«Изменения в новых ФГОС ООО по географии»
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Дашкова Людмила Анатольевна

Новые  ФГОС - 2021 утверждены 31 мая 2021 года. Они с 1 сентября 2022 года вступили в силу и начали действовать для всех российских школ. В данной статье я рассматриваю изменения в Примерной рабочей программе по географии для 5 - 9 классов ООО. Она устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса,  даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения.  Рассмотрим содержание Примерной рабочей программы по  географии  для 5 – 9 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmeneniya_v_novyh_fgos_ooo_po_geografii.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

    Новые  ФГОС - 2021 утверждены 31 мая 2021 года. Они с 1 сентября 2022 года вступят в силу и начнут действовать для всех российских школ. Этот официальный документ содержит конкретизированные требования к образовательному процессу и существенно повышает планку, как для учеников, так и для учителей. Обновленные ФГОС вступают в силу с момента начала нового учебного года, но есть некоторые нюансы, которые касаются учеников, обучающихся по нынешним стандартам. К чему готовиться учителям и ученикам, каким будет образовательный процесс согласно новым стандартам и что изменится для школы?                                                             ФГОС устанавливают требования к результатам освоения программы основного общего образования:  личностным, метапредметным и предметным.  По-новому сформулированы предметные результаты – это учебные действия с предметным материалом.  Предметные результаты освоения программы основного общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования. Прослеживается  единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.                                                     

   Все умения, составляющие требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы разделяются на три большие группы:                                                                                                                                 1. использовать знания для решения учебно-познавательных и практических задач;                                                                       2. находить и использовать информацию в различных источниках, необходимую для решения учебно-познавательных и практических задач;                                                                                                                                                               3. интегрировать знания и информацию из различных источников для решения учебно-познавательных и практических задач.                                                                                              

Примерная рабочая программа по географии  для 5 – 9 классов  ООО устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса,  даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения.  Рассмотрим содержание Примерной рабочей программы по  географии  для 5 – 9 классов (см. Приложение 1):                                                                                                                                              в 5 классе:                                                                  

в Разделе 1 введена для выполнения практическая работа  «Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных», а в Заключении – практическая работа «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой».                                                                                                           в 6 классе:                                                                                                                                                                                                      - изменилась тема «Географическая оболочка как среда жизни»;                                                                                            - в заключительной теме «Природно-территориальные комплексы» изучается:  Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности.                                                        

 - изучаются темы: Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО;                                                                                                                                                                   в 7 классе:                                                                                                                                                                              - исчезла тема «Освоение Земли человеком»;                                                                                                                         - заключительная тема «Взаимодействия природы и общества» дополнена: Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная - и международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты;                                                                                                   в 8 классе:                                                                                                                                                                              - тема  «География своей местности» разнесена по темам раздела «Природа России»;                                                            - в заключительной теме «Человеческий капитал России» изучается качество населения и показатели, характеризующие его, а также индекс человеческого развития (ИЧР) и его географические различия.                                                                                                                                         в 9 классе:                                                                                                                                                                        - исчезла тема «Военно-промышленный комплекс (ВПК)»;                                                                                           - при изучении Темы 5 «Химико – лесной комплекс» проводится изучение и анализ документов  при выполнении практической работы «Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса»;                                                                                                                                                                                   - в теме «Обобщение знаний» раздела «Хозяйство России» изучаются: Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Кластеры.  Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства. Развитие хозяйства и состояние окружающей среды и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.                                                

    Большое внимание в новых ФГОС уделяется и обновлению содержания учебников. Действующий федеральный перечень учебников, утверждённый Приказом Минпросвещения РФ № 254 от 20.05.2020г.,  не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновлённых ФГОС. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального перечня учебников» должен быть утверждён в IV квартале 2022 года. Следует заметить, что обучение пятиклассников географии по новым ФГОС будет осуществляться с 1 сентября 2022 года! Возникает вопрос: можно ли в 2022 году в 5 классах реализовать новый ФГОС используя старые учебники?  Ссылаясь на  Письмо Министерства просвещения от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году, в период перехода на обновлённые ФГОС-2021 могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включённые в федеральный перечень учебников.

    При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и  личностных результатов.  

  Анализируя Примерные рабочие программы по географии 5 класса и содержание учебников,   содержание всех представленных учебников географии для учащихся 5 классов соответствует содержанию Примерной рабочей программы по географии. Последовательность изложения тем в учебниках  линии «Роза ветров» и «Классическая география» соответствует последовательности изложения тем в примерной программе по географии.                                                                                                             Это позволяет:                                                                                                                                                                                  - приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;                                                                                                                                  - интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;                                                          - использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;                                                                                                                                              - устанавливать эмперические зависимости между продолжительностью дня и географической  широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;                                                                                                                      - применять понятие «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;                                                                                                                                                                      - приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

-  называть причины землетрясений и вулканических извержений;                                                                           - представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания);

- «Дневник географа – следопыта» позволяет фиксировать результаты наблюдений.

  Подходят для использования в работе учителя и «Методические пособия «Роза ветров». 5 – 9 класс», где имеются  общие методические указания, примерное поурочное планирование и

сценарии уроков содержащие: образовательные результаты уроков, инструктивно-методический материал, диагностику предметных результатов.

   Во ФГОС – 2021 года в требованиях к условиям реализации программы основного общего образования отмечено в п. 35.2. «…должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

   Основой функциональной грамотности являются  УДД, которым большое внимание уделяется в Программе формирования универсальных учебных действий  у обучающихся  и она должна обеспечивать формирование опыта применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач.

Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

  Поэтому функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:

- читательскую грамотность;

- математическую грамотность;

- естественно – научную грамотность;

- глобальные компетенции;

- финансовую грамотность;

- креативное мышление.

   Естественно - научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей (см. Приложение 2):

- научно объяснять явления;                                                                                                                                                        - понимать основные особенности естественнонаучного исследования;                                                                      - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Чему же нужно учить школьников на уроках географии?  Ответ:                                                                           - формулировать вопросы;

- обосновывать, доказывать;

- использовать простейшие приемы исследования;

- строить развернутые высказывания;

- устанавливать надежность информации;

- сотрудничать.

   Основным требованием к заданиям по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности является то, чтобы эти задания были нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными и интересными для школьников. Важно обратить внимание и на основные умения естественно – научной грамотности: объяснять, исследовать, анализировать с опором на реальную жизненную ситуацию.

   Функциональная грамотность включена первым пунктом в направления совершенствования общего образования в России. Если проанализировать структуру измерительных материалов PISA, то ведущим компонентом в исследованиях качества образования отводится в 2024 году естественно – научной грамотности. И в этом исследовании будут участвовать сегодняшние пятиклассники (см. Приложение 3).

   Для развития различных видов функциональной грамотности на уроках географии и во внеурочной деятельности, в том числе и естественно – научной, можно использовать банк заданий на сайте  ИСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  (ИСРО) в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (см. Приложение 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания" интегрированный урок география - биология

Тема урока: Изменение живых организмов в зависимости от среды обитанияПродолжительность урока:  1 урок (45 минут)Класс: 9 классЦели урока: Выяснить, как изменяются живые организмы в зависим...

Презентация по географии на тему: «Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности»

Приведены слайды с текстами задач, используемых на уроке географии в 6-м классе при изучении темы "Атмосфера"....

Об изменениях в проведении единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в 2015 году по географии.

Презентации "Об изменениях в проведении единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации  в 2015 году по географии" по материалам последних изменений в структуре проведения...

Практическая работа по географии 8 класс «Определение по основным климатическим характеристикам изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины»

Программная практическая работа «Определение по основным климатическим характеристикам изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины». Практическая работа для учащи...

Конспект урока по географии для 10 класса на тему Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды

Конспект урока по географии для 10 класса на тему Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды...

Практическая работа по географии «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой» и «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы оса

Пр. р. №5 «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой».Пр.р. №6. «Составление графи...