Урок "Формы государственного правления независимых государств"
план-конспект урока по географии (10 класс)

Урок для 10 класса по географии. Тема "Формы государственного правления независимых государств". В нём рассматривается три формы правления государств и особенности каждой из них. Включены задания на повторения прошлой темы и закрепления пройденного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Формы государственного правления независимых государств»

Тип урока: комбинированный.

Личностные результаты изучения темы:

  • целенаправленность познавательной деятельности;
  • осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • ответственное отношение к учению;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

Метапредметные результаты изучения темы:

  • Регулятивные (учебно-организационные):  целеполагание, ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу учащихся;
  • Познавательные:

- учебно-логические: анализ с целью выделения признаков, выведение следствий, установление причинно-следственных связей; выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- учебно-информационными: поиск и отбор информации в учебных пособиях; работать с текстом: выделение главной мысли, поиск ответов на вопросы, составление по тексту схем;

  • Коммуникативные: планирование, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.

Предметные результаты изучения темы:

  • знать формы государственного правления стран мира;
  • уметь устанавливать связь между природными и социальными явлениями и процессами;
  • уметь находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений и объектов.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах.

Оборудование: учебник, атлас.

Структура урока.

  1. Организационный этап: проверка готовности учащихся к уроку; приветствие;  проверка отсутствующих учащихся.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проверка домашнего задания: 

Найдите соответствие между странами и политико-географическими изменениями, которые он иллюстрирует.

За каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество - 7 баллов.

Страна (ы)

Политико-географические изменения

1. Цейлон – Шри-Ланка

А.  изменение названия столицы

 

2. ГДР и ФРГ - Германия

Б.  образование новых независимых государств

 

3. Казахстан – Астана – Нур-Султан – Астана

В.  изменение площади государства

 

4. Судан и Южный Судан

Г.  изменение названия государства

 

5. Распад СССР - Белоруссия

Д.  разделение государств

 

6. Покупка Аляски США

Е.  изменение статуса государства

 

7. Российская империя – СССР – Российская Федерация

Ж.  слияние государств

 

Самооценка: Учащиеся друг у друга проверяют правильность выполнения задания.

На экране демонстрируется правильное выполнение задания.

1-Г, 2-Ж, 3-А, 4-Д, 5-Б, 6-В, 7-Е

Общее количество – 7 балл.

Критерии оценивания:

7 баллов – оценка «5»

6-5 баллов – оценка «4»

4-3 баллов – оценка «3»

Меньше 3 баллов - оценка «2»

Работы сдаются учителю.

Пока сдаются работы дать ответ на вопрос: Значение государственной символики?

  1. Актуализация знаний.

- На экране сейчас появится определение, определите какое понятие, оно характеризует, ему будет посвящен наш урок.

На экране: «элемент, который определяет систему организации высших органов  власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании» (форма государственного правления)

Какова тема урока?

Запишите число и тему урока: Формы государственного правления независимых государств.

- Какие формы государственного правления вам известны? (монархия, республика)

Иллюстрации: Карта с республиками и монархиями (фотография)

- Может ли существует какая-нибудь связь между размером страны и формой государственного правления?

Насколько верны были ваши предположения, мы узнаем сегодня на уроке.

  1. Постановка цели и задач урока.

- Как можно сформулировать цели нашего урока?

Цели урока: изучение форм государственного правления стран мира.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

- В какой исторической последовательности возникли формы государственного правления?

(На экране появляются части схемы «Формы государственного правления»: первыми появились монархическая и республиканская формы плавления)

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху.

Монархи: королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т.д. Монархия может быть наследственной, выборной или наследственно-выборной.

Республика – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Дальнейшее изучение материала о формах государственного правления будет проходить самостоятельно. В зависимости от вариант вы должны будете изучить определенную часть текса учебника и опираясь на него и свои знания заполнить полностью схему. Затем вы должны обменятся друг с другом изученным материалом, что бы у каждого схема была полностью заполнена с пониманием её содержания.

Завершающим этапом выполнения задания будет выступление одного из учащихся по изученному вами материалу.

Задание 1: 

I вариант: Изучите тест учебника на странице 8-9 «Монархии» и атлас. Заполните в схеме свою часть схемы. Привести 1-2 примера стран с монархическими формами правления.

II вариант: Изучите тест учебника на странице 9 - 10 «Республики» и атлас. Заполните в свою часть схемы. Привести 1-2 примера стран с республиканскими формами правления.

  Обменяйтесь друг с другом изученным материалом.

Выступление обучающегося у политической карты мира о формах государственного правления.

Задание 2:

Опираясь на материал из работ Шарля Луи Монтескье и имеющиеся у вас знания, сформулируйте несколько тезисов в защиту или опровержение его утверждений. Запишите их на ватмане (крупно) и определите, кто из группы выступит с результатами вашей работы (примеры стран обязательны, показать на карте).

Из трудов французского просветителя Шарля Луи Монтескье:

Известнейший французский просветитель, представитель философской школы естественного права Шарль Луи Монтескье считал форму государственного правления и устройства функцией климата и размеров страны. Обширные империи предрасположены к деспотическому правлению, ибо для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удаленность места, куда рассылаются приказания, уравновешивалась быстротой их выполнения. Таким образом, маленькие государства по своей природе должны быть республиками, обширные империи — находиться под властью деспотов, государства средней величины — подчиняться монарху. Значит, для сохранения принципов правления государство должно сохранять неизменными свои размеры; государственный строй может измениться в зависимости от расширения или сокращения территории.

Небольшие государства с демократическим устройством, как правило, погибают от внешнего врага, а большие — от внутренних проблем. Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающая преимущества и достоинства республиканского правления с силой монархии. Такой формой правления Монтескье считал федерацию — пространственно единый союз суверенных республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры без утери демократии. …

Как и с любой точкой зрения с данной информацией можно соглашаться или нет. Давайте попытаемся выделить наиболее весомые аргументы в поддержку или опровержения данного суждения.

Дискуссия

Выступление у доски. Формулировка общего вывода по результатам выступлений.

Актуальной данная зависимость остается для  некоторых средних по размеру стран (таких как Великобритания, Испания) сохранивших монархическую форму правления.

Для большинства современных стран, независимо от размера территории, характерна республиканская форма правления.

  1. Закрепление 

Выполните 4 задание самостоятельно, вам дается 3 мин.

Совместная проверка.

Задание 4: 

Определить форму правления в следующих примерах.

1) Примером страны с этой отживающей формой правления может служить Катар, где с 2013 года правит эмир шейх Тамим бин Хамад Аль Тани. Эмир назначает премьер-министра, членов Совета министров и Консультативного совета. Власть эмира ограничена только рамками шариата. (абсолютная монархия)

2) президент, являющийся главой государства, а зачастую и правительства, наделен очень большими полномочиями. Таких республик в мире более 100. Особенно они распространены в Африке, где их 45 (например, Египет, Алжир, Нигерия, ЮАР), и в Латинской Америке, где их 22 (например, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина). (президентская республика)

3) В таких республиках (ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.) главной фигурой является не президент, а глава правительства. (парламентская республика)

4) Япония имеет такую форму правления, в которой император традиционно служит символом государства и единства нации, хотя вся законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная - Kaбинета министров. (конституционная монархия)

  1. Вспомним, какую цель ставили?
  2. Достигли ли мы её или нет? Обоснуйте свой ответ.

  1. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению.
  1. Изучение текста учебника на стр. 8 - 10
  2. Нанести на контурную карту все страны с монархическими формами правления (с использованием атласа).

3) Выучить страны с монархической формой правления. Уметь показывать их на карте.

  1. Рефлексия.
  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  2. Возникли ли и на каком этапе урока, затруднения?
  3. Где могут найти применения полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Новые независимые государства"

Сейчас издано много программ элективных курсов. Но когда-то все только начиналось. Для предпрофильной подготовки разработан элективный курс "Новые независимые государства", в котором я постаралась уче...

Содружество Независимых Государств

Цель: показать учащимся значение сотрудничества стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, в духовной, экономической, политической и социальных сферах Задачи: Познакомить учащих...

Формы государственного устройства и Формы государственного правления

Опорный конспект. Формы государственного устройства и Формы государственного правления.  10 класс....

Единый урок, посвященный Содружеству независимых государств.

Материал посвящен Содружеству независимых государств, истории создания, особенностям, толерантности....

Содружество независимых государств

классный час Содружество независимых государств...

Урок по географии "Формы государственного правления независимых государств" 10 класс

Урок "Формы государственного правления независимых государств" для 10 класса (углубленного уровня изучения географии) по ФГОС....