Познавательная география, через игру
методическая разработка по географии

В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_geografiya.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная география, через игру

В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Но при этом нельзя забывать, что игра всегда “ свободна”. Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать её.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

-любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

-доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;

-глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

-гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

-логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных

-критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

-широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и много вариантности её решений.

Цель географических игр прежде всего- учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.

География – интересная наука, родилась она благодаря путешественникам, которые описали увиденное ими. География – это ни в коем случае не сухой отчёт о том, где и что на Земле. География также прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете. География без людей не существует, и в первую очередь без путешественников. Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали её. Мы сегодня тоже будем путешествовать в разные области этой замечательной науки.

Игры можно включать и в урок, и в занятия кружка, можно проводить на привалах во время походов, на экскурсиях в природу, школьных переменах.

Типичными примерами интеллектуальных командных игр являются «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и так далее. Игра «Черная метка (крестики – нолики)», частота применения которой зависит во многом от подготовки учителем блоков вопросов, по отдельным темам, разделам, курсам.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит , то он выбывает из игры.

Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра “Широта и долгота”

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

Игра “Верх - вниз”

Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.

Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.

«Редактор, найди ошибку автора» (смысловое чтение). Инструкция: «В тексте допущены ошибки. Найдите это предложение и исправьте ошибку».

Можно использовать готовый текст, испортить его. Пример предложений с ошибками по теме «Тундра» 7-8 класс.

-Если долго не шевелится, то можно заметить песца: на фоне ослепительно белого снега он в своей темной шубе хорошо виден.

-Северные олени роют копытами снег, чтобы достать «олений мох» - карликовый кустарник с маленькими листочками.

-Только леммингам опять не везет: мало того, что и песцы, и совы, и горностаи, и даже волки их преследуют, так вот теперь еще и гадюки проснулись.

Этот игровой прием позволяет научить вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать. Лидеры оцениваются учащимися высоко, это мотивация на учебу, на более глубокое изучение темы.

Игра "Сравнение понятий"

Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и сравнить существенные признаки понятий анализируемой пары.

-Лед-пар

-Река-озеро

-Равнины – горы

-Использую и имена собственные: Урал-Алтай, Кавказ- Срединный хребет.

Игра "Сходство и различие"

Игровой прием, направленный на развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты. Операция сравнения одна из базовых интеллектуальных способностей человека ("Все познается в сравнении"). В географии чаще мы сравниваем понятия одного порядка, например равнинные и горные реки, равнины и горы, ПЗ-тундру и степь. А также сравниваем близкие объекты: реки с разным типом питания, равнины плоские и холмистые, страны развитые и развивающиеся. Учимся сравнивать объективно, подбирать и использовать критерии для сравнения, делать четкий вывод.

Любым предметом, процессом, явлением надо заниматься, извлекая что-то такое, что доставляет удовольствие преподавателю и ученикам это доставляет всем удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"

Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...

"Активизации познавательной деятельности обучающихсю на уроках географии, через использование ИКТ"

На данном этапе проведение уроков в школе не возможно без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, так как именно о...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащим...

Активация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии.  География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патри...