методическая идея учителя географии
статья по географии

Урок — часть жизни ученика, поэтому главное на уроке — воспитание любознательности, которое формируется всей системой учебно-воспитательной работы. Реальный результат урока определить очень сложно, и скорее всего, невозможно. Для меня, как учителя, очень важно: что унес с собой школьник с урока? Чем обогатился его интеллектуальный уровень? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichsekaya_ideya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая идея учителя географии.

За время  работы в школе у меня сложилось свое педагогическое кредо Чтобы учить других, нужно учиться самому, чтобы воспитывать других, нужно начинать с  себя, чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. В этом незаменимыми помощниками станут книги, труды по педагогике и психологии, педагогические открытия, опыт коллег.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.

Ни у одного учителя нет такой возможности, как у географа — открывать мир.                                     Я считаю: география является важным - центральным школьным предметом.                                Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качества и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира.                                        За время обучения в школе ребенок познает человеческую жизнь в ее различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углубленно изучают другие науки (биология, история, физика и др.).

Моей целью является — привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они  как больше узнали о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили  Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже.

При проведении уроков стараюсь использовать нетрадиционные, нестандартные формы обучения. Так, например, одним из путей который позволяет поддержать интерес к предмету является проведение уроков-путешествий, уроков-экспедиций, уроков-экскурсий. Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. При проведении уроков данного типа стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся.

Другая не менее интересная форма проведения уроков — игры.

Для учащихся средних и старших классов игра — прекрасный стимул более качественного усвоения материала. Кроме того, игра, позволяет наиболее ярко проявлять и развивать особенности учащихся — логическое мышление, память, творческие способности. При проведении игр развивается познавательный интерес учащихся, осуществляется уровневая дифференциация знаний, и следовательно реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддерживать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласится с его мнением и опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Роль учителя в процессе проведения и подготовки игр постоянно меняется, на начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. Создание благоприятной атмосферы на занятиях очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Именно уроки в игровой форме дают возможность учителю широко использовать межпредметные связи.

Главным направлением в моей работе является «Развитие творческой деятельности учащихся на уроках географии при инновационной системе обучения».

Нетрадиционные формы обучения приводят к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает, оценивает учеников, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. На нетрадиционных уроках каждый ученик может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком – то этапе урока в роли учителя. Такие уроки – это путь формирования умения учится, т. к. при такой организации деятельности учащихся происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, но и желание общаться со сверстниками, учителем. Хотя такие уроки имеют недостатки, но в них можно проявить состязательность, привлечь большое число школьников, учитывая психологию школьного возраста. Ученик становится центром учебного процесса.

Нетрадиционные формы обучения приводят к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает, оценивает учеников, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. На нетрадиционных уроках каждый ученик может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком – то этапе урока в роли учителя. Такие уроки – это путь формирования умения учится, т. к. при такой организации деятельности учащихся происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, но и желание общаться со сверстниками, учителем. Хотя такие уроки имеют недостатки, но в них можно проявить состязательность, привлечь большое число школьников, учитывая психологию школьного возраста. Ученик становится центром учебного процесса.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы: готовить выступления перед товарищами в классе; направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Я считаю, что благодаря такому разнообразию форм и методов, даже самый слабый ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у школьников развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития ребенка.

Урок — часть жизни ученика, поэтому главное на уроке — воспитание любознательности, которое формируется всей системой учебно-воспитательной работы. Реальный результат урока определить очень сложно, и скорее всего, невозможно. Для меня, как учителя, очень важно: что унес с собой школьник с урока? Чем обогатился его интеллектуальный уровень? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

Методическая разработка учителя географии ГБОУ СОШ №1234 Курбатовой Е.Е. "Развивающее обучение в школьном географическом образовании".

Методическая система предлагается к использованию учитлям географии в средних общеобразовательных школах....

Публичный отчёт районного методического объединения учителей географии за 2011-2012 учебный год

Публичный отчёт РМО учителей географии г. Дальнегорска Приморского края за 2011-12 учебный год в виде электронной презентации с фотографиями,  диаграммами, таблицами и т.д....

Учебно-методический комплекс учителя географии

В данном материале предложен учебно-методический комплекс используемый учителем для работы по предмету география с 6 по 11 класс общеобразовательной школы....

Учебно-методический комплекс учителя географии

Учебно-методический комлекс по географии общеобразовательной школы с 6 по 11 класс используемый учителем предметником....

Анализ работы районного методического объединения учителей географии образовательных учреждений Пролетарского района и г. Пролетарска за 2012- 2013 учебный год.

В разработке представлен анализ работы районного методического объединения учителей географии образовательных учреждений Пролетарского района и г. Пролетарска за 2012- 2013 учебный год и протоколы зас...

Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся

Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...