североамериканские; плоскогорья – Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское; горы – Гималаи, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; действующие и потухшие вулканы – Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи; места распространения гейзеров – острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.

Гидросфера

Моря - Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское; заливы - Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский; проливы - Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский; острова - Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея; полуострова - Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали; течения – Гольфстрим, Северотихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское; реки – Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Янцзы, Хуанхэ; озера – Каспийское море-озеро, Арал, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Верхнее; области оледенения – Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер Аляски.

География материков и океанов

Материки, части света, крупные острова, архипелаги

Маршруты важнейших путешествий

Материки, океаны

Самые крупные литосферные плиты

Влк.: Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма

Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды

Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.

Моря, заливы, проливы Мирового океана.

Африка.

Крайние точки: М. Бен-Секка,  М. Игольный   М. Альмади    М.Рас-Хафун   

Средиземное море, Красное море, Персидский залив Гвинейский залив

Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали, О. Мадагаскар,

Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров

Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье, нагорья Тибести, Ахаккгар.  Горы Атлас, Драконовы горы, Эфиопское нагорье

Ливийская пустыня, Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения,

Реки: Нил, Конго, Заир, Замбези, Оранжевая, Лимпопо, Нигер.

Озера: Чад, Танганьика, Виктория, Ньяса.

Водопад Виктория, Ливингстона.

Страны и столицы.

Австралия.

Крайние точки: М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт

Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.

Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.

Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.

Страны и столицы.

Южная Америка.

Крайние точкиПанамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос. Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.

Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.

Горы: Анды.

Реки: Парана, Ориноко, Амазонка  и их притоки.

Озера: Титикака, Маракайбо.

Страны и столицы.

Антарктида.

Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса. Горы Вернадского, Трансантарктические горы, равнина Бэрда, влк.Террор, Эребус.

Полярные станции.

Северная Америка.

Крайние точки:

П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.

З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский

О-ва: Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские

Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.

Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро

Страны и столицы.

Евразия.

Мысы: Челюскин, Дежнева,  Пиай,

П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.

Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.

Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.

Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.

О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.

Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.

Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.

Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.

Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.

Озера: Онежское, Чудское, Ладожское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш.

Основные страны материка, их столицы. Страны, столицы, крупные города

 

География России

Тема: «Географическое положение»России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема  «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема  «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

Хозяйство России.

Тема: «Машиностроение»

Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,

Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Тема: «ТЭК»:Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.Трубопроводы: с Тюменской области на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.

ЕЭС: Единая энергосистема.

Тема: «Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»

Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

Тема: «Инфраструктурный комплекс»

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.

Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.

Тема ”Русская равнина”

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский  кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань

ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.

 Тема «Кавказ»

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзю.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Тема ”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Тема ”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

Тема «Горы Южной Сибири»

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Тема «Дальний Восток»

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”. 

Сибирь и Дальний Восток

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

ЭС: Сургутская ТЭЦ.

Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская

 

Рефлексивная часть курса Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

 

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

 

1.      Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

2.      Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2009, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2009г.

3.      Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2010г.

4.      Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.

5.      3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2006.

6.      Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009

7.      3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

8.      Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

9.      Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

10.  Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008,2009,2010

11.  Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008, 2009, 2010

12.  Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.

 

Для учащихся:

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс./ М.: Дрофа 2012.-176 с.

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс./ М.: Дрофа 2010.- 320 с.

География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева "География материков и океанов"/ М.: Дрофа 2012.-246 с.

Рабочая тетрадь к учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева (с тестовыми заданиями ЕГЭ) География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа 2011.- 112 с.

И.И.Баринова География России. Природа. 8 класс./ М.: Дрофа 2013.-304 с.

Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс./17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010 - 288 с.

Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. / 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009 - 397 с.

Холина В.Н. География. Профильный уровень. 11 класс. Учебник. В 2-х книгах./ М.: Дрофа 2012.- 336 с.

А.И.Алексеев География России. Природа и население. - М: Дрофа, 2007

Государственная программа для общеобразовательных учреждений МО РФ. География. В.И.Сиротин

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная география"

Дополнительная общеразвивающая программа по географии "Занимательная география" предназначена для учащихся 5-6 классов (11-12 лет). Направленность - естественнонаучная. Уровень - ознакомительный. Срок...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа географа – краеведческого направления - «Занимательная география»

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.      Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географи...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокруг света. Занимательная география"

Направленность: естественно-научнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 12-13 летСрок реализации: 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ»

                     АННОТАЦИЯк дополнительной общеразвивающей программе «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ» Направле...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по географии

Программа "Удивительная планета" реализуется в рамках приоритетного национальногопроекта "Образования" проектной линии "Успех каждого ребёнка" центра дополнительного...