Активные методы обучения, применяемые на уроках географии МБОУ «Гимназия №1»
методическая разработка по географии

Макян Алёна Александровна

Активные методы обучения, применяемые на уроках географии .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения, применяемые на уроках географии МБОУ «Гимназия №1»

        

Метод «Составление кластера»

Метод «На линии огня»

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

   Ученики делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

*Активно используется на уроке географии в 10 классе.

«Цифровой диктант»

«Создание проблемных ситуаций».

Подготавливаю набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Провожу в устной форме, ученики сигнализируют  о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной связи или специальных сигнальных карточек «+» и «-». Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера правильных/неправильных утверждений. В ответе получается цепочка из цифр.

Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Приём обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.

Предлагаю обучающимся  любые задания, в которых они осознают цель, но не знают способы ее достижения. Они оказываются в положении исследователя, вырабатывают мышление свободное от шаблона, выдвигают новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходят к познанию действительности.

«Дидактические игры», к ним относятся:

-“Найди половинку”,

- “Составь слово”,

-“Заочное путешествие”,

-“Географические диктанты. ”

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок.  

«Метод проектов» 

Метод проектов является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний».

По одной из типологий выделяют возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

Метод «Шкатулка наших успехов, достижений» 

Цель: подведение итогов занятия

  • Участники: весь класс
  • Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок шкатулки каждому ученику, фломастеры

У каждого из вас есть вот такая шкатулка. Как правило, в шкатулках люди хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи. Давайте мы с вами поместим в эту шкатулку те знания и умения, которые для нас являются важным приобретением на этом занятии.

На стене можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может познакомиться каждый ученик. Уходя домой, ученики забирают свою шкатулку.

Обычно используется в 5-6 классах.

Метод «Ромашка».       

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения.Диспут на уроке.

Активные методы обучения.Диспут на уроке....

Активные методы обучения (АМО) на уроках математики

  Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их ис...

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"...

Активные методы обучения на моём уроке

В последние годы наблюдается тенденция к снижению уровня активности учащихся на уроках. Всё чаще, мы - педагоги, наблюдаем равнодушие со стороны учащихся к процессу обучения, низкий уровень развития п...

Мастер-класс "Применение технологии модерации и активных методов обучения (АМО) на уроках географии"

quot;Применение технологии модерациии активных методов обучения  (АМО) на уроках географии"Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально пол...

Описание исследовательского метода обучения, применяемого на уроках биологии, географии, занятиях внеурочной деятельности

В документе описан исследовательский метод обучения, применяемый мной на уроках биологии, географии, занятиях внеурочной деятельности. Представлена результативность этого метода за пять последних лет....

Статья «Активные методы обучения, применяемые на уроках технологии ,в условиях реализации ФГОС.»

Рассказано о методах обучения ,какие методы являются активными методами ,применяемыми на уроках тежнологии ,как применяются на уроках технологии активные методы обучения....