РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экологический отряд»
рабочая программа по географии (6 класс)

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Данный курс внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС, реализуется в рамках образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности. Настоящий курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Экологический отряд»

Возрастная группа  - 12-13 лет

Оглавление

1. Нормативно-правовая база

2. Пояснительная записка.

2.1 Общая характеристика курса внеурочной деятельности

2.2 Описание места курса внеурочной деятельности.

2.3 Формы проведения и методы контроля деятельности

3. Содержание курса внеурочной деятельности

4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.

5. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Нормативно- правовая база внеурочной деятельности

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
  • Методическими материалами по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 № 03-296);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09-1672 « О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельностью»;
  • Инструктивно-методическое письмо № 14.05.2015 № 03-20-2057\15-00 КО Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
  • ООП ООО ГБОУ средней школы № 368.

2. Пояснительная записка.

Главной целью программы является формирование экологической культуры

Основные задачи программы:

1. Образовательные:

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости  природы,  общества и человека.
  • Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

2.Развивающие

  • Развитие навыков общения и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

3. Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему, готовность к созидательной деятельности;
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

2.1 Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Актуальность

Мир природы — среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых ресурсов, биологическому балансу в природе может быть нанесен непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека.

Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Этим и обусловлена необходимость экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

Экологическое воспитание - это неотъемлемая часть единой системы воспитания, и поэтому к обсуждению сути можно применять единые подходы теории воспитания. Главные направления экологического воспитания возможны лишь на базе учета современности в целом, раскрытии главных целей, сути и противоречий в нем, а еще и выводов педагогической науки о современном состоянии, подходов и направлений к воспитанию в наши дни. Это необходимый компонент формирования и развития личности, который способен решить задачи следующих этапов развития цивилизации. Стремительно развивающееся движение по охране природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, волнует каждого жителя планеты.

Именно поэтому экологическому воспитанию придается столь важное общественное значение.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с школьниками, одной из приоритетной цели которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.

Программа построена в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активности, проявляемой в разнообразной практической деятельности, любознательность детей.

.

2.2 Описание места курса внеурочной деятельности.

Данный курс внеурочной деятельности реализуется в рамках образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности. Настоящий курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности.

Сроки реализации программы: данная образовательная программа рассчитана на один год и будет реализована в 2020/2021 учебном году.

2.3 Формы проведения и методы контроля деятельности

- групповые;

-  индивидуальные.

Беседы, лекции, игры, ролевые игры, ситуационные задачи, презентации, оформление стенгазет.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Введение в курс.

Организационное занятие. Обсуждение и утверждение плана работы. Формирование символики отряда. Создание информационного стенда. Проведение инструктажа по технике безопасности.

Тема 2. Экологическая грамотность.

Ценность бережного отношения к природным ресурсам. «Неделя экологической грамотности». Как подарить вещам вторую жизнь. Сбор макулатуры. Создание социально-экологической рекламы «Сохрани мир вокруг себя»

Тема 3. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека

Неделя экологической грамотности «Будь здоров!». Час экологической интеллектуальной игры.

Тема 4. Природа и духовные потребности человека.

Акция «Хранители зеленых насаждений». Акция «Хранители птиц». Конкурс «Эко комиксы». ООПТ. «Я познаю Россию». Заповедный урок. Фотовыставка «Растения нашего города». Парки Санкт-Петербурга и Фрунзенского района.

Тема 5. Бережное отношение к природным ресурсам.

Экологический урок «Моря России». «Хранители воды». 22 марта – Всемирный День Воды. Международный день Земли. «Атлас новых профессий». Перспективные профессии. Акция «Хранители зеленых насаждений». Всемирный день охраны окружающей среды.

Тема 6. Подведение итогов.

4. Тематическое планирование

№ п/п

Разделы программы, тема программы (курса)

Количество часов

Теория

Практика

Формы проведения занятий

Краткое описание содержания занятия

1.

Введение в курс.

1

0,5

0,5

Беседа, групповая работа

Организационное занятие. Обсуждение и утверждение плана работы. Формирование символики отряда.

2.

Создание информационного стенда

1

0,5

0,5

Беседа, групповая работа

Выпуск эко-газеты, оформление стенда отряда.

3.

Ценность бережного отношения к природным ресурсам

1

1

-

Лекция, беседа

Виды природных богатств. Природопользование в России и в мире. Необходимость рационального использования ресурсов. Использование вторичного сырья.

4-5.

«Неделя экологической грамотности». Всемирный день защиты животных – 4 октября

2

0,5

1,5

Беседа. Групповая работа

Подготовка программы, выбор тем для просветительской кампании в школьном пресс-центре.

6-7.

«Починить нельзя выбросить»

2

0,5

1,5

Беседа. Групповая работа

Подготовка презентаций для проведения классных часов в начальной школе. Как и что можно сделать своими руками из бытовых отходов (коробок, пакетов)

8.

Выставка поделок «Подари вещам вторую жизнь»

1

-

1

Групповая работа

Собрать поделки, организовать выставку.

9.

Акция «Хранители зеленых насаждений»

1

-

1

Индивидуальная работа

Организация и сбор макулатуры в школе. Отметить самый активный класс. Или (ДО) подготовка презентации и игры по теме для проведения классного часа в начальной школе

10-11.

Конкурс социально-экологической рекламы «Сохрани мир вокруг себя»

2

0,5

1,5

Беседа. Групповая работа

Продумать рисунок, слоган к рисунку на тему «Сохрани мир вокруг себя». Оформление стенда.

12-13.

Неделя экологической грамотности «Будь здоров!»

2

0,5

1,5

Беседа. Групповая работа

Подведение итога конкурса «Сохрани мир вокруг себя». Награждение.

Подготовка материала к просветительской кампании в пресс-центре школы. Признание ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.  

14-15.

Час экологической игры

2

0,5

1,5

Беседа. Групповая работа

Подготовка заданий для экологической игры(5 класс для 6 класса, 6 класс-для 5-классников)

16.

Акция «Хранители зеленых насаждений»

1

-

1

Индивидуальная работа

Организация и сбор макулатуры в школе. Отметить самый активный класс. Или Конкурс рисунков среди  участников экоотряда

17-18.

Акция «Хранители птиц»

2

0,5

1.5

Беседа. Групповая работа

Изготовление кормушек. Повесить кормушки, насыпать корм для птиц.

19.

Конкурс «Эко комиксы»

1

0,5

0,5

Беседа. Групповая работа

Создание комиксов, рассказать про тему своего рисунка.

20.

ООПТ. «Я познаю Россию»

1

1

-

Беседа, просмотр презентации

Виды и компоненты особо охраняемых природных территорий в России.

21.

Заповедный урок.

1

1

-

Беседа, просмотр презентации

Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Рассказ ребят.

22.

Фотовыставка «Растения нашего города»

1

0,5

0,5

Индивидуальная и групповая работа

Принести фотографии, рассказать о растении, изображенном на фото. Подготовить стенд.

23-24.

Парки Санкт-Петербурга и Фрунзенского района

2

1

1

Беседа, просмотр презентации. Групповая работа

Парки города и района. Ценность, компоненты. Экологическая обстановка в парке.

25.

Экоурок «Моря России»

1

0,5

0,5

Беседа, просмотр презентации. Групповая работа

Моря России. Продуктивность морей, их использование человеком. Экологическая опасность, угрожающая морям.

26-27.

«Хранители воды». 22 марта – Всемирный День Воды.

2

1

1

Беседа, просмотр презентации. Групповая работа

Подготовка презентаций для проведения классных часов в начальной школе.

28.

Международный день Земли.

1

-

1

Индивидуальная и групповая работа

Подготовить и организовать выставку рисунков на тему «Здоровье планеты? В моих руках!»

29-30.

«Атлас новых профессий». Перспективные профессии.

2

1

1

Индивидуальная и групповая работа

Подготовка краткого сообщения (слайда) про профессию

31.

Акция «Хранители зеленых насаждений»

1

-

1

Индивидуальная работа

Организация и сбор макулатуры в школе. Отметить самый активный класс.

32-33.

Всемирный день охраны окружающей среды.

2

0,5

1,5

Беседа. Групповая работа

Подготовка программы для просветительской кампании в школьном пресс-центре

34.

Подведение итогов.

1

1

-

Беседа.

Подвести итоги работы отряда в 2020-2021 учебном году.

Всего часов

34

13

21

5. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

УУД

Результаты

Личностные

- оценивать значимость для личности эколого – культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметные

- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

- находит необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

- перессказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

- выполнять проект;

- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметные

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения;

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

  1. Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1-3.
  2. Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.   
  3. Арустамов Э. А. Экологические основы природопользования: учеб. пособие/ Э. А. Арустамов. — М.: Дашков и К, 2001. — 236 с.
  4.  В судьбе природы – наша судьба [Текст]: писатели об экологических проблемах. – Москва: Художественная литература, 1990. – 462 с.
  5. Васинский А. Пейзаж будущего: человек в мире природы [Текст] / А. Васинский. – Москва: Политиздат, 1985. – 206 с.
  6.  Владимиров В. А.   Катастрофы и экология / В. А. Владимиров, В. И. Измалков. — М.: Контакт-культура, 2000. — 380 с.
  7. Вронский В. А. Экология: словарь-справочник / В. А. Вронский. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 576 с.
  8. Горелов А. А. Экология: [Текст]: учеб. пособие для вузов] / А. А. Горелов. — М.: Юрайт-М, 2002. — 312 с. — (в пер.). — ISBN 5-94227-066-Х.
  9. Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002

Электронные ресурсы

  1. Внешкольная экология. Программа «Школьная экологическая инициатива»

http://www.eco.nw.ru

  1. Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам

http://zelenyshluz.narod.ru

  1. Популярная энциклопедия «Флора и фауна»

http://www.biodat.ru/db/fen/anim.htm

  1. Растения: электронные версии книг

http://plant.geoman.ru

  1. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья

http://www.nature.ok.ru

  1. Сохраняем и изучаем водоемы: экологический проект

http://edu.greensail.ru

  1. Центр охраны дикой природы: публикации по экологии

http://www.biodiversity.ru

  1. Экологическое образование детей и изучение природы России.

Экологический центр «Экосистема»

      http://www.ecosystema.ru

Материально-технического обеспечение

  1. Персональный компьютер
  2. Принтер
  3. Экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга» для учащихся 5-6 классов

Содержание курса «Экологический портрет Санкт-Петербурга» включает самые основные во­просы взаимодействия человека и созданной им городской среды. Краеведческий под­ход с использов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая культура"

Рабочая программа курса «Экологическая культура и здоровье человека» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экологический отряд»

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз¬дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экологический отряд»

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический образ жизни»

Рабочая программа «Экологический образ жизни»  по внеурочной деятельности  поможет ребёнку:            -  в фор...