рабочая программа 5 класс (обновленные ФГОС)
рабочая программа по географии (5 класс)

Панькина Ирина Витальевна

рабочая программа по географии 5 класс (Обновленный ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geog_5_kl_.docx72.41 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

городской округ Мытищи

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей естественнонаучного цикла

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ "Марфинская СОШ"

_________Хачатурова М.Ю.

Протокол №1 от 10.08.2022г.

______________Панькина И.В.

Протокол №1 от 11.08.2022г.

______________Алексеев И.Е

Приказ № 123 от 12.08.2022г.

МБОУ "Марфинская СОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«География»

для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Панькина Ирина Витальевна учитель географии

Мытищи 2022г

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.21 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от

24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
  3. воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  4. формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
  5. формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
  6. формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы

Раздел I. Как устроен наш мир (10 ч)

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (6 ч)

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (4 ч)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)

ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации.

Раздел III. Как устроена наша планета (16 ч)

ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА (3 ч)

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3 ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2 ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (3 ч)

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Перечень практических работ

Урок-практикум № 1. Глобус как источник географической информации.

Урок-практикум № 2. Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации.

 Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов № 3. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?              

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой № 4. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

Урок-практикум. Экскурсия в природу № 5. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

— оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео​графического исследования;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

— систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

— владеть способами самоконтроля и рефлексии;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

— оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

— использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;

— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

— устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;

— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

— различать горы и равнины;

— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

— называть причины землетрясений и вулканических извержений;

— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;

— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

— классифицировать острова по происхождению;

—приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Как устроен наш мир – 10 часов

1.1

Земля во Вселенной

6

0

0

01.09.2022 06.10.2022

Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями

— освоения космоса; объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах; использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты;

объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы; устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на основе предоставленных данных; находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время дискуссии; различать научную гипотезу и научный факт;

Устный опрос

1.Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28   

2.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/)
https://interneturok.ru/subject/geografy/class/5 

3.Российский учебник  https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-a-klimanovoy-a-i-alekseeva-geografiya-5-9/ 

4. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ 

5. Презентации по географии  http://www.mirgeografii.ru/


1.2

Облик Земли

4

0

1

20.10.22

10.11.22

Объяснять значение ключевых слов: "Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг". Показывать географические объекты на карте. Называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом. Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при выполнении практических работ № 1); определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам;

Определение расстояний и направлений по глобусу; объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и «географическая карта»; применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности.

Практическая работа №1;

Устный опрос;

1.Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28   
2.Географический атлас (geography.su/atlas)
http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/ 
3.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/)
https://interneturok.ru/subject/geografy/class/5 
4.
Презентации по географии  http://www.mirgeografii.ru/

Итого по разделу

10

 

Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности - 8 часов

2.1.

Изображение Земли – 2 часа.

2

0

0

17.11.22

01.12.22

Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения задач. Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. Применять методы информационного поиска. Показывать ценность географической информации для человечества.

Устный опрос

1.Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28   
2.Географический атлас (geography.su/atlas)
http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/ 
3.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/)
https://interneturok.ru/subject/geografy/class/5 
4.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ.
http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ 
5.География
http://geographyofrussia.com/ 

6.Российский учебник  https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-a-klimanovoy-a-i-alekseeva-geografiya-5-9/ 

7. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ 

8. Презентации по географии  http://www.mirgeografii.ru/

2.2.

История открытия и освоения Земли – 6 часов.

6

0

1

08.12.22

19.01.23

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий; характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв, современные географические исследования и открытия);

сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли; сравнивать географические карты; представлять текстовую информацию в графической форме (при выполнении практической работы № 2); находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

Практическая работа №2;

Устный опрос;

1.Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28   
2. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ.
http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ 
3.География
http://geographyofrussia.com/ 

4.Российский учебник  https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-a-klimanovoy-a-i-alekseeva-geografiya-5-9/ 

5. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ 

Итого по разделу

8

Раздел 3. Как устроена наша планета – 16 часов

3.1

Литосфера каменная оболочка

Земли

5

0

1

26.01.23

02.03.23

Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора», «минерал» и «горная порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения;

классифицировать изученные горные породы по происхождению; распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования:

вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения; различать горы и равнины; классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы № 3); приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования в своей местности; приводить примеры полезных ископаемых своей местности;

приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации; применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления; оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира) в виде презентации;

Практическая работа №3;

Устный опрос;

1.Российский учебник  https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-a-klimanovoy-a-i-alekseeva-geografiya-5-9/ 

2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ 

3. Презентации по географии  http://www.mirgeografii.ru/


3.2

Гидросфера

3

0

0

09.03.23

23.03.23

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Осуществлять сравнение и классификацию морей, проливов. Предметные: знать и объяснять значение новых слов "гидросфера", "Мировой океан", "Мировой круговорот воды", "море", "залив", "пролив", "лиман". Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Показывать на карте частей Мирового океана. Знать и объяснять значение ключевых слов "река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины, болота, ледники, подземные воды, водопроницаемые и водоупорные породы"

Устный опрос;

11.Российский учебник  https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-a-klimanovoy-a-i-alekseeva-geografiya-5-9/ 

2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ 

3. Презентации по географии  http://www.mirgeografii.ru/

3.3

Атмосфера

3

0

1

30.03.23

20.04.23

Формировать основы экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в дополнительной литературе. Уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Знать значение «ключевых слов» атмосфера, тропосфера, воздушные массы, погода, метеорология, синоптическая карта, термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, анемометр"

Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами.

Практическая работа №4;

Устный опрос;

1.Российский учебник  https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-a-klimanovoy-a-i-alekseeva-geografiya-5-9/ 

2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ 

3. Презентации по географии  http://www.mirgeografii.ru/

3.4

Биосфера

2

0

1

27.04.23

04.05.23

Значение новых слов: "биосфера, биологический круговорот, пищевая цепь, хищники, травоядные, реликт" Выявлять причины и следствия простых явлений. Формировать основы экологической культуры, на примере доказательств на утверждение "Человек-часть биосферы".

Практическая работа № 5;

Устный опрос;

1.Российский учебник  https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-a-klimanovoy-a-i-alekseeva-geografiya-5-9/ 

2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ 

3. Презентации по географии  http://www.mirgeografii.ru/

3.5

Природа и человек

3

1

0

11.05.23

25.05.23

Различать причины и следствия географических явлений; приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; систематизировать результаты наблюдений; выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха; делать предположения, объясняющие результаты наблюдений; формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов природы; подбирать доводы для обоснования своего мнения

Устный опрос;

Письменный опрос

1.Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28   
2.Географический атлас (geography.su/atlas)
http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/ 
3.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/)
https://interneturok.ru/subject/geografy/class/5 
4.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ.
http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ 
5.География
http://geographyofrussia.com/ 

6.Российский учебник  https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-a-klimanovoy-a-i-alekseeva-geografiya-5-9/ 

7. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ 

8. Презентации по географии  http://www.mirgeografii.ru/

Итого по разделу

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

34

1

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение.

1

0

0

01.09.2022

Устный опрос;

2.

Представление об устройстве мира.

1

0

0

08.09.2022

Устный опрос;

3.

Звёзды и Галактики

1

0

0

15.09.2022

Устный опрос;

4.

Солнечная система

1

0

0

22.09.2022

Устный опрос;

5.

Луна-спутник Земли

1

0

0

29.09.2022

Устный опрос;

6.

Земля-планета Солнечной системы

1

0

0

06.10.2022

Устный опрос;

7.

Облик земного шара

1

0

0

20.10.2022

Устный опрос;

8.

Форма и размеры Земли.

Глобус-модель Земли.

1

0

0

27.10.2022

Устный опрос;

9.

Параллели и меридианы.

Градусная сеть.

1

0

0

03.11.2022

Письменный контроль;

10.

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации.

1

0

1

10.11.2022

Практическая работа;

11.

Способы изображения земной поверхности.

1

0

0

17.11.2022

Устный опрос;

12.

История географической карты.

1

0

0

01.12.2022

Устный опрос;

13.

Географические открытия древности.

1

0

0

08.12.2022

Устный опрос;

14.

Географические открытия Средневековья.

1

0

0

15.12.2022

Устный опрос;

15.

Великие географические открытия.

1

0

0

22.12.2022

Устный опрос;

16.

В поисках Южной Земли.

1

0

0

29.12.2022

Устный опрос;

17.

Исследование океана и внутренних частей материков.

1

0

0

12.01.2023

Устный опрос;        

18.

Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.

1

0

1

19.01.2023

Практическая работа;

19.

Внутреннее строение Земли.

1

0

0

26.01.2023

Устный опрос;

20.

Горные породы и их значение для человека.

1

0

0

02.02.2023

Устный опрос;

21.

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород.

1

0

0

09.02.2023

Практическая работа;

22.

Рельеф и его значение для человека.

1

0

0

16.02.2023

Устный опрос;

23.

Основные формы рельефа.

1

0

0

02.03.2023

Тестирование;

24.

Мировой круговорот воды.

1

0

0

09.03.2023

Устный опрос;

25.

Мировой океан и его части.

1

0

0

16.03.2023

Тестирование;

26.

Гидросфера-кровеносная система Земли.

1

0

0

23.03.2023

Устный опрос;

27.

Атмосфера Земли и её значение для человека.

1

0

0

30.03.2023

Тестирование;

28.

Погода.

1

0

0

13.04.2023

Тестирование;

29.

Урок -практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

1

0

1

20.04.2023

Практическая работа;

30.

Биосфера - живая оболочка Земли.

1

0

0

27.04.2023

Устный опрос;

31.

Урок - практикум.

Экскурсия в природу

1

0

1

04.05.2023

Практическая работа;

32.

Воздействие человека на природу.

1

0

0

11.05.2023

Устный опрос;

33.

Обобщающий урок по разделу «Как устроена наша планета»

1

0

0

18.05.2023

Устный опрос;

34.

Обобщение знаний

1

0

0

25.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО ПРОГРАММЕ

34

0

4

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  • Учебник. О.А. Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким География. Землеведение.5-6 классы. М.: Дрофа. 2019 г.      
  • Рабочая тетрадь.  О.А. Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким География. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2019 г.      

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения:

  • Методическое пособие. О.А. Климанова, Э.В.Ким. География. 5-6 классы. М.: Дрофа. 2019г
  • Атлас. География» 5 класс.   М.: Дрофа. 2022 г.      
  • Контурные карты. География» 5 класс.   М.: Дрофа. 2022 г.    

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28   
2.Географический атлас (geography.su/atlas)
http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/ 
3.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/)
https://interneturok.ru/subject/geografy/class/5 
4.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ.
http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ 
5.География
http://geographyofrussia.com/ 

6.Российский учебник  https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-a-klimanovoy-a-i-alekseeva-geografiya-5-9/ 

7. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ 

8. Презентации по географии  http://www.mirgeografii.ru/


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы
Атласы

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Компьютер
Мультимедийный проектор
Глобусы
Карты
Коллекция медиаресурсов
Коллекции горных пород
Портреты первооткрывателей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как составить рабочую программу по обновленным ФГОС 2021

В материале приводится материал в помощь учителю при составлении рабочей программы по предмету по обновленным ФГОС 2021. Основа для составления материала взята сайте электронного журнала Завуч....

Рабочая программа по обновленным ФГОС 2022 г. Литература 5 класс

Данная программа поможет при проведении уроков литературы в 2022-2023 учебном году в 5м классе ....

Инструкция по составлению рабочих программ по обновленным ФГОС.

В данном материале подробно рассмотрены основные шаги по составлению рабочей программы по обновленным ФГОС....

Рабочая программа по обновленным ФГОС, 5 класс

Модульная рабочая программа по предмету «Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных резуль...

Рабочая программа по обновленным ФГОС по технологии 5 класс

Рабочая программа по обновленным ФГОС по технологии 5 класс...

Рабочая программа по обновленным ФГОС, 5-6 классы

Программа по технологии раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное...

Рабочие программы по обновленным ФГОС 2023-2024 гг

Рабочие программы по обновленным ФГОС 2023-2024 гг (БИОЛОГИЯ)...