География в кинематографе
учебно-методический материал по географии

Солопёкина Олеся Павловна

применение фрагментов фильмов на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_v_kinematografe.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

География в кинематографе

Особое место в обучении учащихся по своей выразительности и конкретности занимает такое средство наглядности, как учебные фильмы. Использование кинопособий наиболее целесообразно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно.

Показ учебных фильмов помогает в проведении словарной работы, развитии речи учащихся, конкретизирует изучаемую тему, однако проводить его следует прежде всего в тех случаях, когда изучаемый материал нуждается в дополнительном обобщении и закреплении.

В темах, где требуется показ движения изучаемых объектов, рекомендуется применять в первую очередь немые кинофильмы и кинофрагменты с пояснениями учителя, так как они имеют своеобразную структуру, менее сложную, чем другие кинопособия. Как и звуковые кинофильмы, немые кинофильмы и кинофрагменты показывают объекты в динамике, но содержание их значительно проще и более ограниченно. Кроме того, немые кинофильмы рассчитаны на пояснения учителя, и поэтому изображаемые объекты могут обозреваться на экране относительно длительнее, чем в звуковых кинофильмах.

При отсутствии немых фильмов к темам, где требуется показ объектов в движении, подбираются звуковые кинофильмы.

Отключая звуковое сопровождение, учитель имеет возможность объяснить именно то, что ученики школы должны запомнить. Кроме того, учеников не отвлекают ритмические танцы и песни, и они сосредоточеннее слушают учителя. Однако иногда звуковое сопровождение фильма незаменимо. Так, при изучении тем, в которых предметы и явления необходимо представить с характерным для чтения звуками и шумами, например, «Горные реки», «Извержение вулкана»,«Землетрясение», следует применять звуковые кинофильмы независимо от сложности сопровождения. Демонстрировать эти фильмы необходимо с комментариями учителя.

Показ кинофильмов в школе наиболее целесообразно проводить после изучения темы с помощью других наглядных материалов. Тогда демонстрация кинофильма способствует закреплению, повторению учебного материала, расширяет и углубляет полученные знания. Наблюдения показали, что демонстрация учебных фильмов дает больший эффект, если ее проводят после рассматривания рисунков, карт, схем или цветных картин. После просмотра следует закрепить полученные сведения. Любой фильм требует обсуждения и без него теряет свою учебную значимость. География, как школьный предмет, является удобной площадкой для использования кинофрагментов в образовательном процессе. Их применение в 7 классе по курсу “Физическая география материков и океанов” является незаменимой составной частью учебного процесса. Главным достоинством кинофрагментов является то, что именно в них объекты и явления в наибольшей степени приближены к реальности. Чаще всего они несут в себе существенный объем информации, визуально передавая специфику физических явлений природы, более конкретно передают фактический материал.

По причине стремительного прогресса и развития информационно-коммуникационных технологий учитель получил возможность широкого использования аудиовизуальных средств обучения на всех формах проведения уроков географии. Современные обучающиеся лучше всего воспринимают действительность через построение зрительного образа.

Самой главной и ведущей задачей, стоящей перед учителем, является методически верное определение и выбор художественного фильма, который целесообразно использовать на уроке географии. Выбранный кинофильм необходимо заранее просмотреть, а для лучшего понимания даже несколько раз. Видеопросмотр позволит учителю определить, каким образом его методически верно использовать, а также установить длительность показа всего кинофильма или фрагментов. Все эти моменты помогают разработать методику, наиболее соответствующего требованиям использования кинофильма, при решении подходящих образовательных задач .

Применение кинофрагментов на уроке методически подразделяется на три этапа:

  1. Выявление взаимосвязей между изучаемой темой и содержанием кинофрагмента;
  2. Работа с кинофрагментом во время показа на уроке;
  3. Работа с кинофрагментом после просмотра.

Для того чтобы материал был грамотно воспринят и усвоен в полном объеме, учителю необходимо подготовить обучающихся к восприятию кинофрагмента. Перед его демонстрацией необходима вступительная речь учителя, в которой: обращается внимание на важные аспекты изучаемой темы; предоставляется дополнительная информация к вызвавшим наибольшую трудность фактам; демонстрируются фактические ошибки и неточности, если таковые имеются.

Выбор кинофрагментов из художественных фильмов для использования на уроках географии требует значительных усилий и большого количества времени у учителя, но в то же время сильно облегчает достижение поставленных результатов обучения. Огромную роль играют комментарии и пояснения учителя по ходу просмотра кинофрагмента. В зависимости от того, насколько доступно и понятно учитель объясняет процессы и явления, продемонстрированные в фильме, и как он показывает связь увиденного с темой урока, зависит качество понимания обучающимися фактического материала и результат всего учебного процесса.

Существуют разнообразные методы и приемы применения кинофрагментов: на этапе изучения нового материала, при повторении уже изученного и для его систематизации. Кинофрагменты могут быть использованы на любом этапе урока по-разному, это зависит от постановки и решения конкретных целей и задач обучения, а также уровня мастерства учителя.

Кинофрагменты целесообразнее всего использовать совместно, комплексно, так как зачастую они одновременно включают в себя информацию и о природных явлениях и процессах, и о рельефе данной территории, и о растительном и животном мире района. Такой метод применения кинофрагментов помогает обучающимся сформировать наиболее достоверное представление о каком-либо объекте или явлении. Но иногда бывает и так, что кинофрагмент содержит только лишь один элемент. Тогда учителю необходимо дополнительно продемонстрировать обучающимся другие кинофрагменты, в которых показаны иные объекты и процессы.

Перед показом кинофрагментов, учитель должен составить по ним вопросы и задания. Вопросы могут иметь открытый тип, подразумевающие получение более объемного и исчерпывающего ответа. Например: почему ареал обитания данного животного распространяется на несколько зон? Помимо этого учитель может применять вопросы требующие конкретизации, к примеру: какое явление показано в кинофрагменте?

Учитель обязательно должен предоставить обучающимся вспомогательный материал для ответа на вопросы - это географические карты и атласы. Данное сочетание различных средств обучения предмета будет способствовать формированию знаний, умений и навыков, таких как работа с картой, так как с помощью нее образ местности будет максимально дополнен разнообразными характерными признаками.

  1. Примеры кинофильмов: Экипаж (2016)-извержение вулкана
  2. Гидроагрегат (2019)-гидроэлектростанции
  3. Землятресение (2016), Спитак (2019) - землятресение в Армении в 1988 году
  4. Утомленные солнцем пустыни – пустыня, барханы
  5. Ледокол (2016)- льды, Арктика, Северный ледовитый океан
  6. Невозможное (2012)- цунами в Тайланде
  7. 2012 (2009)– фильм о теории дрейфа материков
  8. Геошторм (2017)-молния, смерч, цунами, жара, холод, песчаная буря.
  9. Разлом Сан-Андрес (2015)-последствия землетресения, разломы земной коры
  10. И грянул шторм (2016), Идеальный шторм (2019)
  11. Смерч (1996)

Ежегодно по заказу и на гранты Русского географического общества создаются новые фильмы о географии, истории и тайнах России. Среди них есть видеоуроки, художественные ленты, документальное кино и даже мультфильмы(https://kino.rgo.ru/) Портал фильмов Русского географического общества – отличная возможность открыть для себя мир науки и географии, отправиться в путешествие по России, увидеть редких животных, познакомиться с невиданными растениями и узнать больше о судьбах великих путешественников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История кинематографа в России"

Презентация и разработка открытого урока в 11 классе по УМК Кузовлева В.П....

ТЕСТ-киномарафон "Золотой фонд кинематографии"

Автор-Спиридонова Тамара Ивановна -педагог высшей квалификационной категории "ДТТОТЕАТР-КИНО" в ГБОУ ЦДОД "Детский телевизионный учебный центр" г.Москва http://dttoteatrkiho.ucoz.ru ( предмет - «экр...

История кинематографа

Сегодня уже трудно себе представить жизнь без кино, однако история кинематографа берёт своё начало не так давно – в 19 веке. В 1878 году русским фотографом Иваном Болдыревым была изобретена первая кин...

План-конспект урока английского языка "Развитие кинематографа в США и Россиии"

План-конспект урока: « Развитие кинематографа в США и России»...

Становление и рассвет мирового кинематографа. Зарубежное кино. Чарли Чаплин

Разработанный урок с аудио и видеоматериалами по МХК, посвященный истории зарубежного кинематографа и творчеству Чарлина Чаплина. В урок входят упражнения на отработку новой лексики, обучающий текст с...