Игровые технологии в географии.
статья по географии

Семёнова Светлана Александровна

Использование игровых технологий в собственной практике. С примером заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии

В  практической работе учителей географии широко распространены игровые технологии.   Моя работа, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса обучающихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение игровой технологии позволяет успешно решать эту задачу. В своей работе рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы), как новая технология обучения. 

Цель  игровой технологии обучения  состоит в содействии проявлению природных качеств каждого ученика, а не в доведении творческих способностей до задуманного уровня. Посредством игры я развиваю и усиливаю творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит «почву» для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности учащихся. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.

Исходя из вышесказанного, основные цели обучения при развитии творческого потенциала личности учащихся через игровые формы обучения следующие:

1.Обучающая – обеспечить достижение высокого  уровня  обученности, обобщить и закрепить изученный материал;

2.Воспитывающая – формирование товарищеской взаимопомощи, дружбы, эстетическое воспитание учащихся;

3.Развивающая – развитие творческих способностей  каждого ученика с учетом  их индивидуальных особенностей.  

Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу «ученик – ученик».  Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание. Для того  чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания,  воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным. В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к курсу географии и возникновение, и формирование всесторонне развитой личности.

Учебная игра как  педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены  учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические  приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

С  позиции личностного подхода  игра представляет  поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «я» в этом мире. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей.

В  игре  актуализируются функции личности. Если  традиционно  образовательный  процесс связан с передачей – получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за свое поведение, но на нем висит груз ответственности за успех всей группы. В  игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.

Вот некоторые игровые технологии, используемые мною в практике.

Головоломка «Румбы»

Решив эту головоломку, вы прочтете слова ученого К.Юнга о том, как жители планеты Земля относятся к окружающему миру. Для того, чтобы прочесть эту фразу, вам нужно хорошо знать стороны горизонта.

Даны 42 направления , по которым вы решите головоломку.

От М: 1)ю-в; 2)с-в; 3)ю-в; 4)с; 5)в; 6)ю; 7)ю-з; 8)с-з; 9)ю-з; 10)з; 11)с; 12)з; 13)ю; 14)ю; 15)в; 16)в; 17)с-в; 18)ю; 19)в; 20)с-в; 21)ю; 22)ю; 23)з; 24)ю-з; 25)с; 26)з; 27)з; 28)ю; 29)с-з; 30)ю; 31)ю; 32)в; 33)с-в; 34)ю; 35)в; 36)с-в; 37)ю; 38)с-в; 39)ю; 40)ю-з; 41)з; 42)з.

*

м

*

с

а

л

ы

т

ы

о

т

и

м

а

г

о

б

а

и

в

п

з

н

н

д

б

о

н

я

и

н

е

и

х

у

р

ы

м

в

м

д

о

*

*

и

т

с

*

Ответ: «Мы стали богатыми в познаниях, но бедными в мудрости»

Головоломка «Ловкость глаз…»

ж

н

а

и

ш

е

р

б

у

д

а

у

щ

е

е

ф

в

с

о

к

е

а

о

н

е

б

ч

е

л

а

о

к

в

е

к

а

д

о

д

л

и

ж

е

н

к

н

о

а

у

б

ч

и

р

т

ь

а

с

я

з

б

л

е

р

о

е

ч

ь

ш

в

а

о

д

д

н

ь

ы

е

б

а

с

с

е

к

й

н

ы

а

у

х

а

б

ж

и

а

в

а

н

т

ь

з

а

к

н

о

и

з

м

и

а

и

з

а

и

х

о

н

б

и

о

т

а

с

т

е

о

л

я

р

м

о

и

г

Вычеркни высказывание Ж.Кусто от охране океана и найди семь животных.

«Наше будущее- в океане. Человек должен научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за их обитателями».

Ответ: жираф, собака, дикобраз, лошадь, кабан, коза, носорог.

Игра «Путаница»

Фотографии животных перепутались. Каждой команде предлагаются фотографии животных. Учащимся нужно рассказать или показать это животное так, чтобы другая команда его тоже узнала и прикрепила на материк, родину животного.

Предлагаются животные: ленивец, колибри, тюлень, тапир, марабу, жираф, анаконда, тасманский дьявол, утконос, кенгуру, коала, ехидна, пингвин.

Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач учителя – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.

В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах....

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Конспекты повторительно обобщающих уроков ( игровые технологии) по географии материков и океанов

Данный материал - это система повторительно-обобщающих уроков по геграфии для 7 класса, по основным темам курса. Повторительно-обобщающие уроки в 7 классе провожу в игровой форме (игра "Геошанс") В ко...

Игровая технология обучения географии

Игра может рассматриваться с разных позиций:- как прием обучения, направленной на моделирование реальной действительности;- как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;- как фор...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...